Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
2-4497/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 декабря 2011 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы в составе председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре Гайсиной Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4497/2011 по исковому заявлению ФИО1 к Министерству сельского хозяйства, Управлению Пенсионному Фонду РФ ГУ отделение по РБ в Кировском районе г. Уфы о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, об обязании назначения пенсии за выслугу лет и взыскании недополученной пенсии
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства, Управлению Пенсионному Фонду РФ ГУ отделение по РБ в Кировском районе г. Уфы о признании права на назначение пенсии за выслугу лет государственной службы, об обязании Министерства сельского хозяйства Республики и Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе Республики Башкортостан назначения пенсии за выслугу лет государственной пенсии и взыскании недополученной пенсии. В обоснование иска ФИО1 указал, что при увольнении с должности заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РБ - генерального директора ГУ СП «название», а именно: он устно обратился в Министерство сельского хозяйства РБ с просьбой об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет государственной службы. Однако ему было отказано в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет государственной службы. Далее в ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в Пенсионный фонд РФ, ГУ -Управление в отделение по РБ с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет государственной службы. ДД.ММ.ГГГГ г. за № № г. ему был дан ответ, согласно которого они сообщили, что: «Заявление о назначении пенсии, подается в орган государственной службы, в котором заявитель замещал государственную должность или его правопреемнику (копия ответа прилагается). ДД.ММ.ГГГГ им было подано в Министерство сельского хозяйства РБ заявление об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет государственной службы (копия заявления прилагается). Однако ДД.ММ.ГГГГ за 01-28-54-3 Министерство сельского хозяйства РБ дало ответ, согласно которого: периоды работы в Республиканском объединении «название» Совета Министров Башкирской АССР (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); в АООТ «название» (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); в ГУ СП «название» (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не входят в стаж государственной службы». Считает данный отказ Министерства сельского хозяйства РБ незаконным и необоснованным. Поэтому просит признать за ним право на назначение пенсии за выслугу лет государственной службы, обязать Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан и Управление Пенсионного Фонда РФ в назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет государственной службы и взыскать сумму недополученной пенсии.
Представитель истца по доверенности ФИО2 (копия доверенности в деле), истец ФИО1 исковые требования поддержали, просили удовлетворить. настаивали на исковых требованиях, в том числе и нормативных обоснованиях, на замене ответчиков были не согласны.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3.(копия доверенности в деле) исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель Администрации Президента по доверенности ФИО4.(копия доверенности в деле) исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Представитель управления Пенсионного фонда в РБ просил в иске к ним отказать, полагая их не надлежащими ответчиками.
Суд, выслушав истца, его представителя, представителей ответчиков, изучив и оценив материалы дела, находит иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из трудовой книжки ФИО1 видно, что он ДД.ММ.ГГГГ принят старшим инженером отдела по механизации животноводческих ферм и внедрению электроэнергии в сельскохозяйственное производство Республиканского объединения «название» Совета Министров БАССР, ДД.ММ.ГГГГ переведен начальником этого же отдела, ДД.ММ.ГГГГ переведен начальником управления по механизации животноводческих ферм и внедрению электроэнергии в сельскохозяйственное производство, ДД.ММ.ГГГГ переведен начальником управления по механизации и техническому обслуживанию животноводческих ферм и средств электрофикации. Указом Президиума Верховного Совета БАССР №№ от ДД.ММ.ГГГГ Республиканское объединение «название» Совета Министров Баш АССР преобразовано в Государственный комитет БАССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен в порядке перевода на работу в объединение «Башмежколхозкомбикорм».
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с выпиской из протокола заседания Кабинета Министров Республики Башкортостан №№ от ДД.ММ.ГГГГ назначен заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан – генеральным директором АООТ «название». ДД.ММ.ГГГГ АООТ «название» преобразовано в Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие ГУСП «Башсельхозтехника» с продолжением трудовых отношений, ч.1 ст.36 ТК РБ – зам.министра сельского хозяйства РБ – генеральный директор. 02.10 2001 года уволен с занимаемой должности в связи с избранием генеральным директором ОАО «название».
Таким образом, по мнению истца, включению в трудовой стаж для назначений государственной пенсии подлежат период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы - время работы в Республиканском объединении «название» Совета Министров БАССР и период с ДД.ММ.ГГГГ по 02.10. 2001 года – время работы заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан – генеральным директором АООТ «название».
Из письма министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан №№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в штате Минсельхоза РБ не состоял и заработную плату из бюджета Республики Башкортостан, как государственный служащий, не получал.
В силу ст.25 Закона Республики Башкортостан от 13.10.1994г. №ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан», ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный служащий не вправе занимать оплачиваемую должность на предприятиях.
Согласно ст.2 Федерального закона от 26.12.1995 года № 208-ФЗ акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
В соответствии со ст.113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные должности субъектов Российской Федерации - это государственные должности, устанавливаемые Конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Согласно положению пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования соответствующие полномочия федеральным законодателем возложены на субъекты Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан» должностями государственной гражданской службы Республики Башкортостан являются должности, устанавливаемые Президентом Республики Башкортостан в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность. Должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан.
Для назначения пенсии за выслугу лет на государственной службе устанавливается минимальный стаж государственной службы для мужчин -12,5 лет, для женщин - 10 лет.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 года N 166-ФЗ (в редакции федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 08.05.2004 N 34-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) федеральные государственные служащие при наличии имеют право на пенсию за выслугу лет, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) либо при достижении установленного законом возраста (ст.7).
То есть, для назначения пенсии за выслугу лет государственному служащему Республики Башкортостан необходимо минимальный стаж государственной службы: для мужчин - 12,5 лет, федеральному служащему - не менее 15 лет стажа государственной службы.
Указом Президента Республики Башкортостан от 05.01.1997 года № УП-1 был утвержден Единый республиканский реестр государственных должностей Республики Башкортостан. В данном реестре, как и в Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента РБ №№ от 20.12.2006 года нет такой должности как «генеральный директор АООТ «название» -заместитель министра сельхозтехника и продовольствия».
Из Протокола №№ от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии по вопросам государственной службы при Президенте Республики Башкортостан по соблюдению закона «О госдарственной службе Республики Башкортостан» Главного управления по работе с территориями и кадрами, отделом по работе с кадрами Администрации Президента РБ видно, что при исчислении стажа государственной службы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска и назначение пенсии за выслугу лет не могут учитываться периоды трудовой деятельности в республиканском объединении «Сельхозтехника Совета Министров БАССР»
Из письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №4098-19 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Всесоюзное объединение Совета Министров СССР по продаже колхозам и совхозам сельскохозяйственной техники, запасных частей, минеральных удобрений и других материально-технических средств, организации ремонта и использования машин в колхозах и совхозах- «название» и республиканские объединение по продаже колхозам и совхозам сельскохозяйственной техники, запасных частей, минеральных удобрений и других материально-технических средств, организации ремонта и использования машин в колхозах и совхозах, в т.ч. Совмина РСФСР- «название» были созданы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ
При этом, как Всесоюзное объединение «название», так и создаваемые объединения союзных республик действовали на правах государственного комитета Совмина СССР и государственных комитетов Совминов Союзных республик, а председатели этих объединений входили в состав Совета Министров СССР (ст.70 Конституции СССР) и Совета Министров РСФСР (ст.47 Конституции РСФСР) соответственно.
Согласно подпункта «г» пункта 17 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ 1141, периоды работы в должностях руководителей, специалистов и служащих в объединениях «название» и «название» учитываются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим.
Что касается республиканских (АССР) объединений «название», то они были образованы в соответствии с постановлением Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 402 (далее - постановление № 402) и согласно пункту 4 этого постановления республиканские (АССР объединения имели двойное подчинение - Российскому объединению «название» и соответствующим Советам Министров автономных республик. Организационно-правовой статус республиканских (АССР) объединений «название», в отличие от ВО «название» и ВО «название», ни постановлением № 402, ни положением об этих объединениях, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №963, определен не был. Однако, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ республиканские (АССР) объединения «название» стали органами непосредственно Совминов АССР.
Согласно статье 69 Конституции РСФСР председатель Республиканского объединения «название» Совмина автономной республики был включен в состав Совмина автономной республики (как ранее были включены в состав Совминов СССР и РСФСР председатели ВО «название» и ВО «название»).
Республиканские объединения «название» Совмина автономной республики (не следует путать с Республиканскими объединениями «Сельхозтехника», находившимися до принятия постановления № 402 в подчинении Совмина автономной республики) являлись органами государственного управлении АССР, и, следовательно, периоды работы в должностях руководителей, специалистов и служащих в данных объединениях подлежат включению в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет Федеральных государственных служащих в соответствии с указанным выше подпунктом «г» пункта 17 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1141.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал именно в Республиканском объединении «название» Совета Министров Башкирской АССР, т.е. на федеральном уровне, занимал должности, отнесенные к категориям руководителей, специалистов или служащих и данный период работы включается в упомянутый стаж государственной службы.
Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих поскольку не подпадают ни под одно из условий, установленных Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1141. В
Непосредственно должность заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия он не замещал. На него лишь были возложены обязанности, выполняемые по данной должности, в то время как значимым обстоятельством для включения в стаж государственной службы периодов работы является именно факт замещения должности, т.е. назначение на нее в установленном законодательством Российской Федерации, в т.ч. о государственной службе, порядке. С ДД.ММ.ГГГГ указанным лицам ежемесячная доплата к пенсии не устанавливается в связи с введением в действие Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и назначением им пенсии за выслугу лег по условиям и нормам данного Закона. Соответственно порядок исчисления стажа государственной службы с ДД.ММ.ГГГГ регулируется статьей 19 этого Закона и принятыми в целях ее реализации нормативными правовыми актами.
АООТ «Башсельхозтехника», а в последующем в ГУСХП «Башсельхозтехника» не входили в структуру органов исполнительной власти Республики Башкортостан, согласно Указу Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № УП-560 «О структуре республиканских органов исполнительной власти».
Суждение истца о том, что раз его назначение производилось Кабинетом Министров Республики Башкортостан, то данная должность относится к должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан ошибочно, поскольку такое назначение производилось собственником государственного имущества, закрепленного в качестве уставного капитала учреждаемого АООТ.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 13.10.1994 г. № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан» (в редакции Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 51-з), действующим в тот период, государственная служба Республики Башкортостан осуществлялась только в органах представительной, исполнительной и судебной власти. В связи с этим, возложение на генерального директора АООТ «Башсельхозтехника» функций заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия не может быть расценено как замещение должности государственной службы Республики Башкортостан. Об этом также свидетельствует положение статьи 25 указанного Закона Республики Башкортостан, в соответствие с которой государственный служащий не вправе занимать другую оплачиваемую должность в государственных и муниципальных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях.
Управление Пенсионного фонда РФ в РБ в своем ответе за № № от ДД.ММ.ГГГГ пояснило, что в соответствии с законом Республики Башкортостан «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ № №, с ДД.ММ.ГГГГ выплата доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет государственной службы производится Управлением труда и социальной защиты из республиканского бюджета Республики Башкортостан. В связи с этим, Управление Пенсионного фонда РФ в РБ не может являться ответчиком по иску ФИО1, просило исключить из числа ответчиков.
Анализируя изложенное в совокупности суд считает, что исковые требования истца основанные на п.2.ч.1.ст.54 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ч.5 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях» о признании за ним права на назначении пенсии за выслугу лет государственной службы и обязании министерства сельского хозяйства республики Башкортостан и управление Пенсионного фонда РФ в РБ назначить пенсию за выслугу государственной службы и взыскать сумму недополученной пенсии являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению поскольку у истца нет установленного республиканским законодательством необходимого минимального стажа государственной службы в 12,5 лет, как и нет 15 лет необходимого стажа для назначения пенсии на основании федерального законодательства.
Суд на основании ст.67 ГПК РФ не может считать надлежащим доказательством ксерокопию письма Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ 32064-ИК при отсутствии его подлинника.
Ссылка истца на Федеральный закон от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не состоятельна, поскольку статья 54 в указанном законе отсутствует. Также не состоятельна ссылка на Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как данный закон не регулирует вопросы назначения пенсий госслужащим, в том числе в субъекте Российской Федерации – Республике Башкортостан.
Истцом не заявлены требования о признании не соответствующими федеральному законодательству решений Главного управления по работе с территориями и кадрами, отделом по работе с кадрами Администрации Президента РБ, отдел по работе с кадрами Администрации Президента РБ привлечено только в качестве 3-го лица, поэтому суд на основании ст.196 ГПК РФ рассматривает только заявленные требования.
Рассматривая ходатайство истца о зачтении в стаж государственной службы период работы в республиканском объединении «название" Совета Министров БАССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд считает, что оно только уточняет нормативные основания для включения в стаж в дополнение к указанным в исковом заявлении и суждение по этому поводу судом сделано выше.
Кроме того, суд считает, что ФИО1 вправе на основании письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №4098-19 от ДД.ММ.ГГГГ обратиться в соответствующие органы с заявлением о включении в стаж государственной службы периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Республиканском объединении «название» в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ N 0100/2438-06-32"О порядке оформления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим".
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 основанные на п.2.ч.1.ст.54 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»,ч.5 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях» о признании за ним права на назначении пенсии за выслугу лет государственной службы и обязании министерства сельского хозяйства республики Башкортостан и управление Пенсионного фонда РФ в РБ назначить пенсию за выслугу государственной службы и взыскать сумму недополученной пенсии отказать.
Разъяснить ФИО1 о его праве обратиться в соответствующие органы с заявлением о включении в стаж государственной службы периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Республиканском объединении «название».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня получения решения в окончательном виде через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий И.Б. Сиражитдинов
Не вступило в законную силу