№ 2-4473/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть изготовлена и оглашена 15.08.2018 года.
Мотивированное решение изготовлено 20.08.2018 года.
дата<адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ковтун В.О.,
при секретаре Шнаховой А.М..,
с участием представителя ответчика – военного К. С. края по доверенности – Аббасова А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Вартанова А. Х. к Военному К. С. края с требованием установить ему с дата должностной оклад в размере 2150 рублей, а также доплатить сумму пенсии за весь период времени с учетом индексации, выплатить с дата сумму задолженности пенсии размере 437546 рублей 69 копеек,
У С Т А Н О В И Л:
Вартанов А.Х. обратился в суд с иском к Военному К. С. края, в последствии уточненным на основании ст. 39 ГПК РФ, в котором просит с дата установить ему должностной оклад в размере 2150 рублей в месяц, что в полной мере соответствует замещаемой им должности на день увольнения из Вооруженных Сил по выслуге лет. Просит обязать ответчика выплатить сумму долга за весь период времени с учётом индексации, проводимых Правительством РФ и индексов потребительских цен, выплатить с дата сумму задолженности пенсии размере 437546 рублей 69 копеек.
Исковые требования мотивированы тем, что истец в досудебном порядке обращался к ответчику дата и дата с заявлениями о перерасчете пенсии, но получил отказ.
Истец Вартанов А.Х., извещённый надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. Представлено заявление о рассмотрении искового заявления в его отсутствие, а также представлены письменные пояснения, согласно которым просит исковое заявление удовлетворить в полном объеме. Суд считает возможным рассмотреть исковое заявление в отсутствие истца.
Представитель ответчика военного К. С. края согласно доверенности Аббасов А.Р. в судебном заседании иск не признал, полностью поддержал письменные возражения.
Выслушав представителя Военного К. С. края, учитывая письменные пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец с 1985 года является пенсионером Министерства обороны РФ.
Вартанов А.Х. уволен с военной службы приказом Заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск № от дата.
Исключен из списков личного состава войсковой части 33128 с дата.
Пенсия Вартановау А.Х. назначена исходя из должностного оклада 160 рублей с учетом прибавки взамен продовольственного пайка. Вартанов А.Х. уволен с должности «начальника отдела (плавного) 330 управления начальника работ 450 строительного управления Главного военно-строительного управления – Центра», воинское звание «подполковник».
По данным 450 военно-строительного управления указанная должность была равнозначна должности командира военно – строительного отряда до 1992 года.
Тарификация ГЛАВФЭУ МО РФ проведена дата по 16 тарифному разряду.
Перерасчет и доплата пенсии Вартанову А.Х. до февраля 1993 года производилась на основании отдельных указов Президента РСФСР, СССР и РФ от дата№, дата № УП-3074 и дата№ соответственно.
В соответствии с Федеральным законом от дата № 49-ФЗ – оклады по воинской должности военнослужащих установлены не ниже размеров должностных окладов федеральных государственных служащих. Министром обороны РФ дата утвержден Уточненный штатно-тарифный перечень воинских должностей высших, старших, младших офицеров ВС РФ, согласно которому с дата устанавливаются должностные оклады перечисленным категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и уточняются (тарифицируются) размеры окладов по нетиповым воинским должностям.
Порядок проведения уточнения (тарификации) штатно-должностных окладов военнослужащим и военным пенсионерам, определен директивой Министерства обороны РФ от дата№. Истцу в связи с принятием указанных нормативно-правовых актов военным К. С. края был установлен 16-йтарифный разряд, с дата.
В 2005 году Вартанов А.Х. обратился с заявлением в Военный К. С. края о пересмотре тарифа перерасчете пенсии за весь период, в чем ответчиком отказано.
Не согласившись с отказом Военного К. С. края в перерасчете пенсии истец обратился в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением к нему об установлении и обязании Военного К. С. края считать тарифный разряд в соответствии с занимаемой должностью, занимаемой на день увольнения из Вооружённых Сил Российской Федерации равным 20 тарифному разряду, а также выплатить единовременную недополученную часть пенсии со дня введения тарифных разрядов с учетом индекса потребительских цен.
Решением Промышленного районного суда <адрес> от дата в удовлетворении требований Вартанова А.Х. к Военному К. С. края об установлении и обязании Военного К. С. края считать тарифный разряд в соответствии с занимаемой должностью, занимаемой на день увольнения из Вооружённых Сил Российской Федерации равным 20 тарифному разряду, а также выплатить единовременную недополученную часть пенсии со дня введения тарифных разрядов с учетом индекса потребительских цен отказано.
Кассационным определением С. краевого суда от дата Решение Промышленного районного суда от дата оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
дата определением Промышленного районного суда <адрес> в удовлетворении заявления Вартанова А. Х. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Промышленного районного суда <адрес> от дата, принятого по иску Вартанова А.Х. к Военному К. С. края об установлении и обязании считать тарифный разряд в соответствии с занимаемой должностью, занимаемой на день увольнения из Вооруженных Сил СССР, равным 20-му тарифному разряду, а также выплаты единовременно недополученной суммы пенсии со дня введения тарифных разрядов с учетом индекса потребительских цен отказано.
Апелляционным определением С. краевого суда от дата определение Промышленного районного суда <адрес> от дата оставлено без изменения, частная жалоба Вартанова А.Х. – без удовлетворения.
Определением Промышленного районного суда <адрес> от дата производство по гражданскому делу по исковому заявлению Вартанова А.Х. к Военному К. С. края об установлении должностного оклада для исчисления назначенной пенсии и возложении обязанности по выплате суммы задолженности по пенсии с учетом индексации – прекращено в соответствии со ст. 220 ГПК РФ.
Апелляционным определением С. краевого суда от дата определение Промышленного районного суда <адрес> отменено, гражданское дело по исковому заявлению Вартанова А. Х. к Военному К. С. края об установлении должностного оклада для исчисления назначенной пенсии и возложении обязанности по выплате суммы задолженности по пенсии с учетом индексации направлено в суд первой инстанции для его дальнейшего рассмотрения по существу.
Определением Промышленного районного суда <адрес> от дата гражданское дело по исковому заявлению Вартанова А. Х. к Военному К. С. края с требованием установить ему с дата должностной оклад в размере 2150 рублей, а также доплатить сумму пенсии за весь период времени с учетом индексации принято к производству.
Военным К. С. края ему начислена и выплачивается по настоящее время пенсия с учетом оклада по должности, воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет.
Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому на социальное обеспечение по возрасту.
Согласно статьи 43 Закона РФ от дата№ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от дата№ - предоставить право Министерству обороны Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Главному управлению охраны Российской Федерации, а также другим министерствам и ведомствам, имеющим воинские формирования, устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел применительно к окладам, предусмотренным настоящим Постановлением. В Министерстве обороны Российской Федерации должностные оклады устанавливаются с учетом особенностей видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск.
С целью совершенствования системы социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы и их семей Федеральным законом от дата № 49-ФЗ – оклады по воинским должностям военнослужащих установлены не ниже размеров должностных окладов федеральных государственных служащих.
В целях своевременности выплаты пенсий военным пенсионерам в новых размерах, перерасчет пенсий с дата был произведен первоначально исходя из окладов по воинским должностям, увеличенным в два раза.
Указанным Федеральным законом п.2 ст.12 Федерального закона от дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был изложен следующим образом - размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.
Во исполнение данного Закона и Указа Президента РФ от дата№ «О денежном довольствии военнослужащих», Правительством РФ дата принято Постановление №, согласно которого Министру обороны РФ поручено установить оклады по нетиповым должностям.
Министром обороны РФ дата утвержден Уточненный штатно-тарифный перечень воинских должностей высших, старших и младших офицеров Вооруженных Сил РФ, согласно которому с дата устанавливаются должностные оклады перечисленным категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и уточняются (тарифицируются) размеры окладов по нетиповым воинским должностям.
Порядок проведения уточнения (тарификации) штатно-должностных окладов военнослужащим и военным пенсионерам, определен директивой Министерства обороны РФ от дата№.
Истцу в связи с принятием указанных нормативно-правовых актов военным К. С. края был установлен 16-й тарифный разряд с дата.
Решением Промышленного районного суда <адрес> от дата в удовлетворении искового заявления было отказано в полном объеме. Не согласный с принятым решением, Вартановым А.Х. была подана кассационная жалоба. Определением Судебной коллегии по гражданским делам С. краевого суда от дата указанное решение оставлено без изменения, жалоба кассатора без удовлетворения. Соответственно, с дата, решение суда вступило в законную силу и не отменено. Действия Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ и военного К. С. края признаны не противоречащими действующему законодательству.
Согласно п.2 ст.13 ГПК РФ - вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
То есть, выплата истцу с дата должностного оклада, входящего в состав пенсии, равного 16-му тарифному разряду, признано решением Промышленного районного суда <адрес> от дата законным. В указанной части, решение Промышленного районного суда <адрес> от дата имеет для суда, рассматривающего настоящий иск, преюдициальное значение. Судебное постановление не отменено и имеет юридическую силу согласно ст.13 ГПК РФ.
На момент выхода на пенсию, сумма должностного оклада истца составляла 160 руб. 00 коп. В дальнейшем указанный размер должностного оклада подлежал индексации в связи с увеличением сумм денежного довольствия военнослужащих (оклад по званию и по должности). Данное требование вытекает из требований статьи 49 Закона РФ от дата№ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которой – пенсии … подлежат пересмотру … при увеличении денежного довольствия военнослужащих…В дальнейшем исходя из размера пенсии устанавливался тарифный разряд, а не наоборот.
Должностной оклад установлен в соответствии с занимаемой должностью на день увольнения – начальник отдела (планового) 330 управления, начальник работ 450 строительного управления, Главного военного строительного управления - центра и указан в расчетной книжке. Размер должностного оклада на день увольнения (дата) был установлен в размере 160 рублей. В последующем размеры должностных окладов пересматривались на основании принимаемых нормативных правовых актов Российской Федерации.
Истец дата подал в Военный К. С. края заявление с просьбой протарифицировать его должностной оклад, входящий в состав пенсии. Военным К. С. края дата направлен запрос в Главное финансово-экономическое управление МО РФ для тарификации должностного оклада истца. Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны РФ тарифицирует нетиповую должность истца и подтверждает правильность установления тарифного разряда военным К. С. края (16 тарифный разряд). С дата истцу был установлен также 16 тарифный разряд.
Должностной оклад истца равен 16-му тарифному разряду и подтверждён после принятия необходимой нормативно - правовой базы и обращения самого пенсионера (Указ Президента РФ от дата№ «О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих», Федеральный закон от дата № 49-ФЗ, Указа Президента РФ от дата№ «О денежном довольствии военнослужащих», Постановления Правительства РФ от дата№, согласно которого Министру обороны РФ поручено установить оклады по нетиповым должностям, что и было сделано. Должность истца на день увольнения была нетиповой.
Суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является военный К. С. края по следующим основаниям:
В силу п.п.2 и 39 Положения о военных К. (утв.Указом Президента РФ от дата№ (ред. от дата)) - Военный К. создается в субъекте Российской Федерации в целях, в том числе реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На Военные К. возложена работа по осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Именно военным К. С. края истцу назначена пенсия с дата. Кроме того, военным К. С. края произведена доплата суммы пенсии за период с дата по дата в размере 1288 рублей. Расчёт составлен дата.
Истцом заявлено требование об установлении ему с дата должностного оклада в размере 2150 рублей.
С дата выплата должностного оклада, входящего в состав пенсии, осуществляется именно военным К. С. края исходя из суммы оклада, равного 1900 руб., который соответствует 16-му тарифному разряду.
Требование истца об индексации с учётом индекса потребительских цен законно предъявлено именно к Военному К. С. края, так как в силу п.п.2 и 39 Положения о военных К. (утв. Указом Президента РФ от дата№ (ред. от дата)) – назначением пенсии в отношении Вартанова А.Х. занимается именно Военный К. С. края.
Военным К. С. края осуществлена работа по выполнению нормативных предписаний, закреплённых в Указе Президента РФ от дата№ «О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих», Федеральном законе от дата № 49-ФЗ, Указе Президента РФ от дата№ «О денежном довольствии военнослужащих», Постановлении Правительства РФ от дата№, согласно которого Министру обороны РФ поручено установить оклады по нетиповым должностям, что и было сделано. Должность истца на день увольнения и по состоянию на дата была нетиповой. В этой части, военным К. С. края проведена работа по привидению должностных окладов пенсионеров Министерства обороны РФ в соответствии с требованиями процитированных нормативных правовых актов. Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны РФ проведенная Военным К. С. края с дата работа в отношении истца признана правильной. Следовательно, к утверждению ответчика о том, что должностные оклады уволенных с лиц военнослужащих не подлежат тарификации, суд относится критически, так такое утверждение опровергнуто самим ответчиком и Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны РФ, который указанную тарификацию провёл.
На основании заявления самого истца, тарификация проведена в соответствии с действующим законодательством. Главное финансово-экономическое управление, подтвердив тарифный разряд, исполнило предписание и Приказ Министра обороны РФ.
В силу п.7 Приказа Министра обороны РФ от дата№ «Об утверждении Положения о Главном финансово-экономическом управлении Министерства обороны Российской Федерации» (действовавшего на момент тарификации должностного оклада истца) – одной из основных задач Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ является, в том числе осуществление своевременной и правильной тарификации штатов, штатных перечней и штатных нормативов, а также проведение единой штатно-тарифной политики в Вооруженных Силах.
Судом достоверно установлено, что Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны РФ, во исполнение Приказа Министра обороны РФ от дата№, в силу делегированных Министром обороны РФ полномочий, проведена тарификация должностного оклада истца с установлением ему 16-го тарифного разряда, законность установления которого подтверждена и решением Промышленного районного суда <адрес> от дата.
Осуществляя предоставленные полномочия в целях реализации права граждан на пенсионное обеспечение, законодатель вправе определять, с учетом каких именно составляющих и в каком порядке формируется денежное довольствие лиц, проходивших военную службу, для исчисления им пенсий, а также устанавливать их размеры.
Денежное довольствие лиц, проходивших военную службу, для исчисления им пенсий, которое определяется в статье 43 указанного Закона Российской Федерации, учитывается в порядке, предусмотренном пунктом 8 и подпунктом "а" пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от дата№.
Понятие "денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим" отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих", определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии.
Вартанов А.Х. никогда не занимал должность, равную 21-му тарифному разряду с суммой 2150 рублей с дата. Иное им не доказано. Доказательств, соответствующих требованиям ст.ст.59 и 60 ГПК РФ об их относимости и допустимости истцом не представлено. Из данного вывода следует, что и требование о выплате с дата суммы задолженности пенсии размере 437546 рублей 69 копеек не подлежит удовлетворению, так как указанная задолженность не возникла.
К доводам истца Вартанова А.Х. о том, что Вартанов А.Х. и Терповой В.Е. были уволены по выслуге лет с должностными окладами 160 рублей и 155 рублей соответственно, и из этого следует, что истец должен получать пенсию больше, чем Терповой В.Е. суд относиться критически, так как расчет пенсии проводится индивидуально в соответствии с действующим законодательством.
Требование истца об индексации с учётом индекса потребительских цен является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
Статьей 25 Федерального закона от дата N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определен порядок индексации пенсий.
Названной нормой закона предусмотрено, что пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) индексируются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (абзац третий статьи 25 Закона), социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации (абзац четвертый статьи 25 Закона).
В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от дата№ пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 данного закона, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью 2 статьи 43 Закона.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом, при увеличении размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 названного закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.
Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в статье 46 Закона, в том числе возникших одновременно.
Из приведенных нормативных положений следует, что порядок увеличения (индексации), повышения и перерасчета размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, законом урегулирован. При этом установленный законом механизм и порядок индексации пенсий не предусматривает увеличение их размера в связи с ростом индекса потребительских цен в субъекте Российской Федерации по месту жительства пенсионера.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Вартанова А. Х. к Военному К. С. края об установлении ему с дата должностного оклада в размере 2150 рублей в месяц и обязании Военного К. С. края выплатить сумму долга за весь период времени с учётом индексации, проводимых Правительством РФ и индексов потребительских цен, а также выплатить с дата сумму задолженности пенсии размере 437546 рублей 69 копеек - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам С. краевого суда через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Ковтун В.О.