Дело № 2-9\2016 года
Мотивированное
Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
20 января 2016 года р.п. Лунино Пензенской области
Лунинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Л.И., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ООО «ТНС энерго Пенза» по доверенности ФИО5, представителя третьего лица ОАО «МРСК Волги» по доверенности ФИО3, при секретаре ФИО4 рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «ТНС энерго Пенза» о защите прав потребителя,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о защите прав потребителей, в котором просит признать за ним право на неуплату за полученную некачественную электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по показаниям счетчика 3575 за 115 кВт, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, стоимость приобретенного им стабилизатора для измерения напряжения электросети в <адрес> 000 рублей. Свои требования мотивирует тем, что является потребителем электроэнергии, которую ему на договорных отношениях поставляет ответчик, а он за электроэнергию производит ответчику оплату. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик поставлял ему некачественную электроэнергию, что подтверждается произведенными им замерами прибором «Мультимет тест», актом, им составленным в присутствии двух свидетелей. Данными действиями ответчика нарушены его права потребителя.
В судебном заседании истец на иске настаивал и пояснил, что является собственником дома в <адрес> до <адрес>, в котором проживает. Ответчик поставляет в его дом электроэнергию, а он оплачивает ему за нее. В нарушение норм законодательства РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком подавалась некачественная электроэнергия, а именно, с постоянным отклонением от установленных ГОСТом норм напряжения. Он приобрел для измерения напряжения прибор мультимет тест стоимостью 5 000 рублей и с ДД.ММ.ГГГГ измерял им напряжение сети в своем доме по ДД.ММ.ГГГГ. Уровень напряжения сети в этот период был разный, когда 180, когда 170, 150, 160, 190, о чем он составил сведения, а ДД.ММ.ГГГГ в его доме были Кочетков и Кальманова, в присутствии которых он этим прибором произвел измерение тока в сети в своем доме, включив прибор в розетку около счетчика в 17 часов, и уровень напряжения был в это время 170 В, о чем в присутствии этих лиц им был составлен акт. Поставкой некачественной электроэнергии ответчиком нарушены его права потребителя, и он имеет право за этот период не производить оплату за поставленную некачественную электроэнергию. В указанный период он с заявлением ни к ответчику, ни к третьему лицу, ни в Роспотребнадзор, ни Росжилинспекцию по вопросу поступления некачественной электроэнергии не обращался, поскольку посчитал это бесполезным из-за того, что ответчик и третье лицо ранее производили замеры напряжения ненадлежащим образом и с составленными тогда актами он не согласен. Уточняет, что иск им предъявлен о взыскании 5000 рублей за покупку прибора для измерения напряжения тока в сети «мультимет теста» Китайского производства. ДД.ММ.ГГГГ после подачи иска с энергоснабжающей организации приезжали сотрудники и производили измерение напряжения, сказали, что оно 230 В, акт в его присутствии не составлялся. Составить акт он не просил, поскольку считает, что акт должен составляться в надлежащей форме, уполномоченными работниками, имеющими наряд на такую работу, а у них такого наряда не было и не было при себе документа, подтверждающего, что прибор прошел поверку и зарегистрирован в установленном законом порядке. Предполагает, что напряжение электроэнергии в его доме было в указанный им период из –за того, что его сосед Горелов обогревает дом при помощи электроэнергии, возможно у того стоит электрический котел. Представитель ответчика по доверенности ФИО5 с иском истца не согласен и пояснил, что между ООО «ТНС энерго Пенза» и ФИО1 имеются договорные отношения и открыт лицевой счет №. ООО «ТНС энерго Пенза» является гарантирующим поставщиком электроэнергии. Собственником сетей, через которые подается электроэнергия потребителю ФИО1, является сетевая организация ОАО «МРСК Волги». ФИО1 не обращался ни в указанный им период, ни ранее, в соответствии с Правилами № с требованием произвести замеры напряжения поставляемой в его дом электроэнергии, не обращался ни устно, ни письменно с заявлением о том, что в его дом поставляется некачественная электроэнергия. Он работает начальником <адрес>ной службы сбыта с июня 2015 года и за этот период ФИО7 ни к нему лично, как к начальнику, ни в службу сбыта с указанными вопросами не обращался. О претензиях истца ответчику стало известно при получении искового заявления истца по данному делу. В указанный истцом период никаких перебоев в поставке электроэнергии не было, как не было и жалоб, заявлений от других потребителей о поставке некачественной электроэнергии. Доказательств тому, что в указанный период поставлялась в дом истца некачественная электроэнергия, не имеется, и истцом не представлено таких доказательств. Не может быть доказательством составленные истцом сведений на основании его замеров, произведенных в его доме при помощи прибора, не прошедшего поверку, не имеющего определенной документации, без участия представителей энергоснабжающей организации. Кроме того, измерение напряжения должно производиться на вводе в дом, а не в сети в доме. Считает необоснованным требование истца при таких обстоятельствах о взыскании морального вреда, права истца не нарушены. Неясны требования истца относительно взыскания с ответчика стоимости приобретенного в магазине прибора для измерения напряжения. Данный прибор истец приобрел не у ответчика, обязанность возмещать истцу эти расходы законом не предусмотрена.
Представитель третьего лица ОАО «МРСК Волги» по доверенности ФИО3 с иском не согласен и пояснил, что он работает начальником Лунинских РЭС Пензенского производственного отделения филиала ОАО «МРСК Волги»- «Пензаэнерго», проживает в <адрес> в 500 м. от дома истца. Его дом и дом истца снабжается электроэнергией от одной и той же подстанции и в указанный истцом период перепадов напряжения не было, жалоб на поставку некачественной электроэнергии ни от истца, ни от других жителей села Родники также не поступало. Качество поставляемой электроэнергии было нормальное, в соответствии с ГОСТом. ФИО1 его знает и, если бы были проблемы с электроэнергией, он мог бы обратиться к нему лично. В случае поступления заявления устного в диспетчерскую службу, либо письменного заявления о неполадках с электроэнергией, сразу же направляется бригада на место и в течение 2 часов, если имеются неполадки, они устраняются. Для проверки напряжения у них имеется прибор, прошедший поверку в лаборатории. После получения искового заявления ДД.ММ.ГГГГ бригада проверяла напряжение тока в сети на опорах при помощи надлежащего прибора около дома истца, оно было в норме- 229 В. Права и обязанности сетевой организации распространяются только на сеть до ввода в дом. Напряжение тока в сети в доме они не обязаны проверять и это напряжение может быть иным, чем на вводе в дом из-за наличия дефектов внутренней проводки - окислений, наличия скруток. Качество поставляемой электроэнергии в плановом порядке проверяет Ростехнадзор, и так же в случае поступления жалоб. В указанный истцом период фактов обращения истца в контролирующие организации также не было. Все разговоры и звонки в диспетчерскую службу записываются и фиксируются в журнале. Считает указанные истцом данные измерения тока в сети в его доме при помощи бытового прибора мультимет тест не достоверными доказательствами, поскольку этот прибор не точный, не прошел поверку, замеры делались в отсутствии другой стороны и внутри дома, где за состояние внутренней электропроводки ответственность энергоснабжающая организация не несет, и не обязана проверять качество электроэнергии. В соответствии с Правилами акт составляется по требованию потребителя, а ФИО7 с таким требованием не обращался.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что иск необоснован и удовлетворению не подлежит.
К такому выводу суд пришел, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 3 ст. 539 Кодекса к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, первое фактическое подключение абонента в установленном порядке к присоединенной сети является достаточным основанием для признания договора заключенным (п. 1 ст. 540 ГК РФ).
В соответствии со ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц. устанавливает ГОСТ 32144-2013 год "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", в котором указано, что учитывая непредсказуемость ряда явлений, влияющих на напряжение, не представляется возможным установить определенные допустимые границы значений для соответствующих характеристик напряжения. Поэтому изменения характеристик напряжения, связанные с такими явлениями, как например, провалы и прерывания напряжения, перенапряжения и импульсные напряжения в настоящем стандарте не нормируются. При заключении договоров на поставку или передачу электрической энергии следует учитывать статистические данные, относящиеся к таким характеристикам. Номинальное напряжение составляет 220 вольт. Методы измерения показателей КЭ, применяемые в соответствии с настоящим стандартом, установлены в ГОСТ 308ДД.ММ.ГГГГ и ГОСТ 30804.4.7.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами (статья 29 Закона РФ "О защите прав потребителей").
В судебном заседании установлено, что истец является потребителем электроэнергии, проживает в <адрес>, что не оспаривается сторонами.
В обосновании своих требований истец ссылается на нарушение его прав потребителя поставкой некачественной электроэнергии. Считает, что он не обязан доказывать нарушение ответчиком его прав, напротив, ответчик должен доказать, что не нарушил его права потребителя. При этом истец не отрицает того факта, что он ни к ответчику, ни к третьему лицу, ни в контролирующие органы по поводу поставки ему в указанный период некачественной электроэнергии не обращался и не просил произвести замеры напряжения, составить акт. Обращался ли кто из жителей <адрес> в указанный им период времени по этому же вопросу, ему неизвестно.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Данные Правила устанавливают права и обязанности, порядок заключения договоров, в том числе и порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Согласно Правил в случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества потребитель обязан сделать сообщение об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя (п.34).
В соответствии с п. 111 Правил датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:
а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);
б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);
в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;
г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
Согласно п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу.
Пункт 110 Правил указывает на то, что в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
Согласно ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (п.9) в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Как установлено в судебном заседании и это не отрицается истцом, по вопросу поставки некачественной электроэнергии истец в указанный им период ноября 2015 года в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя не обращался.
При таких обстоятельствах у ФИО1 не было оснований, предусмотренных вышеуказанными Правилами, для составления акта проверки качества поставляемой электроэнергии, тем более прибором, не отвечающим требованиям ФЗ «Об обеспечении единства измерений, а, следовательно, предоставленный им суду акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), как и сведения о величинах напряжения (л.д.9) не могут быть признаны судом допустимыми доказательствами.
Результаты проведенных ФИО1 измерений (л.д.8,9) не могут быть признаны судом достоверными доказательствами по данному делу, поскольку они не соответствуют требованиям относимости и допустимости доказательств, акт в установленном законом порядке о дефектах поставляемой электроэнергии не составлялся, представители ресурсоснабжающей организации на замеры истцом не приглашались, доказательств тому, что прибор, которым истец производил замеры напряжения, соответствует требованиям, указанным в ФЗ «Об обеспечении единства измерений» не представлено.
При таких обстоятельствах показания свидетеля ФИО6, подписавшего указанный акт от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть признаны доказательством поставки ответчиком в указанный день потребителю некачественной электроэнергии.
В соответствии с Законом о защите прав потребителей ответчик должен доказать наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности.
При таких обстоятельствах, когда истец к ответчику с заявлением о поставке некачественной электроэнергии, проведении проверки качества поставляемой электроэнергии, составлении акта проверки не обращался, факт поставки истцу ответчиком некачественной электроэнергии в указанный им период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не нашел своего подтверждения в судебном заседании, доказательств поставки ответчиком истцу некачественной электроэнергии не установлено, суд признает, что ответчиком права истца не нарушены и ответчик не может нести ответственность, о которой просит истец.
Кроме того, требование истца о взыскании с ответчика стоимости приобретенного им прибора для измерения напряжения, не обосновано, не отвечает требованием закона, не связано с отношениями потребителя и исполнителя по поставке и получению коммунальных услуг.
Довод ФИО1 о том, что в силу закона он наделен правом только указать суду о нарушении его права, необоснован, поскольку нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» возлагают на исполнителя обязанность доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за нарушение права потребителя, но не освобождают потребителя от доказывания факта нарушения его прав.
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Поскольку в судебном заседании не установлено, что ответчиком нарушены права потребителя ФИО1, поэтому и его требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда необоснованны.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В иске ФИО1 к ООО «ТНС энерго Пенза» о защите прав потребителя в виде признания за ним права на неуплату за полученную некачественную электроэнергию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 115 кВт (показания счетчика 3575), взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, стоимости приобретенного им прибора измерения 5000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лунинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья-