Дело № 2-687/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 апреля 2017 года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда В СОСТАВЕ:
председательствующего судьи Левченко Н.В.
при секретаре Кузьминой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к проведению подготовки сил обеспечения транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Калининградский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице Калининградской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», мотивируя свои требования тем, что в ноябре 2016 года проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на объектах железнодорожного транспорта, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства на объектах транспортной инфраструктуры -железнодорожных станциях ххх. Объекты транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) - железнодорожные станции ххх внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта и согласно выписке из Реестра находятся в ведении Центральной дирекции управления движением в границах Калининградской железной дороги.
Исходя из п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - ФЗ № 16) объектами транспортной инфраструктуры в числе прочих являются железнодорожные станции.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 16 под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, материальный ущерб, либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
В соответствии с п. 10. ст. 1 ФЗ № 16, транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) от актов незаконного вмешательства (АНВ).
Статья 4 ФЗ № 16 определяет, что обеспечение транспортной безопасности ОТИ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Согласно ст.1 ФЗ № 16 под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующих их на ином законном основании.
В соответствии с ответом Калининградской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» от 25.11.2016 № 2428/КЛНГ Д ответственными лицами за обеспечение транспортной безопасности по состоянию на 25.11.2016 являются:
- на станции ххх - ФИО10;
- на станциях ххх, ФИО3;
- на станции ххх - ФИО4;
- на станции ххх - ФИО14
Статья 2 Федерального закона № 16 устанавливает основные задачи по обеспечению транспортной безопасности, в числе которых подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 1 ст. 12.1 ФЗ № 16-ФЗ, подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Приказом Минтранса России от 31.07.2014 № 212 утвержден Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка, подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами ОТБ работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
Кроме того, субъект транспортной инфраструктуры, во исполнение Федерального закона № 16-ФЗ, пункта 5.12 приказа Минтранса № 43 обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанных требований закона, на момент проведения прокурорской проверки и до настоящего времени в Калининградской дирекции управления движением - структурном подразделении Центральной дирекции управления движения - филиале ОАО «РЖД» специальная профессиональная подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности не проведена.
Требования законодательства в части обеспечения транспортной безопасности ОТИ не соблюдены, что создает угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, а также защиты интересов личности, общества и государства в зоне объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Просят обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» обеспечить проведение подготовки сил обеспечения транспортной безопасности на железнодорожных станциях ххх в порядке, установленном приказом Минтранса России от 31.07.2014 N 212 «Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности», п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», установить срок для совершения указанных действий до 31.12.2017.
В судебном заседании заместитель Калининградского транспортного прокурора Авдеева В.Л. поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Возражала против установления ответчику срока для исполнения требований Калининградского транспортного прокурора до 31.03.2018, поскольку станция Черняховск будет задействована при проведении Чемпионата мира по футболу.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО1 по доверенности в судебном заседании исковые требования признал за исключением сроков, просил установить срок до 31.03.2018. Пояснил, что начальники станций постоянно меняются. План у них имеется, денежные средства выделены, проектная документация пока не готова. Задействована в Чемпионате мира по футболу только одна станция Черняховск. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что в соответствии с планом по транспортной безопасности обучение ответственных лиц перечисленных объектов транспортной инфраструктуры Калининградской дирекции управления движением запланировано на 2017 г. Законодательная база РФ, касающаяся вопросов подготовки лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, не содержит указания на сроки проведения подготовки (в данном случае обучения). Финансирование для проведения обучения ответственных лиц за обеспечение транспортной безопасности будет выделено в соответствии с планом обучения, но ввиду того, что в соответствии с законодательством должен быть проведен аукцион на предмет какая образовательная организация будет проводить обучение, следует, что дирекция может не уложится до 31.12.2017. Такие прогнозы составлены с учетом того, что будет разработана проектная документация для проведения аукциона, с учетом летних каникул образовательной организации, по итогам проведения аукциона – необходимо заключение договора на обучение с определением конкретных сроков обучения и проведение самого обучения. Реальный срок проведения обучения с учетом вышеназванных причин - первый квартал 2018 года.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела и дав собранным по делу доказательствам оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность определяется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (подп. 4, 9, 10). Соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации (п. 1.2).
Положения подпункта 5 статьи 1 Закона о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры относят в числе прочих железнодорожные станции.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", целями обеспечения транспортной безопасности являются в том числе устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В ч. 2 указанной статьи установлено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности и другие.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
По п. 7.2 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно сведениям об объектах железнодорожного транспорта в границах Калининградской железной дороги, включенных в Реестр категорированных объектов, станции ххх внесены в Реестр 08 апреля 2013 года и им присвоены различные категории.
Из списка ответственных лиц за обеспечение транспортной безопасности на 25.11.2016 следует, что на станции ххх – ответственным за ОТБ является ФИО10; на станциях ххх, ФИО3; на станции ххх - ФИО4; на станции ххх - ФИО14 обучение которых запланировано на 2017 год.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС (п. ххх).
В силу названных Требований субъект транспортной инфраструктуры в т.ч. обязан: осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации (п. 5.12).
Приказом Минтранса России от 31.07.2014 N 212 утвержден Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, который включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку сил обеспечения транспортной безопасности (далее - силы ОТБ) и направлен на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства РФ о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами обеспечения транспортной безопасности (далее ОТБ) работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ, и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
Согласно ч. 1 ст. 12.1 ФЗ «О транспортной безопасности», подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
На основании изложенного, должностные лица ответственные за транспортную безопасность станций непосредственно относятся к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности и должны пройти установленную законом подготовку сил обеспечения транспортной безопасности.
Из программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» в 2017 году следует, что планируется обучение по транспортной безопасности работников Калининградской дирекции.
Доказательств прохождения указанными должностными лицами подготовки по обеспечению транспортной безопасности в установленном законом порядке в материалы дела не представлено, а судом не добыто.
Поскольку указанные мероприятия по транспортной и антитеррористической безопасности, обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, бездействие ответчика по не направлению на подготовку должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в соответствии с требованиями законодательства, является незаконным, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц в области транспортной безопасности, исковые требования Калининградского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, учитывая фактические обстоятельства дела, совокупность необходимых действий для проведения подготовки, установленных вышеприведенными нормативными актами, отсутствие доказательств в подтверждение доводов ответчика о необходимости более значительного срока для проведения подготовки, суд полагает возможным установить срок для устранения нарушений до 31.12.2017 года.
Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калининградского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить проведение подготовки сил обеспечения транспортной безопасности на железнодорожных станциях ххх в порядке, установленном Приказом Минтранса России от 31.07.2014 N 212 «Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности», п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в срок до 31 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
КОПИЯ ВЕРНА
Решение вступило в законную силу 11.05.2017 года
Согласовано
Судья Левченко Н.В.
Председатель суда Толмачева Н.Н.