Дело № 2-449/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 сентября 2021 года г. Выкса
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Красовской Ю.О., с участием помощников Выксунского городского прокурора Комаровой Г.В., ФИО1, представителя интересов истца Администрации г.о.г. Выкса ФИО2, ответчика ФИО3, её представителя ФИО4, при секретаре Конышевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области к ФИО3 о признании недействительным соглашения о намерениях, изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выплате возмещения, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении из жилого помещения,
по встречному иску
ФИО3 к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области об обязании заключить основной договор мены жилого помещения,
установил:
Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области обратилась в суд с исковыми требованиями к ФИО3 о расторжении соглашения о намерениях № х (предварительный договор мены) от хххг., заключенного между ФИО3 и Администрацией г.о.г. Выкса Нижегородской области.
Исковые требования мотивированы тем, чтоххх года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> был признан аварийным и включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. №168. Ххх года между ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса, было заключено соглашение о намерениях №х (предварительный договор мены), с целью предоставления ей и членам её семьи жилого помещения во вновь построенном многоквартирном доме, расположенном в пределах города Выкса Нижегородской области, приобретаемого в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года №168. ххх года ФИО3 было направлено уведомление о расторжении соглашения о намерениях от ххх №х. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14 ноября 2020 года №926 «О внесении изменений в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года №168, администрацией городского округа город Выкса ФИО3 было направлено соглашение о расторжении соглашения о намерениях (предварительный договор мены) от ххх года №х. В соответствии с ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. ФИО3 приобрела право собственности на квартиру №х дома х по улице ххх города Выкса Нижегородской области на основании договора мены от ххх, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации ххх. Согласно ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственности ФИО3 возникло позднее, чем многоквартирный дом признали в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а именно ххх года. Таким образом, ФИО3 не имеет права на переселение посредством заключения договора мены жилых помещений, в соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», так как согласно ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. На основании вышеизложенного истец просил расторгнуть соглашение о намерениях №х (предварительный договор мены) от ххх года, заключенное между ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области.
Впоследствии, исковые требования истцом были изменены в порядке ст.39 ГПК РФ, а именно истец просит признать недействительным соглашение о намерениях №х (предварительный договор мены) от ххх года, заключенное между ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса. В обоснование данных требований истец дополнительно указывает, что в соответствии с п. 1 ст.166 ГК РФ, п.1 ст. 167 ГК РФ, п.2 ст. 168 ГК РФ, п.75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" заключение соглашения о намерениях №х (предварительного договора мены) от ххх нарушает требования закона, содержащего явно выраженный запрет по совершению таких сделок (посягает на публичный интерес), а также нарушает права и охраняемые законом интересы администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, так как приводит к невозможности надлежащей реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года №168.
Одновременно истцом Администрацией г.о.г. Выкса Нижегородской области заявлены требования об изъятии жилого помещения по адресу: <...> для муниципальных нужд городского округа город Выкса; выплате возмещения за изымаемое жилое помещение в пользу ФИО3 путем перечисления на указанный ею расчетный счет денежных средств в размере 1500000 руб. 00коп.; прекращении права собственности ФИО3 на жилое помещение по адресу: <...> и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме; признании права собственности за муниципальным образованием городской округ город Выкса Нижегородской области на жилое помещение по адресу: <...> и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выселении ФИО3 из жилого помещения по адресу: <...>. Данные исковые требования мотивированы тем, что постановлением Администрации г.о.г. Выкса от 14.05.2021г. № 1184 принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме № хххх г. Выкса для муниципальных нужд. В перечень объектов недвижимости, подлежащих изъятию для муниципальных нужд, входит и 2-х комнатная квартира № ххх г. Выкса, общей площадью ххх кв.м., принадлежащая на праве собственности ФИО3 Во исполнение мероприятий по переселению граждан в рамках реализации региональной программы администрацией г.о.г. Выкса были организованы встречи с собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. При этом собственникам жилых помещений предлагалось выбрать способ обеспечения их жилищных прав путем выкупа. Письменные обращения собственников жилых помещений учитывались при организации мероприятий по переселению. От ФИО3 письменного обращения о выборе способа обеспечения своих жилищных прав в администрацию г.о.г. Выкса не поступало. Для определения размера возмещения за жилое помещение на основании муниципального контракта № 1 от 26.01.2021г. была произведена оценка рыночной стоимости права собственности на жилые помещения (квартиры), в том числе и на квартиру по адресу: <...>. Согласно отчета об оценке оценщика ФИО5, рыночная стоимость двухкомнатной квартиры и общего имущества в многоквартирном доме с учетом её доли в праве общей собственности на такое имущество, общей площадью хххкв.м., этаж 1, двухэтажного бревенчатого жилого дома, расположенная по адресу: Нижегородская область г. Выкса ул.хххх, на 14.02.2021г. составила 1622038руб. ФИО3 будет выплачено 1500000руб. в соответствии с договором мены от хххг. Копия постановления об изъятии была направлена в адрес ФИО3 Одновременно с решением об изъятии в адрес ФИО3 были направлены: проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, кадастровый паспорт земельного участка, подлежащего изъятию, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Данные документы были получены ФИО3, однако до настоящего времени проект соглашения с её стороны не подписан. В связи с тем, что жилое помещение, принадлежащее ФИО3, находится в многоквартирном доме, признанном аварийным, что не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, необходимо изъять у ФИО3 жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. Поскольку проживание в данном жилом помещении, которое признано аварийным, не безопасно, и представляет угрозу для жизни и здоровья ФИО3, истец считает необходимым выселить её из данного жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела ответчик ФИО3 обратилась в суд со встречным иском к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, об обязании заключить основной договор мены жилого помещения по адресу: <...> в соответствии с условиями соглашения о намерениях (предварительный договор мены) от ххх года.
Исковые требования объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании представитель интересов истца Администрации г.о.г. Выкса ФИО2, действующая на основании доверенности от хххг. №х, исковые требования администрации г.о.г. Выкса поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, встречные исковые требования ФИО3 не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что поскольку сделка, а именно заключение договора мены состоялось после признания дома аварийным, то возможность исполнения условий Соглашения в части предоставления ответчику другого жилого помещения отсутствует, поскольку изъятию подлежит объект (квартира) в целом. На момент заключения предварительного договора мены его сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным его условиям, соглашение заключено добровольно, но поскольку на момент заключения спорного Соглашения уже вступили в законную силу положения ч.8.2 ст.32 ЖК РФ, то условия, содержащиеся в нем (Соглашении), противоречат требованиям закона и являются недействительными. Администрации г.о.г. Выкса на момент заключения Соглашения хххг. было известно о внесенных изменениях в ст. 32 ЖК РФ.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования администрации г.о.г. Выкса не признала, заявленные ею требования поддержала, представитель интересов ответчика ФИО4 указал, что в рассматриваемом случае ответчик – собственник жилого помещения имеет право выбора обеспечения её жилищных прав, а именно либо предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп, поскольку соглашение о намерениях № х от хххг. (предварительный договор мены) между администрацией г.о.г. Выкса и ФИО3 было заключено после внесения изменений в ст. 32 ЖК РФ, вступивших в силу 28.12.2019г. Односторонний отказ от исполнения обязательства запрещен, обязательства администрацией г.о.г. Выкса должны быть исполнены. Иного жилого помещения ФИО3 не имеет.
Третье лицо Министерство строительства Нижегородской области в судебное заседание представителя не направило, о дне и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом – судебной повесткой, в представленном отзыве на исковые требования ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что Министерство является разработчиком и государственным заказчиком (координатором) региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. № 168 (далее - Программа). Целью Программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Программой определено взаимодействие министерства с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области - участников Программы по расселению многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г. При этом конкретные мероприятия по переселению граждан из аварийных жилых домов (в том числе заключение с гражданами договоров мены, договоров социального найма и др.) осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы самостоятельно. Урегулирование вопроса о расторжении соглашения о намерениях (предварительного договора мены) от 23 июля 2020 г. № 63 осуществляется в рамках договорных отношений между администрацией и ответчиком, министерство не является стороной данного соглашения. Вместе с тем считает необходимым отметить следующее. Многоквартирный дом по адресу: <...> признан аварийным 30 мая 2012 г., включен в третий этап Программы с планируемым ориентировочным сроком расселения до 31 декабря 2022 г. В целях приведения Программы в соответствие с ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) постановлением Правительства Нижегородской области от 14 ноября 2020 г. № 926 раздел 10 Программы дополнен новой нормой, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности (за исключением случаев наследования) на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным, имеют право только на выплату возмещения. Разъяснения по вопросу применения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ содержатся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. № 15026-МЕ/06. Минстрой России в данном письме указывает, что Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 473-ФЗ) статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются. Данная норма вступила в силу 28 декабря 2019 г. Федеральный закон № 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28 декабря 2019 г., размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание представителя не направило, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных пояснениях на иск указало, что, являясь в силу пункта 1 положения «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, Минстрой России полагает возможным пояснить следующее. На основании части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Согласно части 6 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. Как указано в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ). Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 ЖК РФ была дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 статьи 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание представителя не направил, о дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав представителя истца, ответчика, её представителя, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.ст.12, 55, 56, 57, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено, что по адресу: <...> располагается жилое помещение – квартира № х, общей площадью ххх кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от хххг.
Ответчик ФИО3 приобрела право собственности на квартиру № ххх города Выкса Нижегородской области на основании Договора мены от ххх, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации ххх.
30 мая 2012 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> был признан аварийным и включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. №168.
Ххх года между ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса, было заключено Соглашение о намерениях №х (предварительный договор мены), с целью предоставления ответчику жилого помещения во вновь построенном многоквартирном доме, расположенном в пределах города Выкса Нижегородской области, приобретаемом в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года №168.
Как следует из п. 1 Соглашения о намерениях № х(предварительного договора мены) от ххх, заключенного между сторонами, ответчиком сделан выбор в пользу предоставления ей взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения.
Согласно п.1 и п.3 указанного Соглашения администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области было дано согласие и приняты на себя обязательства по предоставлению ответчику жилого помещения во вновь построенном многоквартирном доме, расположенном в пределах города Выкса Нижегородской области, а также обязательства по заключению в будущем основного договора мены.
Из пункта 3 вышеуказанного Соглашения также следует, что на момент его заключения Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области было известно о договоре мены, заключенном хххг. и регистрации за ФИО3 права собственности на спорную квартиру хххг.
Однако, ххх года Администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО3 было направлено Уведомление о расторжении Соглашения о намерениях от ххх №х. Основанием для направления данного Уведомления со стороны Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области послужило то обстоятельство, что в соответствии с ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. Поскольку ФИО3 право собственности на спорную квартиру было приобретено на основании договора мены уже после признания дома аварийным, а именно ххх, то условия Соглашения о намерениях №х не могут быть исполнены, поскольку не основаны на законе.
Соглашение о расторжении Соглашения о намерениях от ххх №х ответчиком подписано не было, хххг. в администрацию г.о.г. Выкса от ФИО3 поступило заявление об отказе от подписания соглашения о расторжении соглашения о намерениях №х от ххх, в связи с чем Администрация г.о.г. Выкса обратилась в суд с иском о его расторжении в судебном порядке.
Кроме того, уточнив исковые требования, Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области просит признать недействительным Соглашение о намерениях №х (предварительный договор мены) от ххх года, заключенное между ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса, поскольку Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда", статья 32 Жилищного кодекса РФ была дополнена частью 8.2 следующего содержания: граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. В соответствии с п. 1 ст.166 ГК РФ, п.1 ст. 167 ГК РФ, п.2 ст. 168 ГК РФ, п.75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" заключение соглашения о намерениях №х (предварительного договора мены) от ххх нарушает требования закона содержащего явно выраженный запрет по совершению таких сделок (посягает на публичный интерес), а также нарушает права и охраняемые законом интересы администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, так как приводит к невозможности надлежащей реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года №168.
Однако, с данной позицией истца суд не может согласиться в силу следующего.
Как указывалось ранее, 30 мая 2012 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> заключением межведомственной комиссии был признан аварийным и включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. №168.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Однако, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Аналогичные разъяснения содержатся в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.)
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
Как следует из материалов дела, спорное жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: Нижегородская область г.Выкса ул.хххх был признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, на основании Заключения межведомственной комиссии о признании непригодным для постоянного проживания от 30 мая 2012 г. N3.
Постановлением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от 21 ноября 2012 г. N 5497 многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений в данном доме был установлен срок для сноса – 7 лет. В установленный срок собственниками жилых помещений снос многоквартирного дома не произведен.
Жилой дом, расположенный по адресу: <...> был включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. №168 с предполагаемым сроком расселения до 31.12.2022 года.
Доводы истца (по первоначальным требованиям) о том, что поскольку в собственность ответчика ФИО3 спорное жилое помещение поступило на основании договора мены от ххх года, то есть когда жилой дом был уже признан аварийным и подлежащим к сносу, то в данном случае возможность предоставления ответчику другого жилого помещения отсутствует, судом отклоняются в том числе по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела судом не было установлено, что в действиях ответчика ФИО3 имеются какие-либо признаки злоупотребления своими материальными и процессуальными правами.
Договор мены спорной квартиры был заключен между ФИО6, ФИО7 с ФИО3 хххг.
Вместе с тем, согласно указанному договору мены, данных о том, что спорное жилое помещение признано аварийным и подлежащим к сносу, не имеется.
Как следует из выписки из ЕГРН на спорный объект недвижимости, сведения об ограничении прав и обременении объекта недвижимости, не зарегистрированы.
Относительно доводов истца о недействительности условий Соглашения о намерениях №х от ххх года, заключенного между сторонами, поскольку оно противоречит положениям ч. 8.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ, которая предусматривает, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются, суд не может согласится с ними ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В данном случае спорные жилищные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу указанной правовой нормы.
Жилые помещения, расположенные по адресу: <...> признаны непригодными для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу постановлением Администрации городского округа Выкса Нижегородской области от 21 ноября 2012 г., то есть до принятия и вступления в силу части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Поскольку Федеральный закон 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» не содержит указания на то, что он распространяется на ранее возникшие жилищные отношения, положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса подлежат применению в случае изъятия для муниципальных нужд аварийных жилых помещений, приобретённых после 28 декабря 2019 года.
Кроме того, согласно части 3 статьи 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно части 4 указанной статьи акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
На основании части 1 статьи 4 и статьи 10 Жилищного кодекса можно сделать вывод, что жилищные отношения возникают у гражданина с момента приобретения им жилого помещения, а жилищные права, связанные с переселением из жилого помещения в признанном аварийным многоквартирном доме, основанные на статье 32 Жилищного кодекса и Федеральном законе,- с момента включения данного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Как указано в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Таким образом, право собственника помещения в признанном аварийным многоквартирном доме требовать по своему выбору реализации одного из указанных способов обеспечения его жилищных прав возникает с момента включения многоквартирного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Кроме того, возникшее у собственника право требовать выплаты возмещения за изымаемое жилое помещения, в размере, определяемом в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса не предусматривало в момент возникновения этого права (то есть в момент включения многоквартирного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда) каких-либо дополнительных ограничений на размер возмещения, в том числе ограничения ценой приобретения данного жилого помещения. Применение к таким собственникам части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса означало бы распространение данной нормы на ранее возникшие жилищные права, что прямо противоречит положениям частей 3 и 4 статьи 6 Жилищного кодекса.
Таким образом, поскольку право собственности на спорное жилое помещение приобретено ответчиком ФИО3 на основании договора мены от ххх года, то есть до вступления в законную силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые обратной силы не имеют и не применяются к правоотношениям, возникшим до ее введения Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" и Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, то предусмотренных законом оснований, как для расторжения, так и для признания недействительным Соглашения о намерениях №х (предварительный договор мены) от ххх года, заключенного между ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса у суда не имеется.
Одновременно суд не находит оснований и для удовлетворения исковых требований администрации г.о.г. Выкса обизъятии жилого помещения по адресу: <...> для муниципальных нужд с выплатой возмещения в размере 1500000 руб. 00коп., а также прекращении права собственности ФИО3 на данное помещение и признании права собственности на него за муниципальным образованием городской округ город Выкса Нижегородской области, а также выселении ФИО3 из данного жилого помещения.
Так, как указано выше, расселение многоквартирного жилого дома по адресу: <...> осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Согласно ч.3 ст. 16 Закона №185- ФЗ переселение граждан из аварийного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Дом № хххх г. Выкса включен в региональную адресную программу, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 №168 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы».
Постановлением администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области от 14.05.2021 №1184 принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме №ххх г. Выкса Нижегородской обл. для муниципальных нужд. В перечень объектов недвижимости, подлежащих изъятию для муниципальных нужд, входит 2-х комнатная квартира № ххх г. Выкса Нижегородской области, общей площадью ххх кв.м., принадлежащая на праве собственности ФИО3, которая является зарегистрированной в данном жилом помещении.
Администрацией г.о.г. Выкса было направлено уведомление ответчику ФИО3 от ххх об изъятии земельного участка, постановление об изъятии, для подписания проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, кадастровый паспорт земельного участка, подлежащего изъятию, отчет об оценке рыночной стоимости недвижимости.
Данное соглашение ответчиком не подписано.
В соответствии с п.п. 1 п.6 ст. 16 Закона №185-ФЗ полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусмотрен ст. 32 ЖК РФ.
Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (п.6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8).
Согласно п.8.2 ст. 32 ЖК РФ Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Указанная часть 8.2 введена Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ, который вступил в силу со дня официального опубликования 28.12.2019.
Таким образом, заключая соглашение о намеренияхххх, администрация г.о.г. Выкса знала об изменениях, внесенных в ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Соглашение заключено сторонами добровольно, в рамках полномочий администрации, подписано сторонами. Соглашение заключено в соответствии со ст. 429 ГК РФ. Оснований для признания его недействительным не имеется, в связи с чем и в удовлетворении требований, заявленных Администрацией городского округа город Выкса следует отказать в полном объеме.
Относительно встречных исковых требований ответчика ФИО3, в которых она просит обязать администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области заключить основной договор мены жилого помещения по адресу: <...> в соответствии с условиями соглашения о намерениях (предварительный договор мены) от ххх года, то суд считает их не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как следует из п. 6 Соглашения о намерениях №ххх подписанного сторонами «Стороны» обязуются заключить основной договор не позднее 31.12.2021 года. До указанной даты «Сторона-1» (ответчик по первоначальному иску) обязуется не совершать с другими лицами сделок в отношении указанной п.3 настоящего договора недвижимости.
Таким образом, на момент рассмотрения данного дела предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика (истца по первоначальным требованиям) администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области обязанности заключить договор мены с ФИО3, на условиях, определенных в соглашении о намерениях №х (предварительный договор мены) от ххх, не имеется, поскольку согласно п.6 Соглашения о намерениях срок заключения основного договора определен не позднее 31.12.2021 года.
В соответствии с п. 5 ст. 429 ГК РФ, в случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора.
Срок, указанный в соглашении о заключении договора мены - 31.12.2021 еще не наступил.
Таким образом, жилищные права ответчика (истца по встречным исковым требованиям) до окончания срока указанного в п.6 вышеуказанного Соглашения не являются нарушенными и встречные исковые требования заявлены ФИО3 преждевременно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований к ФИО3 о признании недействительным Соглашения о намерениях №х (предварительный договор мены) от ххх года, заключенного между ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области;изъятии жилого помещения по адресу: <...> для муниципальных нужд; выплате возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 1500000 руб. 00коп.; прекращении права собственности ФИО3 на жилое помещение по адресу: <...>; признании права собственности за муниципальным образованием городской округ город Выкса Нижегородской области на жилое помещение по адресу: <...>; выселении ФИО3 из жилого помещения по адресу: <...> Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области отказать.
В удовлетворении встречных исковых требований к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области об обязании заключить основной договор мены жилого помещения по адресу: <...> в соответствии с условиями соглашения о намерениях (предварительный договор мены) от ххх года, ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
ФИО8