ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-447/20 от 03.11.2020 Каслинского городского суда (Челябинская область)

Дело №2-447/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Касли 03 ноября 2020 года

Каслинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,

при секретаре Заколяпиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района о признании незаконным и недействительным решения и предписания комиссии по контрою в сфере закупок от ДД.ММ.ГГГГ и решения Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отмене аукциона и о возложении обязанности заключить муниципальный контракт,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, с учетом уточненного иска, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района о признании незаконным и недействительным решения и предписания комиссии по контрою в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы от ДД.ММ.ГГГГ и решения Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отмене аукциона и о возложении обязанности заключить муниципальный контракт.

Свои требования мотивировал тем, то по результатам проведения итогов аукциона в электронной форме - приобретение однокомнатной квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, победителем данного аукциона в электронной форме признан ФИО1, что подтверждается протоколом подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заказчиком (Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района) победителю электронного аукциона - ФИО1 был направлен проект муниципального контракта. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области заказчиком (Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района) направлено письмо с указанием того, что Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района принято решение об отмене аукциона на приобретение однокомнатной квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С отзыве ответчик ссылается на решение Комиссии по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу , которое по отношению к решению ответчика имеет преюдициальное значение и подлежит безусловному исполнению. О наличии и содержании указанного решения истец узнал ДД.ММ.ГГГГ ознакомившись с отзывом ответчика в судебном заседании. На основании вышеуказанного решения и было выдано предписание, на основании которого Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района принято решение об отмене аукциона на приобретение однокомнатной квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С решением УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу -ВП/2020 он не согласен, считает, его несоответствующим фактическим обстоятельствам рассмотренного дела (количество квартир в многоквартирном жилом доме, приобретенных для детей сирот не подтверждено документально) и противоречащим нормам материального права (институт представительства на основании доверенности, в том числе при совершении сделок по отчуждению недвижимого имущества закреплен нормами Гражданского права РФ и не противоречит Федеральному законодательству, регулирующему муниципальные закупки). На основании изложенного просит признать незаконным и недействительным решения и предписания комиссии по контрою в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы от ДД.ММ.ГГГГ и решения Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отмене аукциона и о возложении обязанности заключить с ним муниципальный контракт по результатам проведения электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ на условиях, указанных в документации электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ по цене, предложенной ФИО1 согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования, с учетом поданного уточнения, поддержал. Пояснил, что его доверитель ФИО1 индивидуальным предпринимателем не является, доказательств осуществления им какой-либо экономической деятельности в материалах дела не предоставлено. В связи с чем, оснований расценивать действия ФИО1 как экономическую деятельность с извлечением прибыли, не имеется. Считает, что его доверитель законно и обоснованно просит суд признать незаконным и отменить решение УФАС по Челябинской области, решение КУИЗО об отмене торгов и обязать КУИЗО администрации Каслинского муниципального района заключить с ФИО1 муниципальный контракт по результатам проведения электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ по цене, предложенной его доверителем.

В судебное заседание представитель ответчика - Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в деле имеется отзыв на исковое заявление.

В судебное заседание представитель ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в деле имеется отзыв на исковое заявление.

Выслушав представителя истца, исследовав все материалы дела, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО1, действующий на основании доверенности в интересах ЩЛП, принял участие в аукционе в электронной форме и признан победителем по закупке на поставку товара, а именно, однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается протоколом подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-18).

Согласно Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района, на основании предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по делу () от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом и земельным отношения администрации Каслинского муниципального района принято решение об отмене аукциона на приобретение однокомнатной квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение (л.д.27).

Установлено, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области была проведена внеплановая проверка действий Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района по соблюдению законодательства РФ о контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на приобретение однокомнатной квартиры однокомнатной квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение ).

По результатам проведения проверки комиссия Челябинской УФАС России приняла решение от ДД.ММ.ГГГГ приняла решения, из которого следует, что в действиях Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района имеются нарушения по соблюдению законодательства РФ о контрактной системы, и выдано предписание об его устранении.

Решением Единой комиссии администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от ДД.ММ.ГГГГ и протокол подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, отменены на основании предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с вынесенным решением Единой комиссии администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района было принято решение об отмене аукциона на приобретение однокомнатной квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение , что отражено в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).

Истец ФИО1 не согласившись с принятым решением и предписанием, вынесенными Комиссией по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также вынесенным решением Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района об отмене аукциона, выраженным в форме уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с исковым заявлением.

В силу ч.1 ст.288 Гражданского кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственно регистрации недвижимости» в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Согласно с ч.1 ст.28 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственно регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с ч.2 ст.28 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственно регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственно регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Установлено, что право участников закупки выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей, не свидетельствует о том, что подача заявки представителем по доверенности собственника жилого помещения от своего имени будет надлежащим соблюдением требований, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом рассматриваемой закупки.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п.7 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

Установлено, что участниками закупки к поставке товара предложены квартиры, находящиеся по адресам: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ при подведении итогов аукциона в электронной форме - приобретение однокомнатной квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, победителем данного аукциона в электронной форме признан ФИО1, что подтверждается протоколом подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Челябинское УФАС России была подана жалоба на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение однокомнатной квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение ).

Челябинским УФАС России ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая проверка касаемо проведения аукциона на приобретение однокомнатной квартиры, не было учтено, что по адресу: <адрес> количество квартир, находящихся в собственности МО «Каслинский муниципальный район», превышает допустимый предел.

Согласно, представленных в материалы дела сведений, в аукционной документации отсутствовало условие о том, что из 160 квартир, расположенных в <адрес> в <адрес>, 40 квартир находятся в собственности МО «Каслинский муниципальный район».

Однако, согласно, представленного в материалы дела ответа, поступившего из Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ список спецжилфонда по которым предоставлены квартиры по договорам социального найма в многоквартирном доме, расположенном в <адрес> состоит из 40 квартир, что уже составляет 25% от общего количества 160 квартир многоквартирного дома по указанного адресу.

Таким образом, описание объекта закупки допущено заказчиком с нарушением пунктов 1,2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку привело к предложению участниками закупки жилых помещений в многоквартирном доме, в котором в собственности заказчика уже находятся 25% жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не могло позволить Комитету исполнить требования пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ.

В связи с чем, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района о признании незаконным и недействительным решения и предписания комиссии по контролю в сфере закупок от ДД.ММ.ГГГГ и решения Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района в виде уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, а также о возложении обязанности на КУИЗО администрации Каслинского муниципального района заключить с ФИО1 муниципальный контракт по результатам проведения электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ на условиях, указанных в документации электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ по цене, предложенной ФИО1 согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района о признании незаконным и недействительным решения и предписания комиссии по контрою в сфере закупок от ДД.ММ.ГГГГ и решения Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района в виде уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отмене аукциона и о возложении обязанности заключить муниципальный контракт, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда, в течение одного месяца с даты вынесения решения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья: Тропынева Н.М.