ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-446/20 от 29.05.2020 Мелеузовского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-446/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мелеуз 29 мая 2020 года

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Барашихиной С.Ф.,

с участием заместителя Мелеузовского межрайонного прокурора

Филимонова А.А.

представителя ФГБУ «Национальный парк « Башкирия» ФИО1

при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Башкирия», Министерству природных ресурсов и экологии РФ о проведении лесоустройства на территории национального парка,

УСТАНОВИЛ:

Мелеузовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Башкирия» о проведении лесоустройства на территории национального парка.

В обоснование исковых требований указал, что Мелеузовской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры Республики Башкортостан от <дата обезличена><№> проведена проверка исполнения ФГУБ НП «Башкирия» законодательства в сфере лесопользования. По результатам проверки выявлены нарушения. ФГУБ НП «Башкирия» проводят лесохозяйственные, лесовосстановительные, биотехнические, рекультивационные, регуляционные и иные мероприятия, необходимые для сохранения естественных экосистем и отдельных природных комплексов и объектов. В ходе проверки установлено, что протоколом второго технического совещания по завершению полевых лесоустроительных работ от <дата обезличена> утверждено окончание лесоустроительных работ на территории национального парка «Башкирия». До настоящего времени лесоустроительные работы на территории национального парка не проводились и в установленном порядке не утверждались. 15-ти летний срок действия результатов таксации и соответственно, лесоустройства территории национального парка истек. <дата обезличена> вынесено представление. Однако до настоящего времени меры к проведению лесоустройства не приняты. Пользование лесными участками, их формирование и предоставление гражданам и юридическим лицам без действующего лесоустройства и актуальных результатов таксации невозможно. Кроме того, без актуальных материалов лесоустройства невозможно принятие эффективных мер по охране лесов и их восстановлению.

В связи с привлечением судом к участию в деле в качестве соответчика Министерство природных ресурсов и экологии РФ Мелеузовский межрайонный прокурор исковые требования изменил, просил обязать провести лесоустройство на территории национального НП «Башкирия» ФГУБ НП «Башкирия» и Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

В судебном заседании заместитель Мелеузовского межрайонного прокурора Филимонов А.А исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора с учетом сделанных в порядке ст. 39,45 ГПК РФ изменений поддержал, суду изложил обстоятельства, указанные в исковом заявлении и пояснил, что соглашаясь с доводами Минприроды России учитывая площадь территории НП «Башкирия», достаточно большой объем необходимых лесоустроительных работ полагает, что более разумным будет установить срок для проведения лесоустройства в три года с момента вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика ФГУБ «НП «Башкирия» ФИО1 в судебном заседании удовлетворению исковых требований Мелеузовского межрайонного прокурора не возражала, суду пояснила, что они признают исковые требования прокурора в той части, что если будет финансирование, то они как организаторы будут обязаны провести лесоустройство.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РФ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, представил в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором указал, что требования Мелеузовского межрайонного прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку выделение бюджетных средств на проведение лесоустроительных работ ФГБУ «Национальный парк «Башкирия» в 2020 году не предусмотрено. Кроме того, определенный в исковом заявлении срок проведения лесоустройства не учитывает площадь территории национального парка «Башкирия», а также объем необходимых лесоустроительных работ.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на настоящее время), лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

В соответствии с требованиями п. 4 ч. 2 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено создание лесничеств на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Часть 1 статьи 67 Лесного Кодекса Российской Федерации определяет, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса, которая гласит, что лесничества и лесопарки также располагаются на землях: особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Согласно части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Часть 1 ст. 70 Лесного Кодекса Российской Федерации содержит общее правило, согласно которому выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Частью 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция, которой установлены правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 29 Лесоустроительной инструкции таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

Согласно п. 31 Лесоустроительной инструкции периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет.

В соответствии с п. 133 Лесоустроительной инструкции в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется с учетом функционального зонирования и правового режима особо охраняемых природных территорий. Срок повторяемости таксации лесов для национальных парков составляет - 15 лет.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Положениями статьи 16 названного Федерального закона предусмотрено, что управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленного в материалы дела Положения о федеральном государственном бюджетном учреждении "Национальный парк "Башкирия", утвержденного приказом Минприроды России от 27 мая 2002 года N 311 следует, что Национальный парк образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 сентября 1986 г. N 398 "О создании государственного природного национального парка "Башкирия" в Башкирской АССР" (СП РСФСР, 1986, N 24, ст. 179) и Приказом Министерства лесного хозяйства РСФСР от 23 сентября 1986 г. N 234. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 990 "Об изменении решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 42, ст. 3989) государственный природный национальный парк "Башкирия" переименован в национальный парк "Башкирия" и отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения.

Национальный парк располагается на территории Мелеузовского, Кугарчинского и Бурзянского административных районов Республики Башкортостан.

Границы национального парка утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 сентября 1986 г. N 398 "О создании государственного природного национального парка "Башкирия" в Башкирской АССР" (СП РСФСР, 1986, 3 24. ст. 179) и уточнены в ходе лесоустройства 1990 года в соответствии с пунктом 1 указанного Постановления. Площадь национального парка составляет 82300 га, в том числе 79800 га предоставлены в пользование национальному парку и 2500 га акватории Нугушского водохранилища включены в состав парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации.

Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Башкирия" (далее - национальный парк) является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, территория которого включает природные комплексы и объекты горных лесов Южного Урала, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что Национальный парк в соответствии с возложенными на него основными задачами проводит в том числе лесохозяйственные, лесовосстановительные, биотехнические, рекультивационные, регуляционные и иные мероприятия, необходимые для сохранения естественных экосистем и отдельных природных комплексов и объектов; обеспечивает на своей территории работу по учету лесного фонда, объектов растительного и животного мира (в том числе рыбных запасов), проведению лесоустройства.

Согласно Приложению <№> Протокола первого лесоустроительного совещания по устройству лесов ФГБУ «Национальный парк «Башкирия» Республики Башкортостан от <дата обезличена> постановлено лесоустроительные работы провести в границах национального парка по состоянию на <дата обезличена>.

Согласно Приложению <№> Протокола второго технического совещания по завершению полевых лесоустроительных работ от <дата обезличена> постановлено считать полевые лесоустроительные работы проведенными на всей площади национального парка 79,8 тыс. га по 1 разряду точности в соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России» часть 1, утв. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России <№>от <дата обезличена>, Положением о ФГУ «Национальный парк «Башкирия», утв. Приказом МПР РФ <№> от <дата обезличена> и протокола первого лесоустроительного совещания.

<дата обезличена> Мелеузовским межрайонным прокурором по результатам проведенной проверки исполнения ФГБУ НП «Башкирия» законодательства в сфере лесопользования внесено представление <№> о принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона, причин, условий, им способствовавших, и недопущению их впредь.

Из указанного представления следует, что в ходе проверки установлено, что протоколом второго технического совещания по завершению полевых лесоустроительных работ от <дата обезличена> окончание лесоустроительных работ на территории национального парка «Башкирия».

С указанного периода и до настоящего времени лесоустроительные работы на территории национального парка не проводились и в установленном порядке не утверждались.

Согласно пункту 12 Положения Национальный парк находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, в области обращения с животными, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

В силу п. 5.33 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

Из письма Башкирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от <дата обезличена><№> следует, что стоимость выполнения работ по проведению лесоустройства на землях особо охраняемой природной территории ФГБУ «Национальный парк «Башкирия», выполняемых поэтапно в течение 3-х лет на площади 79800 га по предварительным расчетам составит 23 370 059 рублей.

Письмами от <дата обезличена><№>-м, от <дата обезличена><№>-м в Департамент государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории Минприроды России директор ФГБУ «Национальный парк «Башкирия» ФИО2 обращался о выделении дополнительного бюджетного финансирования на проведение лесоустроительных работ, выполняемых поэтапно в течение 3-х лет на площади 79800 га, указывая при этом, что последние мероприятия лесоустройству в национальном парке были проведены в 2004 году. Оценка стоимости проведена ФГБУ «Рослесинфорг».

При данных обстоятельствах, учитывая, что проведение работ по лесоустройству является продолжительным по времени, трудоемким и затратным мероприятием, однако невыполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране указанных лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в виде их охраны, защиты и таксации, отсутствие денежных средств, финансирования не является основанием для освобождения ответчиков от возложенных на них законом обязанностей и принимая во внимание, что в силу норм действующего законодательства субъектами, обладающими полномочиями по организации проведения лесоустройства на территории НП «Башкирия» являются ФГБУ НП «Башкирия» и Министерство природных ресурсов и экологии РФ, ФГБУ «Национальный парк Башкирия» является учреждением, подведомственным Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, все работы по лесоустройству проводятся на основании контракта, заключаемого заказчиком - ФГБУ «Национальный парк Башкирия» за счет субсидий, полученных от указанного Министерства, исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора о проведении лесоустройства на территории национального парка подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Башкирия» о проведении лесоустройства на территории национального парка удовлетворить.

обязать ФГУБ НП «Башкирия» и Министерство природных ресурсов и экологии РФ провести лесоустройство на территории национального парка «Башкирия» в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Мелеузовский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 29 мая 2020 г.

Председательствующий С.Ф.Барашихина