Дело № 2-447/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2020 года (адрес)
Калининский районный суд (адрес) в составе:
председательствующего судьи Виденеевой О.В.,
при секретаре Щелкановой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Карталинского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», ОАО «Российские железные дороги», Министерству транспорта российской Федерации о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Карталинский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», ОАО «Российские железные дороги», Министерству транспорта Российской Федерации, в котором просил, с учетом уточнения, возложить обязанность на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», ОАО «Российские железные дороги» оборудовать железнодорожный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Карталы ((адрес)), расположенный по адресу: (адрес): системой телевизионного наблюдения, системой охранной сигнализации, системой контроля доступа в режимную зону пункта пропуска, сигнализационным периметровым ограждением, перекидными мостиками, наблюдательными вышками, установив срок для исполнения возложенной обязанности- 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При недостаточности денежных средств у ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» указанную обязанность возложить на Министерство транспорта РФ.
В обоснование иска указано, что Карталинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Уральским филиалом ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», ОАО «Российские железные дороги» требований законодательства при строительстве, эксплуатации и техническом оснащении пунктов пропуска через государственную границу. В соответствии с соглашением между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о пунктах пропуска через российско-казахстанскую границу, функционирует железнодорожный постоянный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации ***, расположенный по адресу: (адрес).
Проведенной проверкой установлено, что железнодорожный постоянный пункт пропуска *** не соответствует общепринятым мировым стандартам и не обеспечивает защиту государственной границы Российской Федерации.
В результате обследования территории железнодорожного постоянного пункта пропуска *** проведенного прокуратурой (дата), установлено, что территория пункта пропуска не огорожена; отсутствуют сигнализационные средства и прожекторы (осветители) по периметру пункта пропуска; отсутствуют перекидные мостики, наблюдательные вышки; отсутствует система телевизионного наблюдения, система охранной сигнализации, система контроля допуска в режимную зону пункта пропуска, необходимые для организации наблюдения и контроля за транспортными средствами заграничного следования.
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Неисполнение требований федерального законодательства при функционировании (эксплуатации) и содержании железнодорожного постоянного пункта пропуска «***» нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу безопасной деятельности данного пункта пропуска, государственной безопасности Российской Федерации, причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации в данном пункте пропуска, ущерба юридическим лицам, и может привести к необратимым последствиям.
В судебном заседании Карталинский транспортный прокурор при надлежащем извещении участия не принимал. *** Челябинского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Тимшина Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом уточнения, указала, что ранее подано ходатайство об отказе от иска к ответчику ОАО РЖД», просит принять отказ от иска к указанному ответчику и прекратить производство по делу в части названного лица.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» Лычагин А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против приятия судом отказа от иска к ответчику ОАО «РЖД». Требования к оставшимся ответчикам считал подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал, ранее возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Министерства транспорта РФ в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал.
Представитель третьего лица ФГКУ «Пограничное управление ФСБ РФ по (адрес)» Гладких В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против принятия судом отказа от иска к ответчику ОАО «РДЖД». Требования к остальным ответчикам считал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Курганской и Тюменской областям» в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Кроме того, сведения о дате, времени и месте судебного разбирательства доведены до всеобщего сведения путём размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.kalin.chel.sudrf.ru.
Определением Калининского районного суда (адрес) от (дата) принят отказ Карталинского транспортного прокурора от исковых требований к ответчику ОАО «Российские железные дороги». Производство по делу к вышеназванному ответчику прекращено.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12 Закон РФ от 01 апреля 1993 года №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.
Согласно части 3 статьи 9 Закон Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что на железнодорожной станции *** в городе (адрес), в соответствии с протоколом пятого заседания Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от (дата), функционирует железнодорожный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации *** ((адрес)).
Технологическая схема организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в *** утверждена протоколом заседания Координационного Совета от (дата)№.
Приказом УрТУ от (дата) № ПР-65 утверждены Правила режима в железнодорожном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации ***
В результате обследования территории *** проведенного прокуратурой установлено, что территория пункта пропуска не огорожена; отсутствуют сигнализационные средства и прожекторы (осветители) по периметру пункта пропуска; отсутствуют перекидные мостики, наблюдательные вышки; отсутствует система телевизионного наблюдения, система охранной сигнализации, система контроля допуска в режимную зону пункта пропуска, необходимые для организации наблюдения и контроля за транспортными средствами заграничного следования.
В соответствие с договором безвозмездной передачи объектов основных средств от (дата), заключенного между ОАО «РЖД» (передающая сторона) и ФГКУ «Росгранстрой» (принимающая сторона), передающая сторона передала на безвозмездной основе принимающей сторон объекты основных средств для нужд Российской Федерации в целях обеспечения осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в железнодорожном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации «Карталы».
В соответствие с актом комиссионного обследования железнодорожного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Карталы на предмет создания дополнительных условий для организации пограничного контроля от (дата), установлен перечень мероприятий, необходимых для организации пограничного контроля, в том числе: выполнение дополнительного ограждения по периметру пункта пропуска, оснащение системой телевизионного наблюдения для контроля режима на территории пункта пропуска в период оформления составов заграничного следования, установка модулей для пограничных нарядов.
Актом комплексной проверки состояния режима в железнодорожном пункте *** от (дата) установлено следующее: не ограждена территория пункта пропуска, отсутствуют сигнализационные средства и прожекторы (светильники) по периметру пункта пропуска, отсутствуют перекидные мостики, наблюдательные вышки; отсутствуют система телевизионного наблюдения системой охранной сигнализации, система контроля доступа в режимную зону пункта пропуск, необходимые для организации наблюдения и контроля за транспортными средствами заграничного следования; отмечается недостаточная освещенность пункта пропуска.
В соответствие с решением заместителя Карталинского транспортного прокурора от (дата) проведена проверка на железнодорожном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации ***, (дата) составлен акт по результатам проведенной проверки, в котором зафиксированы вышеназванные нарушения.
Согласно положениям части 4 статьи 12 Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Данные Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)№.
Согласно пункту 2 указанного постановления Правительства федеральными органами исполнительной власти утверждаются типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска.
(дата) ФСБ России по согласованию с Росграницей утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу согласно требованиям статьи 22 Закона «О государственной границе Российской Федерации» включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом и международными договорами.Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 963 установлено, что правила режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации утверждаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.
Приказом Росграницы от 27 декабря 2010 года № 451-ОД утверждены Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В соответствие с п. 6 вышеназванных Правил, участки территории, включенные в пределы пункта пропуска, должны быть ограждены или обозначены.
25 октября 2001 года Федеральной пограничной службой Российской Федерации утверждены Типовые технические требования по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля.
Указанные Типовые технические требования определяют единую техническую концепцию Пограничной службы Российской Федерации по комплексному оборудованию пунктов пропуска и их оснащению технологическим оборудованием, системами технических средств и специальной техникой для осуществления пограничного контроля. Требования предназначены для использования при оборудовании и техническом оснащении пунктов пропуска..
В силу п.5.2 Типовых технических требований 2001 ТСПК состоят из следующих функциональных систем: система проверки документов; система обнаружения оружия на теле человека; система досмотра транспортных средств, грузов и товаров; система телевизионного наблюдения; система охранной сигнализации; система контроля доступа в режимную зону пункта пропуска; система связи, автоматизации и передачи данных; система средств аудио-, видео- и фотодокументирования.
На основании п. 5.6.2 Типовых технических требований система телевизионного наблюдения должна обеспечивать одновременный обзор всех помещений (мест), где осуществляется пограничный контроль; визуальный контроль обстановки в зонах накопления лиц, выезжающих из Российской Федерации и въезжающих в Российскую Федерацию до и после прохождения линии модулей проверки документов; визуальный контроль входов в режимную зону пунктов пропуска и в охраняемые помещения; периодический или непрерывный визуальный контроль режимных зон и наиболее уязвимых зон охраны.
Согласно п.п. 5.7 - 5.7.2 Типовых технических требований 2001 система охранной сигнализации предназначена для оперативного обнаружения попыток несанкционированного проникновения на территорию и в режимную зону пункта пропуска, выдачи сигнала «Тревога» на пульт дежурного по пункту пропуска, а также регистрации и документирования факта и времени нарушения.
Система охранной сигнализации состоит из сигнализационных ограждений, датчиков и средств обнаружения нарушителей (далее именуется - средства обнаружения), обеспечивающих охрану территории пункта пропуска, отдельных зданий, помещений, сооружений, а также подсистемы сбора и обработки информации (состав уточняется на этапе проектирования).
Сигнализационные заграждения устанавливаются по периметру режимной зоны пункта пропуска и, как правило, оборудуются сигнализационными датчиками типа «***
В составе системы охранной сигнализации могут использоваться и иные типы сигнализационных датчиков, работа которых основана на различных физических принципах действия (сейсмические, вибрационные, емкостные, магнитоконтактные и другие).
В соответствии с п. 5.7.4 Типовых технические требований 2001 сигнализационное периметровое ограждение оборудуется как инженерное препятствие для потенциального нарушителя и представляет собой конструктивную базу для размещения чувствительных элементов датчиков охранной сигнализации. В качестве конструктивных элементов периметрового ограждения могут использоваться сетчатые заграждения из сетки типа ССЦП 25 X 20 (мм) высотой 210 см, монтируемые на металлических опорах. При этом въезд на территорию пункта пропуска и выезд из него должны быть оборудованы воротами, встроенными в разрыв ограждения.
В силу п.4.1 Типовых технических требований в пунктах пропуска должны быть установлены следующие технологическое оборудование и сооружения: перекидные мостики и эстакады для досмотра транспортных средств заграничного следования сверху, в движении и во время стоянки; наблюдательные вышки; средства освещения.
Согласно п.п. 8.2, 8.2.1 Типовых технических требований 2001 ЖДПП должен быть оборудован перекидными мостиками и наблюдательными вышками. Высота переходных мостиков должна обеспечивать безопасное несение службы пограничными нарядами и не препятствовать движению железнодорожных составов (поездов). В центре мостика устанавливается отапливаемая кабина размером не менее 1,5 х 1,5 и высотой не менее 2 м с окнами, обеспечивающими круговой обзор местности.
Согласно п. 12 Типовых требований от (дата) 1 для проведения пограничного контроля в пунктах пропуска создаются системы телевизионного (видео) наблюдения.
На основании п. 20 Типовых требований от (дата) 1 система телевизионного видеонаблюдения предназначена для обеспечения визуального контроля пограничными и таможенными органами объектов (территории) пункта пропуска с помощью электронных технических средств.
Система создается с применением телевизионных систем различных типов и должна обеспечивать возможности ведения наблюдения за объектами (территорией) пункта пропуска в режиме реального времени с сохранением данных.
Обеспечение режима в пунктах пропуска включает в себя комплекс постоянных, мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами правил режима в пунктах пропуска. Обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующих их на ином законном основании (далее - субъекты транспортной инфраструктуры).
Как следует из акта проверки, территория ЖДПП Карталы системами телевизионного наблюдения, охранной сигнализации, контроля доступа в режимную зону пункта пропуска, не оснащена, отсутствуют наблюдательные мостики и вышки, также отсутствует ограждение.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года №1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации создано Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
В соответствии с п.п. 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от (дата)№ «Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации», Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации упразднено с передачей функций Министерству транспорта Российской Федерации.
При этом п.З Указа установлено, что Министерство транспорта Российской Федерации является правопреемником Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Устав ФГКУ Росгранстрой утвержден Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от (дата) №№
В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В силу п.З ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Функции распорядителя бюджетных средств осуществляет ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
В соответствии с ч. 5 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.
Поскольку распорядителем бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период по соответствующим направлениям расходов является Министерство транспорта Российской Федерации, следовательно, при недостаточности денежных средств у ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» данные обязанности должны быть исполнены Министерством транспорта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» защита Государственной границы является частью системы обеспечения безопасности Российской Федерации.
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Неисполнение требований федерального законодательства при функционировании (эксплуатации) и содержании ЖДПП «Карталы» нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу безопасной деятельности данного пункта пропуска, государственной безопасности Российской Федерации, причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации в данном пункте пропуска, ущерба юридическим лицам, и может привести к необратимым последствиям.
Проведенной проверкой установлено, что железнодорожный пункт пропуска «Карталы» не соответствует общепринятым мировым стандартам и не обеспечивает защиту Государственной границы Российской Федерации. Низкая обустроенность пунктов пропуска не позволяет надлежащим образом пресекать незаконную миграцию, контрабанду наркотических средств и иных веществ.
Учитывая факт отсутствия системы телевизионного наблюдения, системы охранной сигнализации, системы контроля доступа в режимную зону пункта пропуска, сигнализационного периметрового ограждения, перекидных мостиков, наблюдательных вышек, который отражен в акте обследования, составленном Карталинским транспортным прокурором (дата), то заявленные исковые требования исковые требования Карталинского транспортного прокурора являются законными и обоснованными, поскольку отсутствие указанного оборудования свидетельствует о ненадлежащем обеспечении деятельности государственных контролирующих органов и нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности и охраны здоровья на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера спорных правоотношений, мнения лиц, участвующих в деле, а также принимая во внимание требования разумности и исполнимости судебного постановления, суд считает необходимым установить ответчикам срок один год со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным для формирования бюджета, выделения денежных средств и исполнения работ по устранению выявленных нарушений.
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карталинского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», ОАО «Российские железные дороги», Министерству транспорта российской Федерации о возложении обязанности, удовлетворить.
Возложить обязанность на Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» обязанность оборудовать железнодорожный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Карталы ((адрес)), расположенный по адресу: (адрес): системой телевизионного наблюдения, системой охранной сигнализации, системой контроля доступа в режимную зону пункта пропуска, сигнализационным периметровым ограждением, перекидными мостиками, в течение одного года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
При недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов госграницы» указанную обязанность возложить на Министерство транспорта Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Калининский районный суд (адрес) в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2020 года
Судья