ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4498/13 от 22.12.2015 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2- 4498/13

Строка№57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«22» декабря 2015 годаЦентральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Мазиной Н.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО7, в интересах несовершеннолетней ФИО1 ФИО8 к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности по проведению комплексного капитального ремонта жилых и нежилых помещений и общедомового имущества многоквартирного жилого <адрес> в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, обеспечении проведения комплексного капитального ремонта жилых и нежилых помещений и общедомового имущества многоквартирного жилого <адрес> в соответствии со ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4.07.1991г. №1541-1 путем включения в перечень объектов капитального ремонте, финансируемых за счет бюджета городского округа город Воронеж с ДД.ММ.ГГГГ., при проведении перечня видов работ, суд

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратилась в суд и указывает, что её <данные изъяты> ФИО1 является собственником 1/3 доли <адрес>, который требует капитального ремонта, который не проводился за весь период эксплуатации жилого дома. Необходимость капитального ремонта, который включает в себя работы : фундаменты ленточные бутовые – укрепление кладки, восстановление гидроизоляции, ремонт отмостки, очистка приямков подвала; стены шлакобетонные, кирпичные – ремонт карнизов и штукатурки, заделка трещин, аварийные участки парапетов, карнизов восстановить или демонтировать, ремонт и восстановление входных групп в жилые подъезды; межэтажное и чердачное деревянные перекрытия – смена негодной засыпки чердачного перекрытия, ремонт штукатурного слоя перекрытий, чистка и антисептирование древесины; перекрытие подвала – монолитное железобетонное – восстановление защитного слоя бетона, заделка трещин и сколов; лестничные марши и лестничные площадки – заделка трещин и выбоин, восстановление защитного стоя бетона ступеней, антикоррозийная обработка металлических элементов; козырьки, балконы - усиление плит и консолей, восстановление ограждений; конструкции деревянной кровли – смена части мауэрлата, части стропильных ног и сплошной обрешетки под настенным желобом, частичная смена рядовой обрешетки; кровля из асбестоцементных волнистых листов – замена покрытия кровли, установка системы водоотведения; полы – частичная перестилка деревянных полов с добавлением нового материала; оконные заполнения – ремонт переплетов, коробки и подоконной доски, укрепление соединений накладками, восстановление остекления деревянных оконных конструкций; дверные заполнения деревянные – полная замена деревянных заполнений проемов подъездов; наружная отделка – ремонт штукатурки с подготовкой поверхности, полная перекраска фасадов; внутренняя отделка – ремонт штукатурки с подготовкой поверхности, полная перекраска поверхности; полная замена системы холодного водоснабжения; полная замена системы отопления; полная замена системы канализации; замена внутридомовых магистральных линий со щитками в системе электрооборудования; восстановление тротуаров, отмостки, входных степеней, подпорных стен элементов благоустройства. При этом, истец полагает, что на момент приватизации жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией городского округа город Воронеж не выполнена обязанность по передаче жилого помещения в надлежащем состоянии. В связи с изложенным истец просит суд

Возложить на администрацию городского округа город Воронеж обязанность по проведению комплексного капитального ремонта жилых и нежилых помещений и общедомового имущества многоквартирного жилого <адрес> в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, обеспечении проведения комплексного капитального ремонта жилых и нежилых помещений и общедомового имущества многоквартирного жилого <адрес> в соответствии со ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4.07.1991г. №1541-1 путем включения в перечень объектов капитального ремонте, финансируемых за счет бюджета городского округа <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ., при проведении перечня видов работ.

Истец ФИО2, иск которой подан в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> ФИО1, в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности ФИО3 иск не признала, поддержала письменные возражения, приобщенные к материалам дела.

Представитель 3-го лица ГУ МЧС России Воронежской области по доверенности ФИО4 при разрешении дела полагается на усмотрение суда.

Представитель 3-го лица Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Воронежской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела были извещены надлежащим образом

Суд, выслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные суду доказательства считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11) судом установлено, что ФИО1 является собственником 1/3 доли <адрес> многоквартирном жилом <адрес> на основании договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ. А, зарегистрированным приказом управления жилищных отношений администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 является <данные изъяты> несовершеннолетней ФИО1 (л.д.10) ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно ст.16 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Исходя из этого судом истцам была разъяснена обязанность согласно ст.56 ГПК РФ по представлению доказательств в обоснование своих требований о том, что на момент приватизации квартир дом требовал проведения капитального ремонта и что наймодатель своевременно не исполнил возложенную на его законом обязанность произвести капитальный ремонт на момент приватизации занимаемых жилых помещений. Истцом в ходе судебного следствия суду были представлены доказательства не выполнения ответчиком своей обязанности по производству капитального ремонта указанного многоквартирного дома на момент приватизации квартиры и нуждаемость дома в капитальном ремонте.

Ранее до передачи жилого дома в муниципальную собственность дом был ведомственный и принадлежал ОАО «ВАСО». Передача указанного дома в муниципальную собственность была произведена согласно постановления исполкома администрации городского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., о чем указано в акте (л.д.109-110,113-114) и состоялась ДД.ММ.ГГГГ., о чем свидетельствует акт приемки передачи основных средств. Постановлением муниципального совета от 8.07.1997г. «Об утверждении перечня -а объектов социально-бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность» был утвержден перечень объектов социально-бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность согласно приложению, где указан жилой <адрес>. В соответствие с актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом построен в 1950 году. Приказом Управления муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> по ул.<адрес> включен в реестр муниципального имущества. Из указанного приказа видно, что в доме располагаются встроенные помещения бывшего ателье площадью 84,2 кв.м., гостиницы – 722,6 кв.м., убежища – 119,1 кв.м., подвала – 645,3 кв.м.

- Согласно заключению проведенной по делу по ходатайству истцов судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ. дом введен в эксплуатацию в 1950 году. Физический износ дома по адресу <адрес> варьируется от 30 до 80%, наиболее вероятными причинами обнаружения дефектов фундаментов и стен являются неравномерная осадка фундамента, ставшая следствием разрушения отмостки вокруг здания и планировки участка не обеспечивающей отвода воды от здания, большинство элементов жилого дома превысили нормативный срок службы и требуют замены и (или) восстановления, основные несущие конструкции жилого дома находятся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии по определению СП 13-60-2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений»: категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле её состояния, продолжительности и условий эксплуатации; несущие конструкции парапетов, карнизов и балконов находятся в аварийном техническом состоянии по определению СП 13-60-2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений»: категория технического состояния конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий); большинство из перечисленных дефектов и повреждений влияют на несущую способность основных конструктивных элементов обследуемого здания и эксплуатационную надежность. Дальнейшая эксплуатация обследуемого здания в сложившемся состоянии (без проведения ремонта) приведет к потере работоспособности несущих конструкций и к возникновению аварийных ситуаций. На основании изложенного экспертом сделан вывод о том, что физический износ жилого дома по адресу <адрес> варируется от 30 до 80%, большинство элементов жилого дома превысили нормативный срок своей службы (эксплуатации), основные несущие конструкции находятся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии, несущие конструкции парапетов, карнизов и балконов находятся в аварийном состоянии (существует угроза обрушения отдельных фрагментов указанных конструкций, необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). Для восстановления эксплутационной надежности жилого дома требуется проведение его капитального ремонта. Перечень необходимых восстановительно-ремонтных работ по перечню: фундаменты ленточные бутовые – укрепление кладки, восстановление гидроизоляции, ремонт отмостки, очистка приямков подвала;

- стены шлакобетонные, кирпичные – ремонт карнизов и штукатурки, заделка трещин, аварийные участки парапетов, карнизов восстановить или демонтировать, ремонт и восстановление входных групп в жилые подъезды;

- межэтажное и чердачное деревянные перекрытия – смена негодной засыпки чердачного перекрытия, ремонт штукатурного слоя перекрытий, чистка и антисептирование древесины;

- перекрытие подвала – монолитное железобетонное – восстановление защитного слоя бетона, заделка трещин и сколов;

- лестничные марши и лестничные площадки – заделка трещин и выбоин, восстановление защитного стоя бетона ступеней, антикоррозийная обработка металлических элементов;

- козырьки, балконы - усиление плит и консолей, восстановление ограждений;

- конструкции деревянной кровли – смена части мауэрлата, части стропильных ног и сплошной обрешетки под настенным желобом, частичная смена рядовой обрешетки; кровля из асбестоцементных волнистых листов – замена покрытия кровли, установка системы водоотведения;

- полы – частичная перестилка деревянных полов с добавлением нового материала;

- оконные заполнения – ремонт переплетов, коробки и подоконной доски, укрепление соединений накладками, восстановление остекления деревянных оконных конструкций;

- дверные заполнения деревянные – полная замена деревянных заполнений проемов подъездов;

- наружная отделка – ремонт штукатурки с подготовкой поверхности, полная перекраска фасадов;

- внутренняя отделка – ремонт штукатурки с подготовкой поверхности, полная перекраска поверхности;

- полная замена системы холодного водоснабжения;

- полная замена системы отопления;

- полная замена системы канализации;

- замена внутридомовых магистральных линий со щитками в системе электрооборудования;

- восстановление тротуаров, отмостки, входных степеней, подпорных стен элементов благоустройства.

Данное заключение судебной экспертизы принимается судом во внимание и оценивается по правилам ст.ст.67,86 ГПК РФ в совокупности с другими доказательствами, представленными истцами.

Таким образом, суд полагает, что истцом представлено достаточно доказательств в обоснование заявленных требований. Вместе с тем, ответчиком не доказан факт выполнения своей обязанности по капитальному ремонту дома на момент приватизации несовершеннолетней ФИО1 занимаемых по договорам социального найма жилых помещений.

Согласно ст.44 Устава городского округа г.Воронеж администрация го­родского округа г.Воронеж является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления. Администрация городского округа является юридическим лицом, имеет собственные средства, предусмотренные бюджетом города для содержания и организации работы администрации городского округа. Распорядителем данных средств является глава городского округа. Администрация городского округа осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Воронежской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями администрации городского округа и иными муниципальными правовыми актами городского округа. Администрация городского округа ответственна перед населением городского округа и городской Думой за решение социально-экономических и иных вопросов, отнесенных к ее компетенции.

Согласно ВСН-58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов ком­мунального и строительно-культурного назначения» капитальный ремонт жилых домов производится после 15-20 лет их эксплуатации.

В соответствии со ст. 16 Закон РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О прива­тизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что при приватизации гражданами жилых помещений, в домах, требующих капиталь­ного ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуата­ции и ремонта жилого фонда.

Наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту, как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирном доме до момента исполнения, если на момент приватизации дом требовал капитального ремон­та.

Таким образом, в случае если при приватизации хотя бы одной жилой квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, бывший наймодатель обязать произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относят­ся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водооответвления, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и хо­лодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригод­ным для эксплуатации, при необходимости ремонта лифтовых шахт, ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.

В соответствии с ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государ­ственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого по­мещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Суд считает, что истец представила суду доказательства того обстоя­тельства, что на момент приватизации занимаемых жилых помещений - многоквартирный дом требовал про­ведения капитального ремонта.

Ссылки представителя администрации городского округа город Воронеж на то, что истцом не представлено протокола общего собрания собственников многоквартирного дома о проведении капитального ремонта, не могут быть приняты судом во внимание. Из ст.16 Закон РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О прива­тизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. С 1 марта 2005г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст.158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст.210 ГК РФ. Исходя из системного толкования ст.16 вышеназванного Закона, ст.158 ЖК РФ и ст.210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения. Таким, образом, после выполнения ответчиком своей обязанности по производству капитального ремонта дома, собственники обязаны будут нести бремя по содержанию указанного дома в надлежащем состоянии, и принимать решение о капитальном ремонте на общем собрании собственников. Данная позиция так же нашла сове отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 N 389-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод статьей 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Таким образом, исковые требования в части обязанности ответчика произвести капитальный ремонт многоквартирного <адрес> подлежат удовлетворению.

В удовлетворении остальных требований необходимо отказать, так как суд не может вмешиваться в деятельность органа местного самоуправления и предрешать принятые данным органом решения о включении в перечень объектов <адрес> по ул.<адрес> капитального ремонта, финансируемых за счет бюджета городского округа <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Так же суд полагает, что не основаны на законе требования истца о проведении капитального ремонта нежилых помещений в доме, так как в данном случае в отношении нежилых помещений норма ст.16 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не распространяется, кроме того, экспертом данные помещение не исследовались и необходимость проведения там капитального ремонта не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. В ходе выполнения капительного ремонта ремонту подлежат жилые помещения-квартиры и общедомовое имущество.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию городского округа город Воронеж провести капитальный ремонт многоквартирного жилого <адрес>, включив в перечень работ:

- фундаменты ленточные бутовые – укрепление кладки, восстановление гидроизоляции, ремонт отмостки, очистка приямков подвала;

- стены шлакобетонные, кирпичные – ремонт карнизов и штукатурки, заделка трещин, аварийные участки парапетов, карнизов восстановить или демонтировать, ремонт и восстановление входных групп в жилые подъезды;

- межэтажное и чердачное деревянные перекрытия – смена негодной засыпки чердачного перекрытия, ремонт штукатурного слоя перекрытий, чистка и антисептирование древесины;

- перекрытие подвала – монолитное железобетонное – восстановление защитного слоя бетона, заделка трещин и сколов;

- лестничные марши и лестничные площадки – заделка трещин и выбоин, восстановление защитного стоя бетона ступеней, антикоррозийная обработка металлических элементов;

- козырьки, балконы - усиление плит и консолей, восстановление ограждений;

- конструкции деревянной кровли – смена части мауэрлата, части стропильных ног и сплошной обрешетки под настенным желобом, частичная смена рядовой обрешетки; кровля из асбестоцементных волнистых листов – замена покрытия кровли, установка системы водоотведения;

- полы – частичная перестилка деревянных полов с добавлением нового материала;

- оконные заполнения – ремонт переплетов, коробки и подоконной доски, укрепление соединений накладками, восстановление остекления деревянных оконных конструкций;

- дверные заполнения деревянные – полная замена деревянных заполнений проемов подъездов;

- наружная отделка – ремонт штукатурки с подготовкой поверхности, полная перекраска фасадов;

- внутренняя отделка – ремонт штукатурки с подготовкой поверхности, полная перекраска поверхности;

- полная замена системы холодного водоснабжения;

- полная замена системы отопления;

- полная замена системы канализации;

- замена внутридомовых магистральных линий со щитками в системе электрооборудования;

- восстановление тротуаров, отмостки, входных степеней, подпорных стен элементов благоустройства.

В остальной части иска ФИО2 ФИО9, в интересах несовершеннолетней ФИО1 ФИО10 к администрации городского округа город Воронеж отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: