ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-449/2018 от 27.04.2018 Орловского районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2018 года г. Орел

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Постниковой П.В.,

при секретаре Мещериной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении райсуда гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, БУ Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Орловского района» об установлении факта владения домом на праве собственности, признании права на получение государственной социальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, БУ Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Орловского района» об установлении факта владения домом на праве собственности, признании права на получение государственной социальной помощи..

В обоснование иска указал, что он с 22.07.2005г. был зарегистрирован и проживал совместно со своей матерью, ФИО2 по адресу: <адрес>. 31.12.2012г. ФИО2 умерла. После ее смерти открылось наследство в виде:

- земельного участка площадью 3000 кв.м. с кадастровым номером 57:10:1610101, расположенный по адресу: <адрес>

- жилого дома общей площадью 60 кв.м., в том числе жилая - 48 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

- денежных вкладов хранящихся в подразделении ПАО Сбербанк.

Дата он обратился к нотариусу ФИО3 с заявлением о вступлении в наследство после смерти матери. Нотариусом было заведено наследственное дело . Однако правоустанавливающие документы на жилой дом отсутствовали.

Решением Орловского районного суда от Дата был установлен факт принятия наследства ФИО1 после смерти матери ФИО2, в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. На сегодняшний день зарегистрировать право собственности не представляется возможным, так как 27.01.2017г. в результате пожара <адрес> был уничтожен. Проживание в указанном строении невозможно, так как крыша дома уничтожена по всей площади строения, остекление и рамы во всех оконных проемах отсутствуют, помещения дома подвержены значительному огневому воздействию, элементы деревянного пола выгорели на значительной площади помещения.

Датаг. истец обратился в Администрацию Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области с заявлением об оказании материальной помощи. Датаг. был получен ответ о том, что этот вопрос будет рассмотрен после внесения изменений в нормативно-правовые акты о порядке расходования средств резервного фонда Платоновского сельского поселения. Датаг. истцом получено письмо из Администрации Орловского района о том, что в настоящее время предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджета района не представляется возможным. И ему было рекомендовано обратиться с данным вопросом в БУ ОО «КЦСОН Орловского района».

Согласно справки от Датаг., выданной Департаментом социальной защиты населения опеки и попечительства Орловской области, Бюджетное учреждение Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Орловского района» ввиду того, что на момент обращения правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на сгоревший дом у меня не имеется, то оказание государственной социальной помощи в связи с пожаром не представляется возможным.

Отсутствие документов, подтверждающих право собственности на жилой дом, лишает истца права на получение государственной социальной помощи в виде денежных выплат как гражданину, понесшему материальный ущерб в связи с чрезвычайным обстоятельством (пожаром). Истец не трудоустроен, так как сначала ухаживал за своей матерью, а после ее смерти найти подходящую работу так и не смог. Никаких доходов не имеет. Живет с женой на ее пенсию в размере 8505руб. 17 коп., а также за счет хозяйства, которое держал. Согласно сведениям из ГУ УПФ РФ о состоянии лицевого счета застрахованного лица последние выплаты работодателем производились в 2010 году.

Ввиду того, что истец принял наследство после смерти своей умершей матери, фактически владел жилым домом на праве собственности, то полагает, что ему должна быть оказана государственная социальная помощь

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 1152, 1153 ГК РФ, ст. 264 ГПК РФ, Законом Орловской области от Датаг. , и постановлением Правительства Орловской области от 14.02.2014г. и изменениями в постановлении Правительства Орловской области от 27.09.2016г. , ФИО1 просил суд установить факт владения и пользования домом по <адрес> на праве собственности в период с 31.12.12г. по 21.12.2017г.; признать за ним право на получение государственной социальной помощи в связи с чрезвычайным обстоятельством (пожаром); взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, Бюджетного учреждения Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Орловского района» в пользу ФИО1 государственную социальную помощь в размере 205 020 (двести пять тысяч двадцать) рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО4 исковые требования в части взыскания социальной помощи уточнили и просят суд взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в пользу ФИО1 государственную социальную помощь в размере 191 080 рублей. В остальной части иск поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика - Бюджетного учреждения Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Орловского района» ФИО5 заявленный иск не признала, пояснив, истец при обращении в БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Орловского района» не представил документов, подтверждающих, что сгоревший жилой дом являлся его собственностью, поэтому в удовлетворении заявления ему было отказано.

На рассмотрение дела ответчик - Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области - не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен заблаговременно и надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра в Орловской области в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещался о слушании дела.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд рассматривает дела об установлении:

- факта владения и пользования недвижимым имуществом;

- других имеющих юридическое значение фактов.

Согласно ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В соответствии со ст. 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

Из содержания указанных норм следует, что в судебном порядке возможно установление только тех фактов, с которыми связано существование субъективного материального права. Для этого заявитель должен указать цель, для которой ему необходимо подтвердить факт.

Судом установлено, что с 22.07.2005г. истец зарегистрирован и проживал совместно со своей матерью, ФИО2 по адресу: <адрес>

31.12.2012г. ФИО2 умерла.

После ее смерти открылось наследство в виде:

- земельного участка площадью 3000 кв.м. с кадастровым номером 57:10:1610101, расположенный по адресу: <адрес>

- жилого дома общей площадью 60 кв.м., в том числе жилая - 48 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

- денежных вкладов хранящихся в подразделении ПАО Сбербанк.

ДатаФИО1 обратился к нотариусу ФИО3 с заявлением о вступлении в наследство после смерти матери. Нотариусом было заведено наследственное дело . Однако правоустанавливающие документы на жилой дом отсутствовали.

Решением Орловского районного суда от Дата, вступившим в законную силу, был установлен факт принятия наследства ФИО1 после смерти матери ФИО2, в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

На сегодняшний день зарегистрировать право собственности не представляется возможным, так как 27.01.2017г. в результате пожара <адрес> был уничтожен. Проживание в указанном строении невозможно, так как крыша дома уничтожена по всей площади строения, остекление и рамы во всех оконных проемах отсутствуют, помещения дома подвержены значительному огневому воздействию, элементы деревянного пола выгорели на значительной площади помещения.

Датаг. истец обратился в Администрацию Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области с заявлением об оказании материальной помощи. Датаг. был получен ответ о том, что этот вопрос будет рассмотрен после внесения изменений в нормативно-правовые акты о порядке расходования средств резервного фонда Платоновского сельского поселения. Датаг. истцом получено письмо из Администрации Орловского района о том, что в настоящее время предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджета района не представляется возможным. И ему было рекомендовано обратиться с данным вопросом в БУ ОО «КЦСОН Орловского района».

Согласно справки от Датаг., выданной Департаментом социальной защиты населения опеки и попечительства Орловской области, Бюджетное учреждение Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Орловского района» ввиду того, что на момент обращения правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на сгоревший дом у меня не имеется, то оказание государственной социальной помощи в связи с пожаром не представляется возможным.

Истец не трудоустроен, доходов не имеет. Согласно сведениям из ГУ УПФ РФ о состоянии лицевого счета застрахованного лица последние выплаты работодателем производились в 2010 году.

Свидетель ФИО6 суду показала, что ФИО1 ее отец. Он проживал совместно со своей матерью - ФИО2 Последняя умерла Дата. Истец после смерти матери проживал в доме, следил за его состоянием, производил текущий ремонт. Дата спорный дом был уничтожен в результате пожара. После пожара истец проживает в г. Орле у родной сестры.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства суд приходит к выводу, что в период с Дата до момента пожара истец проживал в домовладении по адресу: <адрес>, проживал в данном доме, следил за его состоянием, производил в нем ремонт, однако, не закончила оформление своих наследственных прав в отношении жилого дома вследствие пожара.

Ввиду изложенного, суд читает необходимым установить факт владения истцом жилым домом на праве собственности и факт проживания истца в спорном доме, поскольку в ином порядке установить данные юридические факты невозможно, и установление данных фактов имеет для ФИО1 юридическое значение для признания права на получение государственной социальной помощи.

Требования ФИО1 о взыскании с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области государственной социальной помощи в размере также подлежат удовлетворению ввиду нижеизложенного.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи " получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Из ст. 3 Закона Орловской области от 25 декабря 2013 года N 1582-03 "Об отдельных отношениях в сфере оказания государственной социальной помощи в Орловской области" усматривается, что к полномочиям Правительства Орловской области в сфере оказания государственной социальной помощи относятся:

1) утверждение порядка определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, условий, порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;

2) установление размеров государственной социальной помощи;

3) утверждение формы социального контракта;

4) утверждение порядка проведения органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере социальной защиты населения (далее - органы специальной компетенции) мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

5) утверждение государственных программ Орловской области в сфере оказания гражданам, проживающим на территории Орловской области, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий;

6) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

В соответствии с п. 1.1. Положения об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 14.02.2014 N 48 (ред. от 27.09.2016) (далее Положение) оно определяет условия, размеры, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета на указанные цели малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Российской Федерации (далее - малоимущие граждане), имеющим место жительства (место пребывания) на территории Орловской области, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума установленного постановлением Правительства Орловской области в расчете на душу населения Орловской области, на дату подачи заявления.

Величина прожиточного минимума в Орловской области устанавливается в порядке, определенном Законом Орловской области от 6 мая 2011 года N 1201-03 "О порядке установления величины прожиточного минимума в Орловской области".

Согласно п. 3.1. Положения государственная социальная помощь назначается по представленному в электронной либо письменной форме в учреждения по месту жительства (месту пребывания) на территории Орловской области либо через многофункциональный центр заявлению (по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению) гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина на имя руководителя органа исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере оказания государственной социальной помощи (далее - орган специальной компетенции).

В заявлении гражданином (далее - заявитель) указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) на праве собственности имуществе, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи ".

Заявление на оказание государственной социальной помощи в связи с чрезвычайными обстоятельствами ( пожар, стихийное бедствие), связанными с повреждением либо утратой (разрушением) жилого помещения, подается от собственника жилого помещения или ответственного квартиросъемщика в течение 12 месяцев со дня наступления чрезвычайных обстоятельств.

Из п. 3.2. Положения усматривается, что к заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность (паспорта либо иного выдаваемого в установленном порядке документа, удостоверяющего личность гражданина);

2) копия свидетельства о рождении ребенка (детей) в возрасте до 14 лет;

3) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи;

4) копия трудовой книжки неработающего заявителя (члена семьи) с записью, подтверждающей факт отсутствия трудовых отношений на дату подачи им заявления;

5) справка кредитного учреждения о наличии у заявителя открытого расчетного счета.

Пункт 3.4. Положения указывает, что малоимущие граждане, понесшие материальный ущерб в связи с чрезвычайными обстоятельствами ( пожар, стихийное бедствие), связанный с повреждением либо утратой (разрушением) жилого помещения, дополнительно к документам, указанным в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего Положения, представляют следующие документы:

1) сведения о принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;

2) справку Главного управления МЧС России по Орловской области о произошедшем пожаре (стихийном бедствии);

3) копию документа, подтверждающего страхование жилого помещения и (или) имущества (при наличии).

Согласно п. 5.3. Положения малоимущим гражданам, понесшим материальный ущерб в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийное бедствие), связанный с утратой (разрушением) жилого помещения, государственная социальная помощь предоставляется в двадцатикратном размере величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Орловской области в расчетё на душу населения в Орловской области, на дату подачи заявления.

Постановлением Правительства Орловской области от 31 октября 2017 г. N 458 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за 3 квартал 2017 года» установлена величина прожиточного минимума в Орловской области за 3 квартал 2017 года на душу населения в размере 9554 рубля.

Учитывая изложенное, поскольку истец с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде 20-кратного размера величины прожиточного минимума обратился в октябре 2017 года, суд пришел к выводу, что истец имеет право на получение указанной помощи, поэтому с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в пользу ФИО1 подлежит взысканию государственная социальная помощь в размере 191 080 рублей из расчета: 9554 х 20.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить факт владения и пользования ФИО1 на праве собственности жилым домом по <адрес> в период с Дата по Дата.

Признать за ФИО1 право на получение государственной социальной помощи в связи с чрезвычайным обстоятельством пожаром.

Взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в пользу ФИО1 государственную социальную помощь в размере 191 080 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста.

Мотивированное решение изготовлено 03.05.2018.

Председательствующий: П.В. Постникова