ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4488/14 от 26.02.2015 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

№2-595/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 февраля 2015 г. г. Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Диденко Д.А.,

при секретаре – Салимовой Э.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Панкова В.А. об отмене постановления судебного пристава-исполнителя судебных приставов по Киевскому району г. Симферополя УФССП по Республике Крым о возбуждении исполнительного производства, заинтересованные лица: отдел судебных приставов по Киевскому району г. Симферополя УФССП по Республике Крым, Король П.А.,

УСТАНОВЛЕНО:

Панковой В.А. обратилась в суд с настоящим заявлением, мотивированным тем, что постановлением судебного пристава исполнителя отдела судебных приставов по Киевскому району г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство по исполнению исполнительного листа , выданного ДД.ММ.ГГГГ Киевским районным судом г. Симферополя по иску Короля П.А. к Панковой В.А, о взыскании суммы задолженности в размере 156966,05 гривен. Полагает, что данное постановление подлежит отмене, в связи с нарушениями федерального законодательства. Исполнительное производство было возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на сновании исполнительного листа, выданного в 2013 году. Однако, при принятии данного постановления пристав не учел то обстоятельство, что решение Киевского районного суда г. Симферополя по делу и соответственно выданный на основании этого решения в 2013 году исполнительный лист, не регламентируются положениями ФЗ «Об исполнительном производстве». Порядок исполнительного производства регулировался положениями ЗУ «Об исполнительном производстве» и ГПК Украины. Следовательно, исполнительный лист, выданный по данному делу не является судебным актом, подлежащим исполнению на территории РФ в соответствии с положениями ФЗ «Об исполнительном производстве» и ГПК РФ. Таким образом, вышеуказанное решение является решением иностранного суда, порядок исполнения которого регламентирован нормами главы 45 ГПК РФ. Однако данное решение на территории РФ не признавалось. Кроме того, при открытии исполнительного производства судебным приставом- исполнителем не было учтено, что УФССП по Киевскому району г. Симферополя не является правопреемником органов государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины. И согласно Постановления Госсовета РК № 2432-6/14 от 08.08.2014 «Об организации исполнения на территории Республики Крым судебных решений, вынесенных судами Украины» исполнительные производства, открытые на основании решений судов Украины и находящиеся на день принятия настоящего постановления на принудительном исполнении, подлежат приостановлению до приведения исполнения судебных решений в соответствие с порядком, установленным ст. 11 ФЗ «Об исполнительном производстве». На основании изложенного, заявитель просит отменить постановление отдела судебных приставов по Киевскому району г. Симферополя УФССП по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства по исполнению исполнительного листа , выданного ДД.ММ.ГГГГ Киевским районным судом г. Симферополя по делу по иску Король П.А. к Панковой В.А. о взыскании суммы задолженности как противоречащее действующему законодательству Республики Крым.

В судебное заседание заявитель, извещавшаяся о дате и времени судебного заседания надлежащим образом не явилась, ходатайств не предоставила.

Представитель Отдела судебных приставов по Киевскому району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым Иванов В.А. возражал против удовлетворения заявления. Пояснил, что для в связи с вступлением в законную силу ФКЗ № 6 от 21.03.2014 г. – на территории РК создано УФССП по РК, являющееся территориальным органом ФССП, а также созданы структурные подразделения – ОСП, в частности ОСП по Киевскому району г. Симферополя. В процессе принудительного исполнения судебных актов, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (ст.12 ФЗ № 118 «О судебных приставах»). Согласно ч. 21 ст. 9 ФКЗ № 6 - в течение переходного периода обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Исходя из положений ст. 9 ФКЗ № 6 решения, которые были вынесены судами АР Крым и г. Севастополя до принятия в РФ РК и образовании в составе РФ новых субъектов – РК и г. Севастополя признаются и подлежат исполнению в соответствии с законодательством РФ. А значит, к таким решениям не применяются нормы ГПК РФ и международных договоров относительно исполнения решений судов иностранных государств. ОСП по Киевскому району г. Симферополя обеспечивается возбуждение исполнительных производств в соответствии с Законом № 229-ФЗ по находящимся на исполнении и вновь поступившим исполнительным документам, выданным до момента принятия в РФ РК и образования в составе РФ новых субъектов, на основании вступивших в законную силу решений судов АРК и г. Севастополя. Согласно ч. 1,7,8 ст. 30 Закона № 229 ФЗ – судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Взыскателем было выражено волеизъявление для принудительного исполнения исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ г., также повторно написано заявление о принудительном исполнении данного исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ г., и основания для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства отсутствовали. Согласно ст. 258 ГПК РФ для признания решений (действий) незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя. Отсутствие таких условий является основанием для отказа в удовлетворении требований. На основании изложенного считает, что при вынесении спорного постановления судебный пристав-исполнитель действовал в соответствии с законодательством об исполнительном производстве, в пределах представленных ему полномочий, чем права и законные интересы должника не нарушены.

Заинтересованное лицо Король П.А. извещавшийся о месте и времени проведения рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Представитель заинтересованного лица – Емельянов С.А. предоставил возражения, в которых пояснил, что по состоянию на 18 марта 2014 года исполнительный лист Киевского районного суда г. Симферополя по гражданскому делу находился на исполнении в органах государственной исполнительной службы Украины в соответствии с законодательством Украины. ДД.ММ.ГГГГ был одобрен ФКЗ № 6. Ст. 6 указанного закона предусмотрено, что со дня принятия в РФ РК и образования в составе РФ новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, в систему органов государственной власти РФ. Согласно п. 21 ст. 9 ФКЗ № 6 в течение переходного периода обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов в РФ регулируется ФЗ № 229 –ФЗ. Ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в исполнительном документе за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица; наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера; дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение; сведения о должнике и взыскателе, резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требования о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий; дата выдачи исполнительного документа. Исполнительный лист Киевского районного суда г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ соответствует установленным ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. Кроме того, согласно ст. 12 ФКЗ № 6 на территории РК действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы на осуществление деятельности некредитных, финансовых организаций, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами АРК, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов РФ, государственных органов РК или государственных органов г. федерального значения Севастополя если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Ч. 1,2 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что судебный пристав –исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим ФЗ. Законодательство об исполнительном производстве не содержит каких-либо специальных требований к форме и содержанию заявления о возбуждении исполнительного производства, кроме тех, которые направлены на установление наличия волеизъявления взыскателя по приведению к исполнению соответствующего исполнительного документа. Основанием для вынесения постановления об открытии исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ по принудительному исполнению исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ послужило заявление Представителя взыскателя о принудительном исполнении указанного исполнительного документа, поданное ДД.ММ.ГГГГ года, наличие которого свидетельствует о волеизъявлении взыскателя. Дублирование первичного волеизъявления взыскателя ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусмотрено. На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении заявления отказать.

Согласно ст. 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из исследованных в ходе судебного заседания материалов исполнительного производства судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем отдела судебных приставов по Киевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Симферополю возбуждено исполнительное производство по принудительному исполнению исполнительного листа, выданного ДД.ММ.ГГГГ Киевским районным судом г.Симферополя по гражданскому делу по иску Король П.А. к Панковой В.А. о взыскании долга.

Как следует из этого постановления, взыскателем Король П.А. было повторно ДД.ММ.ГГГГ. написано заявление о принудительном исполнении исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Панкова В.А. суммы задолженности в размере <данные изъяты>. Должнику установлен срок - 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

21.03.2014 года принят Федеральный конституционный закон Российской Федерации № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в соответствии с которым на территории Республики Крым суды осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 441 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.

Как следует из ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 N 4866-1 предусмотрено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Частью 1 ст. 2 указанного закона установлено, что к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Обязанность заявителей доказать нарушение своих прав вытекает и из ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 56 ГПК РФ (ч. 2 ст. 6 Закона).

Частью 2 статьи 13 ГПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона Российской Федерации № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 г., со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

В течение переходного периода обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 21 ст. 9 Закона №6-ФКЗ).

В силу положений ст. 5 ФЗ Российской Федерации «Об исполнительном производстве» от 14.09.2007 г. №229-ФЗ, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

С целью выполнения конституционных прав граждан Российской Федерации, исполнительные документы, выданные на основании вступивших в законную силу решений судов Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, до момента принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя (то есть до 21.03.2014 года) принимаются на исполнение отделами судебных приставов.

Во исполнение указанной нормы судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении заявителя.

Порядок возбуждения исполнительного производства, установленный ст. 30 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», при вынесении спорного постановления соблюден.

Таким образом, утверждение заявителя о том, что решение Киевского районного суда г. Симферополя должно быть признано в порядке ст.ст. 409-412 ГПК РФ, является несостоятельным.

На основании Федерального конституционного закона Российской Федерации № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 г., Федерального Закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» от 14.09.2007 г. №229-ФЗ, руководствуясь статьями 11, 12, 56, 249, 441, 194, 195, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Панкова В.А. об отмене постановления судебного пристава-исполнителя судебных приставов по Киевскому району г. Симферополя УФССП по Республике Крым о возбуждении исполнительного производства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, через Киевский районный суд г. Симферополя.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.02.2015 г.

Судья: Д.А. Диденко