ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-447/12 от 11.12.2012 Сараевского районного суда (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>

Сараевский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего – судьи Ширшовой Н.В.,

с участием – старшего помощника Рязанского межрайонного природоохранного прокурора ФИО1,

при секретаре – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению

Рязанского межрайонного природоохранного прокурора о признании

противоречащим Федеральному законодательству в части Устава

муниципального образования – Телятниковское сельское поселение

Сараевского муниципального района <адрес>, принятого

решением Совета депутатов Телятниковского сельского поселения

от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л:

Прокурор Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с заявлением о признании противоречащим Федеральному законодательству в части Устава муниципального образования – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес>, принятого решением Совета депутатов Телятниковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за соответствием федеральному законодательству законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления был изучен Устав муниципального образования – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес>, принятый решением Совета депутатов названного сельского поселения Сараевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Данный нормативный правовой акт был опубликован в Информационном бюллетене Телятниковского сельского поселения Сараевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируемый Устав составляет правовую основу местного самоуправления муниципального образования – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес>.

Однако, отдельные положения Устава пришли в противоречие с федеральным законодательством и подлежат приведению в соответствие с ним.

В частности, п. 17 ст. 5 Устава (вопросы местного значения) к полномочиям поселения отнесено создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Полномочиями, отраженными в данном пункте Устава, поселения наделены пунктом 15 ч.1 ст. 14 Федерального закона -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Однако ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

А именно, данный пункт был дополнен словами, «включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам», а также ч.1 ст. 14 названного Федерального закона была дополнена пунктом 37 следующего содержания: «обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом».

Однако данные полномочия в анализируемой статье Устава не добавлены.

Также п. 21 ст. 5 Устава к полномочиям поселения отнесено утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана сельского поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Полномочиями, отраженными в данном пункте Устава, поселения наделены пунктом 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом ст. 4 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в п. 20 ч.1 ст. 14 названного закона.

В частности, после слов «разрешений на строительство» дополнено словами «(за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами)».

Статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» также внесены изменения в п. 20 ч.1 ст. 14 названного Федерального закона, согласно которым после слова «осуществлении» дополнено слово «муниципального».

А статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в указанном 20 пункте слова «капитального ремонта» исключены.

П. 27 ст. 5 анализируемого Устава предусмотрено полномочие поселения по созданию, развитию и обеспечению охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

Данными полномочиями поселения наделены п. 27 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» пункт 27 ч.1 ст. 14 названного закона дополнен следующими словами, «а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения».

Пунктом 31 ст. 5 Устава предусмотрены полномочия по осуществлению муниципального лесного контроля и надзора. Однако той же ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ слова « и надзора» исключены.

Более того, статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» к полномочиям поселений, предусмотренным ч.1 ст. 14 названного Федерального закона -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были добавлены полномочия пунктом 38 по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Однако Устав муниципального образования не предусматривает данных полномочий поселения.

Таким образом, положения Устава муниципального образования – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес>, принятого решением Совета депутатов Телятниковского сельского поселения Сараевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат приведению в соответствие с федеральным законодательством.

С целью приведения данного Устава в соответствие с федеральным законодательством Рязанским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ был принесен протест, который до настоящего времени не рассмотрен.

В соответствии со ст. 23 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем на ближайшем заседании представительного (законодательного) органа местного самоуправления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

По данному протесту в прокуратуру трижды представлялась муниципальным образованием – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района информация о том, что протест находится в стадии рассмотрения, однако до настоящего времени оспариваемый Устав не приведен в соответствие с федеральным законодательством.

В связи с этим прокурор просит суд признать Устав муниципального образования – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес>, принятый решением Совета депутатов Телятниковского сельского поселения Сараевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, противоречащим федеральному законодательству в части: п. 17 ст. 5 Устава по не включению в данный пункт дополнения «включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам», п. 21 ст. 5 Устава по не дополнению пункта после слов «разрешений на строительство» словами «(за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами)», по не дополнению пункта после слова «осуществлении» словом «муниципального», по не исключению из пункта слов, «капитального ремонта», п. 27 ст. 5 Устава по не дополнению пункта следующими словами, «а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения», 31 ст. 5 Устава по не исключению из пункта слов «и надзора», в части отсутствия в Уставе полномочий муниципального образования по обеспечению выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом, в части отсутствия в Уставе полномочий муниципального образования по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах поселения. А также обязать Совет депутатов муниципального образования – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> привести п. 17 ст. 5 Устава муниципального образования в соответствие с п. 15 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 21 ст. 5 Устава в соответствие с п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 27 ст. 5 Устава в соответствие с п. 27 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 31 ст. 5 Устава в соответствие с п. 32 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», включить в Устав муниципального образования пункты, предусматривающие полномочия поселения по обеспечению выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом, а также по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании старший помощник Рязанского межрайонного природоохранного прокурора ФИО1 поддержала требования, изложенные в заявлении и просила суд удовлетворить их, предоставив администрации муниципального образования – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Глава администрации муниципального образования – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес>ФИО3 согласился с заявленными требованиями Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, просил суд предоставить время для устранения нарушений.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст.ст. 4, 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, Федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах, и иные муниципальные правовые акты.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Телятниковского сельского поселения Сараевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был принят Устав муниципального образования – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> в новой редакции.

В рамках надзора за соответствием федеральному законодательству законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой был изучен Устав Телятниковского сельского поселения. В ходе изучения было установлено, что отдельные положения Устава пришли в противоречие с федеральным законодательством. В связи с этим Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой был принесен протест в отношении Устава муниципального образования – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов Телятниковского сельского поселения Сараевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании было установлено, что действительно решением Совета депутатов Телятниковского сельского поселения Сараевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был принят Устав муниципального образования – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> в новой редакции, а также, что данный Устав в части противоречит федеральному законодательству и это не оспаривалось сторонами.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 252, 253, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора о признании противоречащим Федеральному законодательству в части Устава муниципального образования – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес>, принятого решением Совета депутатов Телятниковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству в части п. 17 ст. 5 Устава по не включению в данный пункт дополнения «включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам», п. 21 ст. 5 Устава по не дополнению пункта после слов «разрешений на строительство» словами «(за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами)», по не дополнению пункта после слова «осуществлении» словом «муниципального», по не исключению из пункта слов, «капитального ремонта», п. 27 ст. 5 Устава по не дополнению пункта следующими словами, «а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения», 31 ст. 5 Устава по не исключению из пункта слов « и надзора», в части отсутствия в Уставе полномочий муниципального образования по обеспечению выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом, в части отсутствия в Уставе полномочий муниципального образования по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Обязать Совет депутатов муниципального образования – Телятниковское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> привести п. 17 ст. 5 Устава муниципального образования в соответствие с п. 15 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 21 ст. 5 Устава в соответствие с п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 27 ст. 5 Устава в соответствие с п. 27 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 31 ст. 5 Устава в соответствие с п. 32 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», включить в Устав муниципального образования пункты, предусматривающие полномочия поселения по обеспечению выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом, а также по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Сараевский районный суд в течение месяца.

Председательствующий – подпись

Копия верна: Судья Сараевского

районного суда Н.В. Ширшова

С П Р А В К А

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Сараевского

районного суда Н.В. Ширшова