86RS0001-01-2019-007188-48 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 ноября 2019 года г. Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А. при секретаре Ахияровой М.М., с участием истца; представителя ответчика Красновой А.И., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4471/19 по исковому заявлению Мамаевой Галины Юрьевны к Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры», третье лицо ФИО11, о признании незаконным решения от 26.07.2019г. исх. №ОГП-5138 об исключении из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 г. заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», УСТАНОВИЛ: Истец Мамаева Галина Юрьевна обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» (далее также – Агентство) с вышеназванным требованием, мотивированным несогласием с основанием отказа, указанным в решении АО «Ипотечного агентства Югры» от 26.07.2019 г. – пп. 2 п.7 приложения 15 к постановлению Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018г. №346-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы»: утрата оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий). Оспариваемое решение основано на вновь введенной норме правового акта – постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 05.10.2018 № 346-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы». Указанный акт вступил в силу с 1 января 2019 года. Правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа -Югры (согласно постановлению № 346-п) ориентированы на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в собственность молодым семьям, нуждающимся в жилых помещениях, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки. По правилам и условиям (установленным постановлением № 108-п), которые должны быть применены согласно требованию мероприятия 4.2 подпрограммы IV государственной программы, утвержденной постановлением Правительства автономного округа -Югры от 09.10.2013 № 408 и в соответствии с которыми истец был признан участником, юридическое значение для получения субсидии имеет факт признания участником программы - субсидия предоставляется вставшим на учет по подпрограмме «Доступное жилье молодым». Таким образом, нуждаемость должна определяться в момент включения в единый список участников. Требование о сохранении нуждаемости на протяжении всего периода и до момента предоставления субсидии в правовом акте отсутствует. Истец с членами семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а затем участниками подпрограмм «Доступное жилье молодым» и «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы «Улучшение жилищных условий населения Хаты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2010 №368-п, потому как соответствовали всем требованиям, применяемым к заявителям и выполнили все условия, применяемые к участникам целевой программы с целью получения государственной поддержки. Именно в целях использования права на получение мер поддержки, предусмотренных названными подпрограммами, истцом было приобретено жилое помещение на территории автономного округа-Югры за счет кредитных средств с предоставлением компенсации части процентной ставки, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 12 квадратных метров на одного члена семьи. Со вступлением в силу постановления № 346-п произошли существенные изменения для тех участников, которые числились в Едином списке участников до вступления в силу указанного правового акта. Вместе с тем, изменение оснований для исключения из программы не должны касаться тех участников, которые были включены е список участников до вступления в силу указанных изменений, так как в данном случае имеет место длящееся правоотношение, возникшее в момент подачи заявления о включении в Единый список участников для получения субсидии из бюджета автономного округа. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству на основании ст. 43, п.4 ч.1 ст. 150 ГПК РФ привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц члены семьи истца ФИО2, на чьи права или обязанности может повлиять вынесенное по спору судебное постановление. Истец Мамаева Г.Ю., являющаяся законным представителем (родителем) третьего лица ФИО2, в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении, которые привела в устном пояснении. По доводам возражения АО «Ипотечное агентство Югры» истец настаивает на том, что на момент включения в Единый список участников их семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика Краснова А.И. заявленные исковые требования не признала по доводам, изложенным в мотивированном возражении на исковое заявлении, настаивает на законности оспариваемого решения, указывая, что с 01.01.2019г. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 9.10.2013г. № 408-п утратило силу в соответствии с п. 3 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» и утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 15). Постановлением от 05.10.2018г. № 346-п прямо предусмотрен Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31.12.2010г. заявления на получение мер государственной поддержки, следовательно, оно распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до введения его в действие, так как это прямо предусмотрено самим Постановлением от 05.10.2018г. № 346-п. В связи с подходом очередности на получение субсидии Агентством на истца и членов его семьи были запрошены сведения из Росреестра, откуда ответчику стало известно, что истец с ДД.ММ.ГГГГ. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, что в силу п.3 Приложения 15 означает, что истец с сыном до ДД.ММ.ГГГГ (на момент рождения второго сына ДД.ММ.ГГГГ.) не являлись молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена более 12 квадратных метров, имея с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в долевой собственности квартиру по <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м и с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время – квартиру по ул. <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что спор возник о законности действий ответчика по исключению истца из жилищной программы, регулирующей порядок получения государственной поддержки в виде субсидии для улучшения жилищных условий семьи, а также о наличии оснований для восстановления его в очередности в Едином списке молодых семей, подавших заявление после 31 декабря 2010 года, на получение государственной поддержки в виде предоставления субсидии на приобретение жилых помещений. Из материалов дела следует, что 12.10.2011г. Мамаева Г.Ю. обратилась в Агентство о признании участником подпрограммы «Доступное жилье молодым» и подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы, утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» (далее – Порядок №-п). Решением Агентства исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ. Мамаева Г.Ю. признана участником подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» составом семьи, включая сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Решением от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 исключена из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утв. Правительством ХМАО-Югры от 05.10.2018г. № 346-п. Оспаривая данное решение, истец полагает, что оно основано на вновь введенной норме правового акта – постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 05.10.2018 № 346-п, который вступил в силу с 1 января 2019 года, тогда как нуждаемость молодой семьи в получении государственной поддержки должна определяться в момент включения её в Единый список участников. Отклоняя данный довод искового заявления, суд установил следующую последовательность действия правовых норм, регулирующих предоставление государственной поддержки по подпрограмме «Доступное жилье молодым». Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 N 108-п был утвержден Порядок реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года". Из указанного постановления следует, что граждане, подавшие заявления на получение государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений до 1 января 2011 года, обеспечиваются государственной поддержкой в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 апреля 2006 года N 67-п "О Порядке реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы". В соответствии с Порядком реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" предоставление субсидии осуществляется организацией на основании сформированного ею Единого списка участников подпрограммы по автономному округу (Единый список), в хронологической последовательности исходя из даты подачи заявления о постановке на учет для получения субсидии, а в случае предоставления ранее субсидии, исходя из даты подачи заявления о перечислении субсидии на вновь рожденного ребенка (п. 2.10 Порядка). С 01.01.2014г. постановление № 108-п от 05.04.2011г. утратило силу в соответствии с п. 3 постановления Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 9.10.2013г. № 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах". С 01.01.2019г. постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 9.10.2013г. № 408-п утратило силу в соответствии с п. 3 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», и утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки (далее - Приложение 15). Постановление Правительства ХМАО - Югры от 07.04.2006 N 67-п также утратило силу в связи с изданием постановления Правительства ХМАО - Югры от 01.02.2019 N 20-п. По общему правилу, содержащемуся в ч.1 ст.4 Гражданского кодекса РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018г. № 346-п прямо предусмотрен Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31.12.2010г. заявления на получение мер государственной поддержки. Следовательно, постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018г. № 346-п распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до введения его в действие, так как это прямо предусмотрено этим постановлением, поэтому Агентство правомерно руководствовалось нормами действующего с 01.01.2019г. постановления Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018г. № 346-п. Далее суд установил, что основанием исключения семьи истца из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки явилась утрата оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий) (пп.2 п. 7 Приложения 15). По мнению ответчика, утрата оснований в частности произошла в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий в период с ДД.ММ.ГГГГ. после оформления в собственность жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> до рождения в семье второго ребенка. На дату обращения в Агентство с заявлением на признание участниками подпрограммы (12ДД.ММ.ГГГГ.) истец составом семьи, включая сына ФИО13ФИО12., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживали по адресу: <адрес>, общей площадью 29,9 кв.м., совместно с матерью заявительницы ФИО3 – ФИО8 (собственник квартиры) и двумя братьями заявительницы (ФИО9 и ФИО20 Пунктом 1 статьи 6 Порядка №108-п, действующего на момент признания истца с сыном ФИО2 участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым», предусмотрено, что участником целевой программы (подпрограммы) является гражданин Российской Федерации, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 3 Порядка №-п. Из нормы статьи 3 Порядка №108-п следовало, что в целях настоящего Порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признавались граждане, являвшиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров. Таким образом, на дату обращения в Агентство с заявлением о признании участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» истец, проживая с сыном ФИО14. в квартире, принадлежащей матери Мамаевой С.С., по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, нуждались в улучшении жилищных условий, так как были обеспечены на каждого члена семьи менее 12 кв.м. Как установлено судом выше, участник подпрограммы «Доступное жилье молодым» получает субсидию в порядке хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления после граждан, чьи заявления о постановке на учет датированы более ранним числом. Время принятия решения о предоставлении субсидии конкретному участнику подпрограммы «Доступное жилье молодым» зависит об объема финансирования, количества претендентов на ее получение (участников подпрограммы), даты признания участником подпрограммы. До принятия решения о предоставлении субсидии и направления уведомления участники подпрограммы, по сути, являются претендентами на получение субсидии. При этом сам факт признания участником подпрограммы (включения в Список) не является безусловным основанием получения субсидии, поскольку при наступлении событий, перечисленных в п.7 Приложения 15 участник подлежит исключению из единого списка. Так, в связи с подходом очередности ФИО3 на получение субсидии по подпрограмме «Доступное жилье молодым» Агентством 21.06.2019г. были запрошены сведения из Росреестра на истца и членов его семьи о наличии или отсутствии в их собственности жилых помещений с целью установления права на получение субсидии. Как следует из предоставленной на указанный запрос выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. № и свидетельств о государственной регистрации права № и № от ДД.ММ.ГГГГ., в долевой собственности ФИО3 и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. находилось жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.; с ДД.ММ.ГГГГ – в единоличной собственности ФИО3 квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.мДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время в долевой собственности ФИО3 (<данные изъяты> доля) находится жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3 и ФИО4 родился сын ФИО5 (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.) Таким образом, квартира по адресу: <адрес>, приобретенная истцом до рождения второго сына ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ обеспечила ее семью жилой площадью в период, когда семья не относилась к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, таким образом, уже в период с ДД.ММ.ГГГГ. у семьи ФИО3, включая ее сына ФИО2, отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, поскольку каждый из них был обеспечен площадью более 12 кв.м. <данные изъяты> В решении Агентства о признании семьи Мамаевой Г.Ю. участником целевой программы от 09.11.2011г. было указано, что участник программы обязан незамедлительно уведомить Агентство в случае изменения указанных в заявлении для предоставления государственной поддержки и прилагаемых документах сведений», однако истец не сообщила ответчику о приобретении квартиры в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, что повлияло на определение нуждаемости в обеспечении жилищных условий ее семьи. Согласно пп. 2 п. 7 Приложения 15 граждане исключаются из Единого списка в случае утраты оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 10 Закона ХМАО - Югры от 11.11.2005 N 103-оз государственная поддержка молодых семей, имеющих детей, осуществляется путем предоставления субсидий по договорам на строительство или приобретение жилых помещений или на погашение части кредита (займа), полученного на эти цели, в расчете на фактически имеющихся детей, а также в случае рождения (усыновления) детей в период действия долговых обязательств. Следовательно, субсидия молодым семьям может быть предоставлена в счет погашения долговых обязательств по ранее приобретенному жилому помещению. Также в соответствии с п.1 Приложения 15, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018г. № 346-п, Порядок устанавливает правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) на приобретение или строительство жилых помещений в собственность молодым семьям, нуждающимся в жилых помещениях, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, в том числе на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств. В рассматриваемом случае в период участия в подпрограмме, до получения уведомления о праве на субсидию, имело место быть событие, когда семья истца перестала отвечать требованиям, установленным Порядком для участников указанной подпрограммы, перестала быть нуждающейся, что влечет исключение из единого списка. В настоящее время отсутствуют долговые обязательства по первой приобретенной квартире по адресу: <адрес>, в связи с досрочным погашением кредита, ранее предоставленного с компенсацией части процентной ставки на приобретение этой квартиры, что сторонами не оспаривается. Ответчик обоснованно исходил из того, что при определении нуждаемости необходимо учитывать площадь жилых помещений, принадлежащих участникам программы. Как следует из материалов дела, обеспеченность членов семьи истца составляет более 12 кв.м, установленных пп.3 п.3 Приложения 15, для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, после получения права собственности на иное жилье, истец и члены ее семьи перестали быть нуждающимися в жилом помещении, подлежали снятию с учета и не имели права быть получателем мер поддержки; кроме того долговые обязательства отсутствуют Гражданин, принимая участие в подпрограмме на добровольных началах, с момента признания участником данной программы становится лишь претендентом на получение соответствующей субсидии, что не является гарантией получения такой субсидии или основанием для обязания государственного органа ее выдать. Агентство несет ответственность за целевое использование бюджетных средств и соблюдение нормативно-правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регулирующих порядок предоставления государственной поддержки в рамках Подпрограммы и не вправе предоставлять государственную поддержку в нарушение действующего законодательства. Таким образом, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Мамаевой Галины Юрьевны к Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. исх. №№ об исключении из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 г. заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы»; о восстановлении в Едином списке молодых семей, подавших заявление после 31 декабря 2010 года - отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югра в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд путем подачи апелляционной жалобы. Мотивированное решение суда составлено 19 ноября 2019 года. Судья Ханты-Мансийского районного суда А.А. Литвинова |