Дело № 2-4490/2014 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 11 августа 2014 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Порфирьевой И.В.,
при секретаре Нечахиной А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, о признании незаконным бездействия Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Йошкар-Олы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением и просила признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в решении вопроса предоставления ее детям ФИО2, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Йошкар-Олы и обязать Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» предоставить им место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Йошкар-Олы по месту проживания в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования обосновала тем, что она является матерью несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 07 февраля 2012 года она обратилась с заявлением о постановке в очередь для устройства в дошкольное учреждение своих несовершеннолетних детей. Согласно уведомления в этот же день дети были поставлены в общую очередь за №№ 110 и 111, ей назначена дата обращения на комиссию – 27 апреля 2016 года. 30 октября 2013 года согласно представленным документам, поскольку ФИО1 стала многодетной матерью, дети были поставлены в льготную очередь и были зарегистрированы в ней за №№ 644 и 645. Поскольку до настоящего времени ее дети не обеспечены местами в муниципальном дошкольном образовательном учреждении заявитель обратилась с вышеуказанными требованиями в суд.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО4, ФИО5 в судебном заседании с заявлением не согласились, считают, что оснований для его удовлетворения у суда не имеется. Суду представили отзыв на заявление и дополнение к нему, пояснения дали аналогично изложенному в отзыве. Дополнили, что на 1 июня 2014 года по льготной очереди путевки в детские сады, подведомственные управлению образования городского округа «Город Йошкар-Ола», получают первые 350 детей, в соответствии со списком льготной очереди. В 2014 году планируется открытие дополнительных мест, ФИО1 было предложено обратится в управление образования городского округа «Город Йошкар-Ола» в августе текущего года для получения информации о получении места в детском саду в 2014 году
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23, 25 ГПК РФ, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными ст. 441 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 441 ГПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
При рассмотрении дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции РФ, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Вместе с тем, все гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Судом установлено, что ФИО1 является матерью несовершеннолетних ФИО2, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
07 февраля 2012 года она обратилась с заявлением о постановке в очередь для устройства в дошкольное учреждение своих несовершеннолетних детей. Согласно уведомления и представленным копиям из журнала учета поступления заявлений по устройству детей в дошкольные учреждения в этот же день дети были поставлены в общую очередь за №№ 110 и 111, ей назначена дата обращения на комиссию – 27 апреля 2016 года.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 05 апреля 2012 года № 110 внесены изменения в абз. 2 п. 1 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2010 года № 25 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений многодетной семьи в Республике Марий Эл», согласно которого удостоверение многодетной семьи в Республике Марий Эл выдается одному из родителей (усыновителей) многодетной семьи, имеющей в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей (усыновителей) (далее - многодетная семья).
По заявлению 30 октября 2013 года согласно представленным документам, поскольку ФИО1 стала многодетной матерью, дети были поставлены в льготную очередь и были зарегистрированы в ней за №№ 644 и 645.
В соответствии с п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N
131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", п. 12 ч.1 ст.9 Устава муниципального образования
"Город Йошкар-Ола" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения.
Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в соответствии с пунктом 2.2.1. Положения об управлении образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного Собранием депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 07.10.2009 N 781-IV, выступает учредителем муниципальных образовательных учреждений. В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения, одной из основных задач управления образования является организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».
Процедура постановки на учет для последующего зачисления детей в муниципальные дошкольные образовательные организации города осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Приём заявлений, постановка детей на учёт для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утверждённым постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 января 2014 г. № 87 (далее - административный регламент).
В соответствии с административным регламентом предоставления
муниципальной услуги «Приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утверждённым постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 января 2014 г. № 87 (далее - административный регламент) путёвка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение выдаётся комиссией по распределению мест в дошкольные образовательные организации (далее - ДОО) согласно сформированным спискам очередности - общей и льготной, в соответствии с датой, указанной в уведомлении о постановке на учет по устройству ребёнка в ДОО.
Группы формируются в соответствии с достижением ребёнка определенного возраста на начало учебного года, с целью освоения им программы, реализация которой по каждой возрастной группе начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая в рамках одного учебного года.
В соответствии с пунктом 3.6.2. указанного Административного регламента путевка для зачисления в МДОУ выдается комиссией по распределению мест в МДОУ по сформированным спискам очередности (общей и льготной) согласно срока, определенного в журнале учета поступления заявлений по устройству детей в детские дошкольные учреждения.
В соответствии с пунктом 3.6.4. Административного регламента работа комиссии по распределению мест в МДОУ проводится в период нового комплектования с апреля по июль еженедельно по средам и пятницам с 14 до 17 часов и в сентябре-октябре еженедельно по пятницам с 14 до 17 часов. При создании новых МДОУ, при исполнении решения судебных органов, а также при открытии дополнительных групп в действующих МДОУ, заседания комиссии проводятся по мере необходимости.
Анализируя приведенные выше положения норм в их системном единстве и действительной правовой взаимосвязи, суд приходит к выводу, что в отличие от общего образования, являющегося обязательным, где обучение детей начинается с достижением ими возраста 6,5 лет, дошкольное образование реализуется в первую очередь в семье. Поступление ребенка, достигшего возраста 2-х месяцев до достижения им 7 лет, в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений возможно только в порядке, установленном органами местного самоуправления. Согласно существующему в г. Йошкар-Оле положению, получение места в муниципальном дошкольном учреждении возможно только в порядке очередности и лишь при наличии установленных нормативными правовыми актами льгот -в первую очередь, либо вне очереди.
Таким образом, обеспечение местами в дошкольном учреждении осуществляется согласно очередности поданных заявлений, в том числе и среди самих льготников: путевка гражданам, имеющим право на внеочередное или первоочередное предоставление мест в дошкольных учреждениях выдается также согласно очередности, установленной по дате подачи заявлений.
Довод заявителя о том, что первоначально с заявлением о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении она обратилась 07 февраля 2012 года и в льготной очереди она должна стоять с этого времени судом не может быть принят во внимание, поскольку к категории многодетная мать заявитель стала относится с 01 июля 2012 года, то есть со дня действия изменений абз. 2 п. 1 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2010 года № 25 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений многодетной семьи в Республике Марий Эл», с этого времени на нее распространяется право стоять в льготной очереди на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. При этом с заявлением о включении в льготную очередь она обратилась только 30 октября 2012 года.
Таким образом, постановка на учет для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении г. Йошкар-Олы несовершеннолетним детям заявителя осуществлялась Управлением образования администрации городского округа «Город Йошкар-ола» в законном порядке, факт бездействия органа местного самоуправления судом не установлен. Оснований для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении детям ФИО1 во внеочередном порядке без учета установленной очередности не имеется.
Таким образом, заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным бездействия Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Йошкар-Олы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.В. Порфирьева
Мотивированное решение составлено 18 августа 2014 года