ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-447 от 21.11.2011 Вольского районного суда (Саратовская область)

                                                                                    Вольский районный суд Саратовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Вольский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-447(2)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 года город Хвалынск

Вольский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Е.В.Алейниковой,

при секретаре О.Е. Смирновой,

с участием заявителя ФИО2,

представителя Главы муниципального образования г. Хвалынск ФИО3 - ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным избрания ФИО3 на должность Главы муниципального образования город Хвалынск Хвалынского района Саратовской области,

установил:

ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным избрания ФИО3 на должность Главы муниципального образования город Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области (далее Главы МО г. Хвалынск), указывая, что является гражданином РФ, постоянно проживающим в <...> и соответственно имеет право на участие в местном самоуправлении. ДД.ММ.ГГГГ он присутствовал в открытом судебном заседании Вольского районного суда Саратовской области по рассмотрению гражданского дела по иску ФИО7 о восстановлении на работе, и из пояснений представителя истца ему стало известно, о том, что Глава МО г. Хвалынск ФИО3 незаконно избрана на данную должность, поскольку на заседании Совета муниципального образования г. Хвалынск ДД.ММ.ГГГГ за нее проголосовало 9 депутатов от установленного количества депутатов - 15 человек, что составляет менее 2/3, как это предусмотрено п. 2.1. Регламента Совета муниципального образования г. Хвалынск, утвержденного решением Совета муниципального образования г. Хвалынск № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем полагает, что исполнение обязанностей Главы МО г. Хвалынска ненадлежащим лицом лишает его конституционного права на участие в местном самоуправлении. Просит признать незаконным избрание ФИО3 на должность Главы МО г. Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области.

В судебном заседании заявитель ФИО2 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что полагает, что имеет право на участие в местном самоуправлении через законно избранные органы местного самоуправления, а именно законно избранного Главу муниципального образования г. Хвалынска.

Представитель Главы МО г. Хвалынска ФИО8 в судебном заседании пояснила, что указанный заявителем Регламент Совета муниципального образования г. Хвалынск, утвержденный решением Совета муниципального образования г. Хвалынск № от ДД.ММ.ГГГГ, не был в установленном законом порядке опубликован и обнародован, и соответственно является недействующим документом. Кроме того, принятый до этого Временный Регламент Совета муниципального образования г. Хвалынск, утвержденный решением Совета муниципального образования г. Хвалынск № от ДД.ММ.ГГГГ, также не был в установленном законом порядке опубликован и обнародован, и соответственно тоже является недействующим документом. Иных документов, определяющих порядок избрания Главы МО г. Хвалынска не принималось. Полагает, что поскольку никаким нормативным документом, на момент избрания ФИО3 Главой МО г. Хвалынск, не установлено необходимое количество голосов размере 2/3 от установленного числа депутатов, которое должен набрать кандидат на должность Главы МО г. Хвалынск, то необходимо руководствоваться правилами голосования, предусмотренными Уставом МО г. Хвалынск, согласно п. 19 которого, решение Совета депутатов принимается простым большинством голосов депутатов, присутствующих в момент голосования. Учитывая, что при избрании Главы МО г. Хвалынска ФИО3 присутствовало 12 депутатов, то число проголосовавших за данную кандидатуру депутатов в количестве 9 человек является достаточным, т.е. более 50%, для ее избрания в качестве Главы МО г. Хвалынск, в связи с чем, в заявленных требованиях ФИО2 просит отказать. Также пояснила, что в 2005 году какого-либо документа определяющего перечень мест размещения текстов муниципальных правовых актов, ответственных лиц за достоверное и своевременное обнародование информации, сроки обновления информации, порядок ознакомления актами, снятыми со стендов и т.д. Советом депутатов не принималось, данный документ был принят позже ДД.ММ.ГГГГ, в который вносились изменения в 2009 году, а ДД.ММ.ГГГГ Решением Совета № было принято данное Положение, в котором указаны все места обнародования, определенные в положении от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополненного другими местами обнародования.

Суд, выслушав пояснения заявителя, представителя Главы МО г. Хвалынска, исследовав письменные материалы дела, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2, 3 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1). Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 и 3 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

В соответствии с частью 1 статьи 36 этого же Федерального закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования (п. 2 ч. 4).

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 этого же Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно п. 3 Положения «О порядке официального опубликования (обнародования) нормативно-правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования г. Хвалынск», утвержденного решением Совета МО г. Хвалынск от 29.04.2010 года № 179, нормативные правовые акты муниципального образования г. Хвалынск могут быть опубликованы в установленном печатном издании, на официальном сайте муниципального образования или в базе данных информационно-правовой системы «Гарант», и обнародуются путем размещения на информационном щите здания Администрации муниципального образования г. Хвалынск, в муниципальном учреждении культуры «Хвалынская межпоселенческая центральная библиотека имени С.С. Наровчатова» и читальном зале, муниципальном учреждении культуры «Хвалынский городской дворец культуры», на информационном щите Дома досуга в селе Ивановка. Аналогичные места обнародования были определены в решении Совета № 28 от 10.01.2006 года (с изменениями от 20.08.2009 года № 104).

Из сведений и справок МУП «Редакция Газеты «Звезда», муниципального учреждения культуры «Хвалынская межпоселенческая центральная библиотека имени С.С. Наровчатова», муниципального учреждения культуры «Хвалынский городской дворец культуры», следует, что решения Совета депутатов муниципального образования г. Хвалынск № 22 от 30.12.2005 года, № 1 от 20.10.2005 года и утвержденные данными решениями регламенты Совета депутатов муниципального образования г. Хвалынск в период с 20.10.2005 года и по октябрь 2011 года, в газете «Звезда» не публиковались, в установленных местах не обнародовались, и для обнародования не предоставлялись.

Из текста решений Совета депутатов муниципального образования г. Хвалынск № 22 от 30.12.2005 года, № 1 от 20.10.2005 года следует, что указания о необходимости опубликования либо обнародования данных документов не имеется, указания на то, каким образом вступают в силу данные документы, также не имеется.

В соответствии с п. 2.1.1. Регламента Совета муниципального образования г. Хвалынск, утвержденного решением Совета муниципального образования г. Хвалынск № 22 от 30.12.2005 года Глава муниципального образования избирается из числа депутатов Совета на срок полномочий Совета в порядке, определенном Уставом муниципального образования г. Хвалынск и настоящим регламентом. Избранным в результате голосования на должность главы муниципального образования считается кандидат, набравший 2/3 голосов от установленного числа депутатов.

Аналогичная норма содержится в п. 2.1.1 временного Регламента Совета муниципального образования г. Хвалынск, утвержденного решением Совета муниципального образования г. Хвалынск № 1 от 20.10.2005 года.

Из протокола заседания Совета муниципального образования г. Хвалынск от 16.03.2011 года следует, что на заседании присутствовали 12 депутатов, отсутствовал 1 депутат. За избрание ФИО3 Главой МО г. Хвалынск проголосовало 9 депутатов, 3 депутата проголосовали против.

Согласно ст. 19 Устава муниципального образования город Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области (далее Устава) Совет состоит из 15 депутатов избираемых населением на муниципальных выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Полномочия Совета второго созыва составляет 2,5 года, Полномочия Совета третьего и последующих созывов составляет 5 лет. Совет может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от избранного состава Совета. Решения до принятия Регламента Совета принимаются, если за них проголосовало более 50% от его избранного состава.

Согласно ст. 28 Устава Глава поселения избирается из числа депутатов Совета на срок полномочий Совета соответствующего созыва.

Согласно ст. ст. 43, 47 Устава решения принятые Советом, направляются главе поселения для подписания и обнародования. Решения Совета подписываются Главой поселения в течение 10 дней со дня принятия решения и публикуются в печатном средстве массовой информации органа местного самоуправления в течение 10 дней со дня подписания.

Судом с бесспорностью установлен тот факт, что 16 марта 2011 года на заседании Совета депутатов муниципального образования г. Хвалынск ФИО3 была избрана Главой муниципального образования г. Хвалынск, количество голосов депутатов проголосовавших за ее избрание составило 9 депутатов из присутствующих на заседании Совета 12 депутатов.

Суд приходит к выводу, что несмотря на то, что Советом депутатов муниципального образования г. Хвалынск ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ принимался сначала Временный регламент, а затем и Регламент Совета, однако официально опубликован и обнародован в установленном законом порядке данный документ не был, в связи с чем он не может быть признан принятым в установленном законом порядке, действующим и подлежащим применению.

То обстоятельство, что в последующем в указанный регламент от 30.12.2005 года в установленном законом порядке вносились изменения и дополнения Решениями Совета от 21.11.2008 года № 14 (в п.3.1.1., 3.1.2, 5.1.4), от 16.12.2009 года № 146 (в п. 2.4.1, 2.4.2., 2.4.3., 2.4.4.), от 22.03.2011 года № 13 (в п. 3.1.10., 3.1.17.), которые, как пояснила представитель главы МО г. Хвалынска ФИО8 публиковались и обнародовались в установленном законом порядке, не является подтверждением того, что данный регламент является действующим, поскольку в п. 2.1.1 Регламента, устанавливающий порядок голосования по вопросу избрания Главы МО г. Хвалынска, никаких изменений и дополнений не вносилось, а кроме того весь текст Регламента при этом не публиковался.

Учитывая изложенное, суд находит доводы истца о том, что Глава муниципального образования был выбран в нарушение указанного регламента, и количество проголосовавших за избрание Главы МО г. Хвалынск является недостаточным, и составляет менее 2/3 от установленного числа депутатов, является не обоснованным и не может быть принят судом во внимание.

Суд приходит к выводу, что поскольку на момент избрания Главы МО г. Хвалынск, т.е. на 16.03.2011 года, отсутствовала какая-либо специальная норма, устанавливающая необходимое количество голосов депутатов при голосовании за кандидатуру Главы МО г. Хвалынск, то в данном случае следует руководствоваться общими нормами, установленными ст. 19 Устава муниципального образования г. Хвалынск, регулирующими порядок принятия решения Совета до принятия регламента Совета, т.е. 50% от его избранного состава.

Таким образом, поскольку в Совет депутатов муниципального образования г. Хвалынск из установленного количества депутатов - 15, было избрано - 13 депутатов, а на заседании Совета 16.03.2011 года присутствовало 12 депутатов, т.е. более 2/3 от избранного состава, то заседание Совета являлось правомочным, на котором за избрание ФИО3 Главой МО г. Хвалынск проголосовало 9 депутатов из 12 присутствующих на заседании, что бесспорно составляет более 50% от избранного количества депутатов, соответственно решение Совета депутатов муниципального образования г. Хвалынск от 16.03.2011 года об избрании Главой муниципального образования г. Хвалынск - ФИО3 является законным, в связи с чем, в удовлетворении заявленных ФИО2 требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ФИО2 о признании незаконным избрания ФИО3 на должность Главы муниципального образования город Хвалынск Хвалынского района Саратовской области, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения в Саратовский областной суд путем принесения жалобы через Вольский районный суд, расположенный по адресу: г.Хвалынск, Саратовская область, ул.Революционная, 110.

Судья Е.В. Алейникова