ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-446/20 от 22.06.2020 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2-446/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 июня 2020 года г.Советский

Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Кобцева В.А.,

при секретаре Нечаевой Т.В.,

с участием истца ФИО1,

представителей ответчика ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Советскому району (далее по тексту- ОМВД России по Советскому району) о включении периода работы в стаж службы в органах внутренних дел и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с иском к ОМВД России по Советскому району, в котором просил:

- обязать ответчика засчитать в стаж службы в органах внутренних дел период работы в Чеченской таможне Южного таможенного управления ФТС России с (дата) по (дата);

- взыскать в его пользу с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что (дата) он подал рапорт об увольнении из органов внутренних дел по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Согласно уведомлению ответчика от (дата) периоды его работы в Чеченской таможне в должности инспектора отделения тылового обеспечения федеральной государственной службы с (дата) по (дата) не входят в выслугу лет для назначения пенсии. Полагал, что данное обстоятельство нарушает его право на пенсионное обеспечение, так как ранее занимаемые им должности в Чеченской таможне относятся к должностям федеральной государственной гражданской службы. На момент его увольнения из таможенных органов ему был присвоен чин секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.

Полагал, что поскольку должности таможенного инспектора и государственного таможенного инспектора относятся к государственным должностям федеральной государственной гражданской службы, то на основании ст.ст. 2 и 14 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» и ст.38 Федерального закона №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» стаж государственной службы в Чеченской таможне также подлежит включению в стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении.

В связи с отказом в назначении пенсии он испытал нервные переживания, так как пенсия пенсионера является единственным источником его существования.

В судебном заседании истец ФИО4 поддержал заявленные требования и просил удовлетворить, пояснив при этом вышеизложенные обстоятельства.

Представители ответчика ФИО2, ФИО3 иск ФИО4 не признали и просили в удовлетворении требований истца отказать, указав, что ФИО4 был принят на работу в Чеченскую таможню и назначен на государственную должность государственной службы таможенным инспектором отделения тылового обеспечения без присвоения специального звания, что исключает возможность включения спорного периода работы в стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Истцом не представлены доказательства причинения ему морального вреда.

Заслушав пояснения истца, возражения представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее - таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов определены Федеральным законом от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период (дата) по (дата) ФИО4 замещал должности государственной гражданской службы Чеченской таможни (таможенного поста): таможенного инспектора отделения тылового обеспечения, государственного таможенного инспектора отделения тылового обеспечения, государственного таможенного инспектора отдела тылового обеспечения, государственного таможенного инспектора отдела бухгалтерского учета и финансовой экспертизы, государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля.

В указанный период ФИО4 присваивались квалификационные разряды федерального государственного служащего: референт государственной службы 2 класса, референт государственной службы 1 класса.

В период с (дата) по (дата) ФИО4 проходил службу в ОМВД России по Советскому району, уволен на основании п.2 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по инициативе сотрудника. Ответчик отказал ФИО4 во включении спорного периода работы в стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет.

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, производится на основании специального закона - Закона Российской Федерации от 12.021993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», статьей 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 38 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий

Пунктом 1(1) постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» также определено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы с 1 января 2012 г., лицам рядового и начальствующего состава войск национальной гвардии Российской Федерации, уволенным со службы с 5 апреля 2016 г., помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, засчитывается в календарном исчислении период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

Статьей 5 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» определено, что гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов (далее - специальные звания):

1) прапорщик таможенной службы;

2) старший прапорщик таможенной службы;

3) младший лейтенант таможенной службы;

4) лейтенант таможенной службы;

5) старший лейтенант таможенной службы;

6) капитан таможенной службы;

7) майор таможенной службы;

8) подполковник таможенной службы;

9) полковник таможенной службы;

10) генерал-майор таможенной службы;

11) генерал-лейтенант таможенной службы;

12) генерал-полковник таможенной службы;

13) действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации (пункт 1).

Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы (пункт 3).

В период службы ФИО4 в таможенных органах Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий были определены приказом ГТК РФ от 02.04.2001 №327 «Об утверждении перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом, соответствующих им специальных званий и общих квалификационных требований», приказом ФТС РФ от 12.12.2006 №1304 «Об утверждении перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом, соответствующих им специальных званий и общих квалификационных требований».

Ни одна из должностей, замещаемых ФИО4 в таможенных органах в спорный период, не была поименована в вышеназванных перечнях и не предусматривала присвоение специальных званий.

Поскольку в спорный период ФИО4 не замещались должности в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, то ответчиком обосновано не был принят данный период при исчислении выслуги лет истца.

Довод ФИО4 о том, что период замещения им должностей государственной гражданской службы подлежит включению в выслугу лет на основании статьи 14 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», несостоятелен.

Действительно, согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и должностей муниципальной службы.

Между тем, пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из статьи 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьи 5 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при достижении установленной законом выслуги.

Выслуга лет является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1. При этом, служба в таможенных органах на должностях, по которым не предусмотрено присвоение специальных званий, не подлежит включению в выслугу лет.

Приведенное толкование правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, согласуется с решением Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2009 №ГКПИ09-737 и правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2011 №1447-О-О.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для включения в стаж службы в органах внутренних дел спорного период работы истца и полагает в удовлетворении иска ФИО4 отказать в полном объеме заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО4 к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Советскому району о включении периода работы в стаж службы в органах внутренних дел и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья В.А. Кобцев