РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 января 2019 года город Черкесск Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Яичниковой А.В., при секретаре судебного заседания Каблахове М.Р., с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, представителя ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КЧР – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о признании права на замену государственного жилищного сертификата, установил: Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о признании права на замену государственного жилищного сертификата. В обоснование доводов изложенных в заявлении указал, что в результате ливневых дождей с градом, прошедших 29-31 мая 2012 года на территории Адыге-Хабльского и Ногайского муниципального районов Карачаево-Черкесской Республики пострадал дом ФИО1 и его семьи, который стал аварийным и в котором проживать опасно для жизни и здоровья людей. ФИО1 и его семье Министерством финансов КЧР 16.09.2014 года выдан государственный жилищный сертификат серии №, с размером общей площади 54 кв. м. Однако реализовать сертификат в обусловленный законом срок не имелась возможность в связи с фактическим отсутствием возможности реализации государственного жилищного сертификата. Истец обратился в Минфин России по вопросу выдачи нового бланка государственного жилищного сертификата серии №№ с новым сроком действия, однако Минфин России сообщил, что срок действия сертификата истек и Минфин России не вправе выдать новый бланк государственного жилищного сертификата, с новым сроком действия. Возможность продления срока действия, а также замены недействительных сертификатов Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 г. № не предусмотрена. Просит суд: признать право ФИО1 на замену с новым сроком действия государственного жилищного сертификата серии №, выданного Министерством финансов КЧР 16.09.2014 ФИО1, с размером общей площади 54 кв. м, согласно Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.07.2012 N 307 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий ураганного ветра, сильного дождя с градом 29 – 31 мая 2012 года» на новый именной государственный жилищный сертификат с новым сроком действия; в решении суда указать, что признание права на замену с новым сроком действия именного государственного жилищного сертификата серии А № от 16 сентября 2014 года, выданного на имя ФИО1 на новый бланк с новым сроком действия, согласно Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.07.2012 N 307 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий ураганного ветра, сильного дождя с градом 29 – 31 мая 2012 года» является достаточным основанием для его замены и продления срока действия Министерством финансов РФ. Истец ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, не просил отложить рассмотрение дела на другой срок. В настоящем судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала требования, изложенные в исковом заявлении, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КЧР – ФИО3 представил суду письменные возражения, которые поддержал в судебном заседании, просил отказать в удовлетворении заявленных требований. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований истца. Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В целях оказания государством помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате стихийных бедствий, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", предусмотрена выдача государственных жилищных сертификатов пострадавшим гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями. Право на обращение в орган исполнительной власти с просьбой о предоставлении жилья, которого гражданин лишился в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, возникает после получения государственного жилищного сертификата. Судом установлено, что в соответствии со Сводным списком семей граждан, лишившихся жилого помещения в результате ураганного ветра и сильного дождя с градом (подтопление), произошедших 29-31 мая 2012 года на территории Адыге-Хабльского и Ногайского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденный постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.07.2012 № 307 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий ураганного ветра, сильного дождя с градом 29-31 мая 2012 года» (Приложение 2 к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.07.2012 N 307) ФИО1 и его семье Министерством финансов КЧР 16.09.2014 г был выдан государственный жилищный сертификат серии А №, с размером общей площади 54 кв.м. Истец обратился в Минфин России по вопросу выдачи нового бланка государственного жилищного сертификата серии А № с новым сроком действия, однако Минфин России сообщил, что срок действия сертификата истек и Минфин России не вправе выдать новый бланк государственного жилищного сертификата, с новым сроком действия. 14 октября 2018 г. ФИО1 обратился в Министерство финансов РФ по вопросу выдачи нового бланка государственного жилищного сертификата, на которое получила отказ с разъяснением, что срок действия ранее выданного ФИО1 государственного жилищного сертификата истек. На момент обращения истца в Министерство финансов РФ по вопросу выдачи нового бланка государственного жилищного сертификата, реализация таких сертификатов осуществлялась в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982 (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 2 данного Порядка сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований. Согласно пункту 6 Порядка список граждан на получение государственного жилищного сертификата утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов. Срок действия сертификата составляет один год с даты выдачи гражданину Российской Федерации. По истечении указанного срока сертификат является недействительным (пункт 4 Порядка). Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что в случае утери (порчи), установления несоответствия в оформлении сертификата или внесения изменений в список на основании документов, подтверждающих эти факты, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет замену выданных бланков сертификатов. Срок действия такого сертификата соответствует сроку действия ранее выданного сертификата, а в случае смерти владельца сертификата или члена семьи владельца сертификата, включенного в список, срок действия нового сертификата составляет один год с даты его выдачи. По смыслу законоположений, содержащих правовые гарантии возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу вследствие стихийных бедствий, посредством помощи в приобретении жилого помещения, государственная финансовая поддержка в приобретении жилья осуществляется с целью возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу стихийным бедствием, и, соответственно, должна быть оказана до тех пор, пока причиненный ущерб не будет возмещен. При этом органы государственной власти, уполномоченные на осуществление финансовой поддержки указанной выше категории граждан, обязаны в полной мере обеспечить получение гражданами финансовой помощи на приобретение жилого помещения в качестве возмещения ущерба, причиненного их имуществу чрезвычайной ситуацией. Вместе с тем истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечет утрату обладателями жилищных сертификатов, не реализовавшими их по объективным причинам, либо вследствие действий третьих лиц, права на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, вследствие чрезвычайной ситуации. В связи с этим обстоятельством, имеющим юридическое значение для настоящего дела, и подлежавшим установлению в ходе судебного разбирательства, является характер причин пропуска истцом срока реализации сертификата, взаимосвязь этих причин с действиями третьих лиц, в том числе с тем, насколько своевременно и надлежаще уполномоченные должностные лица исполнили свои обязанности, направленные на обеспечение реализации прав граждан на получение государственной финансовой помощи. Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Согласно вышеуказанному Порядку, Министерство финансов РФ не имеет право заменять и продлевать срок действия сертификата. Данный довод так же подтвержден письмом Правового департамента Министерства финансов Российской Федерации № от 08.02.2013. По смыслу законоположений, содержащих правовые гарантии возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу вследствие стихийных бедствий, посредством помощи в приобретении жилого помещения, государственная финансовая поддержка в приобретении жилья осуществляется с целью возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу стихийным бедствием, и, соответственно, должна быть оказана до тех пор, пока причиненный ущерб не будет возмещен. При этом органы государственной власти, уполномоченные на осуществление финансовой поддержки указанной выше категории граждан, обязаны в полной мере обеспечить получение гражданами финансовой помощи на приобретение жилого помещения в качестве возмещения ущерба, причиненного их имуществу чрезвычайной ситуацией. Вместе с тем истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечет утрату обладателями жилищных сертификатов, не реализовавшими их по объективным причинам, либо вследствие действий третьих лиц, права на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, вследствие чрезвычайной ситуации. Истцу и его семье должна быть гарантирована финансовая поддержка в приобретении жилья до тех пор, пока причиненный стихийным бедствием ущерб не будет возмещен. При указанных обстоятельствах суд считает исковые требования ФИО1 законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил : Исковые требования ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о признании права на замену государственного жилищного сертификата – удовлетворить. Признать право ФИО1 на замену государственного жилищного сертификата серии А № от 16 сентября 2014 г., выданного на имя ФИО1 на новый бланк с новым сроком действия, согласно Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.07.2012 № 307 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий ураганного ветра, сильного дождя с градом 29-31 мая 2012 года» (Приложение 2 к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.07.2012 N307). Признание права ФИО1 на замену государственного жилищного сертификата серии А № от 16 сентября 2014 г., выданного на имя ФИО1 на новый бланк с новым сроком действия, согласно Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.07.2012 № «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий ураганного ветра, сильного дождя с градом 29-31 мая 2012 года», является достаточным основанием для его замены и продления срока Министерством финансов РФ. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено в совещательной комнате. Судья Черкесского городского суда А.В. Яичникова |