Дело № 2-446/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2017 года г. Сокол,
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Закутиной М.Г.,
при секретаре Пекарской И.И.,
с участием:
- истцов ФИО1, ФИО2,
- представителя ответчика ФИО3,
- представителя третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы» о защите прав потребителей,
у с т а н о в и л:
ФИО1, ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО16, ФИО12, ФИО13, ФИО17, ФИО15 являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается договорами на передачу квартир в собственность, справками Государственного предприятия Вологодской области «Вологдатехинвентаризация», выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1, л.д. 7, 25, 56, 84; т. 2, л.д. 109, 127).
04 марта 2010 года в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано Товарищество собственников жилья «Советская 78» (далее также - ТСЖ «Советская 78», присвоен основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1103537000159.
ДД.ММ.ГГГГ правлением ТСЖ «Советская 78» с учетом мнения собственников и нанимателей квартир многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> принято предложение Общества с ограниченной ответственностью «Термоспод» (далее также – ООО «Термоспод») о заключении договора управления и расторгнут договор управления многоквартирным домом с Обществом с ограниченной ответственностью «Дом Сервис» с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 71).
ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ «Советская 78» и ООО «Термоспод» на основании протокола правления ТСЖ «Советская 78» от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 64-70).
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным унитарным предприятием «Коммунальные системы» (далее – МУП «Коммунальные системы») и Обществом с ограниченной ответственностью «Проект Инвест» (далее – ООО «Проект Инвест») заключен договор № на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды, а также по проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды в многоквартирных домах по адресам, указанным в приложениях № 1 и № 2 к договору, для нужд МУП «Коммунальные системы» (т. 1, л.д. 140-148).
Согласно приложению № 1 к указанному договору жилой дом по адресу: <адрес> включен в техническое задание на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС и по проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС в многоквартирных домах (т. 1, л.д. 142-144).
Согласно приложению № 2 к указанному договору жилой дом по адресу: <адрес> включен в техническое задание на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации на установку коммерческих приборов учета холодной воды и по проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета холодной воды в многоквартирных домах (т. 1, л.д. 144-148).
ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным унитарным предприятием «Коммунальные системы» в присутствии представителя управляющей компании ООО «Термоспод» проведено обследование на предмет установления наличия технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и холодного водоснабжения по адресу: <адрес>. На основании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что техническая возможность установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и холодного водоснабжения по адресу: <адрес> имеется (т. 1, л.д. 149).
Предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ№ МУП «Коммунальные системы» предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: расторгнуть контракт с ООО «Проект Инвест», заключенный по результатам проведенного конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды, а также по проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды в многоквартирных домах, провести конкурс в соответствии с действующим законодательством (т. 1, л.д. 152).
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные системы» и ООО «Проект Инвест» подписано соглашение о расторжении договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 153).
Согласно акту о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Проект Инвест» передало, а МУП «Коммунальные системы» приняло выполненные ООО «Проект Инвест» до момента расторжения договора работы по изготовлению проектной документации на установку коммерческих узлов (приборов) учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС (ТС) и коммерческих узлов (приборов) учета холодной воды (ХВС) на объекте: <адрес>; стоимость проектирования включает проектные работы по ТС+ХВС, составляет 72 377 руб. 78 коп., включая НДС 18 % (т. 1, л.д. 154-158).
ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Коммунальные системы» и ООО «Проект Инвест» заключен договор на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды, а также по проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды в многоквартирных домах (т. 1, л.д. 184-186).
Согласно перечню адресов, приведенному в приложении № 1 к указанному договору, жилой дом по адресу: <адрес> включен в техническое задание на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации, а также проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета холодной воды и коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС в многоквартирных домах (т. 1, л.д. 187-196).
Согласно акту допуска в эксплуатацию общедомового узла учета холодного водоснабжения у потребителя смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета соответствует всем требованиям «Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод»; оборудование узла учета функционирует нормально, недостатков не выявлено, техническая документация (проект, паспорта) получены от монтажной организации в полном объеме; узел учета холодного водоснабжения допускается в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 204).
Согласно акту допуска в эксплуатацию общедомового узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения у потребителя смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета соответствует всем требованиям «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя»; оборудование узла учета функционирует нормально, недостатков не выявлено, техническая документация (проект, паспорта) получены от монтажной организации в полном объеме; узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 203).
Согласно счетам–фактурам № и № от ДД.ММ.ГГГГ выставленным ООО «Проект Инвест», справкам о стоимости выполненных работ и затрат за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ, актам о приемке выполненных работ за ДД.ММ.ГГГГ, справке МУП «Коммунальные системы» затраты на установку общедомовых приборов учета по адресу: <адрес> составили 623 927 руб. 20 коп., в том числе затраты на установку прибора учета холодной воды 144 110 руб. 49 коп. (включая стоимость материалов с НДС 35 378 руб. 21 коп. и стоимость работ 108 732 руб. 28 коп. 75 654 руб. 52 коп.), затраты на установку узла учета тепловой энергии 407 438 руб. 93 коп. (включая стоимость материалов с НДС 158 265 руб. 41 коп. и стоимость работ 249 173 руб. 52 коп.) и затраты на подготовку проектной документации 72 377 руб. 78 коп. (т. 1, л.д. 203-243).
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные системы» передало ООО «Термоспод» оригиналы проектной документации и паспортов на оборудование общедомовых узлов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения по адресу: <адрес>, а именно: проект коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя, паспорт тепловычислителя ТВ-7 зав. №, паспорт комплекта термометров сопротивления КТС-Б зав. №, паспорт расходометра электромагнитного ФИО18 50-36С-0 зав. №, паспорт расходометра электромагнитного ФИО18 50-36С-0 зав. №, паспорт расходометра электромагнитного ФИО18 32-15С-0 зав. №, паспорт расходометра электромагнитного ФИО18 20-12С-0 зав. №, паспорт датчика давления ИД зав. №, паспорт датчика давления ИД зав. №, паспорт датчика давления ИД зав. 0871, паспорт датчика давления ИД зав. 0975, GSM модем iRZ MC52iT зав. №, проект общедомового водомерного узла, паспорт расходометра электромагнитного ФИО18 50-36С-0 зав. №, акт допуска в эксплуатацию узда тепловой энергии и горячего водоснабжения, акт допуска в эксплуатацию общедомового узла учета холодного водоснабжения, что подтверждается актом приема-передачи оригиналов проектной документации и паспортов на оборудование общедомовых узлов учета по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 205).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Автономного учреждения Вологодской области «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области» утверждено положительное заключение №, согласно которому сметная документация по коммерческому узлу учета тепловой энергии и теплоносителя, общедомовому водомерному узлу по адресу: <адрес> разработана в соответствии с действующими сметными нормативами, физическими объемами работ, подтвержденными ведомостями объемов работ, утвержденными заказчиком; сметная стоимость объектов «Коммерческий узел учета тепловой энергии и теплоносителя по адресу: <адрес>» и «Общедомовой водомерный узел по адресу: <адрес>» определена достоверно и рекомендуется к утверждению в текущих ценах, из них затраты с НДС на коммерческий узел учета тепловой энергии и теплоносителя 410 833 руб. 52 коп., на общедомовой водомерный узел 144 817 руб. 86 коп. (т. 1, л.д. 206-208).
В ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные системы» предъявило собственникам жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> квитанции по оплате возмещения затрат по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и холодной воды, в том числе по квартире № (т. 1, л.д. 8) - на сумму 11 071 руб. 83 коп. (ФИО1, ФИО1, ФИО5), по квартире № (т. 1, л.д. 35-36) – на сумму 11 054 руб. (ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8), по квартире № – на сумму 11 963 руб. 28 коп. (ФИО9, ФИО10, ФИО11), по квартире № (л.д. 110-112) – на сумму 11 927 руб. 63 коп. (ФИО12, ФИО13, ФИО17, ФИО15).
ФИО1, ФИО1, ФИО5 обратились в суд с исковым заявлением к МУП «Коммунальные системы», требуя признать действия ответчика по обязанию истцов оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета в многоквартирном доме по адресу: <адрес> необоснованными и незаконными, возложить на ответчика обязанность отказаться от исполнения обязательств в части переложения оплаты на установку общедомовых приборов учета на истцов как на ненадлежащую сторону; взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб. В обоснование указывают, что ответчику в результате стихийно проведенного ДД.ММ.ГГГГ собрания собственников жилья от имени истца, а также от имени собственника квартиры в этом доме ФИО20 направлено требование о предоставлении необходимых документов и расчета сумм уплаты собственниками жилья названного дома затрат на установку общедомовых приборов учета. ДД.ММ.ГГГГ от ответчика поступил ответ о том, что действующее законодательство не предусматривает обязанности предоставления запрашиваемой документации, техническая документация на общедомовые приборы учета передана в управляющую организацию ООО «Термоспод», где с ней можно ознакомиться. Истцы полагают, что отказ ответчика предоставить запрашиваемую документацию является нарушением Закона о защите прав потребителей, поскольку лишает их права достоверно знать о формировании стоимости затрат на установку общедомовых приборов учета. Предъявленная сумма 623 927 руб. 20 коп. явно превышает сумму, которую удалось найти в сети Интернет, свидетельствующую, что для жителей 100-квартирного дома монтаж будет стоить в пределах 60 000 – 300 000 руб. Очевидной и внятной работы по информированию собственников дома о необходимости установки общедомовых приборов учета не проводилось, об установке таких приборов собственникам стало известно только в мае ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета должна управляющая организация. В связи с отказом в предоставлении полноценной информации по установке общедомовых приборов учета истцам причинен моральный вред в размере 1 000 руб. каждому.
ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8 обратились в суд с исковым заявлением к МУП «Коммунальные системы», приводя аналогичные доводы и требуя признать действия ответчика по обязанию истцов оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета в многоквартирном доме по адресу: <адрес> необоснованными и незаконными, возложить на ответчика обязанность отказаться от исполнения обязательств в части переложения оплаты на установку общедомовых приборов учета на истцов как на ненадлежащую сторону; взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Определением суда от 17 февраля 2017 года исковое заявление ФИО1, ФИО1, ФИО5 к МУП «Коммунальные системы» о защите прав потребителей и исковое заявление ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к МУП «Коммунальные системы» о защите прав потребителей объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСЖ «Советская-78».
ФИО9, ФИО10, ФИО16 обратились в суд с исковым заявлением к МУП «Коммунальные системы», приводя аналогичные доводы требуя признать действия ответчика по обязанию истцов оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета в многоквартирном доме по адресу: <адрес> необоснованными и незаконными, возложить на ответчика обязанность отказаться от исполнения обязательств в части переложения оплаты на установку общедомовых приборов учета на истцов как на ненадлежащую сторону; взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Определением суда от 15 марта 2017 года исковые заявления ФИО1, ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к МУП «Коммунальные системы» о защите прав потребителей и исковое заявление ФИО9, ФИО10, ФИО16 к МУП «Коммунальные системы» о защите прав потребителей объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
ФИО12, ФИО13, ФИО17, ФИО15 обратились в суд с исковым заявлением к МУП «Коммунальные системы», приводя аналогичные доводы и требуя признать действия ответчика по обязанию истцов оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета в многоквартирном доме по адресу: <адрес> необоснованными и незаконными, возложить на ответчика обязанность отказаться от исполнения обязательств в части переложения оплаты на установку общедомовых приборов учета на истцов как на ненадлежащую сторону; взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Определением суда от 27 марта 2017 года исковые заявления ФИО1, ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО16 к МУП «Коммунальные системы» о защите прав потребителей и исковое заявление ФИО12, ФИО13, ФИО17, ФИО15 к МУП «Коммунальные системы» о защите прав потребителей объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали, пояснили, что истцам как потребителям ответчиком не была предоставлена документация по установке общедомовых приборов учета. Из этого следует, что квитанции, предъявленные истцам ответчиком, оплачены быть не могут. Расходы на установку общедомовых приборов учета должны быть предъявлены ресурсоснабжающей организацией управляющей компании. Истцам причинен моральный вред в связи с отказом в предоставлении полноценной информации по установке общедомовых приборов учета.
В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО17, ФИО15 не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддерживают.
В судебное заседание истец ФИО6 не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Коммунальные системы» по доверенности ФИО3 с исковыми требованиями не согласился, представил письменные возражения на иск. Суду пояснил, что доля расходов на установку общедомового прибора учета, бремя содержания которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в общем праве собственности на общее имущество многоквартирного дома. Собственники помещений в многоквартирном доме на <адрес> добровольно в установленном законодательством срок до 01 июля 2012 года не установили общедомовые приборы учета тепловой энергии и холодного водоснабжения во исполнение обязанности, установленной Законом об энергосбережении. МУП «Коммунальные системы» были проведены конкурсные процедуры, по результатам которых заключен договор с ООО «Проект Инвест» от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации, на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителей ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды, а также по проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета тепловой энергии и воды на многоквартирные дома в городе Сокол. ДД.ММ.ГГГГ договор с ООО «Проект инвест» был расторгнут на основании предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ, установившего также повторное проведение процедур. В результате повторного конкурса ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор с ООО «Проект инвест» на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно- сметной документации на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителей, документации на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, а также по проведению монтажных и пусконаладочных работ по установке коммерческих приборов учета. На многоквартирный дом по адресу <адрес> был установлен общедомовой прибор учета холодного водоснабжения и общедомовой прибор учета тепловой энергии. Расходы на установку общедомовых приборов учета холодного водоснабжения и тепловой энергии составили 623 927 руб. 20 коп., которые складываются из расходов по подготовке проектной документации для монтажа узлов учета 73 377 руб. 78 коп., расходов по строительно-монтажным работам 357 905 руб. 80 коп., стоимости материалов 193 643 руб. 62 коп. Согласно актов допуска в эксплуатацию узла учета холодного водоснабжения оборудование введено в эксплуатацию и опломбировано в присутствии представителя управляющей компании. С этого дня расчеты за коммунальные ресурсы осуществляются по показаниям приборов учета. Актом приема-передачи МУП «Коммунальные системы» передало управляющей компании ООО «Термоспод» оригиналы проектной документации, паспортов на оборудование общедомовых приборов учета ДД.ММ.ГГГГ. Представитель управляющей компании ежемесячно снимает показания с приборов учета для расчетов начисления. Расчет сумм затрат на установку общедомовых приборов учета произведен в соответствии с законом путем распределения всех затрат понесенных МУП «Коммунальные системы» на установку этих приборов пропорционально площади всех жилых и нежилых помещений и предъявлен собственникам помещений вместе с графиком рассрочки в первой квитанции на возмещение затрат на установку общедомовых приборов учета. Считает, что квитанции на возмещение затрат на установку общедомовых приборов учета, предъявленные собственникам помещений многоквартирного дома, являются законными и обоснованными, суммы начислены в соответствии с Законом об энергосбережении. На МУП «Коммунальные системы» не возложена обязанность предоставлять запрошенную документацию. Техническая документация на общедомовые приборы учета передана управляющей компании, где с ней предложено ознакомиться истцам. Со сметной документацией предложено ознакомиться представителю многоквартирного дома, избранного собственниками дома.
Представитель третьего лица ООО «Термоспод» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ТСЖ «Советская 78» председатель ФИО4 в судебном заседании пояснила, что о необходимости установки общедомовых приборов учета собственникам дома было известно. Для проведения капитального ремонта дома в 2009-2010 годах было создано ТСЖ, заключен договор управления домом с ООО «Дом Сервис», которое в 2011 году установило в доме новый тепловой пункт, в том числе общедомовые приборы учета.
Выслушав истцов, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 27 ноября 2009 года, (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В первоначальной редакции ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении срок оснащения собственниками помещений в многоквартирных домах таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии был установлен до 01 января 2012 года. Федеральным законом от 11 июля 2011 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 26 июля 2011 года, указанный срок продлен до 01 июля 2012 года.
Согласно материалам дела ФИО1, ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО17, ФИО15 являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> Указанные обстоятельства подтверждены правоустанавливающими документами.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию до вступления в силу Закона об энергосбережении, не признавался до 1 января 2013 года ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту.
Изложенное свидетельствует о том, что на указанный многоквартирный жилой дом распространяются требования статьи 13 Закона об энергосбережении в части организации учета используемых воды и тепловой энергии.
Судом установлено, что в срок до 01 июля 2012 года собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> не оснастили указанный дом коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды и коллективным (общедомовым) прибором учета используемой тепловой энергии.
В силу ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года организации, которые осуществляют снабжение водой и тепловой энергией и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды и тепловой энергии, которые в нарушение требований ч. 5 настоящей статьи не были оснащены указанными приборами учета в установленный срок.
Материалами дела подтверждено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что организацией, которая осуществляет снабжение водой и тепловой энергией многоквартирный дом по адресу: <адрес>, является МУП «Коммунальные системы».
ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме допущены в эксплуатацию узел учета холодного водоснабжения на срок по ДД.ММ.ГГГГ и узел учета тепловой энергии и горячего водоснабжения на срок по ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждены актами допуска в эксплуатацию общедомового узла учета холодного водоснабжения у потребителя и общедомового узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения у потребителя, согласно которым смонтированные и проверенные на работоспособность узлы учета соответствуют всем требованиям Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод и соответственно требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, оборудование узлов учета функционирует нормально, недостатков не выявлено, техническая документация (проект, паспорта) получены от монтажной организации в полном объеме.
Как предусмотрено частью 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
С учетом установленного судом факта неисполнения собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> в предусмотренный частью 5 ст. 13 Закона об энергосбережении срок (до 01 июля 2012 года) обязанности по оснащению данного дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды и коллективным (общедомовым) прибором учета используемой тепловой энергии, МУП «Коммунальные системы» как организация, осуществляющая водоснабжение и снабжение тепловой энергией дома, было обязано совершить действия по оснащению такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды и коллективным (общедомовым) прибором учета используемой тепловой энергии.
Таким образом, у суда не имеется оснований полагать незаконными действия МУП «Коммунальные системы» по организации установки и введения в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ узла учета водоснабжения рассматриваемого жилого дома и узла учета тепловой энергии, в том числе с проведением конкурсных процедур.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении граждане-собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 HYPERLINK "http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200835&rnd=244973.2176724230&dst=14&fld=134" \o "" настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Согласно абз. 1 п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно абз. 2 п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
В силу абз. 4 п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме граждане-собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении.
С учетом положений приведенных правовых норм у суда не имеется оснований признавать действия ответчика по обязанию истцов оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета воды и тепловой энергии необоснованными и незаконными и обязывать отказаться от исполнения обязательств в части возложения оплаты расходов по установке общедомовых приборов учета на истцов как на ненадлежащую сторону, поскольку предъявление данных расходов именно собственникам жилых помещений многоквартирного дома, а не управляющей компании, прямо предусмотрено частью 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, в том числе с предоставлением рассрочки; ответчиком представлены документы об осуществлении им установки коллективных (общедомовых) приборов учета используемых воды и тепловой энергии и несении соответствующих расходов. Тот факт, что в документах по установке приборов учета указано «для нужд МУП «Коммунальные системы», правового значения не имеет и не влияет на возможность предъявления соответствующих расходов собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
Суд не может принять во внимание доводы стороны истцов о том, что расходы на установку общедомовых приборов учета должны быть возложены на управляющую компанию, в силу следующего.
Пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определено, что собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором пункта 38(1) Правил, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Из договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ следует, что расходы на установку общедомовых приборов учета в многоквартирном доме по адресу: <адрес> не включены в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения или в состав установленных для членов товарищества собственников жилья обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
При этом суд отмечает, что в соответствии с абз. 3 п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме при несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что истцы обращались в МУП «Коммунальные системы» с разногласиями, касающимися размера расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на них долей расходов, и данные разногласия с ответчиком не урегулированы. По мнению истцов, у них отсутствует обязанность по оплате расходов на установку приборов коллективного (общедомового) учета воды и тепловой энергии в полном объеме.
Факт того, что в доме имелась техническая возможность установки спорных приборов учета, подтверждается следующим.
Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.
Ответчиком в материалы дела представлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ по утвержденной форме, согласно которому техническая возможность установки общедомовых приборов учета воды и тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> имелась. Акт подписан представителями МУП «Коммунальные системы» и ООО «Термоспод».
Доводы представителя третьего лица ТСЖ «Советская 78» о том, что в доме в 2011 году были установлены общедомовые приборы учета, суд также не может принять во внимание, поскольку надлежащих доказательств данному обстоятельству суду не представлено.
Суд не находит оснований полагать, что на ответчика в силу Закона о защите прав потребителей возложена обязанность информировать собственников помещений жилого дома об установке им ДД.ММ.ГГГГ общедомовых приборов учета, а также предоставлять в квитанциях информацию, указанную в ст. 10 Закона о защите прав потребителей, в силу следующего.
Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Обязанность МУП «Коммунальные системы» установить общедомовые приборы учета используемых воды и тепловой энергии предусмотрена частью 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, установлен срок. Данной нормой не предусмотрено заключение с собственниками помещений дома какого-либо договора в случае, если собственниками нарушены положения части 5 ст. 12 указанного Закона.
В соответствии с абз. 2 п. 38(1) Правил содержания общего имущества многоквартирного дома счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета должны содержать указание на общий размер расходов на установку такого прибора учета и долю расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, которая определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Выставленные ответчиком истцам счета на оплату расходов на установку общедомовых приборов учета содержат указанную информацию.
К доводам истцов о том, что они не знали о своей обязанности установить общедомовые приборы учета воды, суд относится критически, поскольку они опровергаются материалами дела и показаниями представителя ТСЖ «Советская 78». Из материалов дела следует, что в Администрации г. Сокола в течение 2011-2013 годов проводились совещания с представителями управляющих компаний, в том числе ООО «Термоспод», по вопросу установки общедомовых приборов учета в установленный срок самими собственниками, обращалось внимание на необходимость проведения управляющими компаниями встреч, собраний с собственниками, вывешивания соответствующих объявлений, размещения информации в платежных квитанциях, доведения полученных от МУП «Коммунальные системы» предложений до жителей домов, усиления работы с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по установке общедомовых приборов учета и т.п., информация доводилась до сведения жителей в средствах массовой информации (т. 1, л.д. 199-202). Тот факт, что собственники не обладали информацией о цене установки прибора, не получали предложения от МУП «Коммунальные системы» об оснащении приборами учета, правового значения в рассматриваемом деле не имеет, поскольку не освобождал как собственников (в срок до 01 июля 2012 года), так и ответчика от предусмотренной Законом об энергосбережении обязанности по установке прибора учета.
Доводы истцов о том, что общая сумма затрат на установку общедомовых приборов учета завышена, в ходе судебного разбирательства подтверждения не нашли, поскольку в их обоснование надлежащих и достоверных доказательств суду не представлено.
Письмом Минстроя России от 09 апреля 2014 года № 5792-МС/04 «Об оплате расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета» разъяснено, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы указанных организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку приборов учета. При установке приборов учета с предоставлением рассрочки расходы организации на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах за установку приборов учета, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки. Данные расходы в совокупности являются расходами на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов. В случае предоставления рассрочки указанные расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Поскольку судом не установлен факт нарушения прав потребителей, также отсутствуют основания для удовлетворения требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, как производного от основного требования.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО1, ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.Г. Закутина
Мотивированное решение составлено 05 мая 2017 года.