ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4462/19 от 14.11.2019 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2-4462/2019

УИД: 33RS0002-01-2019-005284-48

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

14 ноября 2019 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Игнатовича М.С.

при секретаре Новикове А.Е.,

с участием:

представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ООО «Энергосбыт Волга» ФИО2,

представителя Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> исковое заявление ФИО4 к ООО «Энергосбыт Волга» о признании действий к понуждению заключения договора энергоснабжения по неправомерному тарифу незаконными; обязании внести изменения в договор,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратилась в суд с административным иском к Департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области, ООО «Энергосбыт Волга» (далее также Общество) в котором просила:

признать оспариваемое бездействие Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области по нераспространению тарифа (стоимости) на электроэнергию (мощность), поставляемую населению Владимирской области в 2019 году в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в т.ч. главами крестьянского (фермерского) хозяйства, использующих электрическую энергию (мощность) для собственных и (или) производственных нужд в области сельского хозяйства при условии, если место их постоянного проживания зарегистрировано на территории Владимирской области, не соответствующими нормативным правовым актам и создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства и матери многодетной семьи ФИО4;

обязать административного ответчика департамент цен и тарифов администрации Владимирской области:

в месячный срок после вступления настоящего решения в силу устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО4, для чего в свое постановление от ДД.ММ.ГГГГ### об установлении тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую населению Владимирской области в 2019 г. внести примечание в следующей редакции:

«Примечание: Тариф (стоимость) на электроэнергию (мощность), поставляемую сельскому населению Владимирской области в 2019 году в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления, распространяется на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в т.ч. главами крестьянского (фермерского) хозяйства, использующих электрическую энергию (мощность) для собственных и (или) производственных нужд в области сельского хозяйства при условии, если место их постоянного проживания зарегистрировано на территории Владимирской области»;

в дальнейшем вносить вышеуказанные примечания в свои постановления о тарифах (стоимости) на электроэнергию (мощность) для населения Владимирской области, устанавливаемых на последующие годы - на период до вступления в противоречие изменениям, внесенным в федеральное законодательство об электроэнергетике;

сообщить об исполнении настоящего решения по административному делу в суд и ФИО4, которая являлась административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

признать оспариваемые действия соответчика ООО «Энергосбыт Волга» по склонению истца ФИО4 к заключению договора энергоснабжения по тарифам (стоимости), установленной для группы потребителей электрической энергии «прочие потребители» не соответствующими нормативным правовым актам и создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства и матери многодетной семьи ФИО4;

обязать соответчика ООО «Энергосбыт Волга»:

внести в свой образец договора энергоснабжения физических лип примечание к постановлению департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###, устранив при этом имеющиеся противоречия,- на период до вступления в противоречие изменениям, внесенным в федеральное законодательство об электроэнергетике;

сообщить об исполнении настоящего решения по административному делу в суд и ФИО4, которая являлась административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку требование в части признать оспариваемые действия соответчика ООО «Энергосбыт Волга» по склонению истца ФИО4 к заключению договора энергоснабжения по тарифам (стоимости), установленной для группы потребителей электрической энергии «прочие потребители» не соответствующими нормативным правовым актам и создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства и матери многодетной семьи ФИО4 обязать соответчика ООО «Энергосбыт Волга»:

внести в свой образец договора энергоснабжения физических лиц примечание к постановлению департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###, устранив при этом имеющиеся противоречия,- на период до вступления в противоречие изменениям, внесенным в федеральное законодательство об электроэнергетике;

сообщить об исполнении настоящего решения по административному делу в суд и ФИО4, которая являлась административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено выделить в отдельное производство требование ФИО4 - признать оспариваемые действия соответчика ООО «Энергосбыт Волга» по склонению истца ФИО4 к заключению договора энергоснабжения по тарифам (стоимости), установленной для группы потребителей электрической энергии «прочие потребители» не соответствующими нормативным правовым актам и создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства и матери многодетной семьи ФИО4;

обязать соответчика ООО «Энергосбыт Волга»:

внести в свой образец договора энергоснабжения физических лиц примечание к постановлению департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###, устранив при этом имеющиеся противоречия,- на период до вступления в противоречие изменениям, внесенным в федеральное законодательство об электроэнергетике;

сообщить об исполнении настоящего решения по административному делу в суд и ФИО4, которая являлась административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истица указала, что причиной обращения истца в суд является нарушение Обществом и Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области законных прав потребителя коммунальных услуг, установленных п.33 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ###.

Ответчик не представляет объективных сведений о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги по электрической энергии, используемой на территории Владимирской области индивидуальным предпринимателем, в том числе главой крестьянского хозяйства на собственные производственные нужды. При этом Общество под угрозой отключения дома от электроэнергии, настаивает заключить письменный договор электроснабжения электрической энергией напряжением 0,4 кВ, которая будет оплачиваться по тарифу «Прочие потребители».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» «социальная норма потребления электрической энергии – определенное количество электрической энергии, которая потребляется населением и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии осуществляются по различным регулируемым тарифам». <...> в числе 6 субъектов РФ включена в Перечень субъектов, где будут реализовываться пилотные проекты по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Департамент имеет все полномочия по установления во Владимирской области тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных уровней таких цен и социальных норм потребления, и как следствие, давать разъяснения по распространению их действия на конкретных потребителей электрической энергии из числа физических лиц, относящихся к населению Владимирской области. Однако департамент отклонил мотивированное действующим федеральным и региональным законодательством положение о необходимости урегулирования ценообразования на электрическую энергию, потребляемую производителями сельскохозяйственной продукции из числа индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских хозяйств, постоянное проживание которых зарегистрировано на территории Владимирской области. Так как действующим федеральным законодательством порядок ценообразования электроэнергии, используемой индивидуальным предпринимателем, в том числе главой КФХ на собственные производственные нужды, не предусмотрен.

По мнению ответчика, стоимость электроэнергии, отпускаемой ИП и главам КФХ на собственные производственные нужды, должна быть выше, чем такая же по напряжению и мощности поставляется населению Владимирской области.

Вышеуказанная позиция ответчика равнозначна тому, что реализация конституционного права, предусмотренного статьей 34 Конституции РФ, должна повлечь исключение из состава населения Владимирской области.

Департамент вправе устанавливать тарифы на электрическую энергию, поставляемую в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления. Это приведет к существенному осложнению реализации права, как матери многодетной семьи, на получение скидки в размере ниже 30 % установленной платы за пользование, в частности, электроэнергией, установленной для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, а также права на льготу по социальной норме потребления электрической энергии и сверх социальной нормы потребления по тарифу, установленному для населения Владимирской области. В настоящее время противоправные угрозы Общества являются одним из основных препятствий по введению в эксплуатацию после реконструкции мини-птицефермы по выращиванию перепелов.

Указывая в качестве правового обоснования нормы ст. 426 ГК РФ, Постановления Правительства ### исковые требования просит удовлетворить в полном объеме.

Истец в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель Общества в суде с иском не согласился, указав, что постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ### «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг. Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя коммунальных услуг по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Потребителем коммунальных услуг является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. По мнению истца ООО «Энергосбыт Волга» не предоставляет объективных сведений о правильности исчисления предъявленного потребителю размера платы за коммунальные услуги по электрической энергии, используемой на территории Владимирской области индивидуальным предпринимателем, в том числе главой крестьянского (фермерского) хозяйства на собственные нужды. Между тем, с истцом заключен договор энергоснабжения по тарифу «население», тариф установлен на законодательном уровне, права истца не нарушены.

Представитель Департамента в суде иск не признавал, указав, что данное требование истца касается не установления тарифа на электрическую энергию, а его применения, которое осуществляется гарантирующим поставщиком электрической энергии (ООО «Энергосбыт Волга»), а не органом регулирования (Департамент). Вопрос о применении к ФИО4 тарифов на электрическую энергию, как к населению со стороны гарантирующих поставщиков электрической энергии был предметом проведения контрольных мероприятий департаментом, а также предметом рассмотрения судебного дела арбитражным судом Владимирской области (№ А11-15394/2017). Согласно решению Арбитражного суда на применение цены на электрическую энергию (регулируемая/нерегулируемая) влияют цели ее использования. Так как было установлено, что ФИО4 потребляет электрическую энергию исключительно на хозяйственно-бытовые нужды, к ней должен применяться тариф на электрическую энергию, установленный для населения и приравненных к нему потребителей. ООО «Энергосбыт Волга» весь объем электрической энергии, потребляемой ФИО4 по адресу д. Климовская, <...>, выставляет по тарифам на электрическую энергию, установленным департаментом для населения, в том числе и в настоящее время. Таким образом, права и законные интересы ФИО4 на оплату электрической энергии по тарифам для населения не нарушаются.

Понятие население в рамках государственного регулирования тарифов на электрическую энергию и их применения дано в п. 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ###-э/2, согласно которому к тарифной группе население относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей. Исчерпывающий перечень приравненных к населению потребителей утвержден в приложении ### к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ###. В данный перечень индивидуальные предприниматели и руководители крестьянских (фермерских) хозяйств не входят. Орган регулирования в лице департамента, не вправе дополнять или изменять правовые положения, установленные федеральными нормативными правовыми актами. Просит отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно ч. 3 ст. 154 ГК РФ, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли всех сторон.

В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно п. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

В соответствии с п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО4 является многодетной матерью, а также главой крестьянско-фермерского хозяйства.

ООО «Энергосбыт Волга» осуществляет деятельность, в том числе, покупка и реализация электрической энергии на оптовом и розничном рынке электроэнергии, предоставление коммунальных услуг населению, выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решения уполномоченного органа (ст. 2 Устава).

Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ### ООО «Энергосбыт Волга» присвоен статус гарантирующего поставщика ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья».

Как следует из пояснений сторон в рамках планирования деятельности по разведению перепелов и содержания фермы, истец обращался в адрес ответчика с разъяснением порядка оплаты за электроэнергию, в том числе применения тарифа для крестьянско-фермерского хозяйства.

На обращения истца Обществом даны ответы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, где разъяснен порядок реализации электроэнергии для категорий потребителей.

Установлено, что к ФИО4 применяется тариф для населения.

Предъявляя настоящие требования, истец полагает, что установленный в постановлении департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### тариф установленный для группы потребителей электрической энергии «прочие потребители» не соответствует нормативным правовым актам, полагает его создающим препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства и матери многодетной семьи ФИО4

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п.1).

Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от ДД.ММ.ГГГГ N 20-э/2, предусмотрены 4 тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): базовые потребители, население, прочие потребители и организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.

В приведенной норме определены также критерии отнесения потребителей к тарифным группам. К тарифной группе "Население" отнесены граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также потребители, приравненные к категории "население".

Согласно положениям статей 539 - 547 ГК РФ под бытовым потреблением электроэнергии признается использование электроэнергии для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В настоящем судебном заседании истцом не представлено доказательств нарушения ее прав, поскольку к ней Обществом при расчете регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию она отнесена по применяется тариф население. Доказательств применения к ней иного расчета и тарифа, равно как и реальной деятельности по содержанию фермы крестьянско-фермерского хозяйства не представлено.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 Правил бытового обслуживания населения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1025, под относящимися к населению потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, законодательством РФ крестьянское хозяйство не отнесено к такой категории потребителей, как население и потребители, приравненные к населению.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются. Лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Таким образом, доказательств нарушения прав ФИО4 не представлено, судом не добыто, следовательно, настоящий иск подлежит отклонению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО4 к ООО «Энергосбыт Волга» о признании действий к понуждению заключения договора энергоснабжения по неправомерному тарифу незаконными; обязании внести изменения в договор - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.С.Игнатович

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья М.С.Игнатович