ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4468/2016 от 23.06.2016 Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 2-703/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2016 года Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего Чухонцевой Е.В.

при секретаре Сафроновой Е.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 18 ГУФСИН России по Челябинской области об обязании проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест,

У С Т А Н О В И Л:

Магнитогорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 18 ГУФСИН России по Челябинской области об обязании проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест. В обоснование иска указал, что Магнитогорской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Челябинской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области. В ходе проверки установлено, что данным учреждением не соблюдаются требования трудового законодательства в части проведения специальной оценки условий труда, что подтверждается материалами проверки, в том числе сведениями предоставленными начальником ФКУ ИК-18, о датах проведения аттестации рабочих мест на рабочих местах осужденных, финансируемых за счет федерального бюджета, объяснением старшего инспектора группы по охране труда и технике безопасности ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области Захарова Д.В. Просит суд обязать ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области в срок до 01 октября 2016 года провести специальную оценку условий труда в отношении 26 рабочих мест следующих специальностей: - столовая для осужденных: резчик пищевой продукции, кухонный рабочий; уборщик производственных и служебных помещений; хлебопекарня: кухонный рабочий, уборщик производственных и служебных помещений; камера хранения: заведующий камерой хранения, уборщик помещений; мастерская по ремонту спецодежды и обуви: портной; баня-прачечная с парикмахерской: заведующей баней (прачечной), рабочий по стирке и ремонту спецодежды; отдел интендантского и хозяйственного обеспечения: подсобный рабочий; клуб для осужденных: заведующий хозяйством (клубом), художник, уборщик помещений, киномеханик; обслуживающий персонал штаба: уборщик помещений; медицинская часть: уборщик помещений; общежитие: дневальный отряда, уборщик помещений; обслуживающий персонал жилой зоны: рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (столяр-плотник), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (монтажник внутренних санитарнотехнических систем и оборудования), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (слесарь-электрик по ремонту электрооборудования), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (электрогазосварщик), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (штукатур-маляр), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик территории.

Представитель Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – Кожевников М.В., в судебном заседании поддержал исковое заявление, доводы, изложенные в судебном заседании.

Представитель ответчика Федерального казенного учреждения исправительная колония № 18 ГУФСИН России по Челябинской области – Сорокин Д.Н., действующий на основании доверенности от 23 мая 2016 года, в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что вины учреждения в непроведении специальной оценки условий труда в отношении 26 рабочих мест нет, в силу отсутствия финансирования из Федерального бюджета. Указал, что в настоящее время учреждение проводит работу по заключению государственного контракта для проведения специальной оценки условий труда.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 104 УИК РФ правила охраны труда, техники безопасности осужденных к лишению свободы устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

В соответствии с требованиями ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. При этом обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии с общими правилами, предусмотренными ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки условий труда.

Требованиями ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу указанного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводится в течении пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренной ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии с п.п. 1.2, 1.9 устава ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области, утвержденного приказом ФСИН России от 07.04.2011 №214 (далее Устав), учредителем ФКУ ИК-18 является Российская Федерация, являющаяся собственником имущества учреждения. Учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах.

Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 18 в соответствии сп. 1.7 Устава является юридическим лицом. Данная организация имеет свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ.

В соответствии с п. 1.13 Устава правовую основу деятельности ФКУ ИК-18 составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, иные нормативно-правовые акты, в том числе устав учреждения.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Магнитогорской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Челябинской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области.

В ходе проверки установлено, что данным учреждением не соблюдаются требования трудового законодательства в части проведения специальной оценки условий труда. Указанный факт подтверждается материалами проверки, в том числе сведениями предоставленными начальником ФКУ ИК-18, о датах проведения аттестации рабочих мест на рабочих местах осужденных, финансируемых за счет федерального бюджета, объяснением старшего инспектора группы по охране труда и технике безопасности ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области Захарова Д.В. (л.д.35-45).

В результате проверки выявлено, что в настоящее время в ФКУ ИК-18 не проведена специальная оценка условий труда в отношении 26 рабочих мест, финансируемых за счет федерального бюджета, на которых трудоустроены и работают осужденные – столовая для осужденных: резчик пищевой продукции, кухонный рабочий; уборщик производственных и служебных помещений; хлебопекарня: кухонный рабочий, уборщик производственных и служебных помещений; камера хранения: заведующий камерой хранения, уборщик помещений; мастерская по ремонту спецодежды и обуви: портной; баня-прачечная с парикмахерской: заведующей баней (прачечной), рабочий по стирке и ремонту спецодежды; отдел интендантского и хозяйственного обеспечения: подсобный рабочий; клуб для осужденных: заведующий хозяйством (клубом), художник, уборщик помещений, киномеханик, обслуживающий персонал штаба: уборщик помещений; медицинская часть: уборщик помещений; общежитие: дневальный отряда, уборщик помещений; обслуживающий персонал жилой зоны: рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (столяр-плотник), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (монтажник внутренних санитарнотехнических систем и оборудования), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (слесарь-электрик по ремонту электрооборудования), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (электрогазосварщик), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (штукатур-маляр), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик территории.

Непроведение ФКУ ИК-18 специальной оценки условий труда в отношении выше указанных рабочих мест противоречит интересам государства.

В соответствии со ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев на производстве и повреждения здоровья работников является основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Согласно ст.ст. 18, 46 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов зашиты гражданских прав неограничен, поэтому прокурором предъявлено исковое заявление о возложении на ФКУ РЖ-18 обязанности устранить выявленное нарушение трудового законодательства.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В ФКУ ИК-18 на вышеуказанных производственных объектах (участках) на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Специальная оценка условий труда включает в себя комплекс мероприятий, направленных на установление безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Представители ответчика Сорокин Д.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, пояснил, что вины учреждения в непроведении специальной оценки условий труда в отношении 26 рабочих мест нет, в силу отсутствия финансирования из Федерального бюджета. Указал, что в настоящее время учреждение проводит работу по заключению государственного контракта для проведения специальной оценки условий труда.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, поскольку в судебном заседании установлено, что бездействие ответчика, привело к нарушению трудовых прав неопределенного круга лиц. При этом, суд считает правильным согласится с позицией истца установить срок для до 01 октября 2016 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 18 ГУФСИН России по Челябинской области об обязании проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест удовлетворить.

Обязать ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области в срок до 01 октября 2016 года провести специальную оценку условий труда в отношении 26 рабочих мест следующих специальностей: столовая для осужденных – резчик пищевой продукции, кухонный рабочий; уборщик производственных и служебных помещений; хлебопекарня – кухонный рабочий, уборщик производственных и служебных помещений; камера хранения – заведующий камерой хранения, уборщик помещений; мастерская по ремонту спецодежды и обуви – портной; баня-прачечная с парикмахерской – заведующей баней (прачечной), рабочий по стирке и ремонту спецодежды; отдел интендантского и хозяйственного обеспечения – подсобный рабочий; клуб для осужденных – заведующий хозяйством (клубом), художник, уборщик помещений, киномеханик; обслуживающий персонал штаба – уборщик помещений; медицинская часть – уборщик помещений; общежитие – дневальный отряда, уборщик помещений; обслуживающий персонал жилой зоны – рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (столяр-плотник), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (монтажник внутренних санитарнотехнических систем и оборудования), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (слесарь-электрик по ремонту электрооборудования), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (электрогазосварщик), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (штукатур-маляр), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик территории.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: