УИД - 24RS0032-01-2019-004524-90
Дело №2-592/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 21 июля 2020 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Чернякова М.М.
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Ростихина Е.С.
ответчика – директора ООО «Мехатерм» - ФИО1
при секретаре Лазовском Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Красноярска Че М.А., действующей в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью «Мехатерм» о возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурор Ленинского района г. Красноярска Че М.А., действующая в интересах неопределенного круги лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Мехатерм» о возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной безопасности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Красноярска по указанию прокуратуры Красноярского края проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности в отношении ООО «Мехатерм». По результатам проведения проверки установлено, что ООО «Мехатерм» является владельцем ОПО №А66-03 809-0001, мостовой кран peг. № 10353кр. В соответствии с п.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и п.п. 4, 20 «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» в ООО «Мехатерм» не аттестован директор ФИО1, по вопросам промышленной безопасности (область аттестации А);
в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 18 «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» в ООО «Мехатерм» не создана аттестационная комиссия по промышленной безопасности;
в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп. «и» п. 255 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» отсутствуют паспорт, руководство по эксплуатации мостового крана;
в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г..№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп. «ж» п. 23 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» в ООО «Мехатерм» отсутствуют приказы о назначении ответственных лиц за промышленную безопасность;
в нарушение ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в ООО «Мехатерм» отсутствует полис обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ОПО;
в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 209, п.218 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» в отношении мостового крана peг. № 10353кр не проведено комплексное обследование рельсового пути для подтверждения соответствия требованиям промышленной безопасности.
Прокуратурой района по фактам указанных нарушений в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» 08.08.2019 в адрес руководства ООО «Мехатерм» внесено представление об устранении нарушений законодательства о промышленности. 08.08.2019 ООО «Мехатерм» представление прокуратуры района отклонено, нарушение, указанные в нем, не устранены.
Приводя правовые обоснования заявленных исковых требований, прокурор просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Мехатерм» (ОГРН: <***> ИНН: <***>) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда устранить нарушения требований промышленной безопасности, а именно:
руководителю организации пройти аттестацию вопросам промышленной безопасности (область аттестации А);
обеспечить создание аттестационной комиссии по промышленной безопасности;
обеспечить наличие паспорта, руководства по эксплуатации мостового крана (per. №10353кр);
обеспечить наличие приказов о назначении ответственных лиц за промышленную безопасность;
обеспечить наличие полиса обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ОПО;
обеспечить проведения комплексного обследования рельсового пути для подтверждения соответствия требованиям промышленной безопасности.
Помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Ростихин Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом указав, что ответчиком в настоящее время указанные нарушения не устранены.
Представитель ответчика директор ООО «Мехатерм» - ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Посянил, что ООО «Мехатерм» с 2016 года спорный кран не эксплуатирует. Он находится в здании принадлежащем ООО «Крамз». Договор аренды помещения расторгнут в 2016 года. С того времени организация переехала на другой адрес и не использует подъемное сооружение. При этом подтвердил, что кран находится в собственности организации и состоит на регистрационном учете.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Енисействое управление Ростехнадзора и ООО «Крамз» в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Из содержания преамбулы ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно п.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В ст. 15 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" указано, что обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Как следует из содержания п. 1 ст. 14.1 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «а» п. 2 "Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" утверждённое Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365: аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", проходят работники следующих категорий: руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее - организации).
В соответствии с пп. «г» п. 3 "Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" утверждённое Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365: Аттестация проводится аттестационными комиссиями, формируемыми: организациями (далее - аттестационные комиссии организаций). Организацией могут быть сформированы главная аттестационная комиссия и отдельные аттестационные комиссии в обособленных подразделениях организации, а также могут быть сформированы специализированные аттестационные комиссии организации для одной или нескольких областей аттестации (2 и более организации, являющиеся группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, могут сформировать единую аттестационную комиссию).
Согласно п. 6 вышеуказанного нормативно-правового акта указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 2 настоящего Положения работники организаций, выполняющих работы или оказывающих услуги организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения, объекты электроэнергетики или энергопринимающие установки, проходят аттестацию в аттестационных комиссиях организаций, в трудовых отношениях с которыми они состоят, или в аттестационных комиссиях организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения, объекты электроэнергетики или энергопринимающие установки (в случае если это предусмотрено локальным нормативным актом такой организации).
Подпунктом. «ж» п. 23 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" установлены требования о том, что организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов: специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС; специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.
Пунктами 209 и 218 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" установлено, что рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, техническому обслуживанию и ремонту (последнее - при необходимости).
Комплексное обследование рельсовых путей (наземных и надземных) должно проводиться не реже одного раза в три года, а также после подтоплений, наводнений, землетрясений, селей, произошедших на территории нахождения ПС.
В соответствии с пп. «и» п. 255 вышеуказанного приказа эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что отсутствуют: паспорт ПС и/или руководство (инструкция) по эксплуатации ПС; сведения о постановке ПС на учет в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО (для ПС, подлежащих учету).
Как следует из материалов дела и установлено судом: ООО «Мехатерм», юридический адрес: <...> «и»/30, ИНН <***>, является действующим юридическим лицом, зарегистрированным 23.03.2009 года в Едином государственном реестре юридических лиц за №.
Основным видом экономической деятельности ООО «Мехатерм» является деятельность по производству строительных металлических конструкций, изделий, и их частей.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц директором ООО «Мехатерм» является ФИО1
08.08.2019 года в отношении директора ООО «Мехатерм» – ФИО1 вынесено представление с требованием принять меры к устранению нарушений действующего законодательства.
Постановлением № 08/135.Дл Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому т атомному надзору от 30.09.2019 года директор ООО «Мехатерм» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде 20 000 руб.
Во исполнение вышеуказанного требования прокурора Ленинского района г. Красноярска, директором ООО «Мехатерм» ФИО1 06.09.2019 года представлен в прокуратуру Ленинского района г. Красноярска ответ, согласно которому он не соглашается с предъявляемыми требований, указывая на то, что деятельности связанной с использованием спорного ОПО его предприятие не осуществляет. В настоящий момент принимаются меры к продаже крана.
Поскольку ООО «Мехатерм» не устранило указанные в представлении прокурора нарушения, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы ответчика о том, что с 2016 года ОПО № А66-03809-0001, мостовой кран рег. № 10353кр. фактически не используется, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривалось стороной ответчика, мостовой кран рег. № 10353кр. находится на крановом пути в собранном состоянии, крюковая подвеска и механизмы крана не опломбированы. Кран не исключен из государственного реестра опасных производственных объектов. Сведений о том, что указанный кран отработал нормативный срок эксплуатации, не представлено.
Пунктами 258 и 259 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" установлено, что утилизация (ликвидация) ПС должна выполняться с учетом требований, изложенных в соответствующем разделе Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. ПС, подлежащие утилизации (ликвидации), должны быть демонтированы.
Сведений об утилизации ОПО в материалы дела не представлено.
Кроме того, решением Ростехнадзора от 10.06.2019 года ООО «Мехатерм» отказано в исключении ОПО А66-03809-0001 из реестра, в связи с тем, что организацией не предоставлено документов, подтверждающих исключение из состава ОПо ранее эксплуатируемого технического устройства с заводским номером 4-803.
Согласно положениям ст. 55, 56, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств, опровергающих исковые требования прокурора, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
С учетом изложенного, принимая во внимание характер правоотношений, суд считает возможным применить запрашиваемый прокурором срок исполнения решения суда, а именно обязать общество с ограниченной ответственностью «Мехатерм» (ОГРН: <***> ИНН: <***>) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда устранить нарушения требований промышленной безопасности.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ предусмотрено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 названного Кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Учитывая, что прокурор при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с пунктом 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
В данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.
Как следует из содержания искового заявления, прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга физических лиц.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 рублей; для организаций – 6 000 руб. 00 коп.
Поскольку заявленные исковые требования прокурора в интересах физических лиц удовлетворены в полном объеме, а ответчик не относится к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями статьи 333.36 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию в соответствии с приведенными выше частью 1 статьи 103 ГПК РФ и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Красноярска Че М.А., действующей в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью «Мехатерм» о возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной безопасности, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Мехатерм» (ОГРН: <***> ИНН: <***>) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда устранить нарушения требований промышленной безопасности, а именно:
руководителю организации пройти аттестацию вопросам промышленной безопасности (область аттестации А);
обеспечить создание аттестационной комиссии по промышленной безопасности;
обеспечить наличие паспорта, руководства по эксплуатации мостового крана (per. №10353кр);
обеспечить наличие приказов о назначении ответственных лиц за промышленную безопасность;
обеспечить наличие полиса обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ОПО;
обеспечить проведения комплексного обследования рельсового пути для подтверждения соответствия требованиям промышленной безопасности.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мехатерм» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца через Ленинский районный суд г. Красноярска, со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.М. Черняков