ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-449/2016 от 15.01.2016 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

№ 2-449/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 января 2016 года

Центральный районный суд г. Калининграда

в составе:

председательствующего судьи Ж.Н. Оксенчук,

при секретаре Бась Н.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.О.В. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Л.О.В. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением указав, что в августе-сентябре 2010 года он был помещен в следственный изолятор г. Калининграда №1, где содержался в условиях, не отвечающих требованиям безопасности и угрожающих его жизни, а именно, камеры, в которых содержался Л.О.В., не были оборудованы тревожной кнопкой и сигнализацией пожарной безопасности. При содержании в подобных условиях, в случаях возникновения пожара, мог наступить летальный исход. Не обеспечение Л.О.В. условий безопасности при содержании его в следственном изоляторе, ему был причинен моральный вред, компенсацию которого в размере < ИЗЪЯТО > рублей Л.О.В. просил взыскать с ответчика.

В судебное заседание истец Л.О.В., содержащийся в < ИЗЪЯТО >, не этапировался, поскольку действующим гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрены этапирование и доставление лиц, содержащихся под стражей, в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел. Возможность проведения видеоконференцсвязи, о чем было заявлено истцом, отсутствовала. Истцу судом разъяснена возможность и право довести до суда свою позицию по всем аспектам рассматриваемого дела путем направления письменных пояснений, а также право участия в деле через представителя.

Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области С., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Л.О.В.содержался в СИЗО-1 с < Дата > по < Дата >, а в последствии убыл в < ИЗЪЯТО >. По прибытию в учреждение, Л.О.В. был ознакомлен с порядком и условиями содержания в следственном изоляторе, со своими правами и обязанностями. Подозреваемые и обвиняемые содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утв. Приказ МЮ РФ от 14.10.2005 № 189). Здания и помещения учреждения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями федерального закона. В соответствии п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, камеры СИЗО оборудуются вызывной сигнализацией. Учитывая, что помещения камер СИЗО-1 были оборудованы пожарной и вызывной сигнализацией, просила в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать в полном объеме.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Статьей 151 ГК РФ предусмотрено: если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Федеральным Законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определен порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, гарантии их прав и законных интересов.

Согласно ст.4 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

В ст.8 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ указано, что следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности (далее - следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.

Следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации создавались, реорганизовывались и ликвидировались министром юстиции Российской Федерации и являлись учреждениями, входящими в систему территориальных органов уголовно - исполнительной системы. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст.16 ФЗ от 15.07.1995 г. №103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).

Частью 1 статьи 23 указанного федерального закона предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с пунктом 42 указанных выше Правил камеры СИЗО оборудуются вызывной сигнализацией.

Судом по данным архивной учетно-справочной картотеки ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области установлено, что Л.О.В., содержался в следственном изоляторе №1 города Калининграда в период с < Дата > по < Дата >.

Обращаясь в суд с требованиями о компенсации морального вреда, истец указал, что камеры следственного изолятора, в которых он содержался в августе-сентябре 2010 года не были оборудованы тревожной кнопкой и пожарной сигнализацией..

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно сведениям, представленным старшим инспектором ГПП отдела режима ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, здания и помещения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями федерального закона «технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЭ, приказа ФСИН России от 30 марта 2005 г. № 214 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний», автоматическая пожарная сигнализация это совокупность пожарно-технического и прочего оборудования (пожарные и звуковые извещатели, сирены, тревожные кнопки, световые табло, приёма-контрольные приборы и т.д.) комплектация, монтаж, обслуживание и использование которой регламентируется следующими нормативными документами (нормы пожарной безопасности) НПБ 88-2001*, НПБ 110-03, НПБ 104-03, РД 78.145-93, (правила устройства электроустановок) ПУЭ- 85, (строительные нормы и правила) СНиП 11-01-95, РД 009-01-96, ГОСТ Р 51091-97.

За 2013, 2014 года и истекший период 2015 года на территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области пожаров не допущено. Пожарно-профилактическая работа и контроль за соблюдением противопожарного режима в учреждении организованы в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы исполнения наказания от 30.03.2005 № 214 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» и приказа Федеральной службы исполнения наказания от 03.09.2007 № 177 «Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы», а так же других руководящих документов.

Помещения учреждения обеспечены первичными средствами пожаротушения, средствами индивидуальной защиты органов дыхания, поэтажными планами эвакуации, инструкциями о мерах пожарной безопасности, знаками пожарной безопасности, размещенных, в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 30 марта 2005 г. № 214 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний». Ужесточён контроль за соблюдением правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых электроприборов, надзор за осужденными в части использования электронагревательных приборов, а также в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях повышения уровня противопожарной защиты учреждения, снижения вредоносного воздействия табачного дыма, определены места для курения на территории учреждения. Огневые работы проводятся в соответствии с требованиями приказов, инструкций, с оформлением разрешения на проведение огневых работ. Пожарные щиты укомплектованы в полном объеме в соответствии с требованиями пожарной безопасности. За каждым объектом и помещением учреждения, приказом начальника закреплены ответственные лица за пожарную безопасность. Регулярно проводятся занятия с личным составом дежурных смен по действиям при пожаре, а также занятия с лицами отряда хозяйственного обеспечения допущенных к огневым работам;

Сведениями о не оборудовании камер следственного изолятора №1 в период с августа по сентябрь 2010 года тревожной кнопкой и сигнализацией пожарной безопасности Уполномоченный по правам человека в Калининградской области не обладает.

Кроме того, сведений о нарушении прав в данной части, материалы гражданского дела не содержат, истцом, в нарушении требований ст. 56 ГПК, доказательств этому не представлено.

Учитывая отсутствие каких-либо доказательств, подтверждающих доводы Л.О.В. об отсутствии в камерах, где он содержался в период с < Дата >, тревожной кнопкой и сигнализацией пожарной безопасности, оснований для удовлетворения заявленных им требований суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требования Л.О.В. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда - отказать

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 января 2016 года.

СУДЬЯ