Борский городской суд Нижегородской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Борский городской суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-448/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 февраля 2011года Борский городской суд Нижегородской области, в составе председательствующего судьи Кандалиной А.Н., с участием пом. прокурора Федоровой М.В., с участием сторон, при секретаре Рядовой Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Борского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов РФ заинтересованное лицо: Совет депутатов городского округа города Бор признать решение Земского собрания Борского района от 30.10.2008 года № 85 «О внесении изменений в постановление Земского собрания Борского района от 01.03.2002 года № 8 «Об утверждении положения о порядке предоставления поручительств (муниципальных гарантий) Борского района» противоречащим бюджетному законодательству и не действующим в части, исключив из решения «получателей гарантий молодых специалистов участвующих в ОЦП «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2008 год.
У С Т А Н О В И Л:
Борский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов РФ обратился в суд с заявлением, в котором просит признать решение Земского собрания Борского района от 30.10.2008 года № 85 «О внесении изменений в постановление Земского собрания Борского района от 01.03.2002 года № 8 «Об утверждении положения о порядке предоставления поручительств (муниципальных гарантий) Борского района» противоречащим бюджетному законодательству и не действующим в части предоставления гарантий физическим лицам - молодым специалистам, участвующим в ОЦП «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2008 год.
В судебном заседании прокурор уточнил в порядке ст.39 ГПК РФ требования и просит суд признать решение Земского собрания Борского района от 30.10.2008 года № 85 «О внесении изменений в постановление Земского собрания Борского района от 01.03.2002 года № 8 «Об утверждении положения о порядке предоставления поручительств (муниципальных гарантий) Борского района» противоречащим бюджетному законодательству и не действующим в части, исключив из решения « получателей гарантий молодых специалистов участвующих в ОЦП «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2008 год.
Пом. Борского городского прокурора Федорова М.В. доводы заявления поддержала, суду пояснила следующее:Борской городской прокуратурой проведена проверка исполнения бюджетного законодательства РФ.
Постановлением Земского собрания Борского района от 01.03.2002г. № 8 утверждено Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий Борского района (далее по тексту - Положение).
Решением Земского собрания Борского района от 30.10.2008г. № 85 в Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий Борского района были внесены изменения.
В соответствии п. 2 Решения Земского собрания Борского района от 30.10.2008г. № 85 часть 1 раздела I Положения дополнена абзацем 3 следующего содержания: получателями муниципальных гарантий Борского района могут являться финансовые организации, участвующие в кредитовании молодых специалистов, получающих социальную помощь в соответствии с заключенными соглашениями с администрацией Борского района и участвующих в программе "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области" на 2008 год, и (или) молодые специалисты, участвующие в вышеуказанной Программе».
Согласно п. 9 Решения Земского собрания Борского района от 30.10.2008г. № 85 раздел II Положения дополнен п. 1.2: финансовые организации, участвующие в кредитовании молодых специалистов, получающих социальную помощь в соответствии с заключенными соглашениями с администрацией Борского района и участвующих в программе "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов,
работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области" на 2008 год, и (или) молодые специалисты, участвующие в вышеуказанной Программе, получают муниципальные гарантии в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Борского района.
Пунктом 10 Решения Земского собрания Борского района от 30.10.2008г. № 85 ч. 3 раздела III Положения дополнена словами следующего содержании: предоставление муниципальных гарантий Борского района осуществляется на платной основе, за исключением случаев, когда предоставление муниципальных гарантий Борского района осуществляется муниципальным служащим, передающим в доверительное управление на время прохождения муниципальной службы находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций, а также случаев, когда предоставление муниципальных гарантий осуществляется финансовыми организациями, участвующими в кредитовании молодых специалистов, получающих социальную помощь в соответствии с заключенными соглашениями с администрацией Борского района и участвующих в программе "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области" на 2008 год, и (или) молодые специалисты, участвующие в вышеуказанной Программе. Размер и условия платы за муниципальную гарантию определяются согласно постановлению Земского собрания Борского района от 31.08.2004 N 96 "О размерах оплаты за предоставление муниципальных гарантий (поручительств) Борского района" и указываются в договоре поручительства на предоставление муниципальных гарантий Борского района.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Условия и порядок выдачи муниципальной гарантии регламентирован Бюджетным кодексом РФ, указанные правоотношения в силу ст. 1 Бюджетного кодекса РФ, относятся к бюджетным.
Согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
Физические лица не отнесены Бюджетным кодексом РФ к участникам бюджетного процесса. Указанный вывод подтверждает и судебная практика (Определение Верховного суда РФ от 26.12.2007г. № 55-Г07-11, Определение Верховного суда РФ от 28.03.2007г. № 64-Г07-5).
Принцип гражданско-правового регулирования «разрешено все, что не запрещено законом» при регламентировании бюджетных отношений и определении компетенции органов местного самоуправления применяться не может, поскольку ни в Конституции РФ, ни в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве основополагающего начала организации и деятельности органов местного самоуправления не находит своего закрепления. Органы местного самоуправления действуют исходя из принципа законодательного закрепления их компетенции.
Исходя из изложенного, физические лица не являются участниками бюджетного процесса, и им не может быть предоставлена муниципальная гарантия.
Таким образом, Решение Земского собрания Борского района от 30.10.2008г. № 85 «О внесении изменений в постановление Земского собрания Борского района от 01.03.2002г. № 8 «Об утверждении положения о порядке предоставления поручительств (муниципальных гарантий) Борского района» не соответствует действующему бюджетного законодательству в части возможности предоставления муниципальных гарантий физическим лицам - молодым специалистам, участникам ОЦП, и является незаконным в части.
В связи с выявленными нарушениями Борской городской прокуратурой был принесен протест на указанное постановление Земского собрания Борского района.
Однако Земское собрание Борского района отказало в удовлетворении принесенного протеста, мотивировав свой отказ тем, что Положение о
порядке предоставления муниципальных гарантий Борского района, утвержденное постановлением Земского собрания Борского района от 01.03.2002г. № 8, не требует внесения изменений.
По мнению Земского собрания Борского района в перечне участников бюджетного процесса, утвержденным ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, отсутствуют физические и юридические лица. В то же время, ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предусматривает возможность предоставления субсидий из местного бюджета как юридическим, так и физическим лицам.
Однако получатель бюджетных средств, являющийся в силу ст. 152 Бюджетного кодекса участником бюджетного процесса, и получатель субсидий понятия не идентичные.
В силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Предоставление физическим лицам бюджетных средств в форме субсидий не означает наличие у них статуса получателя бюджетных средств в смысле ст. 162 Бюджетного кодекса, так как физические лица не являются участниками бюджетного процесса, а бюджетные учреждения или иные организации имеют такой статус в случае включения их в бюджетную роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Решение Земского собрания Борского района от 30.10.2008г. № 85 «О внесении изменений в постановление Земского собрания Борского района от 01.03.2002г. № 8 «Об утверждении положения о порядке предоставления поручительств (муниципальных гарантий) Борского района» является нормативным правовым актом, поскольку содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально не определенному кругу лиц и рассчитан на многократное применение.
Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Часть 1 Конституции Российской Федерации определяет Российскую Федерацию как правовое государство.
Часть 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации устанавливает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Защиту интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на прокуратуру Российской Федерации, как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
П. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определено, что надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.
Согласно п. 4.2 указанного Приказа при выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, в случае его отклонения - в установленном порядке обратиться с заявлением в суд.
Согласно решения Совета депутатов городского округа город Бор от 16.07.2010г. № 2 «О правопреемстве Совета депутатов городского округа город Бор» Совет депутатов городского округа город Бор считается правопреемником Земского собрания Борского района.
Представитель Совета депутатов городского округа города Бор Нижегородской области ФИО1 (по доверенности) на доводы изложенные в первоначальном требовании прокурора предоставил отзыв, против удовлетворения уточненных требований прокурора не возражает.
Представитель Совета депутатов городского округа города Бор Нижегородской области ФИО2 (по доверенности) суду пояснила, что с внесенными изменениями прокурора в решение Земского Собрания не возражает.
Представитель Департамента финансов администрации городского округа города Бор Нижегородской области ФИО3 (по доверенности) пояснил, что внесенные изменения заявленные прокурором в решение Земского собрания на взаимоотношения сторон по исполнению данного решения не повлияют.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Как установлено в судебном заседании:
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Условия и порядок выдачи муниципальной гарантии регламентирован Бюджетным кодексом РФ, указанные правоотношения в силу ст. 1 Бюджетного кодекса РФ, относятся к бюджетным.
Согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
Физические лица не отнесены Бюджетным кодексом РФ к участникам бюджетного процесса.
В силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В судебном заседании установлено, что Борской городской прокуратурой проведена проверка исполнения бюджетного законодательства РФ.
Постановлением Земского собрания Борского района от 01.03.2002г. № 8 утверждено Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий Борского района (л-д11-14).
Решением Земского собрания Борского района от 30.10.2008г. № 85 в Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий Борского района были внесены изменения (л-д9-10).
В соответствии п. 2 Решения Земского собрания Борского района от 30.10.2008г. № 85 часть 1 раздела I Положения дополнена абзацем 3 следующего содержания: получателями муниципальных гарантий Борского района могут являться финансовые организации, участвующие в кредитовании молодых специалистов, получающих социальную помощь в соответствии с заключенными соглашениями с администрацией Борского района и участвующих в программе "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области" на 2008 год, и (или) молодые специалисты, участвующие в вышеуказанной Программе».
Согласно п. 9 Решения Земского собрания Борского района от 30.10.2008г. № 85 раздел II Положения дополнен п. 1.2: финансовые организации, участвующие в кредитовании молодых специалистов, получающих социальную помощь в соответствии с заключенными соглашениями с администрацией Борского района и участвующих в программе "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов,
работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области" на 2008 год, и (или) молодые специалисты, участвующие в вышеуказанной Программе, получают муниципальные гарантии в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Борского района.
Пунктом 10 Решения Земского собрания Борского района от 30.10.2008г. № 85 ч. 3 раздела III Положения дополнена словами следующего содержании: предоставление муниципальных гарантий Борского района осуществляется на платной основе, за исключением случаев, когда предоставление муниципальных гарантий Борского района осуществляется муниципальным служащим, передающим в доверительное управление на время прохождения муниципальной службы находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций, а также случаев, когда предоставление муниципальных гарантий осуществляется финансовыми организациями, участвующими в кредитовании молодых специалистов, получающих социальную помощь в соответствии с заключенными соглашениями с администрацией Борского района и участвующих в программе "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области" на 2008 год, и (или) молодые специалисты, участвующие в вышеуказанной Программе. Размер и условия платы за муниципальную гарантию определяются согласно постановлению Земского собрания Борского района от 31.08.2004 N 96 "О размерах оплаты за предоставление муниципальных гарантий (поручительств) Борского района" и указываются в договоре поручительства на предоставление муниципальных гарантий Борского района.
Тем самым судом установлено, что физические лица не являются участниками бюджетного процесса, и им не может быть предоставлена муниципальная гарантия.
Исходя из изложенного Решение Земского собрания Борского района от 30.10.2008г. № 85 «О внесении изменений в постановление Земского собрания Борского района от 01.03.2002г. № 8 «Об утверждении положения о порядке предоставления поручительств (муниципальных гарантий) Борского района» не соответствует действующему бюджетного законодательству в части возможности получателеймуниципальных гарантий физическим лицам - молодых специалистов, участников ОЦП,и является незаконным в данной части.
Суд согласен с доводами прокурора в том, что получатель бюджетных средств, являющийся в силу ст. 152 Бюджетного кодекса участником бюджетного процесса, и получатель субсидий понятия не идентичные.
Предоставление физическим лицам бюджетных средств в форме субсидий не означает наличие у них статуса получателя бюджетных средств в смысле ст. 162 Бюджетного кодекса, так как физические лица не являются участниками бюджетного процесса, а бюджетные учреждения или иные организации имеют такой статус в случае включения их в бюджетную роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Решение Земского собрания Борского района от 30.10.2008г. № 85 «О внесении изменений в постановление Земского собрания Борского района от 01.03.2002г. № 8 «Об утверждении положения о порядке предоставления поручительств (муниципальных гарантий) Борского района» является нормативным правовым актом.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что решение Земского собрания Борского района от 30.10.2008 года № 85 «О внесении изменений в постановление Земского собрания Борского района от 01.03.2002 года № 8 «Об утверждении положения о порядке предоставления поручительств (муниципальных гарантий) Борского района» является противоречащим бюджетному законодательству и не действующим в части, а именно, с данной позицией согласны и заинтересованное лицо, что необходимо исключить из решения «получателей гарантий молодых специалистов участвующих в ОЦП «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2008 год, так как физические лица не отнесены Бюджетным кодексом РФ к участникам бюджетного процесса и им не может быть предоставлена муниципальная гарантия.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Борского городского прокурора Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов РФ удовлетворить.
Признать решение Земского собрания Борского района от 30.10.2008 года № 85 «О внесении изменений в постановление Земского собрания Борского района от 01.03.2002 года № 8 «Об утверждении положения о порядке предоставления поручительств (муниципальных гарантий) Борского района» противоречащим бюджетному законодательству и не действующим в части, исключив из решения «получателей гарантий молодых специалистов участвующих в ОЦП «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2008 год».
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение 10 дней, начиная с 14 февраля 2011 г.
Судья: А.Н.Кандалина
Решение в кассационном порядке не обжаловано и вступило в законную силу