Дело № 2-4483/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации 23 июля 2014 г.
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре Бакеевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мадьяровой Т.А. о признании незаконным и отмене решения Квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, от <дата> года об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера Мадьяровой Т.А.,
УСТАНОВИЛ:
Мадьярова Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, от <дата> года об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера Мадьяровой Т.А..
Заявление мотивировала тем, что решением Квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, от <дата> года аннулирован квалификационный аттестат кадастрового инженера Мадьяровой Т.А.. С решением не согласна, поскольку с <дата> года вступили в действие пункты 20 и 21 ст. 3 Федерального закона от 23 июля 2013 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости». С учетом вступивших в действие изменений в п. 4 ч. 7 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с <дата> года решение об аннулировании аттестата кадастрового инженера возможно только в случае принятия в течение 2013 года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, указанным в пунктах 1, 3, 4 части 2, пунктах 2, 6, 8, 9 части 3, частях 4 - 7 статьи 27 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», которые связаны с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования и суммарное количество которых составляет двадцать пять и более процентов от общего количества решений об осуществлении кадастрового учета и об отказе в осуществлении кадастрового учета, связанных с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования.
Таких обстоятельств не имелось.
В судебное заседание заявитель, Мадьярова Т.А., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке п. 2 ст. 257 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель Мадьяровой Т.А., Широбокова Л.М., заявление поддержала по доводам, в нем изложенным.
В судебном заседании представители Министерства имущественных отношений, Стяжкин А.А. и Ким С.В., с заявлением не согласились.
Представили пояснения Первого заместителя министра имущественных отношений Удмуртской Республики В.Л.Н., указав следующее. Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР в отношении кадастрового инженера Мадьяровой Т.А. были представлены документы, подтверждающие принятие Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР в течение 2013 года двенадцати решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных Законом о кадастре, из которых Квалификационной комиссией были признаны связанными с грубыми нарушениями одиннадцать решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Общим голосованием членов Квалификационной комиссии было принято решение об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера Мадьяровой Т.А., номер аттестата <номер>, выданного <дата> года, по основанию, указанному в п. 4 ч. 7 ст. 29 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 года № 334-ФЗ): принятие более чем десяти решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных Федеральным Законом «О государственном кадастре недвижимости».
Решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и отнесения их к грубым нарушениям, были приняты филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР в 2013 году в соответствии с действовавшей редакцией на тот момент Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости». Ранее, чем <дата> года филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР не мог направить данное письмо ввиду того, что отчетный период (2013 год) не истек. Минэкономразвития России не наделено полномочиями комментировать Федеральный Закон «О государственном кадастре недвижимости». Изменения в части порядка рассмотрения обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров Минэкономразвития России внесло в приказ об аттестации кадастровых инженеров лишь <дата> года (приказ Минэкономразвития России от <дата> года № <номер> вступил в силу <дата> года).
Будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, председатель квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, В.Л. Наумов, в суд не явился, ФГБУ «ФКП Росреестра», также уведомленное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило.
Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке п. 2 ст. 257 ГПК РФ.
Выслушав мнение явившихся участников процесса, проверив полномочия представителей заявителя и заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, суд приходит к следующему.
В силу п.п. 01.4.5 п. 3.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Удмуртской Республики (Минимущество Удмуртии), Минимущество Удмуртии несет ответственность за осуществление в том числе следующей функции: управление аттестацией на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, и выдачей квалификационных аттестатов кадастровых инженеров.
В силу п. 8 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается квалификационной комиссией. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании квалификационного аттестата в судебном порядке.
Пунктами 2, 3, 4 Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.01.2010 N 23 установлено, что комиссия является постоянно действующим органом, формируемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на выдачу квалификационных аттестатов кадастровых инженеров (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации) (пункт 2). Основными задачами комиссии являются проведение квалификационных экзаменов и рассмотрение обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров (п. 3). Комиссия осуществляет следующие функции:
рассматривает обстоятельства, которые могут быть признаны основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера;
принимает решение об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера (пункт 4).
В силу п. 23 Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера, решения комиссии могут быть обжалованы в судебном порядке.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в пункте 5 разъяснил, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений квалификационных коллегий судей (статья 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"), решений призывных комиссий (пункт 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", статья 15 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"); дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению; дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих право граждан и организаций на доступ к информации (пункт 6 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 9 вышеназванного Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, не согласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления).
При определении процедуры обжалования решений квалификационных комиссий для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, необходимо учитывать, что они являются коллегиальными органами, наделенными властными полномочиями по принятию решений об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера.
Поэтому дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений).
Согласно статье 256 главы 25 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно протоколу заседания Квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам № <номер> от <дата> года принято решение аннулировать квалификационный аттестат кадастрового инженера Мадьяровой Т.А., номер квалификационного аттестата <номер>, выдан <дата> года Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.
Основанием для аннулирования квалификационного аттестата является принятие более чем 10 раз в течение календарного года органом государственного учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (пункт 4 части 7 статьи 29 Закона о кадастре).
Секретарю Квалификационной комиссии Р.Е.М. направить заверенную в установленном порядке выписку из настоящего протокола Мадьяровой Т.А.
Выписка из протокола заседания квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам № <номер> от <дата> года направлена Мадьяровой Т.А. только <дата> года с сопроводительным письмом № <номер>.
Данных о том, что оспариваемое решение было доведено до Мадьяровой Т.А. ранее, было оглашено кадастровым инженерам по итогам заседания Квалификационной комиссии, в материалах дела не имеется, участники процесса на это обстоятельство не ссылались.
Настоящее заявление предъявлено в суд <дата> года, то есть до истечения трехмесячного срока со дня получения Мадьяровой Т.А. выписки из протокола заседания квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам № <номер> от <дата> года.
Рассматривая требования заявителя по существу, суд отмечает следующее.
Квалификационная комиссия Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам при принятии решения руководствовалась пунктом 4 части 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции до Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ.
С 01 января 2014 года вступил в силу пункт 20 статьи 3 Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости".
В силу пункта 4 части 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ, квалификационный аттестат аннулируется в случае: принятия в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, указанным в пунктах 1, 3, 4 части 2, пунктах 2, 6, 8, 9 части 3, частях 4 - 7 статьи 27 настоящего Федерального закона, которые связаны с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования и суммарное количество которых составляет двадцать пять и более процентов от общего количества решений об осуществлении кадастрового учета и об отказе в осуществлении кадастрового учета, связанных с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования, при условии, что общее количество таких решений должно быть не менее двадцати.
Согласно общим правовым принципам, к правоотношениям сторон применяются нормы, действующие на момент возникновения данных правоотношений и разрешения соответствующего вопроса, обратной силы закон не имеет.
Таким образом, на день принятия решения Квалификационной комиссией Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам в отношении Мадьяровой Т.А., действовал пункт 4 части 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ, принятие решения на основании старой редакции пункта 4 части 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" незаконно.
То обстоятельство, что орган кадастрового учета принял решения об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, указанным в пунктах 1, 3, 4 части 2, пунктах 2, 6, 8, 9 части 3, частях 4 - 7 статьи 27 настоящего Федерального закона, которые связаны с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования в 2013 году не имеет в рассматриваемом случае значения, поскольку речь идет не об основаниях принятия решений об отказе в осуществлении кадастрового учета органом кадастрового учета, а об основаниях принятия соответствующего решения Квалификационной комиссией.
Действительно, соответствующие изменения в приказ Минэкономразвития России от 22.01.2010 N 23 "Об утверждении Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера" внесены только <дата> года.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
При этом Минэкономразвития России письмом от 29.01.2014 N 1347-ПК/Д23и дал рекомендации относительно применения отдельных положений Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" с 1 января 2014 г. до момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов Минэкономразвития России следующего содержания.
Проекты нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений в Положение о порядке работы квалификационной комиссии, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 22 января 2010 г. N 23 "Об утверждении Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам" (далее - Положение), и в Порядок ведения государственного реестра кадастровых инженеров, утвержденный приказом от 20 сентября 2010 г. N 444 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров (далее - Реестр) и порядка предоставления сведений о кадастровом инженере, содержащихся в государственном реестре кадастровых инженеров" (далее - Порядок), находятся на стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти.
Вместе с тем до даты вступления в силу изменений, вносимых в вышеуказанные приказы, в целях выполнения требований Закона N 250-ФЗ Минэкономразвития России полагает целесообразным с 1 января 2014 г. руководствоваться следующими рекомендациями.
Относительно оснований для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера.
В соответствии со статьей 2 Закона о кадастре правовую основу регулирования отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, составляет, помимо прочего, Гражданский кодекс Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с частью 8 статьи 29 Закона о кадастре решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается квалификационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В таком решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 7 статьи 29 Закона о кадастре.
С учетом изложенного с <дата> г. решение об аннулировании аттестата кадастрового инженера подлежит принятию по основаниям, предусмотренным актуальной на дату принятия такого решения редакцией части 7 статьи 29 Закона о кадастре.
В этой связи пункт 54 Положения следует применять с учетом следующих особенностей.
В случае принятия в течение 2013 года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, указанным в пунктах 1, 3, 4 части 2, пунктах 2, 6, 8, 9 части 3, частях 4 - 7 статьи 27 Закона о кадастре, которые связаны с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования и суммарное количество которых составляет двадцать пять и более процентов от общего количества решений об осуществлении государственного кадастрового учета и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, связанных с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования, при условии, что общее количество таких решений должно быть не менее двадцати, филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" в срок до 1 февраля 2014 года направляют в комиссию и кадастровому инженеру письма, обосновывающие наличие указанных нарушений кадастровым инженером требований, установленных Законом о кадастре, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ, и прикладывают заверенные в установленном порядке копии решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
В случае принятия за последние три года деятельности кадастрового инженера органом кадастрового учета десяти и более решений о необходимости устранения кадастровых ошибок в сведениях, связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" направляют в комиссию и кадастровому инженеру письма, обосновывающие наличие кадастровых ошибок, и прикладывают заверенные в установленном порядке копии документов, содержащих указанные ошибки, и копии соответствующих решений.
Указанное письмо Минэкономразвития России по сути разъясняет правоприменителям, как действовать в условиях, когда изменился закон, а подзаконные акты, принимаемые именно Минэкономразвития России, еще не приведены в соответствие с законом. При этом Минэкономразвития России, как это и должно быть, исходит из принципа верховенства закона над подзаконными актами.
Поскольку оспариваемое решение Квалификационной комиссии в части аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера Мадьяровой Татьяны Анатольевны основано на недействующей редакции Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", оно в указанной части незаконно.
В силу п. 1 ст. 29 Федеральногой закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Таким образом, аннулирование квалификационного аттестата кадастрового инженера нарушает права Мадьяровой Т.А., поскольку она более не может осуществлять кадастровую деятельность.
На основании изложенного, заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Мадьяровой Т.А. о признании незаконным и отмене решения квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам от <дата> года об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера Мадьяровой Т.А. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам от <дата> года в части аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера Мадьяровой Т.А..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 24 июля 2014 года.
Судья Стех Н.Э.