дело № 2-447/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2012 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Владарской Е.В.,
с участием представителя заявителя – помощника прокурора Сковородинского района – Романченко С.В.,
заинтересованного лица – главы администрации Тахтамыгдинского сельсовета – ФИО1 <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Сковородинского района о признании бездействия администрации Тахтамыгдинского сельсовета по не предоставлению отчета об исполнении бюджета поселения за 2011 год,
у с т а н о в и л :
И.о. прокурора Сковородинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей п. Тахтамыгда обратился с заявлением о признании бездействия администрации Тахтамыгдинского сельсовета по не предоставлению отчета об исполнении бюджета поселения за 2011 год. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства, в ходе которой установлено, что отчет об исполнении годового бюджета муниципального образования Тахтамыгдинский сельсовет за 2011 год не направлен в Тахтамыгдинский сельский Совет народных депутатов. На основании выявленных нарушений 04.07.2012 года главе Тахтамыгдинского сельсовета внесено представление. Из ответов на данный акт прокурорского реагирования от 27.07.2012 года, от 14.08.2012 года и от 31.08.2012 года следует, что отчет об исполнении бюджета поселения будет вынесен на рассмотрение на ближайшую сессию Тахтамыгдинского сельского Совета народных депутатов. Согласно ответу от 31.08.2012 года на представление отчет об исполнении бюджета будет вынесен на сессию, которая состоится в сентябре 2012 года. Таким образом, администрацией Тахтамыгдинского сельсовета допускается бездействие по исполнению возложенных на орган местного самоуправления полномочий по представлению отчета об исполнении бюджета муниципального образования Тахтамыгдинский сельсовет за 2011 года в Тахтамыгдинский сельский Совет народных депутатов, чем нарушаются права граждан Тахтамыгдинского сельсовета на участие в осуществлении местного самоуправления, возможности ознакомления со сведениями об исполнении бюджета поселения. Просит признать бездействие администрации Тахтамыгдинского сельсовета по не предоставлению отчета об исполнении бюджета поселения за 2011 год в Тахтамыгдинский сельский Совет народных депутатов незаконным и обязать администрацию Тахтамыгдинского сельского сельсовета представить в Тахтамыгдинский сельский Совет народных депутатов отчет об исполнении бюджета поселения за 2011 год.
В судебном заседании помощник прокурора Сковородинского района Романченко С.В. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Заинтересованное лицо - глава Тахтамыгдинского сельсовета Романов <данные изъяты> заявленные требования признал в полном объеме, о чем его письменное заявление приобщено к материалам дела. Обязуется устранить допущенные нарушения.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, учитывая полное признание заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных прокурором требований.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
При этом в силу ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что решением Тахтамыгдинского сельского Совета народных депутатов № 106 от 11.01.2011 года «Об утверждении положения о бюджетном процессе в администрации Тахтамыгдинского сельсовета» утверждено Положение о бюджетном процессе в администрации Тахтамыгдинского сельсовета.
Согласно ст. 72 вышеуказанного Положения годовой отчет об исполнении бюджета предоставляется администрацией поселения в Совет народных депутатов сельского поселения не позднее 01 мая текущего года. Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета предоставляется проект решения об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении бюджета и иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.
04 июля 2012 года прокурор Сковородинского района вынес представление главе Тахтамыгдинского сельсовета ФИО1 <данные изъяты> о принятии мер по предоставлению годового отчета об исполнении бюджета в Совет народных депутатов Тахтамыгдинского сельсовета. О результатах рассмотрения представления предписывалось в срок один месяц со дня внесения представления сообщить в прокуратуру Сковородинского района.
Согласно ответу на запрос от 04.07.2012 года № 97 от 14.08.2012 года глава Тахтамыгдинского сельсовета сообщает, что отчет об исполнении бюджета за 2011 год по администрации Тахтамыгдинского сельсовета будет вынесен на рассмотрение и утверждение на ближайшую сессию Тахтамыгдинского сельского совета народных депутатов, которая состоится 22.08.2012 года.
Из сообщения от 21.08.2012 года № 61 глава Тахтамыгдинского сельсовета следует, что отчет об исполнении бюджета за 2011 год по администрации Тахтамыгдинского сельсовета будет вынесен на рассмотрение и утверждение на ближайшую сессию Тахтамыгдинского сельского совета народных депутатов.
Из сообщения от 31.08.2012 года № 65 следует, что отчет об исполнении бюджета за 2011 год по администрации Тахтамыгдинского сельсовета будет вынесен на рассмотрение и утверждение на ближайшую сессию Тахтамыгдинского сельского совета народных депутатов, которая состоится в сентябре 2012 года.
Пп. 2 п. 10 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года № 131 предусматривает, что к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления отнесено утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
Правоотношения, связанные с утверждением годового отчета об исполнении бюджета регламентированы ст. 264.5 Бюджетного кодекса РФ.
Исходя из указанных норм, следует, что утверждение отчета об исполнении годового отчета об исполнении бюджета устанавливается представительным органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.
Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются проект решения об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.
Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 01 мая текущего года.
Аналогичные нормы содержатся и в Положении о бюджетном процессе в администрации Тахтамыгдинского сельсовета.
В ст. 264.6 БК РФ определены показатели отчета об исполнении бюджета:
- доходы бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;
- доходы бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;
- расходы бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета;
- расходы бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;
- источники финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
- источники финансирования дефицита бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
Законом (решением) об исполнении бюджета также утверждаются иные показатели, установленные соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования для закона (решения) об исполнении бюджета.
Согласно п. 6 ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года № 131 проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Кроме того, в соответствии с пп.2 п. 3 ст. 28 вышеуказанного закона проект местного бюджета и отчет о его исполнении выносится на публичные слушания, в связи с чем, не предоставление годового отчета об исполнении местного бюджета нарушает права граждан на право непосредственного участия в местном самоуправлении.
Судом установлено, что администрацией Тахтамыгдинского сельсовета до настоящего времени не предоставлен в Совет народных депутатов Тахтамыгдинского сельсовета годовой отчет об исполнении бюджета за 2011 год. При таких обстоятельствах суд находит заявление прокурора Сковородинского района о признании незаконным бездействия администрации Тахтамыгдинского сельсовета по не предоставлению отчета об исполнении бюджета поселения за 2011 год в Тахтамыгдинский сельский Совет народных депутатов подлежащими удовлетворению.
Кроме того, главой муниципального образования Тахтамыгдинский сельсовет ФИО1 <данные изъяты> было представлено заявление о признании заявленных требований в полном объеме.
Согласно ч.4 ст.196 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание должностным лицом – главой администрации Тахтамыгдинского сельсовета заявленных требований, так как такое признание не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Вместе с тем, в силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
В судебном заседании прокурор Сковородинского района просит обязать администрацию Тахтамыгдинского сельсовета предоставить в Тахматыгдинский сельский Совет народных депутатов отчет об исполнении бюджета поселения за 2011 года, однако, срок не указывает. В связи с чем, суд, приходит к выводу об установлении срока для устранения нарушения - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным и достаточным для устранения допущенных администрацией Тахтамыгдинского сельсовета нарушений по не предоставлению годового отчета об исполнении бюджета и будет способствовать исполнению решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные требования и.о. прокурора Сковородинского района о признании бездействия администрации Тахтамыгдинского сельсовета по не предоставлению отчета об исполнении бюджета поселения за 2011 год - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Тахтамыгдинского сельсовета по не предоставлению отчета об исполнении бюджета поселения за 2011 год в Тахтамыгдинский сельский Совет народных депутатов.
Обязать администрацию Тахтамыгдинского сельского сельсовета представить в Тахтамыгдинский сельский Совет народных депутатов отчет об исполнении бюджета поселения за 2011 год в течении месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течении месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Н.Б. Федорчук