ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4473/18 от 15.08.2018 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№ 2-4473/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть изготовлена и оглашена 15.08.2018 года.

Мотивированное решение изготовлено 20.08.2018 года.

дата<адрес>

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ковтун В.О.,

при секретаре Шнаховой А.М..,

с участием представителя ответчика – военного К. С. края по доверенности – Аббасова А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Вартанова А. Х. к Военному К. С. края с требованием установить ему с дата должностной оклад в размере 2150 рублей, а также доплатить сумму пенсии за весь период времени с учетом индексации, выплатить с дата сумму задолженности пенсии размере 437546 рублей 69 копеек,

У С Т А Н О В И Л:

Вартанов А.Х. обратился в суд с иском к Военному К. С. края, в последствии уточненным на основании ст. 39 ГПК РФ, в котором просит с дата установить ему должностной оклад в размере 2150 рублей в месяц, что в полной мере соответствует замещаемой им должности на день увольнения из Вооруженных Сил по выслуге лет. Просит обязать ответчика выплатить сумму долга за весь период времени с учётом индексации, проводимых Правительством РФ и индексов потребительских цен, выплатить с дата сумму задолженности пенсии размере 437546 рублей 69 копеек.

Исковые требования мотивированы тем, что истец в досудебном порядке обращался к ответчику дата и дата с заявлениями о перерасчете пенсии, но получил отказ.

Истец Вартанов А.Х., извещённый надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. Представлено заявление о рассмотрении искового заявления в его отсутствие, а также представлены письменные пояснения, согласно которым просит исковое заявление удовлетворить в полном объеме. Суд считает возможным рассмотреть исковое заявление в отсутствие истца.

Представитель ответчика военного К. С. края согласно доверенности Аббасов А.Р. в судебном заседании иск не признал, полностью поддержал письменные возражения.

Выслушав представителя Военного К. С. края, учитывая письменные пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец с 1985 года является пенсионером Министерства обороны РФ.

Вартанов А.Х. уволен с военной службы приказом Заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск от дата.

Исключен из списков личного состава войсковой части 33128 с дата.

Пенсия Вартановау А.Х. назначена исходя из должностного оклада 160 рублей с учетом прибавки взамен продовольственного пайка. Вартанов А.Х. уволен с должности «начальника отдела (плавного) 330 управления начальника работ 450 строительного управления Главного военно-строительного управления – Центра», воинское звание «подполковник».

По данным 450 военно-строительного управления указанная должность была равнозначна должности командира военно – строительного отряда до 1992 года.

Тарификация ГЛАВФЭУ МО РФ проведена дата по 16 тарифному разряду.

Перерасчет и доплата пенсии Вартанову А.Х. до февраля 1993 года производилась на основании отдельных указов Президента РСФСР, СССР и РФ от дата, дата № УП-3074 и дата соответственно.

В соответствии с Федеральным законом от дата № 49-ФЗ – оклады по воинской должности военнослужащих установлены не ниже размеров должностных окладов федеральных государственных служащих. Министром обороны РФ дата утвержден Уточненный штатно-тарифный перечень воинских должностей высших, старших, младших офицеров ВС РФ, согласно которому с дата устанавливаются должностные оклады перечисленным категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и уточняются (тарифицируются) размеры окладов по нетиповым воинским должностям.

Порядок проведения уточнения (тарификации) штатно-должностных окладов военнослужащим и военным пенсионерам, определен директивой Министерства обороны РФ от дата. Истцу в связи с принятием указанных нормативно-правовых актов военным К. С. края был установлен 16-йтарифный разряд, с дата.

В 2005 году Вартанов А.Х. обратился с заявлением в Военный К. С. края о пересмотре тарифа перерасчете пенсии за весь период, в чем ответчиком отказано.

Не согласившись с отказом Военного К. С. края в перерасчете пенсии истец обратился в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением к нему об установлении и обязании Военного К. С. края считать тарифный разряд в соответствии с занимаемой должностью, занимаемой на день увольнения из Вооружённых Сил Российской Федерации равным 20 тарифному разряду, а также выплатить единовременную недополученную часть пенсии со дня введения тарифных разрядов с учетом индекса потребительских цен.

Решением Промышленного районного суда <адрес> от дата в удовлетворении требований Вартанова А.Х. к Военному К. С. края об установлении и обязании Военного К. С. края считать тарифный разряд в соответствии с занимаемой должностью, занимаемой на день увольнения из Вооружённых Сил Российской Федерации равным 20 тарифному разряду, а также выплатить единовременную недополученную часть пенсии со дня введения тарифных разрядов с учетом индекса потребительских цен отказано.

Кассационным определением С. краевого суда от дата Решение Промышленного районного суда от дата оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

дата определением Промышленного районного суда <адрес> в удовлетворении заявления Вартанова А. Х. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Промышленного районного суда <адрес> от дата, принятого по иску Вартанова А.Х. к Военному К. С. края об установлении и обязании считать тарифный разряд в соответствии с занимаемой должностью, занимаемой на день увольнения из Вооруженных Сил СССР, равным 20-му тарифному разряду, а также выплаты единовременно недополученной суммы пенсии со дня введения тарифных разрядов с учетом индекса потребительских цен отказано.

Апелляционным определением С. краевого суда от дата определение Промышленного районного суда <адрес> от дата оставлено без изменения, частная жалоба Вартанова А.Х. – без удовлетворения.

Определением Промышленного районного суда <адрес> от дата производство по гражданскому делу по исковому заявлению Вартанова А.Х. к Военному К. С. края об установлении должностного оклада для исчисления назначенной пенсии и возложении обязанности по выплате суммы задолженности по пенсии с учетом индексации – прекращено в соответствии со ст. 220 ГПК РФ.

Апелляционным определением С. краевого суда от дата определение Промышленного районного суда <адрес> отменено, гражданское дело по исковому заявлению Вартанова А. Х. к Военному К. С. края об установлении должностного оклада для исчисления назначенной пенсии и возложении обязанности по выплате суммы задолженности по пенсии с учетом индексации направлено в суд первой инстанции для его дальнейшего рассмотрения по существу.

Определением Промышленного районного суда <адрес> от дата гражданское дело по исковому заявлению Вартанова А. Х. к Военному К. С. края с требованием установить ему с дата должностной оклад в размере 2150 рублей, а также доплатить сумму пенсии за весь период времени с учетом индексации принято к производству.

Военным К. С. края ему начислена и выплачивается по настоящее время пенсия с учетом оклада по должности, воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет.

Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому на социальное обеспечение по возрасту.

Согласно статьи 43 Закона РФ от дата «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от дата- предоставить право Министерству обороны Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Главному управлению охраны Российской Федерации, а также другим министерствам и ведомствам, имеющим воинские формирования, устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел применительно к окладам, предусмотренным настоящим Постановлением. В Министерстве обороны Российской Федерации должностные оклады устанавливаются с учетом особенностей видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск.

С целью совершенствования системы социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы и их семей Федеральным законом от дата № 49-ФЗ – оклады по воинским должностям военнослужащих установлены не ниже размеров должностных окладов федеральных государственных служащих.

В целях своевременности выплаты пенсий военным пенсионерам в новых размерах, перерасчет пенсий с дата был произведен первоначально исходя из окладов по воинским должностям, увеличенным в два раза.

Указанным Федеральным законом п.2 ст.12 Федерального закона от дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был изложен следующим образом - размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.

Во исполнение данного Закона и Указа Президента РФ от дата «О денежном довольствии военнослужащих», Правительством РФ дата принято Постановление , согласно которого Министру обороны РФ поручено установить оклады по нетиповым должностям.

Министром обороны РФ дата утвержден Уточненный штатно-тарифный перечень воинских должностей высших, старших и младших офицеров Вооруженных Сил РФ, согласно которому с дата устанавливаются должностные оклады перечисленным категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и уточняются (тарифицируются) размеры окладов по нетиповым воинским должностям.

Порядок проведения уточнения (тарификации) штатно-должностных окладов военнослужащим и военным пенсионерам, определен директивой Министерства обороны РФ от дата.

Истцу в связи с принятием указанных нормативно-правовых актов военным К. С. края был установлен 16-й тарифный разряд с дата.

Решением Промышленного районного суда <адрес> от дата в удовлетворении искового заявления было отказано в полном объеме. Не согласный с принятым решением, Вартановым А.Х. была подана кассационная жалоба. Определением Судебной коллегии по гражданским делам С. краевого суда от дата указанное решение оставлено без изменения, жалоба кассатора без удовлетворения. Соответственно, с дата, решение суда вступило в законную силу и не отменено. Действия Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ и военного К. С. края признаны не противоречащими действующему законодательству.

Согласно п.2 ст.13 ГПК РФ - вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

То есть, выплата истцу с дата должностного оклада, входящего в состав пенсии, равного 16-му тарифному разряду, признано решением Промышленного районного суда <адрес> от дата законным. В указанной части, решение Промышленного районного суда <адрес> от дата имеет для суда, рассматривающего настоящий иск, преюдициальное значение. Судебное постановление не отменено и имеет юридическую силу согласно ст.13 ГПК РФ.

На момент выхода на пенсию, сумма должностного оклада истца составляла 160 руб. 00 коп. В дальнейшем указанный размер должностного оклада подлежал индексации в связи с увеличением сумм денежного довольствия военнослужащих (оклад по званию и по должности). Данное требование вытекает из требований статьи 49 Закона РФ от дата "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которой – пенсии … подлежат пересмотру … при увеличении денежного довольствия военнослужащих…В дальнейшем исходя из размера пенсии устанавливался тарифный разряд, а не наоборот.

Должностной оклад установлен в соответствии с занимаемой должностью на день увольнения – начальник отдела (планового) 330 управления, начальник работ 450 строительного управления, Главного военного строительного управления - центра и указан в расчетной книжке. Размер должностного оклада на день увольнения (дата) был установлен в размере 160 рублей. В последующем размеры должностных окладов пересматривались на основании принимаемых нормативных правовых актов Российской Федерации.

Истец дата подал в Военный К. С. края заявление с просьбой протарифицировать его должностной оклад, входящий в состав пенсии. Военным К. С. края дата направлен запрос в Главное финансово-экономическое управление МО РФ для тарификации должностного оклада истца. Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны РФ тарифицирует нетиповую должность истца и подтверждает правильность установления тарифного разряда военным К. С. края (16 тарифный разряд). С дата истцу был установлен также 16 тарифный разряд.

Должностной оклад истца равен 16-му тарифному разряду и подтверждён после принятия необходимой нормативно - правовой базы и обращения самого пенсионера (Указ Президента РФ от дата «О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих», Федеральный закон от дата № 49-ФЗ, Указа Президента РФ от дата «О денежном довольствии военнослужащих», Постановления Правительства РФ от дата, согласно которого Министру обороны РФ поручено установить оклады по нетиповым должностям, что и было сделано. Должность истца на день увольнения была нетиповой.

Суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является военный К. С. края по следующим основаниям:

В силу п.п.2 и 39 Положения о военных К. (утв.Указом Президента РФ от дата (ред. от дата)) - Военный К. создается в субъекте Российской Федерации в целях, в том числе реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На Военные К. возложена работа по осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Именно военным К. С. края истцу назначена пенсия с дата. Кроме того, военным К. С. края произведена доплата суммы пенсии за период с дата по дата в размере 1288 рублей. Расчёт составлен дата.

Истцом заявлено требование об установлении ему с дата должностного оклада в размере 2150 рублей.

С дата выплата должностного оклада, входящего в состав пенсии, осуществляется именно военным К. С. края исходя из суммы оклада, равного 1900 руб., который соответствует 16-му тарифному разряду.

Требование истца об индексации с учётом индекса потребительских цен законно предъявлено именно к Военному К. С. края, так как в силу п.п.2 и 39 Положения о военных К. (утв. Указом Президента РФ от дата (ред. от дата)) – назначением пенсии в отношении Вартанова А.Х. занимается именно Военный К. С. края.

Военным К. С. края осуществлена работа по выполнению нормативных предписаний, закреплённых в Указе Президента РФ от дата «О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих», Федеральном законе от дата № 49-ФЗ, Указе Президента РФ от дата «О денежном довольствии военнослужащих», Постановлении Правительства РФ от дата, согласно которого Министру обороны РФ поручено установить оклады по нетиповым должностям, что и было сделано. Должность истца на день увольнения и по состоянию на дата была нетиповой. В этой части, военным К. С. края проведена работа по привидению должностных окладов пенсионеров Министерства обороны РФ в соответствии с требованиями процитированных нормативных правовых актов. Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны РФ проведенная Военным К. С. края с дата работа в отношении истца признана правильной. Следовательно, к утверждению ответчика о том, что должностные оклады уволенных с лиц военнослужащих не подлежат тарификации, суд относится критически, так такое утверждение опровергнуто самим ответчиком и Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны РФ, который указанную тарификацию провёл.

На основании заявления самого истца, тарификация проведена в соответствии с действующим законодательством. Главное финансово-экономическое управление, подтвердив тарифный разряд, исполнило предписание и Приказ Министра обороны РФ.

В силу п.7 Приказа Министра обороны РФ от дата «Об утверждении Положения о Главном финансово-экономическом управлении Министерства обороны Российской Федерации» (действовавшего на момент тарификации должностного оклада истца) – одной из основных задач Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ является, в том числе осуществление своевременной и правильной тарификации штатов, штатных перечней и штатных нормативов, а также проведение единой штатно-тарифной политики в Вооруженных Силах.

Судом достоверно установлено, что Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны РФ, во исполнение Приказа Министра обороны РФ от дата, в силу делегированных Министром обороны РФ полномочий, проведена тарификация должностного оклада истца с установлением ему 16-го тарифного разряда, законность установления которого подтверждена и решением Промышленного районного суда <адрес> от дата.

Осуществляя предоставленные полномочия в целях реализации права граждан на пенсионное обеспечение, законодатель вправе определять, с учетом каких именно составляющих и в каком порядке формируется денежное довольствие лиц, проходивших военную службу, для исчисления им пенсий, а также устанавливать их размеры.

Денежное довольствие лиц, проходивших военную службу, для исчисления им пенсий, которое определяется в статье 43 указанного Закона Российской Федерации, учитывается в порядке, предусмотренном пунктом 8 и подпунктом "а" пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от дата.

Понятие "денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим" отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих", определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии.

Вартанов А.Х. никогда не занимал должность, равную 21-му тарифному разряду с суммой 2150 рублей с дата. Иное им не доказано. Доказательств, соответствующих требованиям ст.ст.59 и 60 ГПК РФ об их относимости и допустимости истцом не представлено. Из данного вывода следует, что и требование о выплате с дата суммы задолженности пенсии размере 437546 рублей 69 копеек не подлежит удовлетворению, так как указанная задолженность не возникла.

К доводам истца Вартанова А.Х. о том, что Вартанов А.Х. и Терповой В.Е. были уволены по выслуге лет с должностными окладами 160 рублей и 155 рублей соответственно, и из этого следует, что истец должен получать пенсию больше, чем Терповой В.Е. суд относиться критически, так как расчет пенсии проводится индивидуально в соответствии с действующим законодательством.

Требование истца об индексации с учётом индекса потребительских цен является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

Статьей 25 Федерального закона от дата N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определен порядок индексации пенсий.

Названной нормой закона предусмотрено, что пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) индексируются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (абзац третий статьи 25 Закона), социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации (абзац четвертый статьи 25 Закона).

В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от дата пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 данного закона, и их семьям, подлежат пересмотру:

а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;

б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью 2 статьи 43 Закона.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом, при увеличении размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 названного закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в статье 46 Закона, в том числе возникших одновременно.

Из приведенных нормативных положений следует, что порядок увеличения (индексации), повышения и перерасчета размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, законом урегулирован. При этом установленный законом механизм и порядок индексации пенсий не предусматривает увеличение их размера в связи с ростом индекса потребительских цен в субъекте Российской Федерации по месту жительства пенсионера.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Вартанова А. Х. к Военному К. С. края об установлении ему с дата должностного оклада в размере 2150 рублей в месяц и обязании Военного К. С. края выплатить сумму долга за весь период времени с учётом индексации, проводимых Правительством РФ и индексов потребительских цен, а также выплатить с дата сумму задолженности пенсии размере 437546 рублей 69 копеек - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам С. краевого суда через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Ковтун В.О.