ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-447 от 26.11.2013 Полесского районного суда (Калининградская область)

  Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 <адрес>                                                                                                        ДД.ММ.ГГГГ

 Полесский районный суд Калининградской области в составе:

 председательствующего судьи Переверзина Н.В.,

 при секретаре Кашица Н.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-447, 2-448/2013 г. по заявлениям ФИО1, ФИО2 к Совету депутатов МО «Полесское городское поселение» о признании решения конкурсной комиссии в части итогов голосования за участников конкурса ФИО1, ФИО2 недействительными; обязании конкурсной комиссии на основании итогов голосования представить кандидатуры ФИО1, ФИО2 Совету депутатов МО «Полесское городское поселение» для назначения на должность главы администрации МО «Полесское городское поселение»,

 установил:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании решения конкурсной комиссии, сформированной Советом депутатов МО «Полесское городское поселение», в части итогов голосования за участника конкурса ФИО1 недействительными; обязании конкурсной комиссии на основании итогов голосования представить его кандидатуру Совету депутатов МО «Полесское городское поселение» для назначения на должность главы администрации МО «Полесское городское поселение».

 Из содержания заявления следовало, что ФИО1 на основании решения Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № принял участие в конкурсе в качестве претендента на замещение должности главы администрации МО «Полесское городское поселение»; ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание конкурсной комиссии, по итогом голосования которой за его кандидатуру было подано <данные изъяты> голоса, против - <данные изъяты> вследствие чего его кандидатура не была рекомендована для назначения на должность главы администрации. С указанным решением комиссии он не согласен, так как согласно абзацу 3 п. 5 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» члены конкурсной комиссии должны быть назначены представительным органом поселения, тогда как из шести членов комиссии Советом депутатов было назначено лишь четыре человека, а остальные два члена комиссии - и.о. министра муниципального развития <адрес> ФИО5 и депутат Областной думы ФИО6 приняли участие в работе комиссии не обладая соответствующими полномочиями, что нарушило не только права заявителя как гражданина РФ, но и права жителей МО «Полесское городское поселение», гарантированные Конституцией РФ. Участие в комиссии указанных выше лиц, их голосование по кандидатурам претендентов исказило итоги голосования, следовательно - их голоса не должны были учитываться и кандидатура заявителя, с учётом того, что за него отдал голос председатель комиссии, должна была быть представлена Совету депутатов для дальнейшего утверждения на должность главы администрации, на основании чего просит признать решение конкурсной комиссии в части итогов голосования по его кандидатуре недействительным, обязать комиссию представить его (Гавриш) кандидатуру Совету депутатов МО «Полесское городское поселение» для назначения на должность главы администрации МО «Полесское городское поселение».

 С подобными же требованиями к тому же заинтересованному лицу в суд обратился другой участник конкурса на замещение высшей муниципальной должности - главы администрации МО «Полесское городское поселение» ФИО2

 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ с учётом мнения сторон гражданские дела были объединены для совместного рассмотрения и разрешения.

 В судебном заседании ФИО1, представляющий свои интересы и интересы ФИО2 на основании доверенности, поддержал доводы, указанные в своём заявлении и заявлении ФИО2 и дополнительно пояснил, что согласно п.5 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» члены конкурсной комиссии при выборах главы администрации поселения должны назначаться представительным органом поселения с указанием персонального состава конкурсной комиссии, что также закреплено в Положении «О порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации», утверждённом решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Фактически же, как следует из решения Совета депутатов «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации МО «Полесское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № № персонально назначено было всего четверо из шести членов комиссии: ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10; относительно двух оставшихся членов комиссии было указано, что это будут представители <адрес> думы и <адрес>. Как следует из указанного выше Положения от ДД.ММ.ГГГГ г., при формировании представительным органом поселения конкурсной комиссии одна треть его членов назначается <адрес> думой по представлению <адрес>, что противоречит п.5 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому члены конкурсной комиссии назначаются представительным органом поселения. Кроме того, ознакомившись в ходе судебного заседания с представленными суду представителем заинтересованного лица документами, он обнаружил, что постановлением председателя областной Думы была рекомендована Совету депутатов Полесского городского поселения для включения в состав конкурсной комиссии лишь одна кандидатура - депутата ФИО6 (при этом - без представления <адрес>); кандидатура же врио министра по муниципальному развитию и внутренней политики <адрес> ФИО5 была предложена им самим, без подтверждения каких-либо своих полномочий на это. Таким образом, состав конкурсной комиссии в части участия в ней ФИО6 и ФИО5 являлся нелегитимным, соответственно - нелегитимными являются и голоса, поданные в ходе голосования указанными лицами против кандидатов ФИО1 и ФИО2; вследствие чего итоги голосования по их кандидатурам должны быть признаны недействительными, а сами они представлены комиссией Совету депутатов МО «Полесское городское поселение» для назначения на должность главы администрации МО «Полесское городское поселение».

 Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» на основании доверенности ФИО3 с заявлениями ФИО1 и ФИО2 не согласилась, просила оставить их без удовлетворения, пояснив, что конкурс на замещение должности главы администрации МО «Полесское городское поселение» был организован и проведён в соответствии с нормами действующего законодательства, на основании решений Совета депутатов муниципального образования; количество и состав членов конкурсной комиссии был назначен представительным органом поселения в соответствии с действующим Положением, кандидатуры депутата областной Думы ФИО6 и врио министра муниципального развития ФИО5, предложенных для участия в составе конкурсной комиссии на основании обращений главы муниципального образования ФИО7 не вызвали возражений депутатов и были включены в состав конкурсной комиссии; процедура проведения конкурса и голосования по кандидатам нарушена не была; заявители в числе иных претендентов приняли участие в конкурсе, прошедшем в два этапа, участвовали в собеседовании, каких-либо претензий, ставящих под сомнение легитимность конкурсной комиссии не заявляли и не могли знать о том, как проголосовали те или иные члены комиссии, так как голосование проводилось в отсутствие претендентов; по итогом голосования большинство голосов было подано за двух кандидатов, которые и были рекомендованы к представлению Совету депутатов для назначения на должность главы администрации поселения, таким образом, никакие права и свободы заявителей нарушены не были.

 Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

 Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.

 Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

 Подобные же условия проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации содержатся в п.5 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Согласно ст. 31 Устава муниципального образования «Полесское городское поселение» глава администрации поселения назначается на должность Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации поселения и условия контракта для главы администрации поселения утверждаются Советом депутатов. Решением Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № Положение «О порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации». Данное Положение опубликовано в газете «Полесский вестник».

 Решением Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены общее число членов и состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО «Полесское городское поселение»; определены место и время проведения конкурса в порядке и на условиях, установленных Положением «О порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации», утверждённым решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ № № решение доведено до всеобщего сведения.

 Для участия в конкурсе заявления и прочие документы были поданы десятью претендентами, в том числе ФИО1 и ФИО2; из них на собеседование явились девять, в том числе заявители.

 По результатам конкурса, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ решено представить Совету депутатов МО «Полесское городское поселение» для назначение на должность главы администрации двух кандидатов, набравших большее количество голосов: ФИО11 и ФИО12

 Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО1 было подано <данные изъяты>»; за ФИО2 <данные изъяты> при этом в протоколе отсутствуют сведения, кто из членов комиссии каким образом голосовал.

 Суд приходит к выводу о необоснованности требований заявителей ФИО1 и ФИО2 по следующим основаниям.

 В соответствии с п.3.2 Положения «О порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации», утверждённого решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № конкурсная комиссия формируется на срок проведения конкурса, состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии, одна треть которых назначается Калининградской областной Думой.

 Согласно п.п. 3.6, 5.4 Положения заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа членов комиссии, при условии соблюдения норм представительства, определённых пунктом 3.2 Положения; решения комиссии принимаются путём открытого голосования в отсутствие кандидатов; решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов комиссии; при равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии.

 Как было указано ранее, решением Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № подписанном главой муниципального образования ФИО7, было установлено общее число членов конкурсной комиссии и её состав, состоящий из главы муниципального образования ФИО7 (председатель комиссии), депутатов Совета депутатов ФИО8 и ФИО9, главы МО «Полесский муниципальный район» ФИО10, представителя <адрес> думы и представителя <адрес> (без указания персоналий).

 При проведении указанного конкурса ДД.ММ.ГГГГ в составе комиссии приняли участие все перечисленные лица, в том числе - делегированные в состав комиссии на основании обращения главы муниципального образования ФИО7 депутат областной Думы ФИО6 и врио министра по муниципальному развитию и внутренней политики <адрес> ФИО5; что следует из протокола заседания комиссии № а также решения конкурсной комиссии по проведению конкурса от ДД.ММ.ГГГГ г.

 В обоснование заявленных требований, заявители ФИО1 и ФИО2 утверждают о незаконном составе конкурсной комиссии, указывая на участие в составе комиссии ФИО6 и ФИО5, которые представительным органом поселения не назначались, являться членами комиссии не могли, следовательно - не могли принимать решение по конкурсу, вследствие чего их голоса, поданные против указанных кандидатов, не должны учитываться, решение комиссии в данной части должно считаться незаконным, а кандидатуры ФИО1 и ФИО2 должны быть представлены Совету депутатов для назначения на должность главы администрации поселения.

 Однако заявителями не учтено, что согласно п.4 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 ст. 37 и ст. 74.1 настоящего Федерального закона.

 В соответствие с ч.5 ст. 37 указанного Федерального закона порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования; общее число членов конкурсной комиссии устанавливается представительным органом муниципального образования; члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения.

 Таким образом, при проведении конкурса на замещение должности главы администрации городского поселения не предусматривается соблюдение положений, установленных абзацами третьим и четвёртым ч.5 ст. 37 Закона, согласно которым при формировании конкурсной комиссии для выборов главы муниципальных образований иного уровня (в муниципальном районе, городском округе и т.п.) необходимо соблюдение паритета назначения членов комиссии.

 В то же время, с учётом приведённых выше норм, содержащихся в ст. 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ, согласно которым порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования; общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования, суд приходит к выводу, что положение абзаца 3 ч.5 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ о назначении членов конкурсной комиссии поселения представительным органом поселения не является императивным, и представительный орган поселения при решении вопроса о назначении членов конкурсной комиссии вправе делегировать право назначения части членов конкурсной комиссии высшим органам государственной власти и их должностным лицам, имея, однако, право не согласиться с предложенными кандидатами.

 Представитель заинтересованного лица ФИО3 пояснила, что Совет депутатов нового созыва не стал изменять нормы Положения от ДД.ММ.ГГГГ № 6, устанавливающего возможность назначения одной трети членов конкурсной комиссии не самим представительным органом поселения, а органами власти субъекта федерации, посчитав, что указанный порядок обеспечит определённую независимость части членов комиссии от муниципальных служащих поселения, с учётом того, что будущий глава муниципального поселения будет отвечать, в том числе, и за реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органу местного самоуправления, поэтому в состав комиссии и были включены член регионального правительства, а также депутат, представляющий соответствующий округ в законодательном органе. И поскольку решением Совета депутатов муниципального образования от 24.10.2013 г. № 43 было постановлено провести конкурс в порядке и на условиях, установленных Положением, утверждённым решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № данным же решением было установлено общее число членов конкурсной комиссии с указанием на участие в составе комиссии представителей <адрес>; учитывая, что суду не было представлено доказательств того, что предложенные персоналии ФИО6 и ФИО5 были отвергнуты представительным органом местного самоуправления, напротив - были включены в состав конкурсной комиссии, суд приходит к выводу, что их участие в работе конкурсной комиссии не влечет незаконность принятых комиссией решений.

 В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и гл. 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 Решение о проведении конкурса на замещение должности главы администрации МО «Полесское городское поселение» с указанием даты и места его проведения, порядка и условий конкурса, состава конкурсной комиссии было заранее доведено для всех кандидатов, чего не отрицают заявители.

 Конкурс был проведён в соответствии с Положением от ДД.ММ.ГГГГ № принятым Советом депутатов в рамках своих полномочий; граждане (в том числе и заявители), желающие участвовать в конкурсе и представившие в комиссию предусмотренный пакет документов, таким образом высказали согласие с условиями проведения конкурса и составом конкурсной комиссии; ни на первичном этапе, ни во время индивидуального собеседования не высказали несогласия с персональным составом конкурсной комиссии, не поставили под сомнение её легитимность. Решение комиссии принималось путём открытого голосования в отсутствие кандидатов, которые, таким образом, не могли знать, кто из членов комиссии проголосовал против их кандидатур; как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ против ФИО1 и ФИО2 проголосовало большинство членов комиссии, следовательно, согласно Положению, они не подлежали представлению Совету депутатов для назначения на должность главы администрации поселения.

 Следовательно, доводы заявителей о том, что конкурсной комиссией в отношении них было вынесено неправомерное решение, нарушившее не только их гражданские права, но и права всех жителей муниципального образования на осуществление местного самоуправления, являются необоснованными.

 Более того, заявители обжаловали решение конкурсной комиссии ввиду нелегитимности двух её членов лишь после ознакомления с результатами голосования, узнав от одного из членов комиссии о том, что ФИО6 и ФИО5 голосовали против их кандидатур. В данной связи утверждение заявителя ФИО1 о том, что он бы в любом случае обжаловал нелегитимный состав комиссии, даже в случае благоприятного для него голосования и предложения его кандидатуры для назначения на должность главы администрации вызывает обоснованное сомнение суда, так как противоречит логике всех его предшествующих действий по участию в конкурсе. Требование заявителей не учитывать по итогам голосования поданные против них голоса ФИО6 и ФИО5 и, ориентируясь лишь на голоса оставшихся четырёх членов комиссии представить их кандидатуры Совету для назначения на должность главы администрации, противоречит п.3.6 Положения от ДД.ММ.ГГГГ № 6, согласно которому заседание комиссии не может считаться правомочным, если не будет соблюдено соотношение норм представительства, определённого п.3.2 Положения.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что обжалуемым решением конкурсной комиссии, принятым в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, не были созданы препятствия к осуществлению прав и свобод заявителей; не были нарушены их права и свободы как участников конкурса, а также права жителей МО «Полесское городское поселение», выступать от лица которых заявители не имели никаких полномочий.

 Исходя из изложенного требования заявлений ФИО1, ФИО2 о признании решения конкурсной комиссии в части итогов голосования в отношении них недействительными; обязании конкурсной комиссии на основании итогов голосования представить их кандидатуры Совету депутатов МО «Полесское городское поселение» для назначения на должность главы администрации МО «Полесское городское поселение», не подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198, ч.4 ст. 258 ГПК РФ,

 решил:

 заявления ФИО1, ФИО2 к Совету депутатов МО «Полесское городское поселение» о признании решения конкурсной комиссии в части итогов голосования за участников конкурса ФИО1, ФИО2 недействительными; обязании конкурсной комиссии на основании итогов голосования представить кандидатуры ФИО1, ФИО2 Совету депутатов МО «Полесское городское поселение» для назначения на должность главы администрации МО «Полесское городское поселение» оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

 Судья:                                                                                                       Н.В.Переверзин