УИД 22RS0010-01-2020-000607-75
№2 – 449/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2020 года г. Камень-на-Оби
Каменский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего: О.В. Хрипуновой,
при секретаре: Е.В. Толстопятовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования Каменского района в лице Администрации Каменского района Алтайского края к ФИО1 о признании права собственности на земельный участок отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Каменского района Алтайского края обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит, с учетом уточнения исковых требований, признать отсутствующим у ответчика право собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу ...., и жилой дом по указанному адресу, площадью 66, 7 кв.м., с кадастровым номером №, ссылаясь в обоснование на то, что данный участок был изъят на основании решения суда от *** и постановления Администрации г. Камень – на – Оби Алтайского края для муниципальных нужд (строительства железной дороги) путем выкупа, с выплатой выкупной рыночной цены, определенной судом, в размере 174 504, 64 руб. Однако, в связи с тем, что переход права собственности администрацией после выкупа не был зарегистрирован в установленном законом порядке, это привело к тому, что после смерти Г. его наследник ФИО1 зарегистрировала право собственности на данный участок в ЕГРН, и в настоящее время эти данные необоснованно значатся в реестре. Согласно статье 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации исключительно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. (ст. 304 ГК РФ). Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 на иске настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1, ее представитель, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, согласно письменным возражениям, с иском ответчик не согласна, поскольку решение об изъятии земельного участка у Г. администрацией не регистрировалось, заявитель о произведенной регистрации не уведомлялся, решение об изъятии действует в течение 3х лет и в настоящее время утратило силу, само по себе принятие судом решения не свидетельствует о прекращении права собственника на земельный участок и жилой дом, в ЕГРН правообладателем спорных объектов недвижимости Грикопелец являлся до момента смерти. Ответчик считает, что решение Каменского городского суда от *** не содержит преюдиции в отношении факта отсутствия жилого дома на участке ...., в ........ поскольку в рамках данного дела не рассматривались требования администрации к Грикопелец о прекращении права собственности на спорный жилой дом. Администрация не предприняла действий по прохождению процедуры аннулирования объекта недвижимости в связи с прекращением его существования и не обращалась в судебные инстанции о прекращении права собственности и признании права на указанный объект за собой. ФИО1 стала собственником участка и дома на основании свидетельства, выданного нотариусом, которое до настоящего времени и не оспорено и не отменено. Кроме того, администрацией избран неверный способ защиты права, поскольку с требованием о признании права отсутствующим может обратиться только владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП.
Третье лицо ОАО «РЖД» полагает требования истца законными и обоснованными, учитывая исполнение решения о выкупе земельного участка и выплату наследодателю ответчика суммы за земельный участок, установленной судом, в полном объеме, представитель третьего лица просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, учитывая отсутствие ходатайств от сторон спора об отложении заседания, наличие сведений об их надлежащем извещении.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, обозрев материалы архивного дела № по иску Г. к Администрации г. Камень –на – Оби об устранении нарушения права собственности на земельный участок и иску Администрации г. Камень –на - Оби к Г. о признании условий выкупа законными возложении обязанности по заключению договора выкупа, суд приходит к следующим выводам.
Установлено и не оспаривается сторонами, подтверждается договором купли – продажи № от ***, заключенным между Комитетом администрации г. Камень –на – Оби по управлению муниципальным имуществом (продавец) и Г. (покупатель), что покупатель приобрел в собственности земельный участок № по ...., из земель поселений, ранее принадлежащий ему на основании договора аренды с муниципалитетом.
Согласно договору на участке имеется жилой дом, общей площадью 66, 7 кв.м., принадлежащий покупателю на праве собственности на основании договора купли – продажи от ***, зарегистрированного в учреждении юстиции по государственной регистрации прав.
Право собственности Г. на данные объекты недвижимости до перехода права собственности к его наследнику ФИО1 подтверждается данными ЕГРН.
*** администрацией г. Камень – на – Оби, вынесено постановление № об изъятии земельных участков у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в пределах полосы строительства и размещения подхода к железнодорожному мосту через реку Обь в пределах земель ...., в соответствии с постановлением № от ***, изъятии жилых помещений у собственников, находящихся в пределах полосы строительства и размещения подхода к железнодорожному мосту через реку Обь в пределах земель .....
Вступившим в законную силу решением Каменского городского суда .... от *** удовлетворены исковые требования администрации г. Камень –на – Оби к Г. о выкупе изымаемого имущества. Судом постановлено изъять земельный участок по адресу: .... кадастровый №, принадлежащий Г., прекратив его право собственности на данный земельный участок, путем выкупа Администрацией г. Камень –на – Оби Алтайского края. Взыскать с Администрации г. Камень – на – Оби в пользу Г. 174 504 руб. 64 коп. в качестве выкупной стоимости данного земельного участка. Отказано в удовлетворении исковых требований Г. об устранении нарушения права собственности на земельный участок, взыскании компенсации.
Согласно материалам архивного гражданского дела № – № решение суда Администрацией г. Камень – на – Оби исполнено в части взыскания выкупной стоимости данного земельного участка в сумме 174 504, 64 руб., о чем свидетельствует соответствующая отметка на исполнительном документе Управления Федерального казначейства по .... от ***.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу указанных разъяснений применение такого способа защиты, как признание права отсутствующим возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
Между тем, использование иных способов защиты в отношении спорного земельного участка, как признание права, виндикация и признание сделки недействительной в настоящем случае невозможно.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 56.11 Земельного кодекса РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для:
1) перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности;
2) прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком;
3) досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком;
4) прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на изымаемом земельном участке, либо досрочного расторжения договора аренды или договора безвозмездного пользования такими объектами недвижимого имущества;
5) возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков;
6) государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества;
7) сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.
В случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.
Согласно п. 3 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
В силу пункта 4 статьи 281 Гражданского кодекса РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда (пункт 2).
Указанный элемент изъятия земельного участка для муниципальных нужд создает необходимую правовую основу порядка такого изъятия (часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации) и направлен на обеспечение баланса частных и публичных интересов, отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 29.11.2018 N 1182-О.
С момента прекращения права частной собственности на изымаемую недвижимость на нее возникает право собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, от лица которого уполномоченным органом принято решение об изъятии (пункт 4 статьи 56.11 ЗК РФ).
Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 60 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд (часть 1 статьи 60 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (часть 3 статьи 60 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 72 настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Действовавший на момент принятия решения об изъятии участка, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) исключений в отношении процедуры государственной регистрации прекращения и возникновения прав на земельные участки, в связи с их изъятием для государственных и муниципальных нужд, не предусматривал. Регистрация прав на основании решения суда также производилась в заявительном порядке.
В настоящее время для регистрации прекращения и возникновения прав по рассматриваемому основанию, одновременно с документом, указанным в части 1 статьи 60 Закона N 218-ФЗ, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное (часть 2 статьи 60 Закона N 218-ФЗ).
Учитывая положения части 2 статьи 19, части 3 статьи 60 Закона N 218-ФЗ, заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд возникают права у граждан или юридических лиц, представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном статьей 18 Закона N 218-ФЗ, одновременно органом государственной власти (органом местного самоуправления), принявшим соответствующее решение об изъятии и заключившим соглашение об изъятии с гражданином или юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с ч. 10 ст. 60 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии.
Таким образом, если изъятие имущества и его выкуп произведены на основании решения суда, резолютивная часть решения содержит указание на выплату истцом ответчику выкупной цены и о переходе права собственности к истцу, правовые последствия принятия такого решения (а именно переход права собственности от гражданина к муниципалитету с внесением соответствующих записей в ЕГРН) наступают не с момента вступления его в законную силу, а только после выплаты ответчику возмещения за изымаемое имущество.
В статье 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации приведены условия соглашения об изъятии, которым должно отвечать и решение суда. Положения данной нормы не предусматривают обязанности установления в соглашении об изъятии или в решении суда о принудительном изъятии срока выплаты вознаграждения или срока перехода права на недвижимость. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена лишь необходимость указания в соглашении об изъятии срока передачи недвижимого имущества, который не может превышать шести месяцев со дня прекращения прав прежнего собственника.
Согласно ст. 56.9 соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд содержит, в том числе, указание на права на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые прекращаются и (или) возникают на основании соглашения об изъятии недвижимости и срок передачи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию.
Статьей 60 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ прямо предусмотрены регистрационные действия, проводимые без соответствующего заявления в случае государственной регистрации прав при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Часть 10 статьи 60 Закона N 218-ФЗ, предусматривающая одновременное осуществление государственной регистрации прав на образованные земельные участки и снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, не предполагает исключения в заявительном порядке соответствующих регистрационных действий.
Таким образом, решение суда является основанием для возникновения и прекращения прав, но не может подменять предусмотренную законом государственную регистрацию.
Федеральным законом (п. 3 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ) четко определен момент прекращения права собственности прежнего владельца на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, установленный с момента государственной регистрации прекращения данных прав, иное законодательством Российской Федерации не установлено.
Иск о признании права отсутствующим - это требование владеющего и реестрового собственника, право на имущество которого зарегистрировано как за ним, так и за другим лицом из-за определенной ошибки.
Иск об отсутствии права имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.
Таким образом, выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП. При избрании такого способа защиты, запись в ЕГРП должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.
В данном случае не произведена регистрация как прекращения права собственности Г., так и, соответственно, возникновения права муниципальной собственности на спорный участок.
О прекращении права в рамках данного дела не заявлено, свидетельство о праве на наследство, явившееся основанием для регистрации перехода права собственности к наследнику Г. не оспорено, право собственности администрации в ЕГРН не зарегистрировано, иных требований, помимо признания права отсутствующим, влекущих восстановление прав органа местного самоуправления, при наличии их нарушения, не заявлено.
Из приведенных выше положений норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что исковые требования органа местного самоуправления о признании права собственности ответчика отсутствующим могли быть удовлетворены судом только в случае установления того, что Администрация, в соответствии с данными ЕГРН, продолжает оставаться собственником и владельцем спорного земельного участка, а право ответчика зарегистрировано незаконно, при этом она не владеет этим участком.
Такая совокупность обстоятельств по настоящему делу не установлена, соответственно, оснований для удовлетворения требований, которые суд рассматривает в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Администрации Каменского района Алтайского края оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение месяца со дня вынесения в мотивированном виде.
Судья О.В.Хрипунова
Мотивированное решение изготовлено 10.11.2020