Дело № 2-447/2022
УИД 42RS0036-01-2022-000939-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Топки 15 июля 2022 года
Топкинский городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего Магденко И.В.
при секретаре Варивода А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Топки в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2», администрации Топкинского муниципального округа, Управлению образования администрации Топкинского муниципального округа о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Топки в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», администрации Топкинского муниципального округа, Управлению образования администрации Топкинского муниципального округа о понуждении к совершению действий.
В обоснование требований указывает, что прокуратурой города в июне 2021 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности детей в образовательных учреждениях, в том числе антитеррористического законодательства. По результатам проведенной проверки установлено, что 25.12.2019 утвержден акт категорирования и паспорт безопасности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» (далее - МБОУ «СОШ № 2»), расположенного по адресу: Учреждению присвоена 3 категория опасности. При этом Комиссия пришла к выводу, что существующая охрана объектов не соответствует требованиям антитеррористической защиты и безопасности объектов. Так, в нарушение подпункта «а» пункта 25 Требований объект не оснащен охранной сигнализацией. До настоящего времени мероприятия необходимые для безопасности и антитеррористической защищенности объекта отраженные в паспорте безопасности и акте обследования и категорирования объекта не выполнены, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий.
В тоже время, компетенция администрации Топкинского муниципального округа в силу положений, закрепленных в пункте 7.1 части 1 статьи 16 и в пункте 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предполагает осуществление своих полномочий через соответствующие органы администрации, в том числе полномочия по профилактике терроризма и экстремизма и финансированию муниципальных учреждений. Согласно статье 6 Устава муниципального образования Топкинский муниципальный округ, принятого Советом народных депутатов Топкинского муниципального округа от 07.02.2020 № 98 к вопросам местного значения муниципального округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа. Согласно п. 1.2 Устава МБОУ «СОШ № 2» Учредителем муниципальной образовательной организацией является Топкинский муниципальный округ. Управление образования администрации Топкинского муниципального округа является отраслевым органом администрации Топкинского муниципального округа, осуществляющим функции и полномочия Учредителя. В соответствии с пунктом 6.2 Устава МБОУ «СОШ № 2» финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется управлением образования администрации Топкинского муниципального округа. Финансы школы включают, в том числе, субсидии из бюджета Топкинского муниципального округа, выделяемая для обеспечения выполнения Учреждением муниципального задания (далее субсидия) (пункт 6.3). Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания (пункт 6.5).
Проверкой установлено, что срок для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности установлен 2 финансовых года, после обследования объектов образования и утверждения паспорта безопасности объекта. Паспорт безопасности учреждения составлен 25.12.2019 года, при этом установлено, что к выполнению ряда мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, МБОУ «СОШ № 2» в течение 2020- 2021 гг. не приступало. Финансирование, достаточное для выполнения указанных мероприятий, в бюджет округа в 2020-2021 не закладывалось, выполнение мероприятий указанной категории не планировалось, из иных источников денежные средства не предоставлялись. Прокуратурой города в адрес главы администрации Топкинского муниципального округа 18.06.2021 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в части обеспечении безопасности детей в образовательных организациях и отсутствия соответствующего финансирования на эти цели, а также объявлено предостережение о недопустимости нарушений требований федерального законодательства при обеспечении антитеррористической безопасности деятельности образовательных организаций Топкинского муниципального округа. Однако, до настоящего соответствующих мер не принято, мероприятия по антитеррористической защищенности объектов не реализованы. Вышеуказанные нарушения требований законодательства ставятся под угрозу жизнь и здоровье лиц, посещающих образовательную организацию.
Просят обязать в срок до 01.09.2022г. администрацию Топкинского муниципального округа обеспечить финансирование мероприятий по исполнению муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №2», расположенным по адресу: , подпункта «а» пункта 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006; обязать в срок до 01.10.2022г. Управление образования Топкинского муниципального округа профинансировать мероприятия по исполнению муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №2», расположенным по адресу: подпункта «а» пункта 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006; обязать в срок до 01.11.2022г. муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» расположенное по адресу, принять меры по оснащению объекта охранной сигнализацией в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления Правительства № 1006.
Старший помощник прокурора г. Топки Клименко Т.А. в судебном заседании обстоятельства и доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, на требованиях настаивала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика директор МБОУ «СОШ №2» ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель ответчика управления образования Администрации Топкинского муниципального округа ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель ответчика Администрации Топкинского муниципального округа ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны, согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно части 1 статьи 1 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 11.06.2022) «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана, в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 данного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
Согласно пункту «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей. Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» обязательные для выполнения требования антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливаются правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы порта безопасности этих объектов (далее - Требования).
Указанными требованиями установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно положениям подпунктов «а, в» пункта 17 Требований террористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается ем (осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неравномерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
В соответствии с положениями подпункта «в» пункта 18 Требований препятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством своевременного предупреждения, выявления и сечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта.
Согласно положениям подпункта «а» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Судом установлено, что МБОУ «СОШ №2» является действующим юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом №168 от 24.04.2019 года Управления образования администрации Топкинского муниципального района.
Также установлено, что 25.12.2019 утвержден акт категорирования и паспорт безопасности МБОУ «СОШ №2», расположенного по адресу: Учреждению присвоена 3 категория опасности.
По результатам проведенной прокуратурой проверки в июне 2021 года установлено, что существующая охрана объектов не соответствует требованиям антитеррористической защиты и безопасности объектов (л.д.20-22). Также проверкой установлено, что срок для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности установлен 2 финансовых года, после обследования объектов образования и утверждения паспорта безопасности объекта. Паспорт безопасности учреждения составлен 25.12.2019 года, при этом установлено, что к выполнению ряда мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, МБОУ «СОШ № 2» в течение 2020- 2021 гг. не приступало. Финансирование, достаточное для выполнения указанных мероприятий, в бюджет округа в 2020-2021 не закладывалось, выполнение мероприятий указанной категории не планировалось, из иных источников денежные средства не предоставлялись.
Судом установлено, что 18.06.2021 года в адрес главы администрации Топкинского муниципального округа прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в части обеспечении безопасности детей в образовательных организациях и отсутствия соответствующего финансирования на эти цели, а также объявлено предостережение о недопустимости нарушений требований федерального законодательства при обеспечении антитеррористической безопасности деятельности образовательных организаций Топкинского муниципального округа (л.д.29-32).
Также 25.06.2021 года прокуратурой города вынесено предостережение в адрес главы Топкинского муниципального округа о недопустимости нарушений требований федерального законодательства при обеспечении антитеррористической безопасности деятельности образовательных организаций Топкинского муниципального округа и предупреждаю, что в случае непринятия мер к надлежащему выполнению мероприятий, за которые ответственна администрация Топкинского муниципального округа, Вы можете быть привлечены к установленной законом ответственности (л.д.35-37).
Однако, до настоящего соответствующих мер не принято, мероприятия по антитеррористической защищенности объектов не реализованы. Вышеуказанные нарушения требований законодательства ставятся под угрозу жизнь и здоровье лиц, посещающих образовательную организацию.
В соответствии с объяснением главы администрации Топкинского муниципального округа от 25.06.2021 года на предостережение прокуратуры, для полного исполнения поручений, в том числе для установки охранной сигнализации, требуется финансирование, в связи с чем направлено письмо в Департамент образования Кемеровской области – Кузбасса о выделении денежных средств и дальнейшего составления графика поэтапного дооборудования учреждений по антитеррористической защищенности объектов (л.д.38-39).
Согласно сведениям, представленным Топкинским филиалом ФГКУ «УВО ВНГ России по Кемеровской области – Кузбассу» от 27.05.2022 года в МАОУ «СОШ №1» не реализованы в полной мере мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность их объектов (территорий), а именно не установлена охранная сигнализация в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления Правительства № 1006 (л.д.51-53), что также подтверждается сведениями из Управления образования администрации Топкинского муниципального округа (л.д.48-49).
В тоже время, компетенция администрации Топкинского муниципального округа в силу положений, закрепленных в пункте 7.1 части 1 статьи 16 и в пункте 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предполагает осуществление своих полномочий через соответствующие органы администрации, в том числе полномочия по профилактике терроризма и экстремизма и финансированию муниципальных учреждений.
Согласно части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в" бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Согласно статье 6 Устава муниципального образования Топкинский муниципальный округ, принятого Советом народных депутатов Топкинского муниципального округа от 07.02.2020 № 98 к вопросам местного значения муниципального округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1.2 Устава МБОУ «СОШ № 2» Учредителем муниципальной образовательной организацией является Топкинский муниципальный округ.
Управление образования администрации Топкинского муниципального округа является отраслевым органом администрации Топкинского муниципального округа, осуществляющим функции и полномочия Учредителя.
В соответствии с пунктом 6.2 Устава МБОУ «СОШ № 2» финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется управлением образования администрации Топкинского муниципального округа. Финансы школы включают, в том числе, субсидии из бюджета Топкинского муниципального округа, выделяемая для обеспечения выполнения Учреждением муниципального задания (далее субсидия) (пункт 6.3). Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания (пункт 6.5).
Как следует из смысла частей 1, 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течении которого решение суда может быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом изложенного, а также положений частей 1, 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, также принимая во внимание пояснения участников процесса, с учетом характера указанных нарушений, которые следует устранить, необходимости предоставления возможности с минимальными потерями для ответчиков исполнить решение суда, суд считает необходимым установить сроки, в течение которыхо решение суда должно быть исполнено.
Учитывая также, что настоящее решение суда не связанно с передачей имущества или денежных сумм, то оно должно быть исполнено ответчиками в лице их руководителей в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Топки удовлетворить.
Обязать администрацию Топкинского муниципального округа в лице его руководителя в срок до 1 сентября 2022 года обеспечить финансирование мероприятий по исполнению муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 2», расположенным по адресу: , подпункта «а» пункта 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006;
Обязать Управление образования Топкинского муниципального округа в лице его руководителя в срок до 1 октября 2022 года профинансировать мероприятия по исполнению муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 2», расположенным по адресу: , подпункта «а» пункта 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006;
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», расположенное по адресу: в лице его руководителя в срок до 1 ноября 2022 года принять меры по оснащению объекта охранной сигнализацией в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления Правительства № 1006.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ И.В.Магденко
Решение изготовлено в окончательной форме 15.07.2022 года.
Подлинный документ подшит в деле №2-447/2022 Топкинского городского суда Кемеровской области.