К делу №2-4486/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 декабря 2017 года г. Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего - судьи Зубкова Г.А., при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда и социального развития РА к Майкопскому городскому отделу УФССП по РА об освобождении от взыскания исполнительского сбора, У С Т А Н О В И Л: Министерство труда и социального развития РА обратилось в суд с исковыми заявлениями об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав, что 20 августа 2015 года судебным приставом-исполнителем ФИО1 Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП по Республике Адыгея в отношении Министерства труда и социального развития Республики Адыгея возбуждено исполнительное производство №-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление. Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа № ФС004203405 от 6 августа 2015 года. 12.09.2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства труда и социального развития Республики Адыгея исполнительского сбора в размере пятидесяти тысяч рублей. Считает, что основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют по следующим основаниям. Решением Майкопского городского суда от 12 мая 2015 года по делу № 2-1117/15 отказано в удовлетворении исковых требований Прокуратуры города Майкопа в интересах инвалида ФИО2 к администрации МО «Город Майкоп» и Министерству труда и социального развития Республики Адыгея об обязании выполнения требований индивидуальной программы реабилитации, в части оборудования его жилого помещения приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья. Апелляционным определением от 24 июля 2015 года № 33-942 указанное решение суда отменено и вынесено новое решение, которым удовлетворены требования Прокурора города Майкопа. Согласно данному апелляционному определению на Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» и Министерство труда и социального развития Республики Адыгея возложена обязанность по выполнению требования индивидуальной программы реабилитации в части оборудования его жилого помещения приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья. В связи с тем, что обязанность по исполнению требований индивидуальной программы реабилитации возложена на несколько ответчиков - Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» и Министерство труда и социального развития Республики Адыгея, которые являются самостоятельными юридическими лицами с разными уровнями бюджетов бюджетной системы, Министерство согласно заявлению от 11 сентября 2015 года обратилось в Верховный суд РА за разъяснением апелляционного определения, а также в Майкопский городской суд с заявлением о приостановлении исполнительного производства до вынесения определения о разъяснении апелляционного определения. Верховным судом Республики Адыгея 29 сентября 2015 года в разъяснении апелляционного определения было отказано. С целью надлежащего исполнения судебных актов и в связи с необходимостью установления перечня мероприятий и приспособлений, необходимых для оборудования жилого помещения инвалида, по инициативе Министерства, проведено заседание рабочей группы, в котором приняли участие представители Министерства, администрации муниципального образования «Город Майкоп», ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Адыгея (Адыгея)» Минтруда России. На заседании 9 февраля 2016 года рабочая группа приняла решение о необходимости оборудования жилья ФИО2 приспособлениями для нужд инвалида, а именно пандусом и поручнями. С данным решением также согласились представители ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Адыгея (Адыгея)», которые определили его нуждаемость и выдали индивидуальную программу реабилитации. В связи с тем, что для решения вопроса оборудования жилого помещения приспособлениями для нужд инвалида ответчикам потребуется определенное время, согласно определению Майкопского городского суда с 24 февраля 2016 года сроком на 3 месяца предоставлена отсрочка исполнения решения. Представители Министерства совместно с представителями Майкопского городского отдела УФССП по Республике Адыгея выехали по адресу проживания ФИО2 с целью определения объема строительных работ по установке пандуса и поручней и проведения соответствующих замеров. В ходе данной встречи ФИО2 заявил о несогласии с указанным в протоколе перечнем мероприятий, а именно с установкой пандуса и поручней, а также о намерениях препятствовать проведению строительно-монтажных работ в своем домовладении, в том числе по установке санитарных узлов с прокладкой труб, понимая, что их устройство может привести к нарушению конструкции дома. В связи с тем, что в ходе визуального осмотра домовладения ФИО2 его состояние вызвало сомнения по вопросу надежности конструкции дома, для проведения обследования и дачи заключения о наличии (отсутствии) технической возможности приспособления домовладения ФИО2 к нуждам инвалида в части установления санитарных узлов, расширения проемов, устройства пандусов и выполнения других работ в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012., Министерство обратилось в ООО ПИ «Адыгеягражданпроект». Согласно договору между обществом с ограниченной ответственностью Проектный институт «Адыгеягражданпроект» и Министерством труда и социального развития Республики Адыгея проведено обследование домовладения ФИО2 По результатам данного обследования выдано техническое заключение на домовладение, расположенное по адресу: <...>. Согласно данному заключению: - фактический срок службы домовладения превышен более чем на 20 лет; в связи с длительным отсутствием капитального и текущего ремонтов техническое состояние конструкций дома стремительно ухудшается; - обследуемый жилой дом не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 9 июля 2016 №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» в части пунктов 25,27,29,32,33,34,35,37; - расширение дверных проемов в соответствии с требованиями влечет демонтаж стоек каркаса, что приведет к разрушению и обрушению стен жилого дома; -прокладка инженерных коммуникаций для возможного устройства санитарного узла (при устройстве траншей под сети канализации и водопровода) может повлечь нарушение целостности фундамента и его совместной работы с грунтом основания, а также вызвать недопустимые деформации стен и создать аварийную ситуацию. В связи с указанным Министерство обратилось в Майкопский городской суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия. Майкопским городским судом требования Министерства удовлетворены в полном объеме, исполнительное производство прекращено. Не согласившись с данным определением, ФИО2 подал частную жалобу в Верховный суд РА, который 20 января 2017 года отменил определение Майкопского городского суда. На определение Верховного суда РА от 20 января 2017 года Министерством была подана кассационная жалоба в Верховный суд РА, который отказал в ее передаче в Президиум Верховного суда РА. В рамках исполнительного производства судебным приставом привлечен специалист ООО ПИ «Адыгеяграждапроект» для повторного обследования жилого помещения ФИО2 на предмет возможности оборудования приспособлениями для нужд инвалида. Согласно заключению ООО ПИ Адыгеягражданпроект оборудование жилого помещения ФИО2 приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья возможно. Между тем, в пунктах 1-6 раздела 4 указанного заключения установлено, что срок службы жилого дома превышен более чем на 20 лет, прокладка инженерных коммуникаций для устройства санитарных узлов может вызвать деформацию стен и создать аварийную ситуацию. В связи с противоречивостью выводов, а также несоответствием некоторых выводов нормам законодательства Министерством подано исковое заявление о признании недействительным заключение ООО Проектный институт Адыгеягражданпроект о возможности оборудования жилого помещения инвалида ФИО2, расположенного по адресу: <...>, приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья. Таким образом, Министерством принимаются установленные законом меры по защите и восстановлению своих прав, обжалованию судебных актов, исполнение которых противоречит гражданскому законодательству. Просит освободить Министерство труда и социального развития Республики Адыгея от исполнительского сбора, наложенного постановлением от 12 сентября 2016 года к ИП №-ИП. В судебном заседании представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания. Суд, руководствуясь ч.4 ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика. Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные Министерства труда и социального развития РА исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом, 20 августа 2015 года судебным приставом-исполнителем ФИО1 Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП по Республике Адыгея в отношении Министерства труда и социального развития Республики Адыгея возбуждено исполнительное производство №-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление. Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа № ФС004203405 от 6 августа 2015 года. 12 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства труда и социального развития Республики Адыгея исполнительского сбора в размере пятидесяти тысяч рублей. Считает, что основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют по следующим основаниям. Решением Майкопского городского суда от 12 мая 2015 года по делу № 2-1117/15 отказано в удовлетворении исковых требований Прокуратуры города Майкопа в интересах инвалида ФИО2 к администрации МО «Город Майкоп» и Министерству труда и социального развития Республики Адыгея об обязании выполнения требований индивидуальной программы реабилитации, в части оборудования его жилого помещения приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья. Апелляционным определением от 24 июля 2015 года № 33-942 указанное решение суда отменено и вынесено новое решение, которым удовлетворены требования Прокурора города Майкопа. Согласно данному апелляционному определению на Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» и Министерство труда и социального развития Республики Адыгея возложена обязанность по выполнению требования индивидуальной программы реабилитации в части оборудования его жилого помещения приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья. В связи с тем, что обязанность по исполнению требований индивидуальной программы реабилитации возложена на несколько ответчиков - Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» и Министерство труда и социального развития Республики Адыгея, которые являются самостоятельными юридическими лицами с разными уровнями бюджетов бюджетной системы, Министерство согласно заявлению от 11 сентября 2015 года обратилось в Верховный суд РА за разъяснением апелляционного определения, а также в Майкопский городской суд с заявлением о приостановлении исполнительного производства до вынесения определения о разъяснении апелляционного определения. Верховным судом Республики Адыгея 29 сентября 2015 года в разъяснении апелляционного определения было отказано. С целью надлежащего исполнения судебных актов и в связи с необходимостью установления перечня мероприятий и приспособлений, необходимых для оборудования жилого помещения инвалида, по инициативе Министерства, проведено заседание рабочей группы, в котором приняли участие представители Министерства, администрации муниципального образования «Город Майкоп», ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Адыгея (Адыгея)» Минтруда России. На заседании 9 февраля 2016 года рабочая группа приняла решение о необходимости оборудования жилья ФИО2 приспособлениями для нужд инвалида, а именно пандусом и поручнями. С данным решением также согласились представители ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Адыгея (Адыгея)», которые определили его нуждаемость и выдали индивидуальную программу реабилитации. В связи с тем, что для решения вопроса оборудования жилого помещения приспособлениями для нужд инвалида ответчикам потребуется определенное время, согласно определению Майкопского городского суда с 24 февраля 2016 года сроком на 3 месяца предоставлена отсрочка исполнения решения. Представители Министерства совместно с представителями Майкопского городского отдела УФССП по Республике Адыгея выехали по адресу проживания ФИО2 с целью определения объема строительных работ по установке пандуса и поручней и проведения соответствующих замеров. В ходе данной встречи ФИО2 заявил о несогласии с указанным в протоколе перечнем мероприятий, а именно с установкой пандуса и поручней, а также о намерениях препятствовать проведению строительно-монтажных работ в своем домовладении, в том числе по установке санитарных узлов с прокладкой труб, понимая, что их устройство может привести к нарушению конструкции дома. В связи с тем, что в ходе визуального осмотра домовладения ФИО2 его состояние вызвало сомнения по вопросу надежности конструкции дома, для проведения обследования и дачи заключения о наличии (отсутствии) технической возможности приспособления домовладения ФИО2 к нуждам инвалида в части установления санитарных узлов, расширения проемов, устройства пандусов и выполнения других работ в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012., Министерство обратилось в ООО ПИ «Адыгеягражданпроект». Согласно договору между обществом с ограниченной ответственностью Проектный институт «Адыгеягражданпроект» и Министерством труда и социального развития Республики Адыгея проведено обследование домовладения ФИО2 По результатам данного обследования выдано техническое заключение на домовладение, расположенное по адресу: <...>. Согласно данному заключению: - фактический срок службы домовладения превышен более чем на 20 лет; в связи с длительным отсутствием капитального и текущего ремонтов техническое состояние конструкций дома стремительно ухудшается; - обследуемый жилой дом не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 9 июля 2016 №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» в части пунктов 25,27,29,32,33,34,35,37; - расширение дверных проемов в соответствии с требованиями влечет демонтаж стоек каркаса, что приведет к разрушению и обрушению стен жилого дома; -прокладка инженерных коммуникаций для возможного устройства санитарного узла (при устройстве траншей под сети канализации и водопровода) может повлечь нарушение целостности фундамента и его совместной работы с грунтом основания, а также вызвать недопустимые деформации стен и создать аварийную ситуацию.В связи с указанным Министерство обратилось в Майкопский городской суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия. Майкопским городским судом требования Министерства удовлетворены в полном объеме, исполнительное производство прекращено. Не согласившись с данным определением, ФИО2 подал частную жалобу в Верховный суд РА, который 20 января 2017 года отменил определение Майкопского городского суда. На определение Верховного суда РА от 20 января 2017 года Министерством была подана кассационная жалоба в Верховный суд РА, который отказал в ее передаче в Президиум Верховного суда РА. В рамках исполнительного производства судебным приставом привлечен специалист ООО ПИ «Адыгеяграждапроект» для повторного обследования жилого помещения ФИО2 на предмет возможности оборудования приспособлениями для нужд инвалида. Согласно заключению ООО ПИ Адыгеягражданпроект оборудование жилого помещения ФИО2 приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья возможно. Между тем, в пунктах 1-6 раздела 4 указанного заключения установлено, что срок службы жилого дома превышен более чем на 20 лет, прокладка инженерных коммуникаций для устройства санитарных узлов может вызвать деформацию стен и создать аварийную ситуацию. В связи с противоречивостью выводов, а также несоответствием некоторых выводов нормам законодательства Министерством подано исковое заявление о признании недействительным заключение ООО Проектный институт Адыгеягражданпроект о возможности оборудования жилого помещения инвалида ФИО2, расположенного по адресу: <...>, приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья. Таким образом, Министерством принимаются установленные законом меры по защите и восстановлению своих прав, обжалованию судебных актов, исполнение которых противоречит гражданскому законодательству. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Согласно ч.1, 2 ст.112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Согласно ч.ч.6, 7 ст.112 Закона должник вправе в порядке, установленном данным федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 ст.112 указанного федерального закона. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. В силу п.2 ст.401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Истец в обосновании своих требований ссылается на такое обстоятельство, что Министерство труда и социального развития Республики Адыгея является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, финансирование деятельности которого осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея на определенные его Положением цели деятельности. Средств, от приносящих доход или иной деятельности, у Министерства нет. В связи с тем, что уплата исполнительского сбора по возбужденному исполнительному производству за совершение действий, которые противоречат нормам законодательства (статье 210 ГК РФ), будет носить нецелевой характер, совершение данных действие повлечет за собой административное наказание. Следовательно, расходование Министерством средств республиканского бюджета Республики Адыгея на цели, не определенные его установленной деятельностью недопустимо. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года N13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Исполнительский сбор налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя. Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд, руководствуясь частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, приходит к выводу, что отсутствуют установленные Гражданским кодексом Российской Федерации основания ответственности за нарушение обязательства, следовательно, полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ Р Е Ш И Л : Иск Министерства труда и социального развития РА к Майкопскому городскому отделу УФССП по РА об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить. Освободить Министерство труда и социального развития РА от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП РФ по Республике Адыгея ФИО1 от 12.09.2017 года ИП №-ИП. На решение может быть подана апелляционная жалоба через Майкопский городской суд в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 18.12.2017г. Председательствующий Г.А.Зубков |