Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июня 2022 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Лазаревой М.А.,
при секретаре Кузнецове В.Б.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ПАО «Россети Центр» об обязании перенести верховую линию электропередач, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
В производстве Калининского районного суда Тверской области находится гражданское дело по иску ФИО3 к ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» об обязании перенести верховую линию электропередач, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указано, что ФИО3 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1009 кв.м., кадастровый №, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: .
По территории данного земельного участка проходит верховая линия электропередачи (от трансформаторной подстанции, которая находится за пределами моего земельного участка), а также расположены 4 (четыре) опорных линии электропередач (далее - ЛЭП). Согласие на прохождении верховой линии электропередач и размещение опорных столбов, на земельном участке истец не давала.
31 июля 2019г. истец обратилась к ответчику с заявлением о переносе незаконно установленных опорных ЛЭП с земельного участка.
Письмом от 05.08.2019 за №МР-ТВ/Р28-2/245 ответчик сообщил, что трасса прохождения ЛЭП выбиралась по согласованию с сельской администрацией, и что ответчик готов перенести опорные ЛЭП за границы земельного участка истца на коммерческой основе.
В свою очередь, Администрацией муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» письмом от 03.12.2021 разъяснено, что Администрация действительно согласовывает представителям ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» возможные варианты размещения ЛЭП на территории Бурашевского сельского поселения. При этом следует понимать, что согласование размещения ЛЭП со стороны Администрации ни в какой степени не отменяет необходимость получения согласия на размещения опор ЛЭП от собственника земельного участка, на котором предполагается установка опор ЛЭП.
11 ноября 2021 г. истцом была направлена претензия в адрес ответчика с требованием о переносе в течение 30 дней с момента получения претензии опорных ЛЭП на расстояние исключающее наложение охранной зоны, за границы земельного участка площадью 1 009 кв.м., кадастровый №, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира:
Претензия получена ответчиком 12.11.2021 и оставлена без ответа.
Более того, размещение верховой линии электропередачи, опор ЛЭП на земельном участке истца привело к тому, что часть земельного участка попало в охранную зону, в результате чего, истец обязана соблюдать особые условия пользования земельным участком, что ограничивает её право в полном объеме по своему усмотрению пользоваться принадлежащим ей земельным участком.
Как следует из схемы расположения опор ЛЭП на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: , составленной кадастровым инженером ФИО4, на участке установлены 4 опоры ЛЭП пронумерованные цифрами от 1 до 4, также на данной схеме визуально изображена охранная зона, которая накладывается на земельный участок.
Никаких согласований о прохождении линии электропередачи вблизи земельного участка истца и наложении (пересечении) на него охранной зоны линии электропередачи, истец ответчику не давала.
Считает, что действиями ответчика были нарушены закрепленные законом права истца по использованию принадлежащего ей земельного участка, выразившиеся в невозможности полноценно использовать земельный участок, для строительства жилого дома или иного сооружения в данной части земельного участка, что и послужило основанием для обращения за защитой своих прав с настоящим исковым заявлением в суд.
На основании вышеизложенного, с учетом уточнений заявленных требований, просит обязать ПАО «Россети Центра» перенести верховую линию электропередач ВЛ-10кВ №17 ПС «Гришкино» отпайка к ТП №1193 «Игнатово-2», проложенную на 4-ех опорах ЛЭП (обозначенных цифрами 1,2,3,4 на схеме составленной кадастровым инженером от 03.03.2022г.) на расстояние исключающее наложение охранной зоны на границы земельного участка площадью 1 009 кв.м., кадастровый №, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , принадлежащего на праве собственности ФИО3, то есть на расстояние не менее 10 метров; взыскать с ПАО «Россети Центра» в пользу ФИО3 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек; взыскать с ПАО «Россети Центра» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей 00 копеек; взыскать с ПАО «Россети Центра» в пользу ФИО3 расходы по оплате услуг представителя в размере 45 000 рублей 00 копеек.
Истец ФИО3 извещена о судебном заседании надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, с ходатайством об отложении заседания не обращалась, обеспечила явку представителя.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требований поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ПАО «Россети Центр» ФИО2 в судебном заседании пояснила, что в 2016 году происходила реконструкция ВЛ-10кВ №17 ПС «Гришкино» (ранее объект имел наименование ВЛ 10 КВ ФИД-17-Обухово).
Третье лицо администрация МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области извещено о судебном заседании надлежащим образом, явку представителя не обеспечило.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из ст. 304 ГК РФ следует, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Разрешая заявленный спор, суд руководствуется положениями ст. ст. 209, 304, 305 ГК РФ, ст. 31 ЖК РФ, а также п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", которым разъяснено, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1009 кв.м., кадастровый №, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 69-АВ №875026 от 26.11.2013, копией реестрового дела на земельный участок.
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: , составленной кадастровым инженером ФИО4, расположены 4 опоры ЛЭП, что подтверждается схемой расположения опор ЛЭП, составленной кадастровым инженером ФИО4, также охранная зона накладывается на земельный участок истца.
Как следует из представленных стороной ответчика документов, в 2016 году были завершены работы по реконструкции ВЛ 10 КВ ФИД 17-Обухово (в настоящее время объект имеет наименование ВЛ 10 кВ 17 Гришкино), что подтверждается, в том числе, Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств от 28.10.2016, Протоколом №10-1-2016 заседания комиссии по определению сроков полезного использования филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверь», Актом ос3 №10-3 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 28.10.2016, приказом И.о. заместителя генерального директора филиала №353-ТВ от 28.10.2016 «О приемке в эксплуатацию объектов ИПР в октябре 2016 года филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», актами о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.
Факт реконструкции ВЛ 10 КВ ФИД 17-Обухово (в настоящее время объект имеет наименование ВЛ 10 кВ 17 Гришкино) в 2016 году стороной ответчика не оспаривался.
Никаких согласований о прохождении линии электропередачи вблизи земельного участка истца и наложении (пересечении) на него охранной зоны линии электропередачи, истец ответчику не давала.
Согласно статье 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
3. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее Правила), которые устанавливают, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов (пункт 8).
В соответствии с Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, охранная зона устанавливается по обе стороны линии электропередачи на 10 м от крайних проводов при не отклоненном их положении.
Пункт 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, устанавливает запрет на осуществление ряда видов деятельности в пределах охранных зон при отсутствии письменного решения о согласовании сетевых организаций, в том числе на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос зданий и сооружений, посадку и вырубку деревьев и кустарников и т.д. Из содержания пункта 10 Правил следует, что осуществление ряда видов деятельности истцом в пределах охранной зоны возможно, но при наличии письменного решения сетевой организации о согласовании проведения этих видов деятельности.
На основании п.1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе, в случае самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (подп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв: восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ "Об электроэнергетике" линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование относится к объектам электросетевого хозяйства.
Согласно ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Пунктом 2 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года N486 установлено, что воздушная линия электропередачи размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.
В соответствии с требованиями земельного законодательства предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов электросетевого хозяйства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта.
Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 N 187 утверждены Правила устройства электроустановок (ПУЭ) (далее - Правила), общие требования по размещению устройства электроустановок указаны в п.2.5. Правил.
Согласно п. 2.5.210 Правил, прохождение ВЛ по населенной местности следует выполнять в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Пунктом 2.5.217 Правил предусмотрено, что расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. N60 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в охранных зонах", охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливают особые условия использования территорий. Границы охранных зон определяются в соответствии с настоящими Правилами.
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в частности, строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; посадка и вырубка деревьев и кустарников.
В пункте 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 24.02.2009 N 160, предусмотрен запрет на осуществление любых действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативнотехнических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
В силу пункта 10 названных Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Пунктом 2 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года N486 установлено, что воздушная линия электропередачи размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.
В соответствии с требованиями земельного законодательства предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов электросетевого хозяйства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта.
Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 N 187 утверждены Правила устройства электроустановок (ПУЭ) (далее - Правила), общие требования по размещению устройства электроустановок указаны в п.2.5. Правил.
Согласно п. 2.5.210 Правил, прохождение ВЛ по населенной местности следует выполнять в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Пунктом 2.5.217 Правил предусмотрено, что расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений.
Согласно Постановления Правительства РФ №160 от 24.02.2009 года для ЛЭП напряжением до 10 кВ предусматривается охранная зона 10 м. по обе стороны линии электропередачи.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что действиями ответчика были нарушены закрепленные законом права истца по использованию принадлежащего ей земельного участка, выразившиеся в невозможности полноценно использовать земельный участок, в том числе, для строительства жилого дома или иного сооружения в части земельного участка, где проходит охранная зона объектов электроэнергетики. Своего согласия истец на расположение на её участке 4 опорных столбов линии электропередач, ответчику не давала.
В связи с чем, требования истца о переносе верховой линии электропередач подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Суд не находит оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда при нарушении имущественных прав гражданина в данном случае.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Истцом в подтверждение факта уплаты госпошлины предоставлен чек-ордер от 28.12.2021 на сумму 300 рублей.
Принимая во внимание удовлетворение заявленных требований истца, расходы на уплату госпошлины подлежат возмещению ответчиком.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в частности относятся, расходы на оплату услуг представителей.
Расходы истца на оплату услуг представителя в размере 45 000 рублей подтверждены копией договора на оказание юридических услуг от 20 декабря 2021 года, копией чек-ордера от 27.12.2021.
Поскольку факт оплаты истцом услуг представителя подтвержден документально, требования в этой части основаны на законе, с учетом разумности, сложности дела, объема, проделанной представителем работы, на основании ч. 1 ст. 100 ГПК РФ следует возместить истцу расходы на оплату услуг представителя в размере 35 000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявленные требования ФИО3 удовлетворить частично.
Обязать ПАО «Россети Центр» перенести верховую линию электропередач ВЛ-10кВ №17 ПС «Гришкино» отпайка к ТП №1193 «Игнатово-2», проложенную на четырех опорах ЛЭП (обозначенных цифрами 1,2,3,4 на схеме составленной кадастровым инженером ФИО4 от 03.03.2022г.) на расстояние исключающее наложение охранной зоны на границы земельного участка площадью 1 009 кв.м., кадастровый №, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , принадлежащего на праве собственности ФИО3, то есть на расстояние не менее 10 метров от границ земельного участка, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Во взыскании компенсации морального вреда с ПАО «Россети Центр» в пользу ФИО3 отказать.
Взыскать с ПАО «Россети Центр» в пользу ФИО3 судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату слуг представителя в размере 35 000 рублей, во взыскании остальной части судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.
Председательствующий: Лазарева М.А.
Мотивированное решение составлено 08 июля 2022 года.
1версия для печатиДело № 2-446/2022 ~ М17/2022 (Решение)