дело № 2-449/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Ключи Усть – Камчатского района 08 октября 2013 года
Камчатского края
Усть - Камчатский районный суд Камчатского края в составе:
судьи Михайловой И.Г.,
при секретаре Шелестовой М.Е.,
с участием старшего помощника Усть-Камчатского межрайонного прокурора Баранцева А.В., главы администрации Козыревского сельского поселения ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усть-Камчатской межрайонной прокуратуры, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Козыревского сельского поселения о возложении обязанности по производству капитального ремонта (замены) тепловых сетей и водопроводных сетей,
у с т а н о в и л:
Заместитель Усть-Камчатского межрайонного прокурора Камчатского края обратился в суд с указанным иском, ссылаясь в его обоснование на то, что Усть-Камчатской межрайонной прокуратурой в п. Ключи проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилищных прав граждан при подготовке к отопительному периоду 2013-2014 годов.
Установлено, что органами местного самоуправления Козыревского сельского поселения не в полной мере соблюдаются требования действующего законодательства в данной сфере.
В ходе проверки установлено, что общее количество сетей, находящихся в муниципальной собственности Козыревского сельского поселения составляет: тепловые сети 2,5 км; водопроводные сети – 21,1 км.
Согласно официальной информации администрации Козыревского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №695, тепловые сети в объеме 0,8 км, водопроводные сети – 16,9 км, являются ветхими и аварийными, в связи с чем им необходим капитальный ремонт либо замена.
Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что в текущем году замена ветхих водопроводных сетей осуществляется на основании утвержденного главой администрации Козыревского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ плана мероприятий по подготовке к зиме 2013-2014 годов (далее – План).
Как следует из раздела 16 Плана, замене подлежит 0,3 км ветхих сетей водоснабжения или 2% от общей протяженности ветхих сетей, расположенных на территории Козыревского сельского поселения.
Вместе с тем, в данный план не включены работы по ремонту (замене) ветхих сетей теплоснабжения, находящихся также в муниципальной собственности Козыревского сельского поселения.
С учетом изложенного, системное толкование законодательства позволяет придти к выводу о том, что орган местного самоуправления Козыревского сельского поселения, на котором лежит обязанность по решению вопросов местного значения – организация тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, может и должен принимать меры по своевременному капитальному ремонту данного муниципального имущества. Довод об отсутствии финансирования не может являться основанием для неисполнения установленной законом обязанности.
Таким образом, бездействие органа местного самоуправления Козыревского сельского поселения, как собственника имущества, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на капитальный ремонт и замену ветхих коммунальных сетей, нарушает права граждан на получение жизненно необходимых коммунальных услуг в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, может привести к прекращению подачи тепло, водоснабжения и водоотведения в многоквартирные дома и на объекты социальной сферы Козыревского сельского поселения вследствие их аварий из-за их изношенности, что может повлечь тяжкие последствия.
Просит суд обязать администрацию Козыревского сельского поселения произвести капитальный ремонт (замену) тепловых сетей в объеме 0,8 км., водопроводных сетей – 16,9 км., в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник Усть-Камчатского межрайонного прокурора Баранцев А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Уточнил, что в исковом заявлении под водопроводными сетями подразумеваются сети водоснабжения в объеме 16,9 км. При этом затруднился уточнить месторасположение водопроводных и тепловых сетей, подлежащих по мнению истца ремонту (замене), поскольку на территорию Козыревского сельского поселения представители прокуратуры с целью выяснить данный вопрос не выезжали, осмотр сетей не производили и соответствующие акты не составляли.
Глава администрации Козыревского сельского поселения ФИО1, действующий в силу прав по должности, с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что администрацией Козыревского сельского поселения ежегодно разрабатывается и утверждается план мероприятий по подготовке к зиме, в котором предусматривается выполнение ремонтных работ на объектах инженерно-коммунальной инфраструктуры.
Все тепловые сети, находящиеся в аварийном состоянии, были заменены в 2012 году. 800 метров трубопроводов тепловых сетей, которые состоят на учете в качестве ветхих и аварийных в летний период 2013 года были обследованы комиссией и установлено, что они находятся в удовлетворительном состоянии. В результате чего острой необходимости в их замене не выявлено. Замена ветхих водопроводных сетей предусмотрена в плане мероприятий по подготовке к зиме в объеме 300 метров. Этот аварийный участок трассы по <адрес>, работы по замене которого выполнены в июле 2013 года.
Жители п.Козыревск обеспечиваются холодным водоснабжением от открытого источника озера Домашнее. В межсезонье, в период таяния снегов, происходит загрязнение питьевой воды в открытом водозаборе, что значительно ухудшает качество поставляемой питьевой воды. В связи с высоким уровнем износа наружной водопроводной сети, частичная замена водопровода не принесет должных результатов, необходима 100% замена подземного водопровода.
В связи с чем на протяжении многих лет органами местного самоуправления выполнялись работы по прокладке сетей водоснабжения по улицам и переулкам в п. Козыревск с целью обеспечения населения водоснабжением. В связи с хаотичностью строительства, которое велось без наличия проектной документации, в настоящее время нет точной схемы водопроводных сетей. Из-за отсутствия схемы системы водоснабжения в п.Козыревск проводить ремонт и замену участками не представляется возможным.
В 2011 году органами местного самоуправления Козыревского сельского поселения было принято решение о строительстве нового водопровода в п.Козыревск. В 2012 году за счет краевого и местного бюджетов проведены ремонтно-восстановительные работы на артезианских скважинах, от которых планируется осуществить забор воды нового водопровода.
Для выполнения поставленной задачи по строительству нового водопровода администрацией Козыревского сельского поселения разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Чистая вода в Козыревском сельском поселении на 2013-2017 годы», проведены торги и заключен муниципальный контракт на выполнение проектных работ, поскольку осуществление строительства возможно только при наличии проектно-сметной документации.
С целью исполнения своих полномочий по обеспечению населения Козыревского сельского поселения водоснабжением, администрацией поселения собран пакет документов, составлена бюджетная заявка и титульный список вновь начинаемого объекта капитального строительства на 2014 год и на плановый период 2015-2016 гг., планируемый к финансированию частично за счет краевого бюджета. Данные документы предоставлены в апреле 2013 года в адрес Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края с целью получения бюджетных ассигнований для финансирования объекта капитального строительства из бюджета края.
Считает необоснованными доводы Усть – Камчатской межрайонной прокуратуры о бездействии органов местного самоуправления Козыревского сельского поселения, как собственника имущества, выражающихся в непринятии должных мер по капитальному строительству и замене ветхих инженерных сетей.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.
В части 1 ст.2 указанного закона определено, что понятие вопросов местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В статье 14 указанного закона установлен перечень вопросов местного значения поселения, к числу которых относится - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ч.1 указанной статьи).
В силу пунктов 4.2 и 4.3 ч.1 ст.17 указанного закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении"; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно п.1 ч.1 ст. 50 указанного закона – в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе - имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения (п.1 ч.2 ст.50).
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2010 г. - к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" N 416-ФЗ 07.12.2011 г. – к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу 10 указанного закона - собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Таким образом, из анализа норм действующего законодательства, следует, что обязанность по решению вопросов местного значения – организация в границах поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации возложена на органы местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании из ответа заместителя главы администрации Козыревского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№695) на запрос Усть – Камчатской межрайонной прокуратуры, в муниципальной собственности Козыревского сельского поселения находятся сети теплоснабжения – 2456 метров, сети водоснабжения – 21 100 метров. Протяженность ветхих сетей теплоснабжения 809 метров, протяженность ветхих водопроводных сетей 16 900 метров (л.д.12).
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Главы Козыревского сельского поселения утвержден план мероприятий по подготовке к зиме 2013-2014 гг. объектов жилищно-коммунального хозяйства Козыревского сельского поселения (л.д.07).
Из раздела № указанного Плана следует, что в План включены работы по ремонту ветхих водопроводных сетей, проходящих по <адрес>, протяженностью 300 метров (л.д.08-11).
Не соглашаясь с доводом истца о необходимости производства ремонта (замены) 800 метров трубопровода тепловых сетей, администрацией Козыревского сельского поселения представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о комиссионном техническом обследовании тепловых сетей в районе жилых домов по <адрес> (от котельной №3).
Из указанного акта следует, что в результате обследования трассы тепловых сетей в районе жилых домов № и 51 по <адрес> от котельной № к потребителям установлено, что тепловые сети проложены подземно в железобетонных лотках на глубине траншеи 2,1 метра (год строительства 1965). Комиссией сделан вывод о том, что тепловые сети на участке теплотрассы в районе жилых домов № и 51 от котельной № к потребителям находится в удовлетворительном состоянии (л.д.21).
Как следует из пояснений представителя ответчика, указанные тепловые сети действительно изношены, но находятся в удовлетворительном состоянии и острой необходимости по их замене не имеется. Кроме того, жилые дома, которые обслуживаются от данных сетей, признаны аварийными, подлежат сносу и в 2014 году жильцы указанных домов будут расселены, а теплосеть на данном участке полностью отрезана, в связи с чем затрачивать несколько миллионов рублей на замену данного участка нецелесообразно.
Администрацией Козыревского сельского поселения в обоснование своих доводов о том, что органами местного самоуправления Козыревского сельского поселения принимаются меры по капитальному ремонту и замене ветхих инженерных сетей представлены документы по долгосрочной муниципальной целевой программе «Чистая вода в Козыревском сельском поселении на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации Козыревского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ (далее Программа).
Целью указанной Программы является обеспечение населения Козыревского сельского поселения питьевой водой, соответствующей требованиям санитарного законодательства.
Задачами Программы являются: развитие систем водоснабжения путем строительства объектов и сетей централизованного водоснабжения; внедрение в секторе водоснабжения современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энерго эффективности (л.д.22,23-30).
Также представлен контракт № «Выполнение проектных работ по объекту «Строительство инженерных сооружений и магистральных сетей водоснабжения в <адрес> – Камчатского муниципального района <адрес>»., заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Заказчиком – администрацией Козыревского сельского поселения и Исполнителем ООО «Проектполисервис», предметом которого является выполнение Исполнителем проектных работ по объекту «Строительство инженерных сооружений и магистральных сетей водоснабжения, протяженностью 22,6 километров, в <адрес> – <адрес> в точном соответствии с техническим заданием и календарным планом (л.д.31-33,34-35,36).
Таким образом, суд принимает во внимание довод администрации Козыревского сельского поселения, о том, что ими предпринимаются меры по капитальному ремонту и замене ветхих инженерных сетей водоснабжения Козыревского сельского поселения, а довод Усть-Камчатской межрайонной прокуратуры о том, что администрация Козыревского сельского поселения как орган местного самоуправления и собственник имущества, бездействует и не принимает меры, направленные на капитальный ремонт и замену ветхих сетей, чем нарушает права граждан на получение жизненно необходимых коммунальных услуг в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями – несостоятельным, не нашедшими подтверждения при судебном разбирательстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем прокурором не представлено достаточных доказательств, подтверждающих ветхое состояние тепловых и водопроводных сетей, свидетельствующих о возможности возникновения ситуаций, когда подача тепло- и водоснабжения в жилые дома и объекты социальной сферы Козыревского сельского поселения может быть прекращена.
Также не представлено доказательств возникновения аварийных ситуаций, свидетельствующих о ветхом состоянии тепловых сетей и сетей водоснабжения в Козыревском сельском поселении.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Заявляя требование о производстве капитального ремонта и замене ветхих тепловых сетей (0,8 км.) и водопроводных сетей (16,9 км.) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, Усть – Камчатская межрайонная прокуратура не указала точное месторасположение тепловых и водопроводных сетей, протяженность отдельных участков указанных сетей, капитальный ремонт которых просит произвести, что исключает возможность их идентифицировать в случае проведения капитального ремонта (замены).
Высказанная в судебных прениях старшим помощником Усть-Камчатского межрайонного прокурора позиция о согласии на продление срока выполнения ответчиком работ до 2018 года, при условии того, что судом будет возложена обязанность по полной замене водопроводных сетей, проходящих на всей территории Козыревского сельского поселения, а не в объеме, указанном в иске, судом во внимание не принимается, так как данное заявление не отвечает положениям ч. 1 ст. 191 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Установленных данной процессуальной нормой распорядительных действий истец в ходе рассмотрения дела по существу не совершал, ходатайства о возобновлении рассмотрения дела не заявлял.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Усть-Камчатской межрайонной прокуратуры, поданных в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Козыревского сельского поселения о возложении обязанности по производству капитального ремонта (замены) тепловых сетей и водопроводных сетей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда через Усть-Камчатский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 09 октября 2013 года.
Судья И.Г. Михайлова
Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2013 года.
Судья И.Г.Михайлова