Дело № 2-449/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2014 года
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Кардаш В.В.,
при секретаре Степановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия должностных лиц незаконным, возложении обязанности установить приборы учета электрической энергии, горячего и холодного водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском мотивируя следующим. Военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена прокурорская проверка общежития военного городка №278 (инв. № 23), расположенного по адресу: <...> по вопросу отсутствия приборов учета электрической энергии, горячего и холодного водоснабжения. Законом на собственников жилых помещений, в том числе и на собственников специализированного жилищного фонда, возложена обязанность по установке приборов учета используемых воды и электрической энергии. Просил признать незаконным соответствующее бездействие Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казённого учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в чьё ведение передан вышеназванный дом, обязать ответчиков установить отсутствующие индивидуальные и общедомовые приборы учёта и ввести их в эксплуатацию.
Определением суда от 16.01.2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОАО «Славянка», ОАО «РЭУ» и ОАО «Оборонэнергосбыт».
Помощник военного прокурора Читинского гарнизона ФИО1, действующий на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «СибТУИО» МО РФ ФИО2, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании полагала исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает, что ФГКУ «СибТУИО» является ненадлежащим ответчиком, поскольку его уставом не предусмотрена обязанность содержания жилищного фонда МО РФ и, соответственно, установка в домах фонда приборов учёта воды и электрической энергии. Кроме того, в 2010 году эти дома переданы на обслуживание открытому акционерному обществу «Славянка», а организация и контроль деятельности по оснащению материально-технической базы МО РФ приборами учёта энергоресурсов, созданию автоматизированной системы учёта и сбора данных об объёмах потребляемых энергоресурсов, в свою очередь, возложены на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ.
Представитель третьего лица ОАО «Оборонэнергосбыт» по доверенности ФИО3 в судебном заседании оставил вопрос об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда.
Третьи лица ОАО «Славянка», ОАО «РЭУ», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, возражений на исковые требования не представили, дело рассмотреть в их отсутствие не просили, причина неявки суду не известна.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из заявления прокурора следует, что он обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц – жильцов общежития военного городка № (инв. № 23), расположенного по адресу: <...>.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что вышеназванное общежитие относится к специализированному жилому фонду Министерства обороны РФ, состоит на учете ФГКУ «СибТУИО» МО РФ, что подтверждается справкой начальника ФГКУ «СибТУИО» МО РФ, распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области (Забайкальскому краю) №1745 от 13.12.2007 года и №1503 от 17.10.2008 года, актом приема-передачи недвижимого и движимого имущества ГУ Каштакская КЭЧ СибВО в ГУ Читинская КЭЧ СибВО.
Согласно положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.04.2009 года № 355 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Во исполнение указанных нормативных документов объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе Читинской и 2-й Читинской КЭЧ районов (в том числе, жилой фонд военного городка №278), переданы ФГКУ «СибТУИО» МО РФ.
В соответствии с пунктом 19 Устава ФГКУ «СибТУИО» МО РФ основной целью его деятельности является осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений МО РФ.
Судом установлено, что общежитие военного городка №278 (инв. № 23), расположенное по адресу: <...> не оборудовано коллективным (общедомовым) прибором учета горячего водоснабжения, а также индивидуальными приборами электрической энергии, горячего и холодного водоснабжения. Указанное обстоятельство в ходе рассмотрения дела ответчиками не оспаривалось.
В соответствии со ст.99 Жилищного Кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В силу ч.1 ст.60 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ст.210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.1 и 2 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 года № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу ч.5 вышеназванной статьи до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии.
Здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 соответствующей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ).
В нарушение вышеназванных норм Министерство обороны РФ и ФГКУ «СибТУИО» МО РФ не обеспечили оснащение общежития военного городка №278 (инв. № 23), расположенное по адресу: <...> приборами учета электрической энергии, горячего и холодного водоснабжения, в связи с чем указанное бездействие является незаконным.
Следовательно, требования военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ «СибТУИО» МО РФ о признании бездействия незаконным, обязании установить приборы учета электрической энергии, горячего и холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, исходя из характера выявленных нарушений и необходимых работ по их устранению, необходимости определенных финансовых и временных затрат, суд полагает необходимым определить срок исполнения решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика ФГКУ «СибТУИО» МО РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4 000 рублей. Министерство обороны РФ является государственным органом и в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не установлением коллективного (общедомового) прибора учета горячего водоснабжения, а также индивидуальных приборов учета электричества, холодного и горячего водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в жилом доме военного городка №278 (инв. № 23) по адресу: <...>.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации установить коллективный (общедомовой) прибор учета горячего водоснабжения, а также индивидуальные приборы учета электричества, холодного и горячего водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в жилом доме военного городка №278 (инв. № 23) по адресу: <...>, а также ввести указанные приборы в эксплуатацию, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в доход бюджета городского округа «Город Чита» государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд г.Читы.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 марта 2014 года.
Судья: Кардаш В.В.