ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-446/22 от 18.07.2022 Морозовского районного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0043-01-2022-000534-27 № 2-446/22

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 июля 2022 года г. Морозовск

Морозовский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Целованьевой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Гладченко В.А.,

с участием помощника прокурора Сбродова В.И.,

представителя ответчика Администрации Морозовского городского поселения на основании доверенности ФИО1, представителей ответчика МКУ «УГХиС» ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Морозовского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Морозовского городского поселения, МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» об обязании сформировать земельные участки, осуществить их постановку на государственный кадастровый учет, осуществить строительство автомобильных дорог,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Морозовского района обратился в Морозовский районный суд Ростовской области с иском, в котором просит суд:

- обязать Администрацию Морозовского городского поселения сформировать земельные участки под дорогами по ул. Строителей, ул. Майская, ул. Радужная, ул. Дружбы, ул. Парковая, ул. Каштановая, ул. Полевая, ул. Энтузиастов в г. Морозовске Ростовской области, обеспечить их постановку на государственный кадастровый учет;

- обязать Администрацию Морозовского городского поселения и МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» осуществить строительство автомобильных дорог по ул. Строителей, ул. Майская, ул. Радужная, ул. Дружбы, ул. Парковая, ул. Каштановая, ул. Полевая, ул. Энтузиастов в г. Морозовске Ростовской области в срок до 31.12.2023.

В обоснование иска прокурор ссылается на то, что прокуратурой Морозовского района по поручению прокуратуры Ростовской области в рамках проверки доводов обращения депутата Законодательного собрания Ростовской области Ф.Е.А. проведена проверка соблюдения законодательства по распоряжению и использованию муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности о безопасности дорожного движения на территории Морозовского городского поселения.

Установлено, что в 2015 году администрацией Морозовского городского поселения выполнен проект планировки и межевания приоритетной территории жилищного строительства муниципального образования «Морозовское городское поселение» площадью 40 га. В соответствии с данным проектом на данной территории возможно разместить 353 земельных участка под индивидуальную жилищную усадебную застройку в <...>

Вместе с тем, до настоящего времени администрацией Морозовского городского поселения не осуществлены мероприятия по обеспечению жителей этих улиц автомобильными дорогами местного значения, отвечающими требованиям ГОСТ.

По результатам проверки 01.03.2022 прокуратурой района в адрес администрации Морозовского городского поселения внесено представление. Согласно представленной в прокуратуру района информации администрации Морозовского городского поселения, вопрос строительства автомобильных дорог местного значения будет рассмотрен по окончанию строительства газопровода, водопроводно-канализационного хозяйства. В связи с чем, установить сроки реализации мероприятий по строительству автомобильных дорог не представляется возможным.

Согласно информации администрации Морозовского района по ул. Майская, ул. Дружбы, ул. Радужная, ул. Строителей, ул. Парковая в г. Морозовске Ростовской области планируется предоставление 85 земельных участков многодетным семьям.

По состоянию на 01.04.2022 на данной территории предоставлено 76 земельных участков многодетным семьям. Также, планируется устранить очередность многодетных детей путем предоставления земельных участков на вышеуказанной территории.

Вместе с тем, администрацией Морозовского городского поселения деятельность по обеспечению комфортных условий для проживания граждан, дорожная деятельность, деятельность по распоряжению муниципальным имуществом осуществляется не должным образом, что противоречит положениям ч. 1 ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и нарушает права жителей Морозовского городского поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Морозовского района Ростовской области Сбродов В.И. полностью поддержал заявленные прокурором Морозовского района требования по тем основаниям, которые указаны в иске, считает данные требования обоснованными и просил суд удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Морозовского городского поселения ФИО1, возражала против требований прокурора Морозовского района. В своих письменных возражениях указывает, что на органы местного самоуправления муниципального образования «Морозовское городское поселение» действительно возложена обязанность по содержанию дорог местного значения, но до разработки проектной документации сформировать земельные участки под дорогами по ул. Строителей, ул. Майская, ул.Радужная, ул. Дружбы, ул. Парковая, ул. Каштановая, ул. Полевая, ул. Энтузиастов не представляется возможными ввиду отсутствия необходимых параметров земельных участков, так как расчет размеров земельных участков предусмотрен на стадии проектирования, которое является неотъемлемой частью строительства автомобильной дороги.

Кроме того, не любая автомобильная дорога должна иметь твердое асфальтовое покрытие. В Морозовском городском поселении имеется проект планировки и межевания приоритетной территории жилищного строительства площадью 40 га. В соответствии с данным проектом планируется предоставить под индивидуальную жилую застройку 353 земельных участка по ул. Строителей, ул. Майская, ул.Радужная, ул. Дружбы, ул. Парковая, ул. Каштановая, ул. Полевая, ул. Энтузиастов в г. Морозовске. В настоящее время застроено 10 земельных участков. Участки дорог по ул. Строителей, ул. Майская, ул.Радужная, ул. Дружбы, ул. Парковая, ул. Каштановая, ул. Полевая, ул. Энтузиастов, не имеют твердого покрытия, соответственно, по смыслу положений Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», не являются сооружениями, как результатом строительства, следовательно, как объекты недвижимого имущества на кадастровом учете не состоят и не подлежат принятию в муниципальную собственность и регистрации в ЕГРН.

По предварительным подсчетам, произведенным на основании коммерческих предложений, на все необходимые действия, связанные со строительством дорог, начиная от предпроектных работ, разработки ПСД до момента завершения строительства по ул. Строителей, ул. Майская, ул.Радужная, ул. Дружбы, ул. Парковая, ул. Каштановая, ул. Полевая, ул. Энтузиастов общей протяженностью 5,06 км, затраты составят более 300 млн. рублей, срок исполнения около 2- х лет.

Для бюджета поселения, имеющего годовой бюджет в объеме около 70 млн. рублей, такая сумма является неподъемной. Годовой объем средств дорожного фонда составляет около 25 млн. руб. Таким образом, исполнение решения суда за счет собственных средств, без привлечения субсидий вышестоящих бюджетов, не представляется возможным.

Полагает, что возможность возложения в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодательством предусмотрена конкретная процедура, противоречат положениям ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и бюджетному законодательству. Несогласие с полнотой и эффективностью реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения, не может повлечь обязание органов местного самоуправления совершать определенные действия по строительству автомобильных дорог. Администрация Морозовского городского поселения, имеет возможность выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете городского поселения на эти цели и понуждение администрации Морозовского городского поселения к строительству автомобильных дорог является ограничением права органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством РФ полномочий, в том числе, в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении дорог местного значения. Необходимо отметить, что в обоснование доводов, приведенных в исковом заявлении прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении Администрацией Морозовского городского поселения прав жителей ул. Строителей, ул. Майская, ул.Радужная, ул. Дружбы, ул. Парковая, ул. Каштановая, ул. Полевая, ул. Энтузиастов в г. Морозовске.

Постановлением Правительства Ростовской области от 04.04.2022 № 261 до 1 января 2023 года приостановлено выделение субсидий из областного бюджета местным бюджетам, предоставляемым в целях софинансирования строительства объектов капитального строительства муниципальной собственности.

Кроме того, в условиях рисков снижения доходов бюджетов бюджетной системы по поручению Губернатора Ростовской области Г.В.Ю. муниципальным образованиям необходимо принять меры по ответственному исполнению местных бюджетов с обязательным соблюдением принципа приоритизации бюджетных расходов и реалистичности прогнозирования показателей по доходам (письмо Минфина РО от 05.05.2022 №93-9.4.2/3301, прилагается).

Таким образом, считает, что в условиях сложившейся неблагоприятной экономической ситуации, строительство автомобильных дорог по вышеуказанным улицам, где из 353 участков застроено только 10, будет являться не только неэффективным, но им нецелесообразным. Кроме того, в настоящее время на данных улицах ведется строительство сетей газопровода, также планируется строительство сетей водоснабжения и канализации. В связи с чем, при проведении строительных работ, автомобильные дороги могут быть повреждены.

В судебном заседании представители ответчика МКУ «УГХиС» ФИО2, ФИО3, полностью возражали против требований прокурора Морозовского района, представили свои письменные возражения на иск, согласно которым МКУ «УГХиС», создано на основании постановления администрации Морозовского городского поселения от 16.12.2011г. №612 «О создании муниципального казенного учреждения». Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В настоящее время бюджетной сметой МКУ «УГХиС» по КБК (муниципальный дорожный фонд) на строительство автомобильных дорог по ул. Строителей, ул. Майская, ул.Радужная, ул. Дружбы, ул. Парковая, ул. Каштановая, ул. Полевая, ул. Энтузиастов в г. Морозовске денежных средств ни в текущем 2022году и на последующие 2023г.-2024г. не предусмотрено. Учитывая положения норм права, можно сказать, что МКУ «УГХиС» имеет возможность выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете на эти цели. Поскольку бюджетные ассигнования не заложены в бюджетной смете МКУ «УГХиС» на строительство спорных дорого, при этом они не входят в перечень автомобильных дорого общего пользования местного самоуправления, то у МКУ «УГХиС»в настоящее время обязанность по их строительству отсутствует Действия МКУ «УГХиС» в области дорожной деятельности можно было бы признать незаконным бездействием лишь в том случае, если бы имея выделенные на эти цели средства МКУ «УГХиС» указанные работы не выполнило.

Кроме этого, принятию в муниципальную собственность с последующей регистрацией права собственности в Едином государственном реестре недвижимости подлежат только автомобильные дороги, являющиеся сооружением (результатом строительства), в том время как не все автомобильные дороги должны иметь твердое асфальтированное покрытие и грунтовая дорога может быть временной. Спорные улицы в зависимости от среднегодовой суточной интенсивности движения могут иметь переходных и низший тип дорожной одежды.

Также необходимо отметить, что в обоснование доводов, приведенных в исковом заявлении не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности использования жителями спорных улиц г. Морозовска общедоступных объектов, оказания гражданам неотложной медицинской помощи, доступа к жилым помещениям специальных служб (МЧС, аварийные, газовые службы). Данные участки дорог расположены в зоне малоэтажной индивидуальной застройки. Соответственно, пользуются дорогами только жители указанных улиц и на них отсутствуют социально-значимые объекты. Таким образом, необходимости строительства в первоочередном порядке автомобильных дорого по этим улицам в г.Морозовске отсутствует.

Обращают внимание, что главным распорядителем средств местного бюджета МКУ «УГХиС» и его учредителем является Администрация Морозовского городского поселения. Согласно пунктов 6, 23 статьи 2 Устава МО «Морозовское городское поселение», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения отнесена к полномочиям Администрации Морозовского городского поселения. Таким образом, МКУ «УГХиС» не может являться надлежащим ответчиком по данным исковым требованиям.

Строительство автомобильных дорог в Морозовском районе ведется с участием софинансирования из областного бюджета. Поэтому, по данному вопросу и иным делам этой категории необходимо взаимодействие с Министерством транспорта Ростовской области.

Строительство спорных дорог невозможно еще и в связи с тем, что необходимо провести ряд мероприятий, предусмотренных ст. 5.2 Градостроительного кодекса РФ: приобретение прав на земельный участок, утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий и т.д., их выполнение, строительство объекта, ввод в эксплуатацию, его государственный кадастровый учет.

Указали, что данные исковые требования фактически направлены на обязание Админисртрации включить в бюджет определенные расходы, что является ограничением права муниципального образования на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах представленных законодательством полномочий, что нарушает ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Таким образом, меры прокурорского реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора Министерство транспорта Ростовской области в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, при надлежащем извещении о дате и времени рассмотрения дела, представив письменный отзыв на иск в котором просило в удовлетворении иска прокурора отказать в полном объеме, так как истцом не представлено доказательств острой необходимости выполнения работ по строительству автомобильных дорог по ул. Строителей, ул.Майская, ул. Радужная, ул. Дружбы, ул. Парковая, ул. Каштановая, ул. Полевая, ул. Энтузиастов в г. Морозовске в первоочередном порядке. Учитывая объем финансовых затрат, необходимых для строительства автомобильных дорог с твердым асфальтированным покрытием, а также тот факт что эти улицы не являются центральными улицами, строительство указанных автомобильных дорог в первоочередном порядке не целесообразно. Также не все автомобильные дороги, в соответствие с действующими ГОСТами, должны иметь твердое асфальтированное покрытие. Согласно ГОСТа Р 58818-2020 « Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения» дорогами с низкой интенсивностью движения являются автомобильные дороги со среднегодовой суточной интенсивностью движения не более 400 авт./сут. По функциональной классификации подразделяющиеся на распределительные и подъездные. Согласно п. 5.2 ГОСТ Р 58818-2020 в зависимости от назначения и среднегодовой суточной интенсивности движения на последний год перспективного периода подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, рекреационным зонам подразделяются на следующие категории: 1.IVБ-п-от 100 до 400 авт./сут.; 2. VА от 50 до 99 авт./сут.; VБ-менее 50 авт./сут. В соответствие с таблицей 22 п. 11.1.6ГОСТ Р 58818-2020 указанные категории могут иметь переходный тип дорожной одежды ( материал покрытия- щебеночный, гравийный и щебеночно-гравийный-песчаные смеси, грунтыи местные малопрочные материалы, укрепленные ( обработанные) вяжущими, булыжный и котлотый камень ( мостовые)). Автомобильная дорога VБ также может иметь низший тип покрытия материал покрытия ( песчано-гравийные смеси, малопрочные каменные материалы и шлаки, грунты, улучшенные добавками, техногенные грунты, отходы и побочные продукты промышленности). Следовательно, автомобильные дороги Строителей, ул.Майская, ул. Радужная, ул. Дружбы, ул. Парковая, ул. Каштановая, ул. Полевая, ул. Энтузиастов в г. Морозовске в зависимости от среднегодовой суточной интенсивности движения могут иметь переходный или низший тип дорожной одежды.

Третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО явку своего представителя не обеспечило, при надлежащем извещении о дате и времени рассмотрении дела.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела и оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, выслушав помощника прокурора Морозовского района Сбродова В.И., возражения представителей ответчиков, письменные возражения третьего лица, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на автодороги федерального, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автодороги, исходя из вида разрешенного использования - на автодороги общего и необщего пользования, а в зависимости от условий проезда - на платные и бесплатные.

Пункт 18 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ предусматривает, что классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким порядком являются, в частности, Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 767. Согласно Правилам по условиям движения и доступа выделены такие классы автомобильных дорог, как автомагистраль; скоростная автомобильная дорога; обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденными Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, автомобильные дороги общего пользования и улицы городов и сельских поселений по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в 6 групп.

Федеральный закон № 257-ФЗ определяет автомобильную дорогу как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автодороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автодорог (дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства).

В соответствии с частью 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Из приведенных норм следует, что принятию в муниципальную собственность с последующей государственной регистрацией права собственности в Едином государственном реестре недвижимости подлежит только автомобильная дорога, являющаяся сооружением ( результатом строительства).

Как следует из искового заявления прокурора, на территории Морозовского городского поселения имеется дорога по ул. Строителей, ул. Майская, ул. Радужная, ул. Дружбы, ул. Парковая, ул. Каштановая, ул. Полевая, ул. Энтузиастов, не имеющего твердого асфальтированного покрытия и не состоящая на балансе администрации Морозовского городского поселения.

Из возражения главы администрации Морозовского городского поселения ФИО4 и представленных документов установлено, что дороги ул. Строителей, ул. Майская, ул. Радужная, ул. Дружбы, ул. Парковая, ул. Каштановая, ул. Полевая, ул. Энтузиастов не являются сооружением, кадастровому учету не подлежат, на балансе администрации Морозовского городского поселения в качестве дороги общего пользования не находятся. В перечни автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального значения указанная дороги не входит.

В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения.

Под дорожной деятельностью согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15).

На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасного дорожного движения на них.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно, что предусмотрено пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу положений статьи 14 Федерального закона № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Исходя из концепции территориального планирования, улично-дорожную сеть проектируют сбалансировано, с учетом функционального назначения автомагистралей, дорог и улиц, их перспективного развития, интенсивности транспортного, пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.

Согласно п. 11.4 СП 42.13330.2011 « Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакций СНиП 2.07.01-89*, утвержденные приказом Минстроя России от 30.12.2016г. № 1034/пр, улично-дорожная сеть населенных пунктов формируется с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения.

На основании решения Собрания депутатов Морозовского городского поселения « О создании муниципального дорожного фонда» в Морозовском городском поселения» муниципальный дорожный фонд Морозовского городского поселения это часть средств бюджета Морозовского городского поселения, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Морозовского городского поселения, главным распорядителем средств дорожного фонда является Администрация Морозовского городского поселения, МКУ « УГХиС». Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда утверждается решением Собрания депутатов Морозовского городского поселения Морозовского района о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, в размере не менее прогнозируемого объема бюджета Морозовского городского поселения. Бюджетные ассигнования дорожного фонда направляются на финансовое обеспечение деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Морозовского городского поселения и искусственных сооружений на них в том числе и на исполнение судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет средств местного бюджета за выполнение вышеуказанных работ. При этом к постановлению Администрации Морозовского городского поселения от 18.12.2019г. № 328, и от 22.07.2022г. № 156 представлен паспорт муниципальной программы Морозовского городского поселения « Развития транспортной системы» на 2019-2030г.

Суд считает обоснованным доводы представителей Администрации Морозовского городского поселения и МКУ УГХиС» о том, что согласно ст. 15 Бюджетного Кодекса бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органом местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальным образование не допускается.

Постановлением Правительства Ростовской области от 04.04.2022г. № 261 до 01.01.2023г. приостановлено выделение субсидий из областного бюджета местным бюджетам, предоставляемым в целях софинансирования строительства объектов капитального строительства муниципальной собственности.

Кроме того, в условиях рисков снижения доходов бюджетов бюджетной системы по поручению Губернатора Ростовской области Г.В.Ю. муниципальным образованиям необходимо принять меры по ответственному исполнению местных бюджетов с обязательным соблюдением принципа приоритизации бюджетных расходов и реалистичности прогнозирования показателей по доходам.

Доводы прокурора о том, что отсутствие твердого асфальтированного покрытия и не состояние на балансе администрации Морозовского городского поселения дорог не отвечает критериям безопасности дорожного движения ничем объективно не подтверждены. При этом суде не представлено доказательств, что имеющееся грунтовое покрытие не пригодно для использования, препятствует движению как самих жителей, так и создает препятствие оказание жителям данной улицы на проезд специальной техники, в том числе МЧС, скорой помощи, аварийной и газовых служб.

При этом суд считает, что заслуживает внимание, тот факт, что спорные улицы являются центральными улицами, строительство указанных автомобильных дорог в первоочередном порядке не является целесообразным. Также не все автомобильные дороги, в соответствие с действующими ГОСТами, должны иметь твердое асфальтированное покрытие. Согласно ГОСТа Р 58818-2020 « Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения» дорогами с низкой интенсивностью движения являются автомобильные дороги со среднегодовой суточной интенсивностью движения не более 400 авт./сут. По функциональной классификации подразделяющиеся на распределительные и подъездные. Согласно п. 5.2 ГОСТ Р 58818-2020 в зависимости от назначения и среднегодовой суточной интенсивности движения на последний год перспективного периода подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, рекреационным зонам подразделяются на следующие категории: 1.IVБ-п-от 100 до 400 авт./сут.; 2. VА от 50 до 99 авт./сут.; VБ-менее 50 авт./сут.. В соответствие с таблицей 22 п. 11.1.6ГОСТ Р 58818-2020 указанные категории могут иметь переходный тип дорожной одежды ( материал покрытия- щебеночный, гравийный и щебеночно-гравийный-песчаные смеси, грунты и местные малопрочные материалы, укрепленные ( обработанные) вяжущими, булыжный и котлотый камень ( мостовые)). Автомобильная дорога VБ также может иметь низший тип покрытия материал покрытия ( песчано-гравийные смеси, малопрочные каменные материалы и шлаки, грунты, улучшенные добавками, техногенные грунты, отходы и побочные продукты промышленности). Следовательно автомобильные дороги по ул. Фрунзе и ул. Калинина в г. Морозовске в зависимости от среднегодовой суточной интенсивности движения могут иметь переходный или низший тип дорожной одежды.

При этом как поясняли представители ответчиков, данные улицы не имеют на своей территории ни каких социально важных объектов, при этом к данным улицам примыкают центральные асфальтированные дороги, на которые осуществляют выезд жители данных улиц.

Суд также полагает верным ссылки ответчиков о том, что при реализации Проекта планировки и межевания приоритетной территории жилищного строительства, необходим комплексный и последовательный подход. Первоочередной задачей (до строительства дорог) определено строительство газопровода, затем сети водоснабжения и канализация. Поэтому вопрос о строительстве дорог на улицах не может быть решен в указанные прокурором сроки и повлечет за собой незаконное вмешательства в самостоятельную хозяйственную деятельность органа местного самоуправления.

Требования прокурора, заявленные к МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» об обязании строительства автомобильных дорог, суд, кроме вышеизложенного полагает предъявленными к ненадлежащему ответчику, так как такой обязанности в силу возложенных на организацию функций, у них еще не возникло.

При указанных обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении исковых требований прокурора Морозовского района к Администрации Морозовского городского поселения, МКУ « Управление городского хозяйства и строительства» об обязании сформировать земельный участок под дорогами, осуществить их постановку на государственный кадастровый учет, осуществить строительство автомобильных дорог, необходимо отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12-13, 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Морозовского района к Администрации Морозовского городского поселения, МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» об обязании сформировать земельные участки, осуществить их постановку на государственный кадастровый учет, осуществить строительство автомобильных дорог, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 16 сентября 2022 года.

Судья: