ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4490/2023 от 26.09.2023 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-4490/2023

УИД 75RS0001-02-2023-005382-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2023 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,

при секретаре судебного заседания Алексеевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края, Управлению Судебного департамента в Забайкальском крае о включении периодов работы в стаж, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания,

установил:

ФИО1 обратилась в суд указанным иском, в обоснование указав на следующее. В настоящее время истец занимает должность председателя Читинского районного суда Забайкальского края. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление Судебного департамента в Забайкальском крае с заявлением о назначении и выплате ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, в связи с тем, что общий стаж работы в должности (качестве) судьи составил 20 лет. Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия при Управлении Судебного департамента в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ, подсчет стажа работы в должности (качестве) судьи согласно данным трудовой книжки и послужного списка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 20 лет 00 месяц 00 дней. При зачете периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 02 месяца 02 дня) возникли разногласия, в связи с чем вопрос о назначении ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, как судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающему работать, отложен до предоставления заявителем документов по спорному периоду работы на судебном участке №41 Краснокаменского района Читинской области. Факт работы истца в указанный период подтверждается записью в трудовой книжке РОС произведенной мировым судьей судебного участка № 41 Краснокаменского района Читинской области о принятии меня на работу в должности секретаря судебного заседания с ДД.ММ.ГГГГ. Трудовая деятельность в данной должности осуществлялась ей до ДД.ММ.ГГГГ (запись ). При приеме на работу к мировому судье истец имела среднее профессиональное образование по специальности «Правоведение», с присвоением квалификации «юрист» и являлась студенткой третьего курса Иркутского государственного университета. ДД.ММ.ГГГГ получила оконченное высшее образование по специальности «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист» Между тем, в Департаменте по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края документов, в которых отражаются сведения о квалификационных требованиях, предъявляемых к замещаемым должностям, не сохранилось. В связи с чем истец лишена возможности иным путем подтвердить стаж работы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания. На основании изложенного, истец просит включить в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания периоды ее работы в должности секретаря судебного заседания судебного участка № 41 Краснокаменского района Забайкальского края за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в судебное заседание явку не обеспечила, о месте и времени рассмотрения дела извещалась в установленном порядке.

Ответчики Управление Судебного департамента в Забайкальском крае, Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим. От представителя Управление Судебного департамента в Забайкальском крае направил письменный отзыв с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края – Лоншаков Д.А. в письменном отзыве на иск указал, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, а также дал объяснения о том, что в Департаменте по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края документов, в которых отражаются сведения о квалификационных требованиях, предъявляемых к замещаемой истцом должности, не сохранилось.

Третье лицо Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации извещены о месте и времени рассмотрения дела, направили письменные возражения, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.

Правовое положение судей, в том числе судей, вопросы их пенсионного обеспечения регулируются Законом Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".

Стаж работы в должности судьи исчисляется в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.01.1996 № 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" и пункта 3.1 "Инструкции о порядке назначения и выплаты месячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении", утвержденной Приказом Верховного Суда РФ N 669кд, Судебного департамента при Верховном Суде РФ N 234 от 10.08.2015.

Инструкция о порядке назначения и выплаты месячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, утверждена Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий и компетенции, незаконной не признана, изложенные в ней нормативные предписания по порядку исчисления судейского стажа для ЕПС и определения права на получение ЕПС согласуются с Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и сама по себе не ограничивает право истца на получение ежемесячного пожизненного содержания.

В соответствии с п. 2.4 Приказа Верховного Суда РФ № 669кд, Судебного департамента при Верховном Суде РФ N 234 от 10.08.2015 "Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности судьям Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении" судьи, имеющие право на получение пенсии по предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям, прилагают к заявлению документ, подтверждающий отказ от ее получения.

В силу п. 3.4. Инструкции для судей, назначенных на должность после 1 июля 2002 года, время работы в должностях, предусмотренных четвертым абзацем пункта 3.1 настоящей Инструкции, включается в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при условии, что стаж их работы непосредственно в должности судьи составляет не менее 5 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 № 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" установлено, что в стаж работы судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот, включается время предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". Положения настоящей статьи подлежат применению при исчислении стажа работы для назначения выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания и ежемесячного денежного содержания по инвалидности в соответствии с пунктами 3, 5 и 5.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", а также при исчислении стажа, дающего право на получение иных видов выплат и льгот.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 19.03.1997 "О порядке применения статей 2, 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов в Российской Федерации" разъяснено, что в стаж работы в качестве судьи применительно к требованиям статьи 7 названного федерального закона включается работа в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, в аппарате органов юстиции (Министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя и адвоката, если эта работа предшествовала назначению на должность судьи. Действие статьи 7 распространяется на лиц, уходящих в отставку (на пенсию) с должности судьи. Время работы на указанных в абзаце первом настоящего пункта должностях после ухода с должности судьи в стаж работы судей не включается, в том числе при исчислении такого стажа в случаях, предусмотренных абзацем 2 пункта 1 статьи 19 Закона "О статусе судей в Российской Федерации".

Исходя из взаимосвязанных положений статьи 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", действие которой распространено на судей Российской Федерации, ушедших в отставку или на пенсию до принятия названного федерального закона, правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 20.04.2010 N 9-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобами граждан А. и З. и запросами Железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного Суда города Ростова-на-Дону", а также пункта 1 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 1997 года в стаж работы судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот, включается работа в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, в аппарате органов юстиции (Министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции), на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя и адвоката, если эта работа предшествовала назначению на должность судьи.

Из представленной трудовой книжки РОС заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ истец замещала должность государственной гражданской службы секретаря судебного заседания Мирового судьи судебного участка № 41 Краснокаменского района Читинской области.

При приёме на работу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у нее имелось оконченное среднее профессиональное образование по специальности «Правоведение», квалификация «юрист» (диплом № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный ).

ДД.ММ.ГГГГ ею получено высшее образование по специальности «Юриспруденция», квалификация «Юрист» (диплом № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ).

Факт работы истца в указанный период времени в должности секретаря судебного заседания Департаментом по обеспечению мировых судей Забайкальского края подтвержден.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" определено, что структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, установление указанной нормы отнесено к ведению субъекта Российской Федерации.

Реализуя названный порядок, Читинской областной Думой 24.11.1999 принят Закон Читинской области от 24.11.1999 № 194-ЗЧО «О мировых судьях Читинской области».

В соответствии с частью 1 статьи 1 названного Закона мировые судьи в Читинской области (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции Читинской области и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 указанного Закона (в редакции от 25.12.2002) аппарат мирового судьи обеспечивает его работу.

В аппарат мирового судьи включаются, как минимум, секретарь судебного заседания и секретарь канцелярии. В аппарат мирового судьи включаются помощник мирового судьи, секретарь судебного заседания и секретарь суда (в редакции от 13.07.2005).

Кадровое обеспечение аппарата мирового судьи осуществляет орган исполнительной власти области, уполномоченный Администрацией Читинской области (далее - уполномоченный орган). Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи утверждаются руководителем уполномоченного органа с учетом мнения мирового судьи, в пределах утвержденного финансирования. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими Читинской области.

Как следует из представленных документов, истец в спорные периоды замещала должность секретаря судебного заседания мирового судьи. Работа в названной должности является работой по юридической специальности, требующей наличие высшего юридического образования.

В силу принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающего законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, структуре органов, наименования, категории, группы должностей и основные требования к государственным служащим в субъекте Российской Федерации должны быть такими же, как и предусмотренные для федеральной государственной службы Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 27.11.2002 N 1368 (с изм. от 31.12.2005) "О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Российской Федерации", вступившим в силу 30.11.2002 года, секретари суда и секретари судебного заседания переведены из младшей группы должностей в старшую группу должностей, в связи с чем, изменились квалификационные требования к замещению данных должностей – требование наличия высшего юридического образования (пп. 2 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 31.07.1995 №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»).

Квалификационные требования предусматривают, что на должность секретаря судебного заседания может быть назначено лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Юриспруденция».

Должностные регламенты секретаря судебного заседания с 2005 года и последующие предусматривают квалификационные требования к уровню образования - высшее юридическое образование, при этом, функциональные обязанности данных должностей не изменялись с 2001 года.

Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О системе государственной службы Российской Федерации".

Согласно ч.2 ст.2 указанного федерального закона государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 3 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О системе государственной службы Российской Федерации" основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, профессионализм и компетентность государственных служащих.

Часть 5 статьи 8 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О системе государственной службы Российской Федерации" предусмотрено, что квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Соответственно, периоды работы в аппарате мирового судьи на должностях, для замещения которых требуется наличие высшего юридического образования, подлежат включению в стаж работы судьи при исчислении стажа для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания.

Учитывая единство правовых и организационных основ государственной службы, порядок прохождения государственной службы, установленный в спорный период по заявленным требованиям с 30.11.2002 – 01.02.2004, требования о наличии высшего юридического образования для лиц, замещающих или претендующих на замещение в аппаратах судов общей юрисдикции (секретаря судебного заседания) и системе Судебного департамента должностей гражданской службы, для которых необходимость такого образования предусмотрена должностными регламентами (часть 3 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пункты 2.1 и 2.3 Квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденных Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации N 69 от 27 июля 2006 года), суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Отсутствие в Департаменте по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края документов, в которых отражаются сведения о квалификационных требованиях, предъявляемых к замещаемым должностям, не может нарушить право истца на назначение ежемесячного пожизненного содержания.

Поскольку включение указанных периодов работы в аппарате мирового судьи Судебного участка №41 Краснокаменского района Читинской области в стаж работы судьи, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полномочия Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края не входит, то требования к нему не подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) к Департаменту по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края (ИНН ), Управлению Судебного департамента в Забайкальском крае (ИНН ) о включении периодов работы в стаж, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания удовлетворить частично.

Включить в стаж работы в качестве судьи, дающей право на получение ежемесячного пожизненного содержания периоды работы ФИО1 в должности секретаря судебного заседания судебного участка № 41 Краснокаменского района Читинской области с 30.11.2002 по 01.02.2004.

В иске к Департаменту по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.

Судья С.Ю. Епифанцева

Решение суда в окончательной форме принято 28.09.2023 года.