<данные изъяты> <данные изъяты> Дело № 2-449/2019 Мотивированное решение суда изготовлено 08 февраля 2019 года. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Первоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Логуновой Ю.Г. при секретаре Огородниковой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о ликвидации несанкционированной свалки, возложении обязанности организовать работы по очистке от захламления коммунально-бытовыми и промышленными отходами лесного участка, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (Департамент лесного хозяйства) о возложении обязанности в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по очистке от захламления коммунально-бытовыми и промышленными отходами лесной участок, расположенный в квартале №, выдела № участка <адрес>. В судебном заседании представитель истца-помощник прокурора <адрес> Иванов А.Ю. заявленные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что в ходе осуществления надзора за исполнением лесного законодательства установлено захламление лесных участков. ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках ФИО4 в присутствии мастера леса лесничим Первоуральского участкового лесничества ФИО5 произведен осмотр лесного участка: квартал № выдел № участок <адрес>, указанный участок арендой не обременен. В результате осмотра установлено загрязнение и захламление лесного участка коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором. Установить сведения о лице, совершившем нарушение эго законодательства, не представлялось возможным. Указанные обстоятельства подтверждены актом о лесонарушении ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 5.1 постановления Конституционного Суда Российской дерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П следует, что установленный действующим законодательством порядок использования и охран лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, вводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий,определенных в соответствии с его статьями 81-84, если иное не предусмотрено иным Кодексом, другими федеральными законами. Исходя из того, что участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных ношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации). Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде федерального бюджета (пункт части 1 и часть 3). Что касается органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Таким образом, в системе действующего правового регулирования понятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящимися в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных органов государственной власти. Уполномоченным органом государственной власти в области лесных отношений на территории Свердловской области до ДД.ММ.ГГГГ являлся Департамент лесного хозяйства Свердловской области. Согласно указу Губернатора Свердловской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№- УГ областной Департамент лесного хозяйства вошел в структуру Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области. При этом Министерству переданы все функции и полномочия Департамента в области лесных отношений. Исходя из системного толкования положений действующего законодательства: статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 13,42 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 23, ч.1 ст. 51, п. 4 ч.1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, п.п. 8, 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 414, поскольку несанкционированное захламление расположено на земельном участке лесного фонда, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность положений по проведению которых была возложена на Департамент лесного хозяйства Свердловской области, а в связи с его вхождением с ДД.ММ.ГГГГ в структуру Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области – на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области. На основании вышеизложенного просит исковые требования удовлетворить, обязать ответчика в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по очистки от загрязнения и захламления коммунально-бытовыми и промышленными отходами лесного участка: квартал № выдел № участок Первоуральский, Первоуральское участковое лесничество, Билимбаевское лесничество. Представитель ответчика Санжиева Э.И., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ со всеми правами/л.д.22/, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>, представив письменные возражения /л.д.23-26/. Суду пояснила, возложение на представителя публичного собственника обязанности по ликвидации загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков является крайней мерой, применяемой в случае невозможности установления непосредственного причинителя вреда компонентам окружающей среды. Из материалов настоящего дела, не усматриваются факты, свидетельствующие о проведении после установления факта незаконного складирования бытовых отходов на территории лесных участков в составе земель государственного лесного фонда розыскных мероприятий, направленных на установление виновных в нарушении норм природоохранного законодательства лиц, кроме констатации факта захламления, что свидетельствует о преждевременности обращения прокурора с рассматриваемым иском. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, в том числе, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения. Частью 3 указанной статьи установлено, что средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. В силу пункта 2 данных Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях Согласно позиции Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющего в силу пункта ДД.ММ.ГГГГ Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, ликвидация свалок бытовых отходов не является предусмотренным лесным законодательством переданным полномочием, а, следовательно, не может оплачиваться за счет средств предоставленных субвенций. В соответствии с частью 6 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных полномочий не могут быть использованы на другие цели. В случае использования указанных средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации). Согласно письму Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № НК-09-27/21473 действующим законодательством не предусмотрено выделение органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, средств субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок). Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Правилах санитарной безопасности в лесах» (далее - Постановление №) санитарно-оздоровительными мероприятиями являются лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах. При этом «иные меры» не включают очистку лесных участков от бытового мусора. Санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются в рамках лесопользования (образование бытового мусора в рамках лесопользования невозможно). Согласно пункту 9 Постановления № ухудшением санитарного состояния лесного участка или отдельного лесного выдела (либо его части) является увеличение объема деревьев следующих категорий состояния: усыхающие, свежий и старый сухостой, свежий и старый ветровал, свежий и старый бурелом. На основании изложенного, к полномочиям органа исполнительной власти в области лесных отношений ни одним нормативным актом не отнесено обязанности по организации сбора бытовых отходов с территории участка лесного фонда. При обнаружении свалок бытовых и строительных отходов в лесах, в первую очередь необходимо устанавливать факт надлежащего исполнения муниципальным образованием своей обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на соответствующей территории муниципального образования. Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, то есть в собственности Российской Федерации.В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (далее - Положение об агентстве), агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В соответствии с пунктом 5.8 Положения об агентстве, агентство осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием но назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. В данном случае Территориальное управление Росимущества в Свердловской <адрес>, выступающее территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом как собственник федеральной собственности несет бремя содержания лесного участка, на котором зафиксирован факт несанкционированной свалки. На основании вышеизложенного просила в удовлетворении исковых требований отказать. Также указала, что в настоящее время в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области №-УГ от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства Свердловской области №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ была произведена реорганизация Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской <адрес> в форме присоединения к нему Департамента лесного хозяйства Свердловской области. В связи с этим правопреемником Департамента лесного хозяйства Свердловской области по всем обязательства в области лесных отношений является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области. Представитель третьего лица- ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление /л.д. 19/. Заявлений, ходатайств, возражений на иск не представил. Суд читает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ГКУ СО «Билимбаевское лесничество». Суд, выслушав пояснения сторон участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В связи с этим согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В частности, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды, - в соответствии со ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Поскольку обеспечение конституционных прав граждан составляет существо деятельность всех уровней власти государства, то в природоохранной деятельности должны принимать участие федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления согласно своей компетенции. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации). Как следует из ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами. В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия. Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П). Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв. Из материалов дела следует, что в квартале № выдел № ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» <адрес> установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в виде загрязнения или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором на площади <данные изъяты>, что подтверждается актом о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ/л.д.10-11,12/, справкой-расчетом размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно которой размер ущерба составил 72510 рублей /л.д.13-14/. На момент рассмотрения дела вышеуказанная свалка не ликвидирована, что сторонами не оспаривалось. Как установлено в судебном заседании, указанный лесной участок расположен на землях государственного лесного фонда, входит в состав земельного участка относящегося к землям лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации и в настоящее время они не предоставлены в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, что подтверждается Выпиской №-вн из государственного лесного реестра/л.д.27 и картой-схемой расположения и границы лесного участка /л.д.28/. Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, пунктом 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. По смыслу п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 607) меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем. Исполнительным органом государственной власти Свердловской <адрес>, осуществляющим полномочия Свердловской <адрес> в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, до ДД.ММ.ГГГГ являлся Департамент лесного хозяйства Свердловской области (подп. 6 п. 8 утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1905-ПП Положения, а с ДД.ММ.ГГГГ- его правопреемник -Министерство природных ресурсов Свердловской области, что подтверждается Указом Губернатора Свердловской области №-УГ от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства Свердловской области №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N 832-ПП "О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области" и о признании утратившим силу Постановления Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1905-ПП "Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности Департамента лесного хозяйства Свердловской области"/л.д.30-33/. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской <адрес>, утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП ( с внесенными изменениями)/далее- Положение/ Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в проведении на территории Свердловской области государственной политики в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора. Согласно п. 2 Положения Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора. Согласно п. 2-1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП ( с внесенными изменениями) Министерство является правопреемником Департамента лесного хозяйства Свердловской области по всем обязательствам в области лесных отношений. В силу подп.1 п. 11-1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области в сфере лесных отношений Министерство осуществляет полномочия, в том числе права владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Свердловской области. Согласно подп.10 п. 19 Положения Министерство осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров, и осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов ( за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение. Кроме того, согласно подп. 17 п. 19 Положения Министерство осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в отношении лесов, находящихся на территории Свердловской области, за исключением случаев установления порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)) и осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. В соответствии с п.п. 11-1 п. 20 Положения в целях реализации полномочия, предусмотренного п.п.1 п. 11-1 настоящего положения Министерство организует использование лесов, их охрану, защиту воспроизводство на лесных участках, находящихся в государственной собственности Свердловской области и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство на указанных лесных участках. Также в целях реализации полномочий, предусмотренных подпунктами 17 - 21 пункта 19 настоящего положения Министерство осуществляет деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений ( пп.33 п. 20 Положения). Также суд учитывает разъяснения Рослесхоза по ликвидации загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ, текст документа которого опубликован на сайте http://rosleshoz.gov.ru по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанным разъяснениям следует, что несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах. Случаи, когда лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами. Статьей 13.2 Закона N 89-ФЗ установлены требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - региональная программа). Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены всеми необходимыми полномочиями для осуществления деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов. Таким образом, принимая во внимание правовое содержание вышеуказанных норм закона с учетом положений закона о распределении полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, учитывая, что обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных кому-либо в законное владение и пользование, суд приходит к выводу о том, что организация мероприятий по ликвидации данных несанкционированных свалок в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах, а также обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, должна быть возложена на указанный орган государственной власти Свердловской области, то есть на- Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области. Суд не находит оснований согласиться с позицией ответчика, о том, что действующее законодательство не возлагает на Министерство природных ресурсов экологии Свердловской области обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на лесных участках, поскольку она основана на неправильном применении норм материального права. Действительно, с ДД.ММ.ГГГГ утратила силу ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации. Данная норма закона предусматривала, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия. На основании п. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ) охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Таким образом, утрата с ДД.ММ.ГГГГ силы нормы ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, - не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов. Кроме того, действующее законодательство не исключает специализированный государственный региональный орган власти – Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области из системы охраны лесов. Доводы ответчика о том, что возложение на Министерство обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств, судом отклоняются. Средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. ч. 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации). Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты. При этом Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области осуществляет полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателя и главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (подп. 2 п. 18 Положения). Указанное исключает правильность довода ответчика о том, что расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на вышеуказанные мероприятия является нецелевым расходованием денежных средств. Непроведение розыскных мероприятий, направленных на установление виновных в нарушении природоохранного законодательства лиц, правильность выводов суда не исключает, поскольку не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора. Обязательный досудебный порядок по делам данной категории не предусмотрен; последующее установление таких лиц не исключает возможность предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от мусора. Также, вопреки правовой позиции ответчика, бремя содержания лесных участков, на которых зафиксирован факт несанкционированной свалки, не несет Территориальное управление Росимущества в Свердловской области. Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Как уже указывалось выше, согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к таким полномочиям относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. В силу вышеприведенных норм права в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, Территориальным управлением Росимущества субъекта, так же как и органами местного самоуправления данного городского округа, не предусмотрено, а относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора <адрес> о возложении на ответчика обязанности организовать работы по очистке от захламления коммунально-бытовыми и промышленными отходами лесные участки подлежат удовлетворению. Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Иванов А.Ю. настаивал на заявленном срок исполнения решения суда- в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика Санжиева Э.И. не возражала против установления указанного срока. В связи с этим суд считает возможным определить данный срок для исполнения решения суда, который является достаточным и разумным для исполнения решения суда. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.14, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования исковые требования прокурора <адрес> - удовлетворить. Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по очистке от захламления коммунально-бытовыми, промышленными отходами лесной участок выдела № квартала №<адрес> Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд. Председательствующий: <данные изъяты> Ю.Г. Логунова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |