№ 2-4490/2018
Решение
Именем Российской Федерации
г. Гатчина 26 ноября 2018
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Лобанева Е.В.,
при секретаре Юрченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью по п.п. 10, 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях РФ» с *** г;
об обязании зачесть периоды работы в специальный педагогический стаж в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №*** с *** по ***; в должности учителя-дефектолога в МОУ «*** с *** по ***;
установил:
в обоснование иска указано, что *** истец обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, т.к. ее педагогический стаж составил 23 года 01 месяц 14 дней. Однако, ответчик не засчитал ей в стаж для назначения пенсии периоды работы в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №*** с *** по ***; и в должности учителя-дефектолога в МОУ «*** с *** по ***, сославшись на то, что такие учреждения не предусмотрены Списком должностей учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии. Это решение незаконно и необоснованно, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 12 ФЗ «Об образовании» действие законодательства распространяется на все виды образовательных учреждений на территории РФ независимо от их организационно-правовой Формы. В определении Верховного суда РФ от 31.07.2001 г было установлено, что пенсия за выслугу лет назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правого статуса учреждения. Ныне действующему закону «О трудовых пенсиях» не должна придаваться обратная сила, ухудшающая положение граждан. За весь спорный период она занималась одной и той же педагогической деятельностью в одних и тех же образовательных учреждениях, независимо от смены их наименований (л.д. ***).
Истец ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований. Пояснила, что она устроилась на должность воспитателя в «ясли-сад» ******, и проработала в нем в указанной должности до *** За весь этот период времени ее должностные обязанности и вид деятельности образовательного учреждения не менялись – в нем продолжали воспитываться малолетние дети. Менялось только название садика. Затем с *** г по настоящий момент она работает в «***» сначала в должности воспитателя, затем учителя-дефектолога. За все прошедшие годы ее должностные обязанности и вид деятельности учреждения не менялся – в нем продолжают круглосуточно обучаться и проживать дети с отклонениями в развитии. Часть детей проживает и обучается в интернате пять дней в неделю, а другие круглогодично 7 дней в неделю.
Представитель ответчика – ФИО2 указанные факты не оспаривала, но просила в иске отказать по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д. ***).
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, установил следующее:
*** истец ФИО1, *** г.р., обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости (л.д. ***).
Истцом была представлена трудовая книжка и необходимые документы, подтверждающие, что ФИО1 была трудоустроена *** в «Ясли-сад №*** отдела народного образования на должность воспитателя, где проработала до *** (л.д. ***).
По запросу ответчика Комитет образования *** сообщил, что приказом № от *** «ясли-сад №» был переименован в Дошкольное образовательное учреждение №, которое являлось структурным подразделением *** отдела народного образования ***. Задачи и деятельность учреждения с момента переименования не изменялись (л.д. ***).
С *** по настоящее время ФИО1 трудится в «***» в должности сначала воспитателя, затем учителя-дефектолога (л.д. ***).
По запросу Пенсионного фонда государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «***» сообщило, что *** наименование «***» было изменено на муниципальное образовательное учреждение «***. Задачи и деятельность учреждения с момента переименования не изменялись.
*** наименование изменено на муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся и обучающихся воспитанников с отклонением в развитии***».
Затем наименование учреждения и его организационно-правовая форма менялись еще 7 раз, но истец продолжает работать в указанной должности в том же учреждении до настоящего времени (л.д. ***).
Также, истцом была представлена ответчику справка Комитета образования от *** о том, что МОУ «*** в период с *** по *** осуществляло свою деятельность в соответствии с «***», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 (л.д. ***).
Решением начальника УПФР в Гатчинском районе Ленинградской области от ***№ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа. В специальный стаж не были включены периоды работы в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №*** с *** по ***; в должности учителя-дефектолога в МОУ «*** с *** по *** Педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, составил 23 года 01 месяц 14 дней (л.д. ***).
По запросу суда Комитет образования сообщил, что Устав «***» и должностные инструкции истца в должности воспитателя за период работы в «***» не сохранились (л.д. ***).
В обоснование отказа в назначении пенсии ответчик сослался на то, что необходимо установить тождественность учреждений, в которых была трудоустроена истец в спорные периоды времени, тем учреждениям, которые указаны в Списке, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом пунктом 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования".
Поскольку тождественность учреждений Министерством не была установлена, то оснований для включения спорных периодов в досрочный стаж истцу не имеется.
По запросу суда Министерство труда и социальной защиты РФ сообщило, что процедура установления тождества профессий, должностей и организаций применяется, если имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, что в данном случае не производилось, и оснований к этому не имеется. В Списке предусмотрены типовые наименования: «дошкольные образовательные учреждения», и его видовые наименования: «ясли-сад», «детский сад» и т.д. Типовое наименование: «специальное образовательное (коррекционное) учреждение для воспитанников с отклонениями в развитии», и его видовые наименования: «школа-интернат» и прочие. Периоды работы в образовательных учреждениях, тип или вид которых не соответствует типу или виду, предусмотренному Списком, не подлежат включению в стаж. Вместе с тем, конкретные вопросы включения в стаж для досрочной пенсии периодов работы могут быть рассмотрены с учетом документов, содержащих юридически значимую информацию, из которых можно установить тип и вид образовательного учреждения, и с учетом ранее действующих нормативных правовых актов (л.д. ***).
У суда не имеется оснований не согласиться с позицией Министерства.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2003 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
В соответствии с подп. "м" п. 1 ростановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список N 781 и Правила N 781).
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении N 18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за N 320-О от 5 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 были признаны утратившими силу ранее действовавшие Списки от 6 сентября 1991 года N 463 и от 22 сентября 1999 года N 1067. Таким образом, действие данного Списка распространено законодателем на все предыдущие периоды работы лица, обратившегося за назначением пенсии, без ограничения во времени.
Согласно пункту 3 Правил N 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Данный Список № 781 позволяет засчитывать в специальный педагогический стаж работу в должности воспитателя, учителя-дефектолога в общеобразовательных школах, учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах (п. 1 раздела "Наименование должностей" и п. 1.2 раздела "Наименование учреждений"), а также в должности воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях, включая сады всех наименований, центры развития ребенка, детские сады, ясли-сад, детские ясли (п. 1.8 раздела «Наименование учреждений»).
Аналогичные должности, дошкольные и школьные образовательные учреждения предусмотрены и Списком N 463.
Таким образом, в соответствии как со Списком N 781, так и со Списком N 463, действовавшем в спорный период работы истца воспитателем в ******, правом на получение пенсии в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях для детей обладают воспитатели образовательных учреждений детских садов всех наименований, яслей-садов, детских яслей.
Следовательно, тип учреждения Списком предусмотрен. Если у ответчика возникали сомнения в виде дошкольного учреждения, т.е. к какому именно наименованию детского сада оно относится, то достаточно было ответов на запросы из Комитета образования, сообщившего, что «ясли-сад №» были лишь переименованы, но не изменилось направление деятельности учреждения.
Также, анализ приказа Минпроса СССР от 29.01.1985 N 16 "О введении Положения о детском дошкольном учреждении", которое действовало в период с 1991 по 1995 годы, свидетельствует о том, что детские дошкольные учреждения могут быть следующих типов: детские ясли-сад (основной тип); детские ясли; детский сад. Детские дошкольные учреждения создаются общего, специального и другого назначения. Детские дошкольные учреждения любого назначения руководствуются в своей работе настоящим Положением, положениями и инструкциями о детских дошкольных учреждениях соответствующего профиля (р. 9).
Соответственно, иные виды дошкольных учреждений ранее действующим законодательством предусмотрены не были.
В периоды работы истца в «***» действовал Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" N 175018, утвержденный Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976 и утративший силу с 01.01.2003, содержащий перечень учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, учитываемая для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Разделом 92400 3 "Отрасли народного хозяйства" указанного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
При этом такое учреждение дошкольного воспитания как ясли-сад появилось в связи с принятием постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1959 N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", которым было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов в единое детское учреждение, которому присвоено название "ясли-сад".
Таким образом, наименование дошкольного образовательного учреждения приравнивалось к наименованию учреждения "ясли-сад", следовательно, действовавшее ранее пенсионное законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения трудовой пенсии досрочно, может осуществляться в любом дошкольном образовательном учреждении.
Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истца на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.
То обстоятельство, что «***» не являлось самостоятельным учреждением, а имело статус структурного подразделения ***, не влияет на пенсионные права ФИО1
Раздел "Наименование учреждений" Списка конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытое в федеральных законах понятие "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Из п. 1.2 Списка № 781 не следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, связывается исключительно с наличием у перечисленных в ней учреждений социального обслуживания статуса юридического лица. Там перечисляются типы и наименования всех детских садов.
Согласно пункту 13 Правил № 781 в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
Таким образом, следует исходить из того, что работа в соответствующих должностях в учреждениях для детей, которые не обладают правами юридического лица, а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Также, суд приходит к выводу, что образовательное учреждение, в котором работает истец, относится в настоящий момент, и относилось в спорный период с *** по *** годы к специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, поскольку согласно Уставу данного учреждения, действующему с ***, учреждение реализует основную программу специального школьного образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (п. *** Устава). В соответствии с п. *** Устава продолжительность пребывания детей в учреждении устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Учреждение предоставляет воспитанникам, обучающимся бесплатное питание, бесплатный комплект одежды и обуви, бесплатное проживание, медицинское обслуживание (л.д. ***).
В соответствии с п. 1 и п. 2 «Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья", утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:
специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.
Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.
Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее именуется - коррекционное учреждение) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (далее именуются - воспитанники) реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.
В соответствии с Законом Ленинградской области от 23.07.2002 года N 28-оз "О специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области" специальное (коррекционное) образование осуществляется в образовательных учреждениях (классах, группах) компенсирующего вида для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Создание иных видов муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей в указанный период времени законом не допускалось.
Судом установлено, что истец выполняет программы по коррекции речи для детей с отклонениями в развитии, с выполнением требований поступления данных детей в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
По своим функциям «*** в период с *** по *** соответствовало виду учреждения – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Поэтому имеются основания для включения в специальный педагогический стаж истца спорных периодов работы с *** по *** (*** месяцев) + с *** по *** (***), что в сумме составит 3 года 10 месяцев 8 дней.
При включении в специальный педагогический стаж Цветковой, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на *** по подсчету ответчика, 23 года 01 месяц 14 дней, спорных периодов, общая продолжительность стажа составит 26 лет 11 месяцев 22 дня, что превышает необходимые по закону 25 лет педагогической деятельности и позволяет принять решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости истцу.
Суд также отмечает, что в соответствии со ст. 22 Закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Учитывая вышеустановленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что решение ответчика об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истцу незаконно и необоснованно, поэтому подлежит удовлетворению требование истца о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости бессрочно со дня обращения за ее назначением - с ***.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд
решил:
исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонное) включить ФИО1 периоды работы в специальный педагогический стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости, в должности воспитателя в «***» *** в период с *** по ***; в должности воспитателя и учителя-дефектолога в МОУ «*** в период с *** по ***.
Признать за ФИО1 право на назначение досрочной пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2003 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с *** г.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца с даты составления путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Гатчинского городского суда.
Судья: Е.В. Лобанев
Решение составлено ***