ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4471/17 от 27.10.2017 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-4471/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Кузнецовой Е.В., с участием представителя истца Солдатовой Н.Ф., ответчика Козлова А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске

27 октября 2017 года

материалы гражданского дела по иску Омского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Козлову А.Д. о запрете эксплуатации воздушного судна,

УСТАНОВИЛ:

Омский транспортный прокурор обратился в суд с исковыми требованиями к Козлову А.Д. о запрете эксплуатации воздушного судна. Мотивируя обращение, истец указал, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности полетов, в том числе авиации общего назначения, легкой и сверхлегкой авиации. По результатам проверки установлено, что 19.08.2017 года самолет Аэро L–29 «Дельфин», не имеющий регистрационного номера, использовался Козловым А.Д. для осуществления полета без сертификата летной годности с посадочной площадки Марьяновка, по адресу омская область, <адрес>, рабочий <адрес> указанное деяние 19.09.2017 года Козлов А.Д. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.11.5 КоАП РФ, ч.6 ст. 11.5 КоАП РФ. Просит запретить Козлову А.Д. 10.12.1968 года рождения эксплуатировать воздушное судно – самолет Аэро L–29 «Дельфин», в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до получения в установленном законом порядке сертификата летной годности, а также до его государственной регистрации и нанесения в установленном законом порядке на воздушное судно государственного и регистрационного опознавательных знаков.

Представитель истца Солдатова Н.Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Козлов А.Д. в судебном заседании заявленные исковые требования признал в полном объеме. Дополнил, что в настоящее время все необходимые документы оформляются. С 2008 года и до 2017 года полеты на самолете не осуществлял, так как самолет был в ремонте.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства суд находит принять признание иска и удовлетворить заявленные требования.
Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

По правилам части 9 ст. 33 ВК РФ государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правилами ст. 34 ВК РФ при государственной регистрации гражданского воздушного судна ему присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно.

В ч. 6 ст. 34 ВК РФ предусмотрено, что государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданских воздушных судов, а также порядок нанесения этих знаков и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Согласно п.п. 3, 5, 16 Порядка нанесения на гражданские воздушные суда государственных и регистрационных опознавательных знаков, товарных знаков, утвержденных приказом Минтранса России от 29.04.2014 № 11 опознавательные знаки гражданских воздушных судов состоят из:

государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита «RA»;

регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр или сочетания арабских цифр и букв латинского алфавита.

Государственный знак отделяется от регистрационного знака дефисом.

Государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на крыло самолета, на боковые поверхности хвостовой части фюзеляжа или на киль самолета.

Без опознавательных знаков, нанесенных в соответствии с требованиями настоящего Порядка на элементы конструкции, гражданские воздушные судна к полетам не допускаются.

Судом установлено, что в августе 2008 года ответчик приобрел реактивный самолет Аэро L–29 «Дельфин», при этом государственная регистрация прав на воздушное судно произведена в установленном законом порядке не была, свидетельство о государственной регистрации воздушного судна отсутствует, государственный и регистрационный знак самолету не присваивались.

Статьей 35 ВК РФ предусмотрено, что летная годность гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта - состояние гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности и к охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке и эксплуатации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 36 ВК РФ гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.

Сертификат летной годности выдается уполномоченным органом в области гражданской авиации государства, в котором зарегистрировано воздушное судно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 83 Конвенции о международной гражданской авиации. Форма сертификата летной годности, выдаваемого на воздушное судно, и порядок его оформления устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В силу ч. 1 ст. 67 В К РФ каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту судовые документы: свидетельство о государственной регистрации; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации, соответствующие документы на каждого члена экипажа; документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В соответствии с п. 2.8 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 (далее -ФАП-128), КВС перед полетом в целях выполнения авиационных работ или АОН обязан убедиться в том, что воздушное судно пригодно к полетам и на борту находятся документы, указанные в пункте 2.20.

В п. 2.20 ФАП-128, предусмотрено, что при полете в целях выполнения авиационных работ или АОН, на борту воздушных судов должны находиться документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц; в том числе сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам).

Постановлением о назначении административного наказания №4172838583-02 от 04.10.2017 года, объяснениями Козлова А.Д., данными как при производстве по делу об административном правонарушении, так и в настоящем судебном заседании подтверждается, что 19.08.2017 года ответчик осуществил полет на воздушном судне – самолете Аэро Л-29 «Дельфин» с посадочной площадки <адрес>, расположенной по адресу <адрес>, рабочий <адрес> осуществлении полета, указанное воздушное судно государственную регистрацию не прошло, не имеет государственного и регистрационного номера, сертификата летной годности на воздушное судно.

Назначение административного наказания не освобождает лицо, совершившее правонарушение, от запрета ему эксплуатировать воздушное судно до получения в установленном законом порядке сертификата летной годности, а также до его государственной регистрации и нанесения в установленном законом порядке на воздушное судно государственного и регистрационного опознавательных знаков.

Таким образом, судом бесспорно установлен факт нарушения Козловым А.Д. Федеральных авиационных правил и Воздушного кодекса РФ.

При этом суд принимает доводы истца о том, что эксплуатация воздушного судна без сертификата летной годности создает потенциальную угрозу безопасности полетов самим эксплуатантам, иным пользователям воздушного пространства, а также неопределенному кругу лиц, которые могут находиться рядом в момент полета ВС.

Использование Козловым А.Д. воздушного судна Аэро L–29 «Дельфин», без сертификата летной годности, а также без государственного и регистрационного знака нарушает интересы Российской Федерации, так как лицом, не соблюдаются обязательные требования закона, установленные на территории РФ.

По правилам п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ - опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

С учетом установленных по делу обстоятельств, признания ответчиком иска, суд находит заявленные исковые требования необходимо удовлетворить – запретить Козлову А.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, эксплуатировать воздушное судно - самолет Аэро L–29 «Дельфин», в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации до получения в установленном законом порядке сертификата летной годности, а также до его государственной регистрации и нанесения в установленном законом порядке на воздушное судно государственного и регистрационного опознавательных знаков.

По правилам ст. 98 ГПК РФ с Козлова А.Д. в бюджет города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПРК РФ,

Р Е Ш И Л:

Запретить Козлову А.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, эксплуатировать воздушное судно - самолет Аэро L–29 «Дельфин», в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации до получения в установленном законом порядке сертификата летной годности, а также до его государственной регистрации и нанесения в установленном законом порядке на воздушное судно государственного и регистрационного опознавательных знаков.

Взыскать с Козлова Андрея Дмитриевича в бюджет города Омска государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья М.Л. Жидкова

В окончательной форме решение изготовлено 01 ноября 2017 года.