ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-448/12 от 04.09.2012 Киквидзенского районного суда (Волгоградская область)

.

дело№2-448/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст-ца.Преображенская 04 сентября 2012 года

Киквидзенский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Севостьянова А.М., единолично,

с участием помощника прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Качанова Р.С.,

ответчика главы Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области и представителя ответчика администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1,

при секретаре судебного заседания Антроповой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к главе Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1 и администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района <адрес> о признании действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными и понуждении к прохождению подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях,

установил:

Прокурор Киквидзенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к главе Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1 и администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области о признании действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными и понуждении к прохождению подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По сообщению администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области глава сельского поселения ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации не проходил. Таким образом, глава сельского поселения ФИО1, не пройдя необходимую подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не может в полной мере осуществлять руководство деятельностью комиссии сельского поселение по делам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, которая является координационным органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образованным для обеспечения согласованности действий территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, иных организаций и общественных объединений в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Помимо этого, возглавляя администрацию сельского поселения, ФИО1, как руководитель исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, не обладает практическими навыками управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Бездействие главы сельского поселения при исполнении обязанности по прохождению подготовки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создает условия для принятия некомпетентных решений при возникновении чрезвычайных ситуаций, что может повлечь нарушения прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории сельского поселения, то есть неопределенного круга лиц, так как их состав постоянно меняется. Наступление чрезвычайных ситуаций возможно в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Прокурор Киквидзенского района Волгоградской области в исковом заявлении просит суд:

1. Признать незаконным бездействие главы Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1 и администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в части не прохождения главой Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.

2. Обязать главу Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу пройти подготовку в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Помощник прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Качанов Р.С. в судебном заседании доводы и обоснования, изложенные в исковом заявлении, поддержал и просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.

Ответчик глава Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области и представитель ответчика администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал.

Выслушав стороны, принимая во внимание признание иска представителем ответчиков, суд полагает принять признание иска представителем ответчиков, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, удовлетворив исковые требования.

Проверяя обоснованность исковых требований, судом не установлено обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в удовлетворении иска.

Согласно п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ (ред. от 10 июля 2012 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (ред. от 01 апреля 2012 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п.«з» ч.2 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (ред. от 01 апреля 2012 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно создают при органах местного самоуправления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как следует из ст.20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (ред. от 01 апреля 2012 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.

Согласно п.6 и 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794 (ред. от 18 апреля 2012 года) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Координационными органами единой системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) являются - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.

Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года №547, определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Подпунктами «а» и «е» п.2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят руководители органов местного самоуправления; председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.

В силу п.3 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются: выработка у руководителей органов местного самоуправления навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование практических навыков руководителей органов местного самоуправления, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Пунктами 4-6 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусмотрено, что подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.

Пунктом 5 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлено, что для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации. Финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Постановлением председателя территориальной избирательной комиссии Киквидзенского района от ДД.ММ.ГГГГ главой Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области признан ФИО1

Согласно ст.30 Устава Мачешанского сельского поселения глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения, наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района. (л.д.5-8)

В соответствии с постановлением главы Мачешанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», председателем комиссии Мачешанского сельского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности является глава Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района ФИО1 (л.д.9)

Как следует из сообщения администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области глава сельского поселения ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации не проходил. (л.д.10)

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени глава Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области и председатель комиссии Мачешанского сельского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности ФИО1 подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации не проходил.

Со стороны главы Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1 до настоящего времени меры по подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации не предпринималось.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что глава Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1, не пройдя необходимую подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не может в полной мере осуществлять руководство деятельностью комиссии сельского поселение по делам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, которая является координационным органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образованным для обеспечения согласованности действий территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, иных организаций и общественных объединений в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Возглавляя администрацию Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1, как руководитель исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, не обладает практическими навыками управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Бездействие главы Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1 при исполнении обязанности по прохождению подготовки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создает условия для принятия некомпетентных решений при возникновении чрезвычайных ситуаций, что может повлечь нарушения прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории сельского поселения, то есть неопределенного круга лиц, так как их состав постоянно меняется.

Наступление чрезвычайных ситуаций возможно в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации и Устава сельского поселения ответчиками надлежащим образом не соблюдаются.

Тем самым, ответчики фактически самоустранились от решения возложенных на них законом обязанностей и положений Устава сельского поселения.

Бездействие ответчиков не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также Уставу сельского поселения и нарушает права неопределенного круга лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Суд находит обоснования исковых требований достоверными, поскольку установленные судом обстоятельства, подтверждаются материалами, представленными с исковым заявлением и исследованными в судебном заседании.

Представленные письменные доказательства подтверждают необходимость устранения ответчиками нарушений вышеуказанных требования действующего законодательства Российской Федерации и Устава сельского поселения.

Требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку основаны на законе и подтверждены документально.

Перед принятием признания иска представителем ответчиков суд разъяснил сторонам последствия признания иска.

Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

На основании ч.2 ст.68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Представитель ответчиков своим письменным заявлением подтвердил свою позицию относительно признания иска, а также то, что ему разъяснены и понятны содержания ч.1 ст.39, ч.3 ст.173 ГПК РФ.

На основании изложенного, принимая во внимание признание представителем ответчиков обстоятельств, на которых прокурор основывает свои требования, суд полагает принять признание иска представителем ответчиков, удовлетворив исковое заявление прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к главе Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1 и администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области о признании действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными и понуждении к прохождению подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к главе Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1 и администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области о признании действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными и понуждении к прохождению подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1 и администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в части не прохождения главой Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Обязать главу Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу пройти подготовку в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Киквидзенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья. А.М. Севостьянов

.

.