ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4484/15 от 23.10.2015 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2-4484/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2015 года г.Сочи

Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Язвенко Р.В.,

при секретаре Пузеевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО о признании действий в части оказания гостиничных услуг, услуг по обеспечению временного проживания и размещения граждан без свидетельства о присвоении средству размещения категории незаконными, понуждении к прекращению противоправных действий.

УСТАНОВИЛ:

Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО о признании действий в части оказания гостиничных услуг, услуг по обеспечению временного проживания и размещения граждан без свидетельства о присвоении средству размещения категории незаконными, понуждении к прекращению противоправных действий

В обоснование заявленных требований укал на то, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи (далее - Отдел) по основаниям, предусмотренным п.2.ч.2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» проведена внеплановая документарная проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО.

Как установлено в ходе проверки, и подтверждается материалами дела, в средстве размещения расположенном по адресу: <адрес> осуществляется деятельность по оказанию гостиничных услуг, услуг по обеспечению временного проживания и (или) размещения граждан.

Деятельность по предоставлению гостиничных услуг, услуг по обеспечению временного проживания и (или) размещения в указанном средстве размещения осуществляется ФИО, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным номером , ИНН фактически в отсутствие свидетельства о присвоении средству размещения, расположенному по адресу: <адрес>, категории.

Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в период с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2016 года на территории муниципального образования город-курорт Сочи предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-Ф3 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Согласно п. 3, 3.1 Приказа Министерства культуры России от 11.07.2014г. №1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» классификация Объектов туристской индустрии осуществляется в добровольном порядке. В случае, предусмотренном Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в период с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2016 года на территории муниципального образования город- курорт Сочи предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-03 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Согласно п.2.1 ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» под средством размещения следует понимать: «Помещение, используемое организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения».

Таким образом, вышеуказанное средство размещения, расположенное по адресу: <адрес> и используемое ИП ФИО для оказания услуг по временному проживанию граждан подлежит обязательной классификации.

Факт предоставления ИП ФИО гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания в средстве размещения по адресу: <адрес> подтверждается следующими материалами:

- Информационное письмо Управления по курортному делу и туризму администрации г.Сочи № от 24.06.2015г.;

- Справка о проведении мониторинга исполнения законодательства правообладателями гостиниц и иных средств размещения от 09.06.2015г. в отношении ИП ФИО;

- иными материалами дела.

По факту предоставления гостиничных услуг, услуг по обеспечению временного проживания и (или) размещения в отсутствие свидетельства о присвоении средству размещения категории в отношении ИП ФИО должностным лицом отдела было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.39 КоАПРФ.

20.08.2015г. в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, заместителем начальника отдела, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, сделан вывод о наличии в действиях ИП ФИО признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.39 КоАГ! РФ с назначением наказания в виде штрафа в пределах санкции ст. 14,39 КоАП РФ. ИП ФИО выдано также предписание об устранении выявленных нарушений.

С учетом вышеизложенного, территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи предприняты исчерпывающие меры в пределах компетенции, направленные на понуждение к устранению нарушений.

С учетом требований ст. 3,4 закона №132-Ф3, классификация объектов туристской индустрии является одним из направлений государственного регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг и реализует право потребителей на информацию об исполнителе услуг средств размещения и самих услугах в соответствии со ст.8,10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»

Таким образом, предоставление ИП ФИО гостиничных услуг без свидетельства о присвоении средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, свидетельствует о нарушении закона.

В связи с чем, просит суд, - Обязать индивидуального предпринимателя ФИО устранить нарушения закона, а именно пройти классификацию средства размещения, расположенного по адресу: <адрес>

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО, а также иным лицам, эксплуатацию средства размещения граждан по адресу: <адрес> до получения свидетельства о присвоении данному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения.

В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи по доверенности ФИО исковое требования поддержал, просил их удовлетворить.

ФИО исковые требования признала.

Суд, изучив материалы дела, считает, что исковые требования, обоснованны, и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Из предоставленных материалов дела усматривается, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи по основаниям, предусмотренным п.2.ч.2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» проведена внеплановая документарная проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» особенности осуществления туристской деятельности, связанные с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как установлено в ходе проверки, и подтверждается материалами дела, в средстве размещения расположенном по адресу: <адрес> осуществляется деятельность по оказанию гостиничных услуг, услуг по обеспечению временного проживания и (или) размещения граждан.

Деятельность по предоставлению гостиничных услуг, услуг по обеспечению временного проживания и (или) размещения в указанном средстве размещения осуществляется ФИО, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным номером , ИНН фактически в отсутствие свидетельства о присвоении средству размещения, расположенному по адресу: <адрес>, категории.

Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в период с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2016 года на территории муниципального образования город-курорт Сочи предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-Ф3 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Согласно п. 3, 3.1 Приказа Министерства культуры России от 11.07.2014г. №1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» классификация Объектов туристской индустрии осуществляется в добровольном порядке. В случае, предусмотренном Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в период с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2016 года на территории муниципального образования город- курорт Сочи предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-03 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Согласно п.2.1 ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» под средством размещения следует понимать: «Помещение, используемое организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения».

Таким образом, вышеуказанное средство размещения, расположенное по адресу: <адрес> и используемое ИП ФИО для оказания услуг по временному проживанию граждан подлежит обязательной классификации.

Факт предоставления ИП ФИО гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания в средстве размещения по адресу: г.Сочи, ул. Просвещения, 180/1 подтверждается следующими материалами:

- Информационное письмо Управления по курортному делу и туризму администрации г.Сочи № от 24.06.2015г.;

- Справка о проведении мониторинга исполнения законодательства правообладателями гостиниц и иных средств размещения от 09.06.2015г. в отношении ИП ФИО;

- иными материалами дела.

По факту предоставления гостиничных услуг, услуг по обеспечению временного проживания и (или) размещения в отсутствие свидетельства о присвоении средству размещения категории в отношении ИП ФИО должностным лицом отдела было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.39 КоАПРФ.

20.08.2015г. в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, заместителем начальника отдела, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, сделан вывод о наличии в действиях ИП ФИО признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.39 КоАГ! РФ с назначением наказания в виде штрафа в пределах санкции ст. 14,39 КоАП РФ. ИП ФИО выдано также предписание об устранении выявленных нарушений.

С учетом вышеизложенного, территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи предприняты исчерпывающие меры в пределах компетенции, направленные на понуждение к устранению нарушений.

С учетом требований ст. 3,4 закона №132-Ф3, классификация объектов туристской индустрии является одним из направлений государственного регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг и реализует право потребителей на информацию об исполнителе услуг средств размещения и самих услугах в соответствии со ст.8,10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»

Таким образом, предоставление ИП ФИО гостиничных услуг без свидетельства о присвоении средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, свидетельствует о нарушении закона.

Отсутствие определенного законодательством подтверждения соответствия качества предоставляемых услуги обеспечения современных стандартов обслуживания постояльцев и клиентов создает опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц, которые могут находится в данном средстве размещения, а также нарушает принципы государственной политики и правовые основы Российской Федерации, определенные вышеназванным законодательством в области туристской индустрии.

Непринятие ответчиком мер, направленных на прохождение классификации объекта туристской индустрии в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 №132-Ф3 может создать угрозу предоставления потребителю некачественных гостиничных услуг.

В соответствии с п.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрете деятельности, создающей такую опасность

Если причиненный вред является следствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Ст. 1065 ГК РФ находится во взаимосвязи с п. 3 ст. 12 ГК РФ, на основании которых защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения в будущем.

Таким образом, запрет деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем является одним из способом защиты гражданских прав.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд.

РЕШИЛ:

Исковое заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО о признании действий в части оказания гостиничных услуг, услуг по обеспечению временного проживания и размещения граждан без свидетельства о присвоении средству размещения категории незаконными, понуждении к прекращению противоправных действий - удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО устранить нарушения закона, а именно пройти классификацию средства размещения, расположенного по адресу: <адрес>

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО, а также иным лицам, эксплуатацию средства размещения граждан по адресу: <адрес> до получения свидетельства о присвоении данному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд в течении месяца.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Председательствующий: /подпись/ Язвенко Р.В.