РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2013 года г.Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Прилипской Р.И.,
при секретаре Павловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-866/2013 по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по ХМАО-Югре к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, задолженности по пени и штрафам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по ХМАО - Югре обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что истцом в отношении ФИО1, который осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 29.10.2007 года по 23.09.2009 года, была проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2007 года по 31.12.2008 года. В ходе проведенной проверки установлены следующие нарушения: неуплата налога при применении упрощенной системы налогообложения (далее УСН) в сумме <данные изъяты>, в том числе: за 2007 год в сумме <данные изъяты>, за 2008 год - <данные изъяты>; не удержание и не перечисление налоговым агентом налога на доход физических лиц с выплаченного дохода физическим лицам (далее НДФЛ), подлежащего удержанию и перечислению за период 2007-2008 годы в размере <данные изъяты>. По итогам проверки налоговым органом было принято решение от <дата> о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119, и п.1 ст. 122, ст.123, п.1 ст.126 НК РФ,со взысканием штрафов в общем размере <данные изъяты>, предложено уплатить недоимку по налогу при применении упрощенной системы налогообложения за 2007-2008 годы в сумме <данные изъяты>, по налогу на доходы физических лиц за 2007-2008 годы в размере <данные изъяты>, и начисленные пени в размере <данные изъяты>. Указанное решение было обжаловано ФИО1 в вышестоящий налоговый орган и решением № УФНС России по ХМАО-Югре от <дата> было оставлено без изменения, и соответственно, вступило в силу <дата>.
ФИО1 было направлено требование № по состоянию на <дата> об уплате в срок до <дата> налога в размере <данные изъяты>, пени- <данные изъяты> и 443 <данные изъяты>, штрафов по ст. 119, 122, 123 126 НК РФ на общую сумму <данные изъяты>. По истечении срока на добровольное исполнение обязанности по уплате налог, пени и штрафы уплачены не были. <дата> материалы выездной налоговой проверки в отношении ФИО1 были направлены в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. После чего, <дата> в соответствии с требованиями налогового законодательства - п.15.1. ст. 101 НК РФ, исполнение решения о взыскании с него задолженности по налогу и пени в судебном порядке было приостановлено, следовательно, приостановлено и течение шестимесячного срока взыскания, предусмотренного ст. 48 НК РФ. <дата> по поступлению в Инспекцию уведомления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1, вынесено решение о возобновлении исполнения решения налогового органа в отношении ответчика. Следовательно, возобновилось и течение предусмотренного ст. 48 НК РФ срока взыскания. Просит взыскать с ФИО1 в пользу соответствующего бюджета: налог при применении упрощенной системы налогообложения в размере <данные изъяты>, пени- <данные изъяты>, штрафов по ст. 119, 122, 123 126 НК РФ на общую сумму <данные изъяты>.
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнила требования, просила взыскать с ФИО1 налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007, 2008 годы в размере <данные изъяты>, пени по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007, 2008 годы в размере <данные изъяты>, пени по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>, штрафы в общей сумме <данные изъяты>, всего <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 поддержала доводы, изложенные в иске, и настаивала на уточненных исковых требованиях.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признал, просил рассмотреть дело с участием его представителя ФИО3
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, представил и огласил письменные возражения на иск. Пояснил, что истцом проведена выездная налоговая проверка после того, как истекли сроки для взыскания всех недоимок, также истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд. Кроме того, налоговым органом не учтены никакие расходы ФИО1 при исчислении налога. Также считает, что поскольку ФИО1 в 2009 году утратил статус предпринимателя, вместе с этим прекратились его обязательства, вытекающие из предпринимательской деятельности, в том числе по уплате налога.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (п.1).
В силу ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (п.п.1,2).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (п.3). Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу (п.4). Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст.229 настоящего Кодекса (п.5). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.6).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 с 29.10.2007 года по 23.09.2009 года осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В отношении него была проведена выездная налоговая проверка, входе которой были уставлены следующие нарушения: неуплата налога при применении упрощенной системы налогообложения (далее УСН) в сумме <данные изъяты>, в том числе: за 2007 год в сумме <данные изъяты>, за 2008 года - <данные изъяты>; не удержание и не перечисление налоговым агентом налога на доход физических лиц с выплаченного дохода физическим лицам (далее НДФЛ), подлежащего удержанию и перечислению за период 2007,2008 годы в размере <данные изъяты>.
В соответствии с п. 2 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В данном случае соответствующее решение- это решение выездной налоговой проверки от <дата>№, которое было утверждено решением УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от <дата>№, и в этот же день вступило в законную силу. На основании решения выездной налоговой проверки от <дата>№ФИО1 выставлено требование № по состоянию на <дата> об уплате налогов в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты>., штрафа по ст.119, 122, 123,126 Налогового кодекса РФ в размере <данные изъяты>. с установленным сроком на добровольное исполнение до <дата>
Поскольку, данное требование не было получено лично, в соответствии с п. 6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации оно было отправлено по почте заказным письмом, что подтверждается копией почтового реестра от <дата>, и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату направления требования) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение десяти календарных дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п.3 ст.32 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с п. 15.1.ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика - физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса материалы в следственные органы, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога, пеней, штрафа.
При этом течение сроков взыскания, предусмотренных настоящим Кодексом, приостанавливается на период приостановления исполнения решения о взыскании соответствующего налога, пеней, штрафа.
В случае если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление оботказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также, если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от следственных органов, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.
Как установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела, <дата> материалы выездной налоговой проверки в отношении ФИО1 были направлены в межрайонный отдел оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям УВД по ХМАО-Югре (л.д.100).
В соответствии с решением заместителя начальника МРИ ФНС России №6 по ХМАО-Югре от <дата> (л.д.101) исполнение решений в отношении ответчика было приостановлено в связи с направлением материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В своих возражениях ФИО1, в части направления материалов выездной налоговой проверки, в порядке ст.32 Налогового кодекса Российской Федерации в правоохранительные органы, ссылается на обстоятельства, которые уже были предметом рассмотрения в рамках гражданского дела № по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения о приостановлении исполнения решения налогового органа, по которому ФИО1 было отказано в удовлетворении заявленных требований (решение Нижневартовского городского суда от <дата>, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Юг-ры от <дата>), в связи с чем суд полагает, что они не подлежат рассмотрению в рамках данного гражданского дела.
<дата> в Инспекцию поступило постановление следователя СО СЧ СУ при УВД по ХМАО-Югре (с дислокацией в г. Нижневартовске) об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1, после чего <дата> было вынесено решение о возобновлении исполнения решений налогового органа в отношении ФИО1 (л.д.104), а значит, возобновилось и течение срока взыскания, предусмотренного ст.48 НК РФ.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ ( в редакции Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика -физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Как следует из материалов дела, согласно п.15.1 ст.101 НК РФ течение сроков взыскания в отношении ответчика приостанавливалось в период с 06 июля 2010 года по 12 марта 2012 года, в связи с направлением налоговым органом материалов в отношении ответчика в следственные органы. Исковое заявление в порядке ст.48 Налогового кодекса РФ подано 01.06.2012, то есть спустя 2 месяца и 19 дней с даты возобновления, следовательно, истец обратился в суд с настоящими требованиями в установленный срок.
Вместе с тем, суд считает довод ответчика о том, что в те дни, когда уже истекли вообще все сроки по взысканию любых недоимок, пени и штрафов только начал проводить выездную налоговую проверку не обоснованным, так как он не основан на действующем законодательстве о налогах и сборах. Законодательство о налогах и сборах не ставит проведение выездной налоговой проверки в зависимость от того истекли или нет сроки, предусмотренные для взыскания уже имеющейся (возникшей до проведения выездной налоговой проверки) недоимки.
Кроме того, ответчик в своих возражениях не делает различий между камеральной и выездной налоговыми проверками, и, исходя из этого, необоснованно исчисляет сроки давности для обращения в суд, ссылаясь на камеральные налоговые проверки.
Согласно ст.88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В ходе камеральной налоговой проверки проверяемся только налоговый период, за который сдана налоговая декларация.
Следовательно, если налоговая декларация не сдаётся, то и камеральная налоговая проверка не проводится (так как отсутствуют основания для её проведения).
Согласно ст. 89 Кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Таким образом, камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка- это самостоятельные проверки. По результатам выездной налоговой проверки доначисляются суммы налогов, которые не были уплачены налогоплательщиком в проверяемый период. В суммы доначислений не входят уже уплаченные суммы налогов, которые были задекларированы налогоплательщиком. В данном случае Инспекция взыскивает задолженность по налогам, пени, штрафам, возникшую в результате неуплаты доначисленной в ходе выездной налоговой проверки суммы налога, пени, штрафов.
Что касается довода о том, что налоговым органом не приняты к сведению никакие расходы ответчика, то необходимо учитывать, что ФИО1 находился на упрощенной системе налогообложения. Согласно ст.346.14 Кодекса при применении упрощенной системы налогообложения объектом налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
В соответствии с п.1 ст.346.18 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно п.1ст.346.20 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
Так как, объектом налогообложения ФИО1 были выбраны доходы, и налог он уплачивал по ставке 6 %, то никакие расходы налоговым органом не были приняты.
Кроме того, согласно пункту 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности). Профессиональные вычеты, о которых говорит в своих возражениях ответчик, предусмотрены в главе 23 Кодекса «Налог на доходы физических лиц». При применении упрощенной системы налогообложения профессиональные вычеты не предусмотрены.
Налог на доходы физических лиц, который взыскивается с ФИО1- это налог не с его доходов, как индивидуального предпринимателя, а налог, который он должен был удержать в размере 13 % и перечислить в бюджет как налоговый агент, при выплате доходов физическим лицам, которым он перечислял денежные средства на лицевые карточные счета. То есть в данном случае он является налоговым агентом, а не налогоплательщиком, соответственно ни о каких расходах речь идти не может.
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влекло привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 Кодекса в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, действовавшей на момент привлечения ФИО1 к налоговой ответственности.
По пункту 1 ст. 126 Кодекса ФИО1 привлечён к ответственности за непредставление документов по требованию и за непредставление в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ на физических лиц, которые не могли быть изъяты органами внутренних дел.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 не представлено каких-либо доказательств, что у него были изъяты запрошенные по требованию документы.
Кроме того, суд полагает, что поскольку решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ранее ответчиком в судебном порядке не обжаловалось, никем не отменено, вступило в законную силу, то оно подлежит обязательному исполнению.
Так же суд считает необоснованным довод ответчика о том, что его обязанность по уплате спорного налога прекратилась со времени утраты им статуса предпринимателя, так как задолженность вытекает из предпринимательской деятельности ФИО1
В соответствии с п. 3 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и статье 15 Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.
Как указано в определении Конституционного суда Российской Федерации от 25 января 2007 г. N 95-0-0 «...налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 года N 14-П и от 14 июля 2005 года N 9-П), которая прекращаетсяс ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом - со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим(подпункты 3 и 4 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, утверждение ФИО1 о том, что с утратой статуса индивидуального предпринимателя прекращаются все его обязательства по уплате налогов, является не состоятельным, поскольку не соответствует действующему законодательству.
При указанных обстоятельствах уточненные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по ХМАО-Югре о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам, задолженности по пени и штрафам подлежат удовлетворению в полном объеме, в размере <данные изъяты>.
На основании ст.103ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджет муниципального образования город Нижневартовск государственная пошлина в размере 22 916 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО1 в пользу соответствующего бюджета налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007, 2008 годы в размере <данные изъяты>, пени по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007, 2008 годы в размере <данные изъяты>, пени по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>, штрафы в общей сумме <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования город Нижневартовск государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.
Судья Р.И.Прилипская