Дело № 2-448/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<Дата> г.Партизанск
Партизанский городской суд Приморского края РФ в составе: председательствующего судьи Кравчук Е.В.,
при секретаре Баевой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г.Партизанска в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Партизанского городского округа Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по изготовлению технического паспорта дороги по проезду с улицы Московская до улицы Партизанская с.Казанка Партизанского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г.Партизанска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Партизанского городского округа Приморского края о признании незаконным бездействия по не проведению мероприятий, связанных с паспортизацией автомобильной дороги по проезду с улицы Московская до улицы Партизанская с.Казанка Партизанского городского округа, о возложении обязанности по выполнению мероприятий, связанных с паспортизацией указанной автомобильной дороги, и изготовлению технического паспорта дороги по проезду с улицы Московская до улицы Партизанская с.Казанка Партизанского городского округа в течении трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование исковых требований указано, что на территории Партизанского городского округа имеется не паспортизированная автомобильная дорога, расположенная по проезду с улицы Московская до улицы Партизанская с.Казанка.
В силу ч.9 ст.6 и ч.11 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ от 08.11.2007) указанная автомобильная дорога является автомобильной дорогой общего пользования и собственностью Партизанского городского округа.
В силу п.6 ст.13 и ч.ч.1, 2, 3 ст.17 Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007, п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003), а также в силу ст.ст.6, 12, 34 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ от 10.12.1995) администрация Партизанского городского округа обязана осуществлять паспортизацию данной автомобильной дороги.
В судебном заседании представитель истца – ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив исковые требования в части срока выполнения мероприятий, связанных с паспортизацией автомобильной дороги и изготовления технического паспорта дороги – в течение одного года после вступления в законную силу решения суда.
Представитель ответчика по доверенности – ФИО2 исковые требования не признала, указав, что отсутствие технического паспорта на автодорогу не влияет на техническое состояние дороги, а типовая инструкция, на которую ссылается истец, носит рекомендательный характер.
Согласно приказу Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту и содержанию дорог общего пользования» паспортизация не относится к обязательным видам работ, а входит в прочие работы по содержанию дорог, так как не оказывает негативные влияния на безопасность дорожного движения. Технический паспорт не является правоустанавливающим документом, так как не влечет возникновения или прекращение прав и обязанностей, а представляет собой результат технической работы по осмотру и измерению объекта, его техническому описанию.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения каких-либо прав неопределенного круга лиц и не указано каким образом, отсутствие паспорта дороги влияет на безопасность дорожного движения.
В соответствии с Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по решению широкого круга вопросов местного значения. При этом, доходные источники, находящиеся в их распоряжении, не обеспечивают исполнение закрепленных расходных обязательств. В условиях ограниченности финансовых средств и необходимости осуществления первоочередных, социально-значимых расходов бюджет Партизанского городского округа на 2014 год утвержден с дефицитом в сумме 9958,69 тыс. рублей.
Кроме того, местный бюджет в значительной степени зависит от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. В общем объеме доходов муниципального бюджета на 2014 год «собственные» (налоговые и неналоговые доходы) составляют 35%, а безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов - 65 %. Высоко дотационный характер бюджета Партизанского городского округа на 2014 год ограничивает возможности органов местного самоуправления по самостоятельному расходованию бюджетных средств.
В расходной части местного бюджета на 2014 год предусмотрены первоочередные расходы, обеспечивающие функционирование учреждений социально-культурной сферы и решение отдельных вопросов жизнедеятельности территории.
Таким образом, полагает, что удовлетворение иска приведет к перераспределению средств бюджета, нарушению прав органа местного самоуправления на самостоятельное планирование бюджета. Паспортизация автомобильных дорог включает в себя перечень работ, которые должны быть проведены в рамках его оформления. В том числе, составлении схемы дороги, карточки искусственных сооружений, сводные ведомости, ведомости наличия и технического состояния объектов на дороге. Формируются, параметры дороги, состояние покрытия и другие работы.
Для выполнений мероприятий, связанных с паспортизацией автомобильной дороги и изготовления технического паспорта администрации Партизанского городского округа необходимо установить финансирование проведения данных работ, а также организовать рассмотрение вопроса о включении данных расходов в бюджет на очередной финансовый год, так как на 2014 год бюджет Партизанского городского округа сформирован.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007: дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 статьи); содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 статьи).
Статей 5 Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 определена классификация автомобильных дорог. В соответствии с ч.2 данной статьи автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
Согласно ч.3 ст.5 Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. В соответствии с ч.11 данной статьи автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии со ст.13 Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (п.5 статьи); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6 статьи).
Согласно Перечню автомобильных дорог местного значения, представленного администрацией Партизанского городского округа, дорога по проезду с улицы Московская до улицы Партизанская с.Казанка Партизанского городского округа (пункт 107 Перечня) отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
В соответствии с ч.1 ст.17 Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа. Аналогичные положения относительно дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Партизанского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них закреплены в п.5 ч.1 ст.5 Устава Партизанского городского округа.
Согласно ст.12 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч.4 ст.6 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно п.п.4 п.9 Приказа Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной 05.02.1982 Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п.1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В настоящее время с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Согласно Выписке из реестра муниципальной собственности от 07.03.2014, представленной администрацией Партизанского городского округа, автомобильная дорога по проезду с улицы Московская до улицы Партизанская с.Казанка Партизанского городского округа (Реестровый номер 3203) Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 передана в собственность Партизанского городского округа.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно Порядку проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года № 150, установлено: оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (пункт 2 Порядка); оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (пункт 3 Порядка).
Таким образом, паспортизацию дороги по проезду с улицы Московская до улицы Партизанская с.Казанка Партизанского городского округа должна осуществлять администрация Партизанского городского округа.
Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги, необходим, для обеспечения безопасности дорожного движения, в свою очередь, безопасность дорожного движения затрагивает права и интересы граждан, проживающих и находящихся на территории Партизанского городского округа, которых невозможно индивидуализировать.
Доводы представителя ответчика о том, что паспортизация не относится к обязательным видам работ, суд находит несостоятельными, поскольку Приказ Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» не содержит разграничения работ на обязательные и необязательные, а лишь устанавливает состав работ для различных видов дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание).
Поскольку автомобильная дорога по проезду с улицы Московская до улицы Партизанская с.Казанка Партизанского городского округа является собственностью Партизанского городского округа, обязанность осуществить паспортизацию в силу прямого указания закона возлагается на администрацию Партизанского городского округа.
Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств для проведения мероприятий по паспортизации дороги судом не принимаются, поскольку представителем истца уточнен срок исполнения данных требований – в течение года со дня вступления решения суда в законную силу, следовательно ответчику будет предоставлена возможность включения данных расходов в бюджет городского округа на очередной финансовый год.
Исходя из изложенного, суд находит заявленные требования законными и подлежащими полному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора г.Партизанска Удовлетворить требования и.о. прокурора г.Партизанска к администрации Партизанского городского округа Приморского края о признании незаконным бездействия по не проведению мероприятий, связанных с паспортизацией автомобильной дороги по проезду с улицы Московская до улицы Партизанская с.Казанка Партизанского городского округа, о возложении обязанности по выполнению мероприятий, связанных с паспортизацией указанной автомобильной дороги, и изготовлению технического паспорта дороги по проезду с улицы Московская до улицы Партизанская с.Казанка Партизанского городского округа удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Партизанского городского округа Приморского края по не проведению мероприятий, связанных с паспортизацией автомобильной дороги по проезду с улицы Московская до улицы Партизанская с.Казанка Партизанского городского округа, и изготовлению технического паспорта указанной автомобильной дороги.
Обязать администрацию Партизанского городского округа выполнить мероприятия, связанные с паспортизацией автомобильной дороги по проезду с улицы Московская до улицы Партизанская с.Казанка Партизанского городского округа, и изготовить технический паспорт указанной автомобильной дороги в течение года с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения с подачей жалобы через Партизанский городской суд.
Судья Кравчук Е.В.