ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-448/20 от 01.06.2020 Кольского районного суда (Мурманская область)

дело № 2-448/2020 ***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2020 года город Кола Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Власовой Л.И.,

при секретаре Ситдиковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о защите пенсионных прав,

установил:

ФИО1 обратилась с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее также ГУ УПФ РФ в Кольском районе, пенсионный орган) о защите пенсионных прав, указав в обоснование заявленных требований, что решением ГУ УПФ РФ в Кольском районе от ***, ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. Согласно данному решению по состоянию на *** страховой стаж истца составил *** (в льготном исчислении ***), стаж работы в районах Крайнего Севера (далее – стаж работы в РКС) – *** (календарно). Пенсионным органом к учету не принят период работы истца с *** по ***, поскольку выданные архивом справки, подтверждающие работу истца в данный период, не содержат дату рождения ФИО1, а только год рождения. Считает данный отказ необоснованным, поскольку в представленных архивом справках содержатся сведения о том, что другого работника по имени ФИО1, ***.р., в документах по личному составу в спорный период не имеется. Поскольку трудовая книжка была утрачена, работа в спорный период работы подтвеждается только архивными справками. Просит признать решение ГУ УПФ РФ в Кольском районе от *** незаконным, возложить на ответчика обязанность: принять к учету для назначения страховой пенсии по старости архивные справки от ***, выданные архивным отделом ММБУ «УОДОМС города Мурманска», включить в страховой стаж период работы с *** по ***; признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости со дня обращения с заявлением о назначени данной пенсии – ***.

В ходе рассмотрения дела истцом заявленные требования уточнены (протокольные определения суда от *** и ***), окончательно просит признать решение ГУ УПФ РФ в Кольском районе от *** незаконным; возложить на ответчика обязанность: включить в страховой стаж и стаж работы в РКС период работы *** с *** по ***; включить в стаж работы в РКС период стажировочной оплачиваемой практики с *** по ***; признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О стразовых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) с даты достижения возраста - ***; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате нотариальных услуг в размере 2 000 руб. 00 коп. и расходов на представителя в размере 15 000 руб. 00 коп.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотреии дела в свое отстутствие, на заявленных требованиях настаивал по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном в суд письменном отзыве на исковое заявление и уточнения к нему просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Указано, что в трудовой книжке истца запись о спорном периоде отсутствует, предусмотренные пенсионным законодательством Российской Федерации оригиналы письменного трудового договора, лицевых счетов и ведомостей на выдачу заработной платы не представлены. В пенсионное дело представлены архивные справки, которые не являются надлежащим доказательством по делу, поскольку подтверждают сведения в отношении иного лица – ФИО1, ***.р. Оригиналов документов, свидетельствующих о работе истца – ФИО1, *** г.р., в условиях полной и постоянной занятости выполнения работы в РКС в спорные периоды в материалах дела не имеется. Полномочиями изменять содержание архивных документов суд и архив не наделены. В соответствии с Разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 период начального профессионального обучения на рабочих местах включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в тех случаях, когда в Списках указаны производства и работы без перечисления их профессий и должностей. Время начального профессионального обучения на рабочих местах профессиям, которые прямо предусмотрены Списками, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включается. Аналогичное положение содержится в п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее также Правила № 516). В спорный период истец на работах, предусмотренных ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также Закон о трудовых пенсиях), а также в должности (профессии), предусмотренной Списками, не работала, ученический договор не представила. Истцом не указано в чем заключаются предъявленные к взысканию расходы на оплату услуг представителя в виде аванса. Кроме того, заявлена сумма, предусматривающая оплату услуг за представление интересов в суде апеллляционной инстанции, которые еще не оказаны, доказательства реального исполнения оказанных услуг не представлены. Считает злоупотреблением правом требование о взыскании расходов на оплату нотариальных услуг, поскольку представитель истца является адвокатом и имеет право действовать на основании бесплатного ордера. Также данное представительство может быть оформлено по устному ходатайству в суде протокольно. Оформление доверенности стоит 200 руб. 00 коп, остальная сумма – оказание услуг правового и технического характера. Расходы по оплате таких услуг не являются судебными расходами, поскольку нотариус не является представителем истца по рассматриваемому делу в понятии ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы гражданского дела и пенсионного дела ФИО1, исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Основания установления и выплаты страховой пенсии с 01.01.2015 регулируются Федеральным законом от 18.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях. До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии регулировались Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст. 3 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 6 данного Закона установлены страховые пенсии в виде пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

В силу ст. 8, 32 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом, данный вид пенсии назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях (п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Данные положения Закона о страховых пенсиях действовали в приведенной редакции на день возникновения спорных правоотношений.

Из приведенных норм следует, что одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2, 6 и 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001 (ч. 2 ст. 32 Закона о страховых пенсиях).

Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, Мурманская область, за исключением города Кандалакши с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов отнесена к районам Крайнего Севера.

В соответствии с ч. 20 ст. 21 Закона о страховых пенсиях решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Из положений ст. 22 Закона о страховых пенсиях следует, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Установлено, что ФИО2, *** г.р., которой 50 лет исполнилось ***, в системе государственного пенсионного страхования зарегистрирована ***.

*** истец обратилась с заявлением в УПФР в Кольском районе о назначении страховой пенсии по старости, по результатам рассмотрения которого ей отказано в назначении страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях в связи с отсутствием требуемого страхового стажа работы (л.д. 11).

По состоянию на указанную дату обращения страховой стаж составил *** (в льготном исчислении – ***), стаж работы в РКС – *** (календарно).

При этом, период работы истца в *** с *** по *** не принят к учету ввиду того, что выданные архивом справки не содержат полную дату рождения истца, указан только год, личная карточка ФИО1 в архив на хранение не поступала.

Кроме того, ответчиком в стаж работы в РКС не принят к учету период стажировочной оплачиваемой практики с *** по ***. Данный период учтен пенсионным органом как период учебы в страховой стаж истца.

Согласно представленным свидетельствам о рождении ФИО1 является ***

Таким образом, истец приобретает право на назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях с даты наступления 50 лет (***), в случае если в её страховой стаж будут включены спорные периоды, общая продолжительность которых должна составить не менее *** (*** при льготном исчислении), а также в стаж работы РКС – *** (в календарном исчислении).

Разрешая заявленные требования, суд, кроме вышеприведенных положений Закона о страховых пенсиях, учитывает также положение п.2 ст. 3 данного Закона, согласно которому страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Кроме того, согласно ст. 10 Закона о трудовых пенсиях и ст. 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 4 ст.14 Закона о страховых пенсиях).

В соответствии с п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее также Правила подсчета и подтверждения страхового стажа), периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

В силу п. 10-12 указанных Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в п. 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п. 26 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, в случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения об иных периодах либо отсутствуют сведения об отдельных иных периодах, иные периоды подтверждаются документами, указанными в пунктах 27 - 36(2) настоящих Правил.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования ФИО1 о возложении обязанности на ответчика включить спорные периоды в страховой стаж и стаж работы в РКС подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Истец с учетом уточненных исковых требований просит возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж и стаж работы в РКС периода работы в *** с *** по ***, поскольку данный период пенсионным органом не принят к учету в ввиду отсутствия в трудовой книжке истца записи о данном периоде работы, а также не представления оригиналов письменного трудового договора, лицевых счетов и ведомостей на выдачу заработной платы. Выданные архивом справки для ответчика являются ненадлежащим доказательством, поскольку содержат сведения об ином годе рождения лица, в отношении которого они представлены. Данные обстоятельства, по мнению представителя ответчика свидетельствуют об отсутствии документов, свидетельствующих о работе ФИО1, *** г.р., в условиях полной и постоянной занятости выполнения работы в РКС.

Как следует из рассматриваемого искового заявления, трудовая книжка истцом была утрачена.

В подтверждение работы в *** в спорный период истцом представлены архивные справки ММБУ «УОДОМС города Мурманска» от ***, согласно которым в данной организации с *** г.г. работала ФИО1, *** г.р. (л.д. 18-23). Личная карточка (ф. ) ФИО1 на хранение в архив не поступала, другого работника по имени ФИО1 в документах по личному составу за указанный период не имеется.

В период работы в *** имеются сведения о том, что ФИО1, *** г.р., с *** (1 р.д.) *** года по *** (15 р.д.) *** года (точные даты не указаны) и с *** по *** находилась в декретном отпуске (больничный по беременности и родам), а также в частично оплачиваемых отпусках по уходу за ребенком до 1,5 лет с *** по *** (приступила к работе с ***) и с *** по *** (приступила к работе с ***).

Как следует из представленной ММБУ «УОДОМС города Мурманска» по запросу суда информации исполненные по заявлению ФИО1 справки от *** составлены архивом в соответствии с требованиями Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных приказом Минкультуры РФ от 18.01.2007 № 19 (л.д. 43).

Несовпадение отдельных данных документов архива со сведениями, изложенными в запросе, не является препятствием для включения их в справку при условии, если совпадение всех остальных сведений не вызывает сомнений в тождественности лица или фактов, о которых говорится в документах (п. 5.9.1 указанных Правил).

В приказах по личному составу дата рождения ФИО1 не указана.

В лицевых счетах ФИО1 за *** г.г. указан год рождения ***, лицевом счете за *** год дата рождения не указана, лицевые счета по начислению заработной платы работникам *** за *** год поступили в архив не в полном объеме, среди них отсутствуют лицевые счета работников, чьи фамилии начинаются с Личная карточка (ф. ) ФИО1, в которой указывается полная дата рождения, на хранение в архив не поступала.

Несовпадение года рождения заявителя с записями в лицевых счетах, объясняется тем, что на лицевых счетах не предусматриваются визы ознакомления работника и ошибки в написании фамилии, имени, отчества и даты рождения встречаются очень часто.

Просмотренные документы позволили сделать вывод, что допущенная при оформлении лицевого счета за *** год ошибка своевременно не была устранена и неверная информация о дате рождения ежегодно переносилась в новый лицевой счет.

Идентификация заявителя проведена на основании совпадения фамилии, имени, отчества, сведений о времени и месте работы, дат рождения детей, указанных в заявлении с информацией, имеющейся в документах архивных фондов. Поскольку в документах названных фондов в данный период имеются сведения только об одном работнике по имени ФИО1, несовпадение даты рождения заявителя с данными, имеющимися в лицевых счетах, является вполне допустимым, учитывая низкое качество документов того периода вообще и данных архивных фондов в частности.

Из имеющегося в материалах пенсионного дела диплома следует, что ФИО1 с *** по *** проходила обучение в ***

Согласно представленным суду архивным отделом ГАУ МО «ЦКО» копиям архивных документов среднего городского профессионально-технического училища (СГПТУ) адрес*** (сопроводительное от ***) ФИО1 была зачислена в *** с *** в группу по профессии ***, отчислена с *** по окончании полного курса обучения (приказы от ***-к и ***-к) (л.д. 114-122).

В указанных документах имеются сведения о том, что ФИО1 (месяц и год рождения - ***, домашний адрес***) выдан диплом , по окончании указанной образовательной организации она направлена в ***.

Копия паспорта истца, имеющаяся в материалах пенсионного дела, подтверждает, что ФИО1 с *** по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адрес***.

Из представленной ММБУ «УОДОМС города Мурманска» в материалы дела по запросу суда копии приказа *** от *** следует, что ФИО1, учащаяся группы зачислена *** по окончании СГПТУ с окладом по штатному расписанию с *** в объединение (л.д. 44 об.).

Таким образом, совокупность имеющихся в деле доказательств, позволяет сделать вывод, что ФИО1 по окончании *** работала в ***, а связи с чем суд считает требование истца о включении периода работы в *** в страховой стаж и стаж работы в РКС законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом суд учитывает, что работник не имеет доступа к изготовлению и хранению документов, касающихся его трудовой деятельности и находящихся к работодателя, а сохранность указанных документов и правильность их ведения возложена на работодателя, данное обстоятельство не может лишать истца права на назначение пенсии.

Вместе с тем, рассматриваемое требование истца подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как указывалось выше, в период работы в *** ФИО1 в период *** г.г. дважды находилась в декретном отпуске (больничный по беременности и родам), а также в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет).

До внесения изменений Законом Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КзоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достиждения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 постановления Совета министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970, ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.Согласно правовой позиции, изложенной в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

При этом, п. 26 названного Постановления предусмотрено, что согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, согласно архивной справке ММБУ «УОДОМС города Мурманска» от *** за период работы в *** ФИО1 был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы с *** по ***.

Поскольку в указанные периоды заработная плата ФИО1 не выплачивалась, период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы не может быть учтен как в страховой, так в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, с учетом нахождения ФИО1 в период работы в *** в отпусках по уходу за детьми, в её страховой стаж подлежит включению период в данной организации с ***, а в стаж работы в РКС периоды с ***

Истцом также заявлено о возложении на ответчика обязанности включить в стаж работы в РКС период стажировочной оплачиваемой практики с *** по ***. Данный период не включен ответчиком в стаж работы ФИО1 в РКС, поскольку период начального профессионального обучения на рабочих местах включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в тех случаях, когда производства и работы без перечисления их профессий и должностей указаны в Списках.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, предусмотрено, что в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Закона о страховых пенсиях, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее также Правила № 516). Данными Правилами урегулированы общие вопросы исчисления стажа, дающего право на трудовые пенсии в соответствии с приведенными статьями.

В силу п. 4-5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, условием для включения периодов страхового стажа работы в районах Крайнего Севера (РКС), является подтверждение факта осуществления деятельности именно в РКС, выполняемой при этом постоянно в течение полного рабочего дня.

Согласно ч. 3, 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 13.11.1968 № 805 было утверждено Положение о производственной практике учащихся средних специальных учебных заведений СССР (далее также Положение о производственной практике), в соответствии с п. 1 которого, производственная практика учащихся средних специальных учебных заведений является органической частью учебного процесса и имеет целью закрепить и углубить знания, полученные учащимися в процессе обучения, привить необходимые умения и навыки практической деятельности по изучаемой специальности, приобщить учащихся к общественно полезному труду.

Пунктом 33 Положения о производственной практике предусмотрено, что на учащихся, которые в период производственной (технологической и преддипломной) практики зачислены на рабочие места или другие оплачиваемые должности, распространялось общее трудовое законодательство, и они подлежали государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками и служащими.

Время работы учащихся на оплачиваемых рабочих местах, должностях в период производственной (технологической и преддипломной) практики засчитывалось в стаж непрерывной работы при исчислении размера пособий по государственному социальному страхованию и установлении надбавок к государственным пенсиям независимо от продолжительности перерывов в работе, связанных с системой обучения (п. 34 Положение о производственной практике).

Таким образом, действовавшим в период спорных правоотношений законодательством предусматривалась возможность предоставления учащимся во время производственной практики на период производственной работы оплачиваемого рабочего места (должности).

Из имеющихся в деле доказательств следует, что истец после завершения учебы была трудоустроена *** в *** на должность ***, при этом в период с *** по *** она проходила производственную оплачиваемую практику.

Исходя из вышеприведенных положений Закона о страховых пенсиях, Правил № 1015, а также Положения о производственной практике, период прохождения практики, равно как и иной период работы, может включаться в стаж при наличии документального подтверждения трудовых отношений с предприятием. Доказательством факта нахождения в трудовых отношениях с предприятием, в том числе в период прохождения практики, могут являться приказы о приеме на работу на штатную должность и увольнении, справки организаций, подтверждающие факт работы или выплаты заработной платы.

Факт зачисления ФИО1 на рабочее место в должность продавца в период оплачиваемой практики с *** по *** подтверждается сведениями архивного отдела ММБУ «УОДОМС города Мурманска» от ***, согласно которым она работала в *** на оплачиваемой практике с окладом по штатному расписанию (приказ от ***) (л.д. 18). При этом, за данный период ей начислялась заработная плата.

Кроме того, данное обстоятельство подтверждается копией представленного указанным архивом приказом *** от *** «По личному составу», содержащим сведения о направлении на основании письма от *** среднего городского профессионального технического училища учащейся группы ФИО1 *** в объединение на стажировочную оплачиваемую практику с окладом по штатному расписанию с *** по *** (л.д. 45).

Представленная архивным отделом ММБУ «УОДОМС города Мурманска» копия лицевого счета за *** год содержит сведения о начислении ФИО1 заработной платы с начислением на нее коэффициента (л.д. 50, 51).

Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности подтверждают, что на истца в период прохождения указанной практики распространялось трудовое законодательство, доказательства иного в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд считает требование истца о возложении на ГУ УПФ РФ в Кольском районе обязанности включить в стаж работы в РКС периода стажировочной оплачиваемой практики с *** по *** обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Вышеприведенные доводы представителя ответчика в рассматриваемой части судом не принимается ввиду незнания в полной мере законодательства, регулировавшего правоотношения в спорный период.

В соответствии с п. 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н, (далее Правила обращения за страховой пенсией) при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;

д) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;

ж) возвращает заявителю подлинники представленных им документов;

з) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 23 Правил обращения за страховой пенсией).

Согласно п. 6, 51 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; об индивидуальном пенсионном коэффициенте. Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные документы выдаются правопреемником, вышестоящим органом или организациями, осуществляющими хранение и использование архивных документов, располагающими необходимыми сведениями (п. 104 названного Перечня).

Таким образом, обязанность предоставления документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, возложена на заявителя. При этом, должностные лица территориальных органов Пенсионного фонда РФ наделены правом направлять запросы в отношении соответствующих документов (сведений) в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации.

При рассмотрении требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости с даты достижения возраста суд принимает во внимание положение ч. 1 ст. 22 Закона о страховых пенсиях, предусматривающие назначение страховой пенсии со дня обращения за данной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, которое не предполагает возможности отказа в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии в случае признания неверным расчета специального стажа, произведенного органом Пенсионного фонда РФ, при установлении факта обращения за назначением пенсии, в рамках которого был произведен соответствующий расчет.

Как указывалось выше, ответчик учел в страховой стаж истца *** (в льготном исчислении ***) при требуемом стаже 20 лет; в стаж работы в районах Крайнего Севера - *** (календарно), при требуемом стаже 12 лет.

Для возникновения права на назначение страховой пенсии по старости досрочно общая продолжительность подлежащих включению в страховой стаж спорных периодов должна составить не менее *** (*** при льготном исчислении), а также в стаж работы РКС – *** (в календарном исчислении), по подлежащим удовлетворению судом заявленных истцом требований общая продолжительность указанных периодов как по страховому стажу, так и стажу работы в РКС превысит необходимый размер.

Таким образом, поскольку на дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанным основаниям истец достиг необходимого возраста и у него с учетом подлежащих включению спорных периодов имелся необходимый стаж работы в РКС, а также страховой стаж, требование о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

Разрешая требование истца о признании решения органа Пенсионного фонда РФ незаконным, суд учитывает, что оспариваемое решение также содержит ряд периодов, не учтенных при расчете страхового стажа и стажа работы в РКС, в отношении которых истцом исковые требования не предъявлялись, в связи с чем оснований для признания оспариваемого решения незаконным суд не усматривает.

При разрешении требований о взыскании расходов по оплате услуг нотариуса за составление доверенности, суд руководствуется, разъяснениями, содержащимися в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Расходы на оформление доверенности, имеющейся в материалах дела, не могут быть признаны судебными издержками, поскольку доверенность выдана ФИО1 представителю ФИО3 для участия не в конкретном деле или конкретном судебном заседании, в связи с чем заявленное ФИО1 требование в данной части удовлетворению не подлежит.

Разрешая требование истца о взыскании с ответчика в его пользу понесенных судебных расходов, суд руководствуется ст. 88, 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимыми расходы.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. При этом, расходы на оплату услуг представителя судом присуждаются в разумных пределах.

Согласно разъяснениям, данным в п. 10 и 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Согласно п. 13 названного Пленума разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Разрешая требование истца о взыскании с ответчика в его пользу понесенных судебных расходов, суд руководствуется ст. 88, 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимыми расходы.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. При этом, расходы на оплату услуг представителя судом присуждаются в разумных пределах.

Согласно разъяснениям, данным в п. 10 и 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Согласно п. 13 названного Пленума разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Установлено, что ФИО1 обратилась за оказанием юридической помощи в адвокатский кабинет ФИО3, где за консультацию и определение правовой позиции, ознакомление с материалами пенсионного дела, подготовку и подачу иска в суд, составление иных процессуальных документов, представление интересов в суде первой инстанции в качестве аванса заплатила 15 000 руб. 00 коп., что подтверждается соглашением об оказании юридической помощи от ***. Факт получения денежных средств в указанном размере устанавливается квитанцией от ***. Оснований не доверять представленным истцом документам у суда не имеется.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, объем проведенной адвокатом работы (консультацию и составление искового заявления), уровень сложности дела, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, а также возражения ответчика, суд находит требования истца о взыскании с ответчика понесенных расходов на оплату услуг представителя (консультация и составление искового заявления) подлежащими удовлетворению частично. По мнению суда с учетом указанных выше обстоятельств, разумными расходами на оплату услуг представителя являются расходы в размере 10 000 руб. 00 коп.

Возражения представителя ответчика в части обоснованности расходов на оплату услуг представителя судом не принимаются, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о защите пенсионных прав – удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской (межрайонное) включить ФИО1 в страховой стаж период работы в *** с ***

Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской (межрайонное) включить ФИО1 в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения в *** стажировочной оплачиваемой практики с *** по ***, а также период работы в *** с ***

Во включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы в *** ФИО1 в остальной части - отказать.

Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской (межрайонное) обязанность назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты наступления права на досрочную страховую пенсию – ***.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг предстаивтеля в размере 10 000 (десять тысяч) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

***

***

Судья Л.И. Власова

***

***

***