ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-446/2022 от 24.05.2022 Димитровского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-446/2022

Уникальный идентификатор дела

44RS0013-01-2022-000057-78

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2022 года г. Кострома

Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Драничниковой И.Н., при секретаре Ковалевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора к ФИО1 о возложении обязанности прекратить эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1 В обоснование требований указано, что природоохранной прокуратурой в связи с участившимися обращениями жителей г. Костромы на ухудшение качества атмосферного воздуха и наличие запахов химических веществ на улицах г. Костромы, проведена проверка, в ходе которой в деятельности ФИО1 выявлены грубые нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Основным видом деятельности ответчика является производство древесного угля на принадлежащем на праве собственности земельном участке по адресу г. <адрес>. В ходе обследования установлено, что на промплощадке расположены 10 углетомильных бочек (пиролизных печей), участок фасовки древесного угля, склад готовой продукции. Сырьем для производства угля являются березовые кряжи, складированные в кучи у печей. В качестве топочного материала используются отходы древесины – горбыль, который складирован по обе стороны печей. Процесс изготовления древесного угля в пиролизных печах заключается в термическом воздействии высоких температур на березовые кряжи до состояния угля. Высокие температуры в печах вырабатываются при сжигании древесных отходов (горбыля) в топочной камере. Изготовление угля сопровождается обильным выбросом продуктов горения в атмосферный воздух. Основными выбросами в атмосферный воздух от пиролизных установок являются: азот диоксида, азота оксид, углерод (сажа), углерода оксид, бензапирен, формальдегид, фенол, взвешенные вещества. В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» вышеуказанные вещества являются загрязняющими. На момент обследования 2 углетомильные печи функционировали, в них производился древесный уголь, установки очистки газа у печей отсутствуют. Продукты горения выходят из труб пиролизных печей без очистки, ощущается едкий запах гари. Готовая продукция (древесный уголь) фасуется в бумажные мешки по 10 кг, которые хранятся в помещении склада. Таким образом, деятельность ответчика сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду. Кроме того, ответчиком при осуществлении хозяйственной деятельности допущены нарушения законодательства об отходах производства и потребления. Так, в ходе проверки обследования земельного участка установлен факт захламления отходами производства (жидкие отходы пиролиза древесины, зола, древесные отходы).

На основании изложенного, Костромской межрайонный природоохранный прокурор просил возложить на ФИО1 обязанность прекратить эксплуатацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомильных печей по адресу: <адрес>, не оборудованных установками очистки газа; обязать его очистить земельный участок от отходов.

В судебном заседании заместитель Костромского межрайонного природоохранного прокурора Михин А.А. исковые требования поддержал, настаивая на их удовлетворении.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия.

Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области ФИО2 полагал исковые требования обоснованными.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Положениями ст. 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (ст. 42 ЗК РФ).

Согласно положениям ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Как следует из ст. 3-4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ст. 51).

Исходя из содержания Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», азот диоксида, азота оксид, углерода оксид, формальдегид, фенол, взвешенные вещества отнесены к загрязняющим веществам.

В соответствии с положениями ст. 16, 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

Согласно положениям ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).

Согласно сведениям ЕГРН, ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки для эксплуатации объектов промышленного назначения с кадастровыми номерами 44:27:060101:781 (протяженность 1936м.), 44:27:060101:782 (площадь 12459) по адресу <адрес>

15.12.2021 заместителем Костромского межрайонного природоохранного прокурора совместно с главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора и мониторинга окружающей среды Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, было выявлено производство угля на земельном участке по адресу г. <адрес>. Углетомильные бочки (пиролизные печи), не оборудованы установками очистки газа, изготовление угля сопровождается обильным выбросом продуктов горения в атмосферный воздух. Земельный участок захламлен отходами производства. В материалах дела имеется справка от 15.12.2021 о проведении осмотра, фототаблица.

Департаментом природных ресурсов представлены сведения о том, что производством древесного угля занимается физическое лицо ФИО1, выбросами от пиролизных установок являются азот диоксида, азота оксид, углерод (сажа), углерода оксид, метан, бензапирен, формальдегид, фенол, ацетон, этановая кислота, взвешенные вещества. Территория предприятия захламлена отходами производства и потребления (справка от 31.03.2022).

Учитывая приведенные выше положения законодательства, мотивированные позиции по иску представителей истца и третьего лица, непредставление ответчиком в состязательном процессе доводов возражений и доказательств необоснованности иска, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Возложить на ФИО1 обязанность прекратить эксплуатацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомильных печей по адресу <...> не оборудованных установками очистки газа; возложить обязанность очистить земельный участок от отходов.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета городского округа г. Костромы госпошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья И.Н. Драничникова