ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-447/17 от 02.10.2017 Заречного районного суда (Свердловская область)

Дело № 2-447/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 октября 2017 года г. Заречный

Заречный районный суд Свердловской области в составе судьи Осокина М.В. при секретаре Дудиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Холоповой М. Л. к Администрации городского округа Заречный о взыскании расходов на приобретение и установку индивидуальных приборов учета,

У С Т А Н О В И Л:

Холопова М.Л. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование своих требований указала, что зарегистрирована и проживает с семьей в квартире, принадлежащей администрации ГО Заречный. ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в ООО «ДЕЗ» с просьбой об установлении индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения, которое было направлено для рассмотрения по существу в Администрацию ГО Заречный. В ДД.ММ.ГГГГ получила ответ Администрации ГО Заречный о том, что установка индивидуальных приборов учета относится к текущему ремонту и производится нанимателем жилого помещения за свой счет. Истец установила указанные приборы за свой счет и требует взыскать с Администрации города, как собственника жилого помещения, издержки по установке счетчиков горячего и холодного водоснабжения. Одновременно с этим просила

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала частично, указав, что в соответствии с Федеральным законом «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по установке приборов учета горячего и холодного водоснабжения возлагается на собственника жилого помещения, которым является Администрация ГО Заречный. Одновременно с этим, от истца поступило заявление об отказе от исковых требований к ООО «ДЕЗ» в части возложения на данного ответчика обязанности по перерасчету платы за жилищно-коммунальные услуги, полагая, что данный способ защиты своего права является неверным, соответствующие требования должны быть заявлены иным образом.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему делу в части исковых требований к ООО «ДЕЗ» прекращено, в связи с отказом истца от указанных исковых требований.

Представитель ответчика Администрации ГО Заречный Исакова О.С. в судебное заседание, а также в отзыве на исковое заявление указала, со ссылкой на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, что установка индивидуальных приборов учета не относится к капитальному ремонту, индивидуальные приборы учета не являются общим имуществом в многоквартирном доме, следовательно, работы по установке индивидуальных приборов учета относятся к текущему ремонту в квартире нанимателя и производятся за счет последнего. Факт отнесения квартиры, в которой проживает истец к муниципальному фонду жилья не отрицала, представив подтверждающие это документы.

Представитель ООО «ДЕЗ» Гарина И.В. в судебном заседании и отзыве на иск указала, что в соответствии с положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, установка приборов учета относится капитальному ремонту, поскольку данными правилами предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, в том числе и установка приборов учета. В силу положений Федерального закона Российской Федерации № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых домов, жилых помещений в многоквартирных домах обязаны в срок до 01.07.2012 установить индивидуальные приборы учета. Аналогичная обязанность содержится в нормах Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Исходя из изложенного, требования истца в части взыскания расходов на установку индивидуальных приборов учета считает обоснованными.

Заслушав объяснения Холоповой М.Л., представителей Администрации ГО Заречный, ООО «ДЕЗ», изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Квартира , расположенная по адресу: <адрес>, используется истцом и ее семьей на основании ордера (л.д. 14) на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ на праве социального найма, что не оспаривается ответчиком.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ООО «ДЕЗ» с заявлением об установке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения за счет собственника квартиры, то есть Администрации ГО Заречный.

ДД.ММ.ГГГГ за исх.номером от Администрации в адрес истца поступил ответ, продублированный ООО «ДЕЗ», о том, что установка индивидуальных приборов учета относится к текущему ремонту и проводится нанимателем жилого помещения (л.д. 17-19).

После получения отказа от собственника жилого помещения истец самостоятельно приобрела и осуществила установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения с допуском в эксплуатацию актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 15, 21).

С учетом приведенных выше позиций сторон по рассматриваемому делу разрешение настоящего спора зависит от решения вопроса к какому виду ремонта – капитальному или текущему следует отнести установку индивидуальных приборов учета.

Так, ответчик в обоснование своих возражений ссылается на положения ч.3 ст.67 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения.

Вместе с тем, согласно пункту 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В силу положений пункта 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Таким образом, установка приборов учета входит в комплекс работ по модернизации жилищного фонда, относимой законодателем к категории капитального ремонта.

Согласно пункту 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В силу положений пункта 81 раздела 7 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Таким образом, установка индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения является обязанностью собственника жилого помещения, предоставленного в пользование на праве социального найма. Положения статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключают обязанности наймодателя - собственника помещения осуществлять капитальный ремонт в самом жилом помещении в силу статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Представленным ООО «ДЕЗ» проектом дома, в котором расположена квартира истца, подтверждено отсутствие приоров учета горячего и холодного водоснабжения, что также не оспаривается представлем Администрации ГО Заречный.

Ответчик в обоснование своих возражений ссылается на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие перечень мероприятий по проведению капитального ремонта. Суд полагает ссылку на нормы градостроительного законодательства не имеющей отношения к делу.

Согласно частям 1, 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации вопросы содержания и ремонта жилых помещений урегулированы жилищным законодательством

Согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).

В соответствии с приложением № 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 (далее по тексту - Правила и нормы) к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда относится модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м., устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д., и запретом на установку стальных труб); установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок). Ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%. Установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей).

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться законодательными актами, регулирующими именно жилищные отношения, которые относят установку приборов учета к работам по модернизации жилого фонда, что, в свою очередь, отнесено к капитальным видам работ, выполнение которых осуществляется за счет собственника жилого помещения, то есть в рассматриваемом случае, за счет Администрации ГО Заречный.

Суд приходит к выводу, что исковые требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

Понесенные истцом расходы на приобретение и установку индивидуальных приборов учета подтверждены квитанциями и кассовыми чеками на общую сумму 9 478 рублей, которые подлежат взыскания с ответчика.

В соответствии с требованиями п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, администрация ГО Заречный как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, в которых выступает в качестве ответчика, в связи с чем государственная пошлина с нее взыскана быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Холоповой М. Л. к Администрации городского округа Заречный о взыскании расходов на приобретение и установку индивидуальных приборов учета удовлетворить.

Взыскать с Администрации городского округа Заречный расходы на приобретение и установку индивидуальных приборов учета на общую сумму 9 478 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Свердловский областной суд через Заречный районный суд Свердловской области.

.

Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2017 года.

.

Судья М.В.Осокин

.