Дело № 2-4474/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Якутск 14 мая 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Цыкуновой В.П., при секретаре Давыдовой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного лесам вследствие лесных пожаров,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) обратилось в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что 18 мая 2020 года на территории Чурапчинского района на землях лесного фонда в кварталах 264, 265 выделы 5, 11 Диринского участкового лесничества в местности в 8 км от с.Хаяхсыт обнаружен лесной пожар № 1А на площади 0,1 га. Пожар ликвидирован 19 мая 2020 г. в 14 часов 00 минут силами лесопожарных формирований ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» и привлеченного местного населения. Площадь пожара на момент ликвидации 3 га, в том числе 3 га - лесной. Ущерб лесному фонду не причинен. Постановлением № 32/21 о назначении административного наказания от 29.05.2020 ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ. При этом установлено, что 17 мая 2020 г. с 12 часов 00 минут по 14 часов 00 минут ФИО1, находясь в местности «Улахан Сыьыы» в квартале 264 выдел 5, в квартале 265 выдел 11 Диринского участкового лесничества на территории МО «Хаяхсытский наслег», развел костер для приготовления пищи, из-за сильного ветра в результате чего произошел лесной пожар. Истец просит взыскать с ответчика в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) сумму вреда лесам, причиненного лесным пожаром № 1А от 18.05.2020 (затрат по тушению лесного пожара ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс») в размере 152 486 рублей 16 коп., из них: расходы ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» на оплату труда с НДФЛ, страховыми взносами – 82881,56 руб., расходы ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» на ГСМ – 5341 руб., расходы ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» на приобретение запчастей – 6000 руб., расходы ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» на продукты питания – 10908 руб., расходы ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» по оплате привлеченным лицам – 47355,60 руб.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился. В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, иск не признал, поддержал доводы письменного отзыва, просил в иске отказать.
В соответствии с п. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителя. Следовательно, истец, который ведет свои дела через представителя, может не являться в судебное заседание. Его участие в деле в этом случае обеспечивается участием в деле его представителя.
Все действия представителя истца, совершенные в отсутствие истца, считаются совершенными самим истцом и порождают для него соответствующие процессуальные права и обязанности.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 18 мая 2020 года на территории Чурапчинского района на землях лесного фонда в кварталах 264, 265 выделы 5, 11 Диринского участкового лесничества в местности в 8 км от с.Хаяхсыт обнаружен лесной пожар № 1А на площади 0,1 га. Пожар ликвидирован 19 мая 2020 г. в 14 часов 00 минут силами лесопожарных формирований ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» и привлеченного местного населения. Площадь пожара на момент ликвидации 3 га, в том числе 3 га - лесной. Ущерб лесному фонду не причинен.
Согласно расчету взыскиваемой суммы по иску, затраты ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» по тушению лесного пожара № 1А от 18.05.2020 года составили всего 152486, 16 руб. из них: затраты на оплату труда – 82881,56 руб., затраты на ГСМ – 5341 руб., затраты на приобретение запчастей – 6000 руб., затраты на продукты питания – 10908 руб., затраты по оплате привлеченным лицам – 47355,60 руб.
Постановлением государственного инспектора по пожарному надзору Чурапчинского района ОНД Чурапчинского района УНД ГУ МЧС России по РС (Я) от 29.05.2020 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. Ущерб лесному фонду не причинен.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом одним из способов возмещения вреда является возмещение убытков, под которыми понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации тушение лесных пожаров включает в себя:
- обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;
- доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
- локализацию лесного пожара;
- ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
- предотвращение возобновления лесного пожара.
Таким образом, в силу норм лесного законодательства, все вышеперечисленные мероприятия учитываются при учете затрат по тушению лесных пожаров.
В соответствии п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» тушение лесных пожаров относится к лицензируемым видам деятельности.
На территории Республики Саха (Якутия) специализированной организацией, занимающейся тушением лесных пожаров, является Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутлесресурс», которое подведомственно Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация.
Земли лесного фонда Диринского участкового лесничества находятся в собственности Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно положению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), утвержденного Указом Главы РС (Я) от 03.10.2018 № 39, Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.
ГАУ Республики Саха (Якутия) "Якутлесресурс" является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия), подведомственным Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) - органу государственной власти Республики Саха (Якутия), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории республики за счет средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 ноября 2009 года "О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений".
Согласно раздела III указанного Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, в числе прочих относятся расходы на оплату труда, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; материальные расходы (расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на ГСМ), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров), транспортные расходы, амортизационные расходы.
Так, в соответствии с материалами дела и как установлено судом, ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» при тушении пожара № 1А от 18.05.2020 года понесены расходы на оплату труда – 82881,56 руб., расходы на ГСМ – 5341 руб., расходы на продукты питания – 10908 руб., расходы по оплате привлеченным лицам – 47355,60 руб.
Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: актом о лесном пожаре № 1А от 22.05.2020 года, приказом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) от 18.05.2020 о назначении ФИО4 руководителем лесного пожара № 1А, докладной ФИО4 от 19.05.2020 года, протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Чурапчинский улус (район) от 18.05.2020 года, справкой о затратах по тушению лесного пожара от 22.05.2020 года, бухгалтерской справкой от 31.05.2020 года, приказом ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» от 15.05.2020 года № 148/1 «Об утверждении часовых тарифных ставок работников лесопожарных станций, часовых расценок на выполнение работ по тушению лесных пожаров привлеченных сил на пожароопасный сезон 2020 года», актом-нарядом на производство работ, связанных с тушением лесного пожара № 1А от 19.05.2020 года, расчетными ведомостями заработной платы, актом о списании материальных запасов от 31.05.2020 года, расчетами расхода ГСМ, сводными отчетами расхода ГСМ, актами списания ГСМ, актами выдачи ГСМ, путевыми листами, авансовым отчетом №00УЦ-000156 от 18.05.2020 г., актом о списании материальных запасов от 19.05.2020 года, ведомостью выдачи продуктов питания от 18.05.2020 года, договорами выполнения работ по тушению лесных пожаров № 1-СМ-20 от 15.04.2020 года, № 04-СМ-20 от 15.05.2020 года, № 9-СМ-20 от 15.05.2020 года, № 3-СМ-20 от 15.05.2020 года,№ 2-СМ-20 от 15.04.2020 года, № 6-СМ-20 от 15.05.2020 года, № 5-СМ-20 от 15.05.2020 года, № 7-СМ-20 от 15.05.2020 года,№ 8-СМ-20 от 15.05.2020 года, актами выполненных работ от 20.05.2020 года.
Таким образом, учитывая установленную судом причинно-следственную связь между действиями ответчика и причиненным ущербом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании вреда лесам, причиненного лесным пожаром, в части взыскания расходов ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» на оплату труда – 82881,56 руб., расходов на ГСМ – 5341 руб., расходов на продукты питания – 10908 руб., расходов по оплате привлеченным лицам – 47355,60 руб.
Между тем, разрешая требования в части взыскания расходов на приобретение генератора, вышедшего из строя, при использовании на тушении лесного пожара, в размере 6000 руб., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в этой части, поскольку истцом не представлено доказательств того, что убытки возникли у истца именно по вине ответчика и находятся в прямой причинно - следственной связи с его действиями и необходимостью указанных истцом расходов.
При таких обстоятельствах, исковые требования о возмещении ущерба подлежат удовлетворению частично в размере 146486 руб. 16 коп.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчиков солидарно подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 4129,72 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) сумму вреда лесам, причиненного вследствие лесного пожара в размере 146486 руб. 16 коп. В остальной части иска – отказать.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4129 руб. 72 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.П.Цыкунова
Решение изготовлено 14 мая 2021 г.