ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4492/2021 от 21.05.2021 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2-4492/2021

УИД 28RS0004-01-2021-004788-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2021 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

При секретаре Повагиной Д.В.

С участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «АКС» о взыскании премии, компенсации за несвоевременную выплату премии, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском к ООО «Амурские коммунальные системы» в котором просит взыскать с ООО «Амурские коммунальные систем» невыплаченную премию за выявление и принудительное взыскание скрытого потребления топливно-энергетических ресурсов за декабрь 2020 года в размере 350260 рублей 73 копеек, денежную компенсацию за задержку выплаты премии за период с 1 января 2021 года по 15 апреля 2021 года в сумме 10566 рублей 20 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

В обоснование иска истцом указано, что в период с 7 апреля 2016 года по 25 января 2021 года состоял в трудовых отношениях с ООО «Амурские коммунальные системы» в должности начальника группы эксплуатации приборов учета. В обществе действует Положение о дополнительном премировании работников, выявляющих факты нарушений потребителем порядка пользования энергоресурсами, осуществляющих расчеты и принудительное взыскание долга (Положение о дополнительном премировании). Решением Арбитражного суда Амурской области по делу № А04-817/2020 в пользу ООО «АКС» с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России взыскана стоимость самовольно потребленной холодной воды и отведенных сточных вод в сумме 29312669 рублей 88 копеек, неустойка в размере 882220 рублей 30 копеек, государственная пошлина. Сумма размера самовольного потребления воды и отведенных сточных вод, неустойка в общей сумме 30194890 рублей 18 копеек перечислены ООО «АКС» платежными поручениями от 24 ноября 2020 года. Фонд на выплату премии при оплате суммы от 500001 рубля и выше составляет 10 % от выплаченной суммы. В соответствии со справкой-расчетом, расчет для начисления материального поощрения за выявление (сопровождение) фактов скрытого потребления водоснабжения и водоотведения произведен исходя из оплаты 30194890 рублей 18 копеек, при этом фонд премирования составил 1887180 рублей 64 копейки (без учета обязательных надбавок). Согласно справке-расчету размер рассчитанной ему премии без обязательных надбавок составил 218912 рублей 95 копеек (с надбавками 350260 рублей 73 копейки). 10 % от оплаченной суммы составляет 3019489 рублей 02 копейки, 60 % от фонда премирования (подлежит распределению между службой контроля энергоресурсов). Справка-расчет и служебная записка о премировании направлены в подразделение по управлению персоналом. Сумма премии в заработную плату за декабрь 2020 года не начислена и не выплачена. В ответе на претензию ответчик ссылался на невыплату премии в связи с расторжением с ним трудовых отношений. С указанной позицией не согласен, поскольку был уволен 25 января 2021 года по собственному желанию, премия за выявление и принудительное взыскание скрытого потребления ТЭР должна была быть начислена и выплачена в заработную плату за декабрь 2020 года. Меры дисциплинарного взыскания к нему в период работы не применялись, следовательно, оснований для снижения премии не имелось. Объем выполненной работы полностью соответствует рассчитанной ему премии.

В судебном заседании истец и его представитель на требованиях настаивали, пояснили об обстоятельствах, изложенных в иске. Дополнительно пояснили, что премии к выплате сотрудникам утверждены служебной запиской № СЗ-4311 от 30 ноября 2020 года главным управляющим директором. ФИО1 было распределено 218912 рублей 95 копеек (с надбавками 305260 рублей 73 копейки). Так как размеры премии сотрудникам утверждены еще 30 ноября 2020 года, срок для подготовки приказа о премировании установлен до 29 числа месяца, то премия должна быть выплачена не позднее 31 декабря 2020 года. Установление увольняющимся работникам худших условий оплаты труда, отличающихся от условий оплаты труда работников, трудовые отношения с которыми продолжаются, или работников, требование отношения с которыми прекращены по иным основаниям, является дискриминацией в сфере оплаты труда. Премирование является частью системы оплаты труда. В судебном заседании представить ответчика заявил, что премия на основании выплаченной ФГБУ «ЦЖКУ» стоимости самовольного потребления воды и отведенных сточных вод 24 ноября 2020 года в сумме 30368864 рублей 81 копеек, начислена и выплачена остальным сотрудникам после увольнения истца 25 января 2021 года. Однако приказ о премировании от 10 февраля 2021 года содержит информацию о премировании только 7 сотрудников, при том, что в служебной записке от 30 ноября 2020 года значится 30 работников. Доказательств начисления премии остальным сотрудникам н представлено. Согласно доводам ответчика, премия сотрудникам на основании факта уплаты ФГБУ «ЦЖКУ» стоимости самовольного потребления воды и отведенных сточных вод, на всех сотрудников не может быть более 100000 рублей. Вместе с тем, ФИО4, занимающей до 5 января 2021 года должность главного юрисконсульта, премия была выплачена в размере 271000 рублей. Согласно приказу от 10 февраля 2021 года сумма премии составила 853840 рублей 77 копеек, что противоречит новому приказу от 11 января 2021 года. Следовательно, премия начислена на основании старого приказа, действующего до 2021 года. Согласно новому Положению премия за выявление скрытого потребления энергетических ресурсов сотрудникам юридического подразделения не выплачивается, однако согласно приказу от 10 февраля 2021 года премия начислена сотрудникам юридического подразделения. Не издание работодателем приказа о премировании в установленные Порядком премирования сроки является нарушением трудового законодательства. Издание приказа 10 февраля 2021 года свидетельствует о злоупотреблении работодателем его правами. Не начисление премии в течение двух месяцев с даты, когда появились основания для ее начисления, являются явным нарушением трудового законодательства.

В судебном заседании представитель ответчика не согласившись с иском, указала, что правовых оснований для взыскания в пользу истца суммы премии не имеется, ввиду того, что премия за принудительное взыскание скрытого потребления топливно-энергетических ресурсов не является гарантированным видом денежного содержания, носит стимулирующий характер и выплачивается на основании приказа о поощрении сотрудников. Положение о дополнительном премировании работников общества, выявляющих факты нарушений потребителями порядка пользования энергоресурсами, осуществляющих расчеты и принудительное взыскание долга, устанавливает, что работникам, прекратившим трудовые отношения с обществом по собственному желанию, премия не выплачивается. Приказ о начислении и выплаты премии в связи с выявленным фактом бездоговорного и без учетного водопотребления до даты расторжения трудовых отношений с истцом не издавался, следовательно, истец не имеет права на получение спорной выплаты. Только после рассмотрения дела в кассационной инстанции 10 февраля 2021 года был издан приказ о поощрении сотрудников за выявление и взыскание скрытого потребления топливно-энергетических ресурсов. Прекратив трудовые отношения с ответчиком, истец утратил право на получение спорной выплаты. Служебная записка, справка расчет для начисления материального поощрения за выявление фактов скрытого потребления водоснабжения и водоотведения не являются основанием для выплаты премии, указанные документы являются проектами документов, которые подлежат соответствующей проверке, тогда как премия начисляется и выплачивается на основании соответствующего приказа, который не издавался. Кроме того, приказом от 11 января 2021 года Положение о дополнительном премировании работников общества, выявляющих факты нарушений потребителями порядка пользования энергоресурсами, осуществляющих расчеты и принудительное взыскание долга, утвержденное приказом от 17 октября 2018 года № 530 признано утратившим силу. Указанным приказом утверждено и введено в действие с 11 января 2021 года новое «Положение о дополнительном премировании работников ООО «АКС», связанных с поиском потерь энергоресурсов, за выявление фактов нарушений в пользовании энергоресурсами у потребителей», согласно которому его действие распространяется на работников, непосредственно выявивших и зафиксировавших факты скрытого потребления ТЭР, а также работников, обеспечивающих расчеты по составленным актам. В соответствии с Положением, если сумма оплаченного акта составляет от 100000 рублей до 500000 рублей и более, то расходы на выплату премии с учетом районного и дальневосточного коэффициентов составляют 100000 рублей без вычета НДФЛ. Размер премии устанавливается и распределяется следующим образом: 10 % работникам, проводившим расчеты по данным актам. Поскольку истец являлся одним из работников, который производил расчеты по актам скрытого потребления ресурсов, ему причитается 10 % от премиального фонда. С должника, в рамках дела, рассмотренного арбитражным судом Амурской области взыскано 30368864 рубля 18 копеек. Премиальный фонд составляет 100000 рублей, 10 % от этой суммы, как работнику, который проводил расчеты по актам скрытого потребления ресурсов, причитается истцу и составляет 10000 рублей без вычета НДФЛ. Сумма премии истца, в случае продолжения трудовых отношений, составила бы с учетом НДФЛ 8700 рублей.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что между сторонами возник спор относительно невыплаты ответчиком истцу премиальных выплат.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Частью 1 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (часть 2 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.

Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что в период с 7 апреля 2016 года ФИО1 на основании трудового договора № 238/16 от 7 апреля 2016 года состоял в трудовых отношениях с ООО «Амурские коммунальные системы» по должности специалиста энергоинспекции. С 7 ноября 2016 года приказом № 610 к от 7 ноября 20156 года согласно дополнительному соглашению к трудовому договору переведен на должность начальника группы эксплуатации ПУ Службы контроля энергоресурсов.

По условиям трудового договора в редакции дополнительного соглашения от 1 октября 2019 года, за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 28514 рублей в месяц.

Пунктом 4.1 трудового договора № 238/16 от 7 апреля 2016 года предусмотрено выплата работнику надбавок в виде районного коэффициента в размере 30 % от должностного оклада, надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока 30 % от должностного оклада.

Согласно пункту 4.2 трудового договора, работнику производятся другие выплаты на условиях и в порядке, устанавливаемыми локальными нормативными актами общества.

Выплата заработной платы производится два раза в месяц, в сроки, устанавливаемые локальными нормативными актами (пункт 4.3).

Коллективным договором АО «АКС» на 2018-2021 годы (рег. номер 691 от 15 октября 2018 года) установлено, что заработная плата работникам выплачивается не реже чем каждые полмесяца: 25 числа расчетного месяца за первую половину расчетного месяца (с 1 по 15 число месяца включительно) в размере 30 % от тарифной ставки (должностного оклада) с начислением районного коэффициента, дальневосточной надбавки; 10 числа месяца, следующего за расчетным, за вторую половину расчетного месяца (с 16 числа расчетного месяца до даты окончания расчетного месяца).

Из расчетного листка по начислению заработной платы за декабрь 2020 года следует, что ФИО1 начислена заработная плата исходя из оклада в размере 28514 рублей, премия по итогам работы за текущий год в размере 7128 рублей 50 копеек, оплата отпуска основного 13583 рубля 80 копеек, районный коэффициент 10692 рубля 75 копеек, северная надбавка 10692 рубля 75 копеек.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения об оплате труда работников АО «АКС», утвержденного приказом № 541 от 22 октября 2018 года установлено, что заработная плата в обществе состоит из тарифной ставки (должностного оклада), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, выплат стимулирующего характера, в том числе доплат, надбавок и премий

Согласно пункту 2.3 Положения об оплате труда работников АО «АКС» работникам общества могут быть установлены различные системы поощрения (премирования, выплат) в соответствии с принятыми локальными нормативными актами.

Приказом № 530 от 17 октября 2018 года утверждено Положение о дополнительном премировании работников АО «АКС», выявляющих факты нарушений потребителями порядка пользования энергоресурсами, осуществляющих расчеты и принудительное взыскание долга.

Указанное Положение разработано в целях стимулирования труда, повышения материальной заинтересованности работников АО «Амурские коммунальные системы», непосредственно выявивших и зафиксировавших факт скрытого потребления ТЭР, работников, обеспечивающих расчеты, сопровождение и учет фактов скрытого потребления ТЭР, а также работников юридического подразделения, проводивших претензионно-исковую работу по взысканию задолженности, в целях снижения сверхнормативных потерь от скрытого потребления ТЭР потребителями, присоединенными к сетям.

Действие Положения распространяется на: работников, выявивших и зафиксировавших факт скрытого потребления ресурсов; работников, производящих расчеты, сопровождение и учет фактов скрытого потребления ТЭР и контроль за проведением перерасчетов и начислений по выявленным фактам (составленным актам); руководителей подразделений общества, ответственных за поиск потерь энергоресурсов и обеспечивающих сопровождение и учет фактов скрытого потребления ТЭР и контроль за проведением перерасчетов и начислений по составленным актам; работников и руководителя юридического подразделения, в случае проведения претензионно-исковой работы по выявленным фактам срытого потребления ресурсов.

Пунктом 3 Положения установлены требования к условиям выплаты премии. Так, выплата премии производится при соблюдении в том числе следующих условий: установление факта скрытого потребления ТЭР, зафиксированного в соответствии с требованиями действующего законодательства по каждому виду ресурса; наличие фактически поступившей оплаты (либо суммы, зачтенной по соглашению), подтвержденной данными бухгалтерского учета, по счетам, предъявленным потребителям на основании актов, составленных работниками по фактам, перечисленным в п.п. 3.1.1, 3.2.1, 3.1.3, а также оплат, поступивших (зачтенных по соглашению) в результате проведения претензионно-исковой работы сотрудниками юридического подразделения.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения, премиальный фонд формируется из поступивших на счета общества оплат от потребителей, а также сумм, на которые были заключены с ними соглашения о зачете по выявленным фактам скрытого потребления ТЭР, перечисленным в п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, и подтвержденных данными бухгалтерского учета, а также оплат, поступивших (зачтенных по соглашению) в результате проведения претензионно-исковой работы сотрудниками юридического подразделения.

Средства из фонда премирования распределяется в: соответствии с Приложением № 1 следующим образом. В случае принудительного взыскания сумм задолженности, выявленных в результате скрытого потребления ТЭР: 40 % - работникам, выявившим и оформившим акты на скрытое потребление ресурсов; 10 % работникам, проводившим расчеты по данным актам, 10 % - руководителям и работникам подразделений АО «АКС», ответственных за поиск потерь энергоресурсов и обеспечивающих сопровождение и учета фактов скрытого потребления ТЭР и контроль за проведением перерасчетов и начислений по составленным актам; 40 % - работникам юридического подразделения, проводившего претензионно-исковую работу (пункт 4.2).

В силу пунктов 4.3, 4.4 Положения, расчет размера премии по каждому работнику производится по усмотрению руководителей соответствующих структурных Подразделений предприятия, в зависимости от степени вовлеченности конкретного сотрудника согласно справки-расчета по форме в соответствии с Приложением № 2, 2.1, 2.2 к настоящему Положению. Размер премии работнику общества может быть снижен, если на него наложено дисциплинарное взыскание в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, и срок снятия такого взыскания еще не прошел.

Пунктами 4.5, 4.6, 4.7 Положения установлено, что справка-расчет, утвержденная главным управляющим директором и служебная записка о премировании, направляется ответственными сотрудниками в подразделение по управлению персоналом не позднее 22 числа месяца, за который осуществляется премирование. Подразделение по управлению персоналом предприятия, в срок, не позднее 24 числа месяца, за который осуществляется премирование, проводит проверку расчета премии. Подразделение по управлению персоналом предприятия, в срок, не позднее 29 числа месяца, за который осуществляется премирование, подготавливает приказ о премировании работников по предприятию.

В соответствии с пунктом 4.8 Положения, работникам, прекратившим трудовые отношения с обществом по собственному желанию и работникам, проработавшим неполный месяц, премия не выплачивается. Исключением являются работники, прекратившие трудовые отношения в связи: с поступлением в учебное заведение, уходом на пенсию, увольнением по сокращению штата или призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Обращаясь в суд с настоящим иском истец ссылается на факт не выплаты ему ответчиком премии за выявление и принудительное взыскание скрытого потребления ТЭР за декабрь 2020 года в размере 350260 рублей 73 копеек.

Судом установлено, что решением Арбитражного суда Амурской области по делу № А04-817/2020 с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в пользу ООО «АКС» взыскана стоимость самовольно потребленной холодной воды и отведенных сточных вод в сумме 29312669 рублей 88 копеек, неустойка в размере 882220 рублей 30 копеек.

Факт перечисления указанных сумм ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ООО «Амурские коммунальные системы» подтверждается платежными поручениями от 24 ноября 2020 года и не оспаривался ответчиком.

30 ноября 2020 года директором по сбытовой деятельности на имя главного управляющего директора ООО «АКС» составлена служебная записка в которой просит в связи с выявлением фактов бездоговорного и безучетного водопотребления, обеспечения контроля и проведения расчета по выявленным фактам хищения и скрытого водопотребления и на основании приказа АО «АКС» от 17 октября 2018 года № 530 «Об утверждении положения о дополнительном премировании работников АО «АКС», выявляющих факты нарушений потребителями порядка использования энергоресурсами, осуществляющих расчеты и принудительное взыскание долга, выплатить премию за ноябрь 2020 года в размере 1887180 рублей 64 копеек (без учета районного коэффициента и северной надбавки) ряду указанных в служебной записке сотрудников. В том числе начальнику группы эксплуатации ПУ ФИО1 в сумме 218912 рублей 95 копеек (без учета районного коэффициента, северной надбавки), 350260 рублей 73 копеек (с учетом районного коэффициента, северной надбавки).

Приложением к служебной записке от 30 ноября 2020 года служит справка-расчет для начисления премии работникам ООО «АКС», участвующим в выявлении фактов скрытого потребления ТЭР (воды), в которой также указан ФИО1, полагающая ему сумма фонда материального поощрения в размере 218912 рублей 95 копеек.

Судом установлено, что на основании приказа № 21.01.20.0001-Л/С от 20 января 2021 года действие трудового договора от 7 апреля 2016 года № 238 с ФИО1 прекращено, он уволен с занимаемой должности 25 января 2021 года на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию).

Ссылаясь на то, что справка-расчет и служебная записка о премировании были направлены в подразделение по управлению персоналом, однако премия ему и другим сотрудникам организации в заработную плату за декабрь 2020 года не начислена и не выплачена, истец просит взыскать сумму премии в размере 350260 рублей с ответчика. При этом ссылается, что премия должна была быть начислена и выплачена в декабре 2020 года, тогда как прекращение трудовых отношений с ответчиком имело место 25 января 2021 года.

26 марта 2021 года ФИО1 в ООО «АКС» направлена претензия о выплате заработной платы (премии) и компенсации за задержку заработной платы, на которую 26 марта 2021 года дан ответ, что премия не начислялась и не выплачивалась согласно п. 4.8 Положения о дополнительном премировании работников АО «АКС», выявляющих факты нарушений потребителями порядка пользования энергоресурсами, осуществляющих расчеты и принудительное взыскание долга, в связи с прекращением трудовых отношений приказом от 20 января 2021 года по собственному желанию.

Возражая против заявленных требований, ответчик в ходе рассмотрения дела ссылался на то, что приказ о начислении и выплаты премии в связи с выявленным фактом бездоговорного и безучетного водопотребления до даты расторжения с истцом трудовых отношений не издавался.

Судом установлено, что приказ о поощрении сотрудников за выявление скрытого потребления топливно-энергетических ресурсов № 21.02.10.0001-П издан ответчиком 10 февраля 2021 года. В данном приказе указано 7 сотрудников, фамилии истца в данном приказе не значится. Основанием для издания приказа послужила служебная записка директора по сбытовой деятельности от 30 ноября 2020 года № СЗ-4311.

В силу норм ст. ст. 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с Положением о дополнительном премировании работников АО «АКС», выявляющих факты нарушений потребителями порядка пользования энергоресурсами, осуществляющих расчеты и принудительное взыскание долга, в их совокупности и логической связи следует, что премии не являются обязательными, безусловными и гарантированными выплатами, носят поощрительный характер, выплата данных сумм работнику является правом, а не обязанностью работодателя.

Право по начислению работнику премии, что в дальнейшем порождает обязанность по выплате ее в сроки, установленные для выплаты заработной платы, наступает после издания работодателем приказа о премировании работников.

Судом установлено, что на момент увольнения истца приказ о выплате ему премии работодателем не издавался, в связи с чем, обязанность по выплате премии не наступила.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что поскольку обстоятельства выявления скрытого потребления топливно-энергетических ресурсов были выявлены в 2020 году, решение суда о взыскании с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России стоимости самовольно потребленной холодной воды и отведение сточных вод, неустойки, постановлено 13 июля 2020 года, данное решение исполнено 24 ноября 2020 года, то есть указанные обстоятельства имели место в период работы истца в ООО «АКС», обстоятельства участия истца в выявлении скрытого потребления ТЭР ответчиком не оспаривались, суд приходит к выводу, что у истца имеется право на получение премии за выявление скрытого потребления топливно-энергетических ресурсов.

Вместе с тем, судом установлено, что приказом № 2/2 от 11 января 2021 года Положение о дополнительном премировании работников АО «АКС», выявляющих факты нарушений потребителями порядка пользования энергоресурсами, осуществляющих расчеты и принудительное взыскание долга, утвержденное приказом № 530 от 17 октября 2018 года признано утратившим силу. Данным приказом в целях систематизации порядка премирования работников утверждено и введено в действие с 11 января 2021 года Положение о дополнительном премировании работников АО «АКС», связанных с поиском потерь энергоресурсов, за выявление фактов нарушений в пользовании энергоресурсами у потребителей. Действие данного Положения распространяется на работников, непосредственно выявивших и зафиксировавших факт скрытого потребления ТЭР, а также работников, обеспечивающих расчеты по составленным актам. Премирование в рамках данного Положения производится дополнительно к существующим выплатам. Указанный приказ и Положение не оспорены, имеют юридическую силу.

В силу пункта 4.1 Положения о дополнительном премировании работников АО «АКС», связанных с поиском потерь энергоресурсов, за выявление фактов нарушений в пользовании энергоресурсами у потребителей. Фонд премирования по настоящему положению формируется согласно актам, составленным работниками на обнаруженное скрытое потребление ТЭР и оплаченными потребителями, как в добровольном, так и в принудительном порядке по судебному решению.

Средства из фонда премирования выплачиваются, в том числе, работникам, производившим расчеты по актам (пункт 4.4).

В силу п. 4.5 Положения, размер фонда премирования (п. 4.1) устанавливается и распределяется в соответствии с Приложением № 1 к данному положению: 80 % работникам, выявившим и оформившим акты на скрытое потреблением ресурсов, 10 % работникам, проводившим расчеты по данным актам, 10 % руководителям подразделений ООО «АКС», ответственным за поиск потерь энергоресурсов.

В соответствии с Приложением № 1 к вышеуказанному Положению, если сумма оплаченного акта составляет от 100000 до 500000 рублей и более, то расходы на выплату премии с учетом районного и дальневосточного коэффициентов составляют 100000 рублей без вычета НДФЛ.

Судом установлено и не оспаривалось истцом, что он является одним из работников, производивших расчеты по актам скрытого потребления ресурсов, в связи с чем ему причитается 10 % от премиального фонда в соответствии с Приложением № 1 Положения.

С учетом взысканной решением Арбитражного суда Амурской области суммы в размере 30368864 рублей 18 копеек, премиальный фонд согласно Приложению № 1 к Положению, составляет 100000 рублей, соответственно истцу, как работнику, который производил расчеты по актам скрытого потребления ресурсов, причитается 10 % от этой суммы, что составляет 10000 рублей без вычета НДФЛ. С учетом вычета НДФЛ сумма премии составляет 8700 рублей (10000 – 13 %).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма премии за выполнение и принудительное взыскание скрытого потребления топливно-энергетических ресурсов за декабрь 2020 года в размере 8700 рублей.

Доводы истца о том, что установление увольняющимся работникам худших условий оплаты труда, отличающихся от условий оплаты труда работников, трудовые отношения с которыми продолжаются, является дискриминацией в сфере труда, суд находит несостоятельными в связи со следующим.

Для установления факта дискриминации со стороны работодателя в отношении конкретного работника юридически значимыми являются обстоятельства установления какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при осуществлении трудовых (служебных) функций в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе, наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Таких доказательств истцом по данному делу не представлено и судом не установлено.

Согласно ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что премия истцу была выплачена своевременно, в сроки, установленные трудовым договором.

Таким образом, суд находит состоятельными доводы истца в обоснование заявленных требований о взыскании компенсации за задержку выплаты премии.

Судом установлено, что у ответчика имеется перед истцом задолженность по выплате премии за выполнение и принудительное взыскание скрытого потребления топливно-энергетических ресурсов за декабрь 2020 года в размере 8700 рублей, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию компенсация за несовременную выплату премии согласно ст. 236 ТК РФ.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика компенсации за несвоевременную выплату премии с 1 января 2021 года по 15 апреля 2021 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Судом учитывается, что премия подлежала выплате истцу в сроки, установленные коллективным договором для выплаты заработной платы. Поскольку приказ о премировании издан ответчиком 10 февраля 2021 года, то премия должна была выплачена истцу не позднее 25 февраля 2021 года.

Расчет компенсации за несвоевременную выплату премии подлежит исчислению исходя из суммы задолженности 8700 рублей, количества дней просрочки с 25 февраля 2020 года по 15 апреля 2021 года – 50 дней, с учетом ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период. Компенсация за несвоевременную выплату премии составила 126 рублей 88 копеек.

Учитывая изложенное, с ООО «АКС» в пользу ФИО1 подлежит взысканию компенсация за несвоевременную выплату премии за период с 25 февраля 2021 года по 15 апреля 2021 года в сумме 126 рублей 88 копеек.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17 марта 2004 года № 2, учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Суд соглашается, что сам факт задержки выплаты премии причинил истцу нравственные переживания, кроме того, было нарушено конституционное право гражданина на оплату труда, что также повлекло за собой ущемление бытовых нужд истца, в связи, с чем требование о компенсации морального вреда является обоснованным.

Вместе с тем, определяя размер компенсации морального вреда, суд находит завышенной требуемую истцом ко взысканию сумму компенсации морального вреда, и, исходя из объема причиненных истцу нравственных страданий, длительность нарушения прав истца ответчиком, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 2000 рублей.

Учитывая изложенное, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме 2000 рублей.

По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей (исчисленная по правилам ст. 333.19 НК РФ), от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 333.36 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194,199 ГПК РФ, суд,

решил:

Взыскать с ООО «АКС» в пользу ФИО1 сумму премии за выполнение и принудительное взыскание скрытого потребления топливно-энергетических ресурсов за декабрь 2020 года в размере 8700 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату премии за период с 25 февраля 2021 года по 15 апреля 2021 года в сумме 126 рублей 88 копеек, в остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО «АКС» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурском областном суде через Благовещенский городской суд, в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 28 мая 2021 года.

Судья Н.Н. Матюханова