ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-447/2021 от 02.12.2021 Даниловского районного суда (Ярославская область)

Дело №2-447/2021

Мотивированное решение

изготовлено 02.12.2021 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2021 года г.Данилов Ярославской области

Даниловский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.С.,

при секретаре Степановой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО1 к ОАО «РЖД», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях об установлении границ земельного участка и внесении изменений в сведения ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ОАО «РЖД», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях об установлении границ земельного участка и внесении изменений в сведения ЕГРН.

В обоснование заявленных требований истцы ссылалась на то, что ей на праве собственности принадлежит<адрес> вмногоквартирном жилом доме, состоящем из двух квартир, по адресу: <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером,который является общей долевой собственностью собственников жилых помещений в доме, в том числе истца. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Квартирав указанном доме принадлежит ФИО2

Указывала на то, что в ходе проведения кадастровых работ по уточнению границ и площади земельного участка в 2021 г., кадастровым инженером обнаружено, что часть придомового земельного участка в размере 426 кв.м включена в состав участка с кадастровым номером , общей площадью 157387 кв.м, принадлежащего РФ и переданного в аренду ОАО «РЖД» сроком с 14.01.2008 г. по 14.01.2057 г. Земельный участок с кадастровым номером пересекает придомовой земельный участок по точкам н8-н16-н15-н14-н13-н12-н11, площадь пересечения составляет 426 кв.м.

На основании изложенного, истец просит установить границы земельного участка, расположенного по адресу – <адрес> кадастровым номером , площадью 1470 кв.м, по точкам н1-н2-н3-н4-н5-н6-н7-н8-н9-н10-н1 согласно межевого плана от 29.06.2021 г., изготовленного кадастровым инженером ФИО3; внести изменения в сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , в связи с прекращением права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером в части 426 кв.м по точкам н1-н2-н11-н12-н13-н14-н15-н16-н8-н9-н10-н1, согласно заключения кадастрового инженера ФИО3

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что в 2016 г. купили половину <адрес>, продавец показала земельный участок, на котором были посажены кусты смородины. Ранее земельный участок был огорожен, но потом они убрали ограждение, так как оно развалилось, столбов не осталось. С досудебной претензией к ответчикам не обращалась, сразу обратилась к юристу.

Представитель истца ФИО1 по устному ходатайству ФИО5 позицию истца поддержал, пояснил, что в настоящее время ОАО «РЖД» ведет активное строительство по границе с земельным участком придомовой территории <адрес>. Строят базу отдыха, заложен фундамент, проведена планировка территории. В апреле, мае текущего года истец не могла использовать по назначению свой огород, потому что строительная техника заехала на участок и начались строительные работы. В мае 2021 года истец вместе ФИО2 обратились к ФИО5 для проведения кадастровых работ и выяснения обстоятельств по поводу строительных работ на придомовой территории <адрес>. Истец и представитель ФИО5 обращались к руководителю строительной площадки, где идет строительство. Согласно информации имеющейся в ЕГРН, граница земельного участка ответчика с кадастровым номером , проходит по стене здания многоквартирного дома, на это обращает внимание кадастровый инженер. Согласно материалу инвентаризации ООО ИФ «Интергео» от 2000 г., по домовладению <адрес>, существовала информация на трёх листах: декларация, ведомость вычисления площади земельного участка и схематичное изображение - конфигурация земельного участка. В декларации указан в качестве собственника земельного участка - Ярославское отделение Северной железной дороги, фактическая площадь земельного участка - 1494 кв.м., декларация подписана старшим бухгалтером ФИО9. По состоянию на 03.12.1999 год квартиры в <адрес> уже были в собственности граждан и собственником <адрес>, являлся ФИО4 Все работы в отношении спорного придомового участка, могли осуществлять либо органы местного самоуправления по заявлению собственников квартир, либо сами собственники квартир. По ведомости вычисления площади ООО ИФ «Интергео» площадь участка уменьшается до 1060 кв.м., конфигурация земельного участка по данным Интергео от 2000 года и сейчас совпадает. На данный момент получается ситуация, что домовладение расположено на земельном участке, который имеет статус - ранее учтенный и поставлен на кадастровый учет в 2005 году, присвоен кадастровый номер, задекларирована площадь 1470 кв.м., но по факту площадь его 1044 кв.м., и фактически это земельный участок, который используется собственником первой квартиры, собственники второй квартиры лишены земли, так как граница проходит по стене многоквартирного дома. Истица является собственником <адрес>, жилой дом является многоквартирным. Земельный участок, который находится под жилым домом, является общим имуществом собственников жилых помещений и на него распространяются положения ЖК РФ, соответственно формировать данный земельный участок и проводить кадастровые работы по уточнению его площади имеют право органы местного самоуправления по заявлению собственников квартир, либо сами собственники квартир. Кроме того, согласно технического паспорта на жилой <адрес> видно, что спорный земельный участок существовал гораздо в больших размерах, чем был сформирован ООО ИФ «Интергео». В данном случае имеется ошибка, которую необходимо устранить, иначе идет полностью нарушение прав собственников квартир.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности ФИО10 исковые требования не признал. Согласно письменного отзыва и пояснениям представителя ФИО10 в судебном заседании, полагают, что земельный участок ответчика поставлен на кадастровый учет в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:17 передан ОАО «РЖД» в аренду сроком на 49 лет, что подтверждается договором аренды земельного участка. Правовой режим земельных участков, предоставленных для объектов федерального железнодорожного транспорта, регламентируется Федеральным законом №29-ФЗ от 27.02.2003 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Данные земельные участки ограничены в обороте и являются федеральной собственностью. Земельный участок предназначен для полосы отвода железной дороги, порядок установления полосы отвода определяется Правительством РФ. Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 29.04.2006 №264, пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению государственным имуществом с ОАО «РЖД». В соответствии с п.4 Приказа Минтранса РФ от 06.08.2008 №126, установлен порядок определения, критерии для определения размеров полосы отвода, условия и факторы, конфигурация земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности. 23.02.1993 года главой администрации Даниловского района Дистанции пути Ярославль-Главный было выдано Свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей, что подтверждает законность пользования данным земельным участком. Данный факт также не противоречит действующему на тот момент Положению о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 08.01.1981 №24, согласно которому земельные участки предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям транспорта, как правило, в постоянное пользование. На основании Приказа МПС РФ от 15.05.1999 №26Ц, были установлены границы земельного участка с кадастровым номером на основании технического отчета по инвентаризации земель ГП Ярославское отделение СЖД <адрес>. В соответствии с актом согласования границ от 20.09.1999 года, которое является приложением к вышеуказанном техническому отчету, границы земельного участка с кадастровым номером согласованы со смежными землепользователями по забору. Граница земельного участка идет по забору. Факт согласования границ также подтверждается схемой границ полосы отвода, согласно которой границы земельного участка согласованы с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Даниловского района Ярославской области. На основании материалов инвентаризации, согласованные смежными землепользователями, в том числе Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Даниловского района ЯО, границы полосы отвода были внесены в государственный кадастр объектов недвижимости. В качестве основы для установления границ участка были использованы правоустанавливающие документы – свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 23.02.1993 года, выданное дистанции пути Ярославль-Главный. На государственный кадастровый учет земельный участок поставлен 21.05.2003 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Государственная регистрация права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером осуществлена 21.08.2003 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 21.08.2003 года. В связи с этим, полагают, что границы земельного участка согласованы в соответствии с требованием действующего законодательства, границы в настоящий момент подтверждены правоустанавливающими документами, в том числе документами, в соответствии с которыми устанавливали границы и на основании которых, земельный участок поставлен на кадастровый учет. В последующем границы земельного участка были утверждены постановлением главы местного самоуправления Даниловского муниципального округа о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование №503 от 07.08.2000 г., в соответствии с которым государственному предприятию Ярославского отделения Северной железной дороги был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок по адресу: <адрес> земли под железнодорожными путями, включая полосу отвода. ОАО «РЖД» является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, потому что является арендатором земельного участка с кадастровым номером , собственником по данному участку выступает Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской области.

Ответчик Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Предоставили письменный отзыв, согласно которому просят рассмотреть дело без участия представителя, исковые требования не признают.

Третье лицо ФИО2 поддержала исковые требования, пояснила, что является собственником <адрес> жилом <адрес> с 2002 г. Квартира была предоставлена Северной железной дорогой, а потом приватизирована. Земельный участок, которым пользуется ФИО2 огорожен.Участок соседей также обрабатывался, когда ФИО12 купили квартиру, то продолжили обрабатывать земельный участок, на котором росли яблони, ягодные кусты. Подрядчик, который производит строительные работы, сломали хозяйственные постройки истца.

Третье лицо Управление Росреестра по Ярославской области в судебное заседание не явилось, извещены надлежащим образом. Предоставили письменный отзыв, согласно которому разрешение исковых требований оставляют на усмотрение суда.

Третье лицо ООО «ГИП-Инвест» в судебное заседание не явилось, извещены надлежащим образом. Предоставили письменный отзыв, согласно которому согласно которому просят рассмотреть дело без участия представителя.

Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав истца ФИО1, представителя истца ФИО1 по устному ходатайству ФИО5, представителя ответчика ОАО «РЖД» по доверенности ФИО10, третье лицо ФИО2, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Согласно ч.3 ст.6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Категории земель по целевому назначению перечислены в статье 7 ЗК РФ, в том числе: земли населенных пунктов (ранее - земли поселений), правовой режим использования которых установлен главой XV ЗК РФ, и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, особенности формирования и использования которых определены главой XVI ЗК РФ.

На основании п. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Согласно подп.7 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предназначенные, в том числе, для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Согласно части 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования (часть 6 статьи 87 ЗК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 90 ЗК РФ Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 части 2 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода (ранее - установления полос отвода и охранных зон железных дорог). Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

На основании ст. 83 ЗК РСФСР, действовавшего до принятия ЗК РФ, землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признаются земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. Зоны с особыми условиями использования земель устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, далее по тексту Закон №153-ФЗ) землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Полоса отвода - земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно - путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами (ст. 2 Закона № 153-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 5 Закона № 153-ФЗ порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации. Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно - сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Министерством путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 г. №26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.

В соответствии с п. 4 вышеуказанного Положения размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно - сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций.

Установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 Положения).

Согласно письму Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 17 октября 1997 г. № 2-30/1934, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 14 октября 1997 г. № М-8429 предоставление земельных участков в пределах полосы отвода федеральных железных дорог во временное пользование физическим и юридическим лицам производится по решению руководства железной дороги. Все земли, находящиеся в пользовании железных дорог и предприятий, входящих в их состав, в пределах фактически сложившихся границ, до завершения проведения инвентаризации земель железнодорожного транспорта и получения государственного акта на право постоянного землепользования, считаются закрепленными за ними.

Перевод земель федерального железнодорожного транспорта в другие категории или их изъятие органами государственной власти субъектов российской Федерации, органами местного самоуправления могут быть произведены только по согласованию с железными дорогами Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что на основании договора купли-продажи от 04.08.2016 г. ФИО1 принадлежит на праве общей долевой собственности 1/3 доля <адрес> по адресу – <адрес>, также по 1/3 доле в указанной квартире принадлежат несовершеннолетним детям истца – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ. и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведений из ЕГРН, имеется запись о регистрации права собственности ФИО8 на указанную квартиру ДД.ММ.ГГГГ

Квартира <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО2, дата регистрации права 17.09.2013 г.

Изначально указанный жилой дом являлся ведомственным, жилые помещения в нем предоставлялись работникам железной дороги. В последующем, на основании акта о приеме-передаче здания (сооружения) №97 от 31.03.2004 г., наряду с другими домами, передан в муниципальную собственность.

Многоквартирный жилой <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером , с видом разрешенного использования – для жилья. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка отсутствуют. Площадь и местоположение земельного участка определены на основании материалов инвентаризации земель от 2000 г.

При проведении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка кадастровым инженеромФИО3 29.06.2021 г. подготовлен межевой план земельного участка, согласно которому установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером:ДД.ММ.ГГГГ кв.м. Согласно плана границ земельных участков, земельный участок с кадастровым номером пересекает земельный участок с кадастровым номером , площадь пересечения составляет 426 кв.м.

Из материалов дела также следует, что согласно свидетельству о праве собственности на землю, владения, пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., Дистанции пути Ярославль-Главный в постоянное пользование земельный участок площадью 586,9 га для полосы отвода от <адрес> до 358 км.

В материалах дела имеется копия технического отчета ООО ИФ «Интергео» от 1999 г., выполненного по заказу ГП Ярославское отделение СЖД по инвентаризации земель ГП Ярославское отделение СЖД, в котором имеются: акты согласования границ землепользователей, копия, схема размещения земельного участка, каталог координат земельного участка.

Согласно данным материалам инвентаризации спорная территория под многоквартирным домом по адресу – <адрес> площадью пересечения 426 кв.мвошла в состав земельного участка с кадастровым номером, общей площадью 157387 кв.м.

Сведения о границах данного земельного участка были внесены в Единый государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании указанных результатов инвентаризации (межевания).

С учетом проведенной ООО ИФ «Интергео» от 1999 г. инвентаризации земельного участка ГП Ярославское отделение СЖД, главой местного самоуправления Даниловского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ принято постановление, согласно которому в постоянное (бессрочное) пользование ГП Ярославского отделения СЖД предоставлен земельный участок общей площадью 105, 5009 га для производственной деятельности (земли под железнодорожными путями, включая полосу отвода, а также защитные и укрепительные насаждения, строения, здания и сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железнодорожных дорог с учетом перспективы их развития).

Согласно выписки из реестра федерального имущества от 25.07.2003 г. №4325, спорный земельный участок, с кадастровым номером , площадью 157387 кв.м, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУП «СЖД» МПС РФ (дата внесения в реестр 01.11.1999 г.) на основании Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003 г. №29-ФЗ является федеральной собственностью и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 г. №696» Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» включен в реестр федерального имущества.

Согласно сведений из ЕГРН, федеральная собственность на спорный земельный участок с кадастровым номером на основании вышеуказанной выписки из реестра федерального имущества зарегистрирована 21.08.2003 г.

По договору аренды №102-по от 29.05.2007 г. земельный участок , площадью 157387 кв.м передан в аренду ОАО «РЖД» для производственной деятельности (участок ограничен в обороте – полоса отвода железной дороги), срок действия договора аренды с 14.01.2008 по 14.14.2057, дата государственной регистрации договора аренды – 14.01.2008 г.

По договору субаренды части земельного участка №ЦРИ/04/СА/5168/18/00 1119 от 07.08.2018 г., часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 8290 кв.м передана в субаренду ООО «ГИП-Инвест» для эксплуатации и обслуживания сооружения, являющегося единым недвижимым комплексом, включающим в себя объекты капитальных строений (зданий и сооружений) на срок с 31.08.2018 г. по 16.05.2026 г., дата регистрации договора субаренды – 31.08.2018 г.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец ссылалась на то, что фактические границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и который, в силу положений ч.1 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», принадлежит ей на праве долевой собственности, частично вошли в состав полосы отвода железной дороги. Истец полагала, что такая ситуация имеет место в результате допущенной при межевании земельного участка (полосы отвода) ошибки, которую просила исправить путем установления новых границ земельных участков.

Согласно ч.3 ст.61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с ч.4 указанной статьи реестровая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

Исходя из того, что земельный участок с кадастровым номером всегда находился в пользовании железной дороги, в том числе, на момент проведения работ по инвентаризации полосы отвода, а в силу положений закона реестровой ошибкой является ошибка, содержащаяся в межевом плане, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, то возникший между сторонами спор не может быть разрешен путем исправления реестровой ошибки, поскольку обратное противоречит ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Реестровой ошибки в определении границ земельного участка полосы отвода в спорных правоотношениях не допущено, между сторонами имеется спор относительно границ земельных участков и права собственности на земельный участок.

Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611, земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Из приведенных выше правовых норм следует, что земельные участки, входящие в полосу отвода железных дорог, относятся к землям железнодорожного транспорта и предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Лишь в отдельных случаях свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам и только для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

При этом ввиду специального целевого назначения земельные участки полосы отвода железных дорог подлежат установлению и изменению в особом порядке.

Доводы стороны истца о том, что фактическое пользование земельным участком, под жилым домом <адрес>, общей площадью 1470 кв.м подтверждается техническим паспортом на жилой дом от 2002 г. судом отклоняются, поскольку технический паспорт не является правоустанавливающим документом, не подтверждает право собственности на земельный участок. Кроме того, конфигурация земельного участка, указанная в техническом паспорте 2002 г. не совпадает с конфигурацией данного земельного участка имеющейся технических отчетах инвентаризации ООО ИФ «Интергео» от 1999 г. и 2000 г.

Установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером, образующего полосу отвода железных дорог, установлены по результатам инвентаризации (межевания) и приняты постановлением главы местного самоуправления Даниловского муниципального округа №503 от 07.08.2000 г. при предоставлении земельного участка, общей площадью 105, 5009 га для производственной деятельности (полоса отвода), в состав которого вошел и спорный земельный участок площадью 15,7387 га (под площадку перспективного строительства моторовагонного депо) в постоянное (бессрочное) пользование ГП Ярославской отделение СЖД.

Таким образом, поскольку установление границ полосы отвода было осуществлено в соответствии с действующим законодательством, право Российской Федерации на земли транспорта не оспорено, реестровой ошибки в определении границ земельного участка с кадастровым номером не допущено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 об установлении границ земельного участка и внесении сведений в ЕГРН.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, к ОАО «РЖД», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях об установлении границ земельного участка и внесении изменений в сведения ЕГРН, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Иванова С.С.