ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4477|2021 от 07.12.2021 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2-4477|2021

УИД 36RS0002-01-2021-004110-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 декабря 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Маркиной Г.В.,

при секретаре Голиковой А.Н.,

с участием истца ФИО1 и представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к КУВО «УСЗН Коминтерновского района г.Воронежа» о признании решения незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения КУВО «УСЗН Коминтерновского района г.Воронежа» об отказе в оказании государственной социальной помощи в размере 3000 рублей не законным, возложении обязанности на ответчика принять решение о признании ФИО1 малоимущим одиноко проживающим гражданином и выплатить 3000 рублей. Истец указал, что является получателем пенсии и плательщиком алиментов, в результате чего ежемесячный доход составляет величину ниже прожиточного минимума, установленного в Воронежской области, однако в предоставлении социальной помощи ему было неправомерно отказано решением ответчика в марте 2021г., в связи с чем он и обратился в суд.

Определением судьи Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 08.06.2021г. административное исковое заявление передано на рассмотрение по правилам гражданского судопроизводства (л.д.47-51).

09.08.2021г. к производству суда принято уточненное исковое заявление ФИО1 о признании решения КУВО «УСЗН Коминтерновского района г.Воронежа» об отказе в оказании государственной социальной помощи от 15.02.2021г. незаконным, определении статуса ФИО1 как малоимущего одиноко проживающего гражданина, возложении обязанности по назначению выплаты государственной помощи по категории малоимущего одиноко проживающего гражданина (л.д.123-127).

В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержал.

Представителя ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, против иска возражала.

Представители третьего лица Департамента социальной защиты Воронежской области и третье лицо ФИО3 в суд не явились, извещены надлежащим образом (л.д.158-162).

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Законом Воронежской области от 25.06.2012 N 98-ОЗ "О государственной социальной помощи в Воронежской области" регулируются отношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области.

Указанным Законом предусмотрено, что оказание государственной социальной помощи осуществляется в том числе в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, единовременные и другие выплаты); государственная социальная помощь может оказываться, в том числе, малоимущим одиноко проживающим гражданам; государственная социальная помощь в виде денежных выплат устанавливается для малоимущего одиноко проживающего гражданина в размере три тысячи рублей в год. Порядок назначения государственной социальной помощи, в том числе в форме социального контракта, устанавливается нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения. Государственная социальная помощь назначается решением организации (учреждения), находящейся (находящегося) в ведении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина (далее - орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина). Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан, реабилитированного лица или лица, признанного пострадавшим от политических репрессий) или от имени своей семьи, либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления. В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи. Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в порядке, установленном действующим законодательством.

Порядок расчета среднедушевого дохода, дохода одиноко проживающего гражданина, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Так при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся пенсии и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров; наследуемые и подаренные денежные средства; из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.

Установлено, что 20.01.2021г. в КУВО «УСЗН Коминтерновского района г.Воронежа», через АУ МФЦ, поступило заявление ФИО1 на оказание социальной помощи 3000 рублей на 2021г. как малоимущему гражданину, срок рассмотрения которого был продлен для проведения дополнительной проверки сведений о доходах заявителя, о чем заявитель был уведомлен 22.01.2021г. (л.д.24, 78, 79).

К заявлению были приложены Справка о составе семьи, Справка о доходах из Военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г.Воронежа о размере пенсии от 18.01.2021г.: октябрь 2020г. – 20443,53 рубля, ноябрь 2020г. – 16855,59 рублей, декабрь 2020г. – 16855,59 рублей (л.д.33), СНИЛС и Свидетельство о расторжении брака (л.д.81-99).

Постановлением Правительства Воронежской обл. от 04.02.2021 N 41 установлена величина прожиточного минимума в Воронежской области за IV квартал 2020 года для пенсионеров - 7602 рубля.

21.01.2021г. и 08.02.2021г. в Коминтерновский РОСП учреждением был направлен запрос о выплате алиментов ФИО1

Решением мирового судьи судебного участка №2 Центрального района г.Воронежа с ФИО1 взысканы алименты на содержание двух несовершеннолетних детей в размере 1 прожиточного минимума на каждого ребенка, оплата которых в 2020г. производилась сыном ФИО1 – ФИО3 согласно договора поручения, ежемесячно в суммах от 15000 рублей до 25530 рублей в месяц, о чем предоставлена Справка Коминтерновского РОСП УФСП по Воронежской области (л.д.12, 21, 59-60).

По требованию от 04.02.2021г. ФИО1 09.02.2021г. предоставлены ответчику договор поручения от 08.06.2020г., заключенный им с сыном ФИО3 для производства оплаты алиментов на основании решения суда от имени и за счет доверителя, документы о передаче денег от отца к сыну (ведомость – расписка) во исполнение обязанностей истца - доверителя по договору (л.д.13, 111-117).

15.02.2021г. учреждением было вынесено решение об отказе в назначении государственной социальной помощи по основаниям, предусмотренным п.5 ст.5 Закона ВО от 25.06.2012г. №98-ОЗ в связи с предоставлением недостоверных сведений о доходах, поскольку согласно поступившим сведениям из Коминтерновского РОСП сумма уплаченных алиментов заявителем в четвертом квартале 2020г. превышала размер полученной в этот период пенсии. Уведомление о принятом решении было направлено истцу 17.02.2021г. (л.д.19, 73, 74, 100).

В ходе рассмотрения дела истец пояснил, что единственным его доходом является пенсия, при этом имеются обязательства по оплате алиментов, а также задолженность перед третьими лицами, в связи с чем его банковские счета были заблокированы, что стало причиной заключения с сыном договора поручения, на основании которого сын переводил денежные средства на счет получателя алиментов, денежные средства принадлежали самому ФИО1 и это было предусмотрено договором поручения, источник этих средств возникшие ранее накопления и заемные средства, последнее время алименты оплачиваются за счет кредитных средств с кредитной карты, в подтверждение чего предоставлены чеки по операциям Сбербанк онлайн, Справки о подтверждении платежей (л.д.163-190).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Под неполными сведениями следует понимать те, которые не содержат всю информацию, которая требуется для решения вопроса о предоставлении государственной социальной помощи. Недостоверные сведения - такие сведения, которые содержат искажения фактов об имущественном и (или) семейном положении заявителя.

Приказом ДТиСР Воронежской обл. от 10.06.2013 N 2076/ОД утвержден Административный регламент департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области", которым установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления. К документам, которые необходимы Департаменту для предоставления государственной услуги, но находятся в иных органах и организациях и которые заявитель вправе представить, относятся: - справки о размере полученных социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов; - документ, подтверждающий выплату всех видов пособий по безработице и других выплат безработным либо их отсутствие; - сведения об инвалидности, содержащиеся в федеральном реестре инвалидов, либо их отсутствие; сведения о доходах физических лиц, о выплатах, произведенных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, которые находятся в распоряжении Федеральной налоговой службы, за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за государственной социальной помощью.

Отказывая в предоставлении государственной услуги учреждение указывает на то, что сумма указанных ФИО1 расходов превышает сумму установленных его доходов. Однако надлежащих доказательств того, что при обращении в учреждение истец представил неполные и (или) недостоверные сведения о своих доходах за три месяца 2020г. в материалы дела не представлено. Учреждением были получены сведения из Коминтерновского РОСП УФССП по Воронежской области о наличии исполнительного производства о взыскании алиментов, должником по которому выступает ФИО1, в связи с чем установленная сумма дохода подлежала уменьшению на сумму уплачиваемых по исполнительному производству алиментов. Достаточных оснований полагать с учетом предоставленного договора поручения и документов об оплате по данному договору доверителю денежных средств, что выплата алиментов производится за ФИО1 другим лицом на безвозмездной основе, то есть то, что имеется фактически дополнительный доход у истца, не имелось.

Положениями вышеуказанных нормативных актов не предусмотрена обязанность лица, обращающегося с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи, представлять сведения о своих расходах. Основанием предоставления государственной социальной помощи является наличие доходов ниже установленного законодателем уровня, при этом из вышеперечисленных нормативных актов не усматривается необходимость установления фактических расходов заявителя для определения его права на получение мер социальной поддержки.

Таким образом, бесспорных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений в материалах дела не имеется, ответчиком обратное не доказано. Поскольку единственным основанием для отказа в предоставлении истца государственной социальной помощи указано предоставление им неполных и (или) недостоверных сведений о доходах, в то время, как обоснование того, какие именно дополнительные доходы были получены заявителем и о которых им не было сообщено, в оспариваемом решении отсутствует, то имеются основания для признании незаконным оспариваемого отказа и признании за истцом права на получение государственной социальной выплаты по категории - малоимущий одиноко проживающий гражданин по его заявлению от 19.01.2021г.

Руководствуясь ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение КУВО «УСЗН Коминтерновского района г.Воронежа» от 15.02.2021г. №140.

Признать за ФИО1 право на получение государственной социальной помощи по категории малоимущих одиноко проживающих граждан по его заявлению от 19.01.2021г.

Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Г.В.Маркина

Решение изготовлено в окончательной форме 14.12.2021