Дело № 2-4485/11
именем Российской Федерации
*** город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Никитина В.Г.,
при секретаре Пятковой И.Е.,
с участием помощника прокурора города Благовещенска Танченко Т.А., представителей администрации города Благовещенска Воробьевой Е.А., Лыжиной Л.В., представителя контрольно-счетной палаты города Благовещенска Ивановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Благовещенска об оспаривании пунктов 3.19-3.21 Положения об управлении муниципального заказа администрации города Благовещенска, утвержденного постановлением администрации города Благовещенска от ******,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Благовещенска обратился в суд с данным заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой города Благовещенска изучено постановление администрации города Благовещенска от ****** «Об утверждении Положения об управлении муниципального заказа администрации города Благовещенска». Установлено следующее. Указанным выше Положением определены задачи, полномочия управления муниципального заказа администрации города Благовещенска. В соответствии с пунктами 3.19, 3.20 и 3.21 Положения управление муниципального заказа администрации города Благовещенска осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов заказчиками при проведении запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения плановых и внеплановых проверок, рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика и котировочной комиссии при размещении заказа для нужд заказчиков, рассматривает уведомления о заключении муниципального контракта и гражданско-правовых договоров муниципальных бюджетных учреждений с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на предмет правомочности действий заказчика по выбору способа размещения заказа.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 17 Федерального закона от *** № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органов или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией осуществляется путем плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений осуществляются соответственно уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления городского округа. Внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений осуществляются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления городского округа. Внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Из содержания статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует, что контролирующий орган в данной сфере правоотношений осуществляет контроль, в том числе и за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченным органом.
Управление муниципального заказа администрации города Благовещенска согласно пункту 1.1. Положения является уполномоченным структурным подразделением администрации города Благовещенска на осуществление функций в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования города Благовещенска и нужд муниципальных бюджетных учреждений.
Таким образом, по мнению прокурора города, управление не имеет правовых оснований для осуществления контрольных функций в рамках статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Согласно пункту 1 и 3 статьи 54 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от *** N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, порядок осуществления контрольных функций за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 33 Устава муниципального образования города Благовещенска к полномочиям администрации города Благовещенска относится формирование и размещение муниципального заказа.
Пункт 6 части 1 статьи 35 Устава муниципального образования города Благовещенска предусматривает, что контрольно-счетная палата осуществляет контроль в сфере размещения муниципальных заказов в соответствии с федеральным законом.
Аналогичная норма предусмотрена в подпункте 6 пункта 1 статьи 16 Положения о контрольно-счетной палате города Благовещенска, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от ******.
Таким образом, Уставом муниципального образования города Благовещенска и решением Благовещенской городской Думы от ****** функции по контролю за исполнением муниципальными заказчиками требований законодательства о размещении муниципального заказа возложены не на администрацию города Благовещенска, а на КСП города Благовещенска.
В нарушение перечисленных требований закона пункты 3.19-3.21 Положения устанавливают для управления муниципального заказа администрации города Благовещенска полномочия по осуществлению контрольных функций за соблюдением муниципальными заказчиками законодательства о размещении муниципальных заказов.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Пункт 6 части 1 статьи 35 Устава муниципального образования города Благовещенска предусматривает, что контрольно-счетная палата осуществляет контроль в сфере размещения муниципальных заказов в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, Уставом муниципального образования города Благовещенска определен орган муниципального контроля, осуществляющий контрольные функции при размещении муниципальных заказов.
Администрация города Благовещенска и ее структурные подразделения не наделены статьей 33 и иными положениями Устава муниципального образования города Благовещенска функциями контроля в сфере размещения муниципальных заказов. Поэтому возложение пунктами 3.19-3.21 Положения об управлении муниципального заказа администрации города Благовещенска на управление муниципального заказа администрации города Благовещенска контрольных функций нарушает общие принципы организации местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также противоречат нормам Устава муниципального образования города Благовещенска, то есть нарушает права Российской Федерации на регулирование отношений в сфере местного самоуправления и населения муниципального образования города Благовещенска на осуществление местного самоуправления.
В связи с изложенным, прокурор города Благовещенска просит суд признать противоречащими закону, недействующими с момента вступления в силу решения суда пункты 3.19-3.21 Положения об управлении муниципального заказа администрации города Благовещенска», утвержденного постановлением администрации города Благовещенска от ******.
В судебном заседании помощник прокурора города Благовещенска на требованиях настаивала по основаниям, указанным в заявлении.
Представители администрации города Благовещенска с требованиями прокурора не согласились, пояснив следующее.
Согласно ст. 7 Федерального закона от ******- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 40 Устава муниципального образования города Благовещенска, утвержденного решением Думы города Благовещенска от ****** (ред. от ***) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено настоящим Уставом или не указано в самом акте.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в срок, указанный в муниципальном правовом акте.
В соответствии со ст. 32 Устава структура администрации города Благовещенска утверждается городской Думой по представлению главы администрации города Благовещенска. Глава администрации города Благовещенска представляет структуру администрации города Благовещенска на утверждение городской Думой в двухмесячный срок после вступления в должность. В структуру администрации города Благовещенска входят глава администрации города Благовещенска, заместители главы администрации города Благовещенска, отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации.
Органы администрации города Благовещенска, не обладающие правами юридического лица, осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых главой администрации города Благовещенска.
Решением Благовещенской городской Думы от ****** «О внесении изменений в решение Благовещенской городской Думы от ****** «Об утверждении структуры администрации города Благовещенска» утверждена структура администрации города Благовещенска, в составе которой значится управление муниципального заказа.
Постановлением администрации города Благовещенска от ****** утверждено Положение об управлении муниципального заказа администрации города Благовещенска. Данное управление является структурным подразделением администрации города Благовещенска, не наделенное правами юридического лица. Следовательно, положение об управлении утверждено главой администрации города Благовещенска в рамках его полномочий.
Пунктом 2 постановления администрации города Благовещенска от ****** установлено, что данное постановление вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с ***. Поскольку, оспариваемым нормативным правовым актом не затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, а устанавливаются задачи, полномочия и организация деятельности органа администрации города, не являющегося юридическим лицом, и носит исключительно организационный характер, опубликование в средствах массовой информации данного постановления не требуется. Следовательно, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования администрацией города Благовещенска не нарушены.
В соответствии с пунктами 3.19.-3.21. Положения, на управление муниципального заказа администрации города Благовещенска возложены функции по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов заказчиками при проведении запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения плановых и внеплановых проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействия) заказчика и котировочной комиссии при размещении заказа для нужд заказчиков и рассмотрение уведомлений о заключении муниципального контракта и гражданско-правовых договоров муниципальных бюджетных учреждений с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на предмет правомочности действий заказчика по выбору данного способа размещения заказа.
На основании пункта б части 1 статьи 35 Устава муниципального образования города Благовещенска контроль в сфере размещения муниципальных заказов в соответствии с федеральным законом возложен на контрольно-счетную палату города.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 33 Устава муниципального образования города Благовещенска к полномочиям администрации города Благовещенска отнесено лишь полномочие по формированию и размещению муниципального заказа.
Вместе с тем, согласно статье 1 Федерального закона от *** № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» одной из целей данного Федерального закона является достижение эффективного использования средств бюджетов.
В соответствии со статьей 301 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) осуществление муниципальных закупок с нарушением порядка, установленного БК РФ, является одним из видов нарушений бюджетного законодательства. В статье 72 БК РФ содержится отсылочная норма, указывающая на то, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Контроль за соблюдением бюджетного законодательства осуществляется в форме финансового контроля в соответствии с положениями главы 26 БК РФ. Так в соответствии со статьей 266 БК РФ финансовый контроль, осуществляемый органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют финансовые органы муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Согласно статье 270.1. БК РФ органы местной администрации вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
В целях организации действенного финансового контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований в соответствии с программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до *** года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ******. (раздел IX) предполагается ввести понятия внешнего и внутреннего государственного (муниципального) контроля, определив на законодательном уровне их формы, методы и объекты.
Полномочия Счетной Палаты РФ и контрольно-счетных органов, созданных законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местного самоуправления, по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (аудита) определяются соответственно Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», законами субъектов РФ, и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о контрольно-счетных органах.
Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований) в соответствии с БК РФ должны обладать полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе при осуществлении санкционирования операций и использовании других методов предварительного бюджетного контроля применительно к главным администраторам (администраторам, распорядителям, получателям) средств соответствующих бюджетов.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и органы финансового контроля, являющиеся исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местной администрации), в соответствии с БК РФ обладать полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе по выявлению и пресечению предоставления неполной или недостоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных ассигнований в рамках подпрограмм государственных программ и при выполнении государственных заданий, путем проведения ревизий, проверок и использования других методов последующего бюджетного контроля применительно к органам исполнительной власти, являющимся главными администраторами (администраторами, распорядителями, получателями) средств соответствующих бюджетов, а также в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке - к государственным органам, являющимся главными администраторами (администраторами, распорядителями, получателями) средств соответствующих бюджетов, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местным администрациям) в части соблюдения ими условий получения межбюджетных трансфертов и иным объектам контроля.
Главные администраторы бюджетных средств в соответствии с БК РФ должны осуществлять внутренний контроль (в том числе с правом создания структурных подразделений), направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
Для развития системы муниципального финансового контроля необходимо предусмотреть:
- внешний финансовый контроль, осуществляемый контрольно-счетной палатой города Благовещенска, созданной Благовещенской городской Думой;
- внутренний финансовый контроль, осуществляемый структурными подразделениями администрации города, в том числе за соблюдением законодательства в сфере размещения муниципальных заказов;
- внутренний ведомственный контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств.
Внедрение предполагаемой системы внутреннего контроля позволит с одной стороны систематизировать деятельность органов финансового контроля, улучшить эффективность и качество их работы, с другой - повысить результативность деятельности муниципальных предприятий и учреждений, снизить их риски совершения ошибок.
Тем самым контроль за соблюдением законодательства о размещении муниципального заказа осуществляется не только в соответствии с положениями Федерального закона от *** № 94-ФЗ, но и в соответствии с положениями БК РФ, напрямую наделяющими полномочиями по осуществлению финансового контроля местные администрации.
Следует так же обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 54 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановление администрации города Благовещенска от ****** является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, администрация города считает пункты 3.19.-3.21. Положения об управлении муниципального заказа администрации города Благовещенска, утвержденного постановлением администрации города Благовещенска от ****** федеральному законодательству не противоречит.
Представитель контрольно-счетной палаты города Благовещенска поддержала заявленные требования, указав, что осуществление контроля в сфере размещения муниципальных заказов органом местного самоуправления городского округа возложено на контрольно-счетную палату города Благовещенска.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Данная статья находится в неразрывном системном единстве со статьями 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации, в силу которых государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 251 ГПК РФ закрепляет право граждан, организаций, а также прокурора в пределах его компетенции на обращение в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что *** главой администрации города Благовещенска было принято постановление *** «Об утверждении Положения об управлении муниципального заказа администрации города Благовещенска», которое вступило в законную силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с ***.
Разделом III указанного Положения определены полномочия и права Управление муниципального заказа администрации города Благовещенска.
В рамках настоящего дела прокурор города Благовещенска указывает, что возложение пунктами 3.19 - 3.21 Положения об управлении муниципального заказа администрации города Благовещенска на управление муниципального заказа администрации города Благовещенска контрольных функций нарушает общие принципы организации местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также противоречат нормам Устава муниципального образования города Благовещенска, то есть нарушает права Российской Федерации на регулирование отношений в сфере местного самоуправления и населения муниципального образования города Благовещенска на осуществление местного самоуправления.
Рассматривая указанные доводы по существу, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 7 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от *** № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 17 Федерального закона от *** № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органов или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией осуществляется путем плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений осуществляются соответственно уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления городского округа. Внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений осуществляются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления городского округа. Внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Из содержания статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует, что контролирующий орган в данной сфере правоотношений осуществляет контроль, в том числе и за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченным органом.
Согласно пункту 1.1. Положения об управлении муниципального заказа администрации города Благовещенска, утвержденного постановлением администрации города Благовещенска от ******, Управление муниципального заказа администрации города Благовещенска является структурным подразделением администрации города Благовещенска, уполномоченным на осуществление функций в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования города Благовещенска и нужд муниципальных бюджетных учреждений.
Управление создается на основании муниципального правового акта, не является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями администрации города.
Таким образом, суд приходит к выводу, что управление не имеет правовых оснований для осуществления контрольных функций в рамках статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Согласно пункту 1 и 3 статьи 54 Федерального закона от ***З № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от *** № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, порядок осуществления контрольных функций за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 33 Устава муниципального образования города Благовещенска к полномочиям администрации города Благовещенска относится формирование и размещение муниципального заказа.
Пункт 6 части 1 статьи 35 Устава муниципального образования города Благовещенска предусматривает, что контрольно-счетная палата осуществляет контроль в сфере размещения муниципальных заказов в соответствии с федеральным законом.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 16 Положения о контрольно-счетной палате города Благовещенска, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от ******, предусмотрена аналогичная правовая норма.
Таким образом, Уставом муниципального образования города Благовещенска и решением Благовещенской городской Думы от ****** функции по контролю за исполнением муниципальными заказчиками требований законодательства о размещении муниципального заказа возложены на контрольно-счетную палату города Благовещенска.
Между тем, в нарушение перечисленных требований закона пункты 3.19-3.21 Положения устанавливают для управления муниципального заказа администрации города Благовещенска полномочия по осуществлению контрольных функций за соблюдением муниципальными заказчиками законодательства о размещении муниципальных заказов.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 1 Федерального закона от *** N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно статье 4 названного Федерального закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Изменение с общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся, определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом, правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пункт 1,3 и 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пункт 6 части 1 статьи 35 Устава муниципального образования города Благовещенска предусматривает, что контрольно-счетная палата осуществляет контроль в сфере размещения муниципальных заказов в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, судом установлено, что Уставом муниципального образования города Благовещенска определен орган муниципального контроля, осуществляющий контрольные функции при размещении муниципальных заказов.
Между тем ни администрация города Благовещенска, ни ее структурные подразделения не наделены функциями контроля в сфере размещения муниципальных заказов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что возложение пунктами 3.19-3.21 Положения об управлении муниципального заказа администрации города Благовещенска на управление муниципального заказа администрации города Благовещенска контрольных функций нарушает общие принципы организации местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также противоречат нормам Устава муниципального образования города Благовещенска, тем самым нарушает права Российской Федерации на регулирование отношений в сфере местного самоуправления и населения муниципального образования города Благовещенска на осуществление местного самоуправления.
В связи с изложенным, суд находит доводы прокурор города Благовещенска о противоречии закону пунктов 3.19-3.21 Положения об управлении муниципального заказа администрации города Благовещенска», утвержденного постановлением администрации города Благовещенска от ******.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункты 3.19-3.21 оспариваемого постановления главы администрации города Благовещенска противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, а потому подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
В силу пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ****** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора города Благовещенска удовлетворить.
Пункты 3.19-3.21 Положения об управлении муниципального заказа администрации города Благовещенска, утвержденного постановлением администрации города Благовещенска от ******, признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Никитин В.Г.