ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-449/2021 от 24.03.2021 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело №2-449/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 марта 2021 года г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,

при секретаре Ступниковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Вититневой С.В. к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» о признании незаконным приказа об увольнении в связи с сокращением штата, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, премии, компенсации морального вреда,

установил:

Вититнева С.В. обратилась в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» (далее- БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой») о признании незаконным приказа об увольнении в связи с сокращением штата, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, премии, компенсации морального вреда, в обоснование которого, с учетом представленного уточнения указала, что приказом №*** от 10 января 2000 г. она принята на должность воспитателя БУЗ Орловской области «Детская областная клиническая больница».

В соответствии с приказом №*** от 27 ноября 2020 г. трудовой договор с истцом расторгнут на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) в связи с сокращением штата.

Полагает, что сокращение штата ответчиком проведено с нарушениями, в связи с чем ее увольнение незаконно.

В силу пункта 3 Устава БУЗ Орловской области «Детская областная клиническая больница» учредителем учреждения здравоохранения является Орловская область, функции которого осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области. Пунктами 38, 24 Устава учреждения установлено, что руководитель учреждения- главный врач по согласованию с учредителем определяет и утверждает структуру учреждения, его штатный и квалификационный состав.

При этом приказом главного врача БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» №*** от 23 сентября 2020 г., не согласованным Департаментом здравоохранения Орловской области, с 01 февраля 2020 г. исключены из штатного расписания учреждения должности воспитателей.

В связи с чем, Вититнева С.В. считала приказ ответчика от 23 сентября 2020 г. №*** о внесении изменений в штатное расписание незаконным, вынесенным главным врачом учреждения за пределами имеющихся полномочий, в нарушение положений Устава БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» и должностной инструкции главного врача.

Также указала, что увольнение истца оп сокращению штатов имело место при наличии прежнего штатного расписания, действующего до 2021 г.

На основании изложенного, окончательно просит суд признать незаконным приказ главного врача БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» №*** от 27 сентября 2020 г. об увольнении Вититневой С.В. на основании пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с сокращением штата, взыскать в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула в размере 42069 рублей за 37 рабочих дней, за период с 01 декабря 2020 г. по 29 января 2021 г., премию по итогам работы в размере 11600 рублей, которая не была выплачена в связи с увольнением, компенсацию морального вреда в размере 70000 рублей.

В судебном заседании истец Витинева С.В., ее представитель Ярушина А.И., поддержали исковые требования в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему. Кроме того считают, что истцу не были предложены все имеющиеся вакантные должности, соответствующие квалификации истца, вакантные нижестоящие должности и нижеоплачиваемые должности в течении всего периода проведения мероприятий по сокращению штата работников.

В судебном заседании представитель ответчика БУЗ Орловской области «НКМЦ им.З.И. Круглой» Дмитрова И.В. возражала против удовлетворения иска, по основаниям, указанным в представленных отзыве и пояснениях.

В соответствии с возражениями на исковые требования Вититневой С.В. оспариваемым приказом главного врача учреждения от 23 сентября 2020 г. из штатного расписания учреждения с 01 декабря 2020 г. исключены 15 должностей воспитателей.

БУЗ Орловской области «НКМЦ им.З.И. Круглой» является медицинской организацией, оказывающей, в том числе, высокотехнологичную медицинскую помощь детям.

Порядок оказания педиатрической помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2012 г. №*** в соответствии с которым должность «воспитатель» в штатном нормативе отсутствует.

Ранее действовавший приказ Минздрав СССР от 31 мая 1979 г. №560 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь областных, краевых и республиканских больниц для взрослых и детей», предусматривавший должности воспитателей в стационарных отделениях детских областных больниц, приказом Минздрава РФ от 16 сентября 2016 г. №708 признан недействующим на территории РФ.

Кроме того, в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в целях исполнения постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. №15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19)», от 13 июля 2020 г. №20 «О мерах по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой короновирусной инфекции (COVID-19) в эпидемиологическом сезоне 2020-2021 годов» ответчиком приняты меры по недопущению внутрибольничного распространения респираторных вирусных инфекций, исполнению введенного запрета на проведение в лечебных учреждениях мероприятий, не отнесенных к лечебному процессу, прерывание путей передачи инфекций и разобщение несовершеннолетних пациентов, а также закрытию игровых комнат для детей в стационарных отделениях.

Учитывая изменения нормативных правовых актов Минздрава РФ, а также обстоятельства непреодолимой силы (пандемия) и связанные с этим противоэпидемические меры, ответчиком принято решение об исключении должностей воспитателей из штатного расписания учреждения.

В связи с чем утверждает, что оспариваемый приказ от 23 сентября 2020 г. №*** «О внесении изменений в штатное расписание БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И, Круглой» не противоречит действующему законодательству.

Кроме того, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 18 января 1996 г. №16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно, что также закреплено в пункте 42 Устава БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой».

Штатное расписание БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» на 2020 г. утверждено на 1 января 2020 г. и согласовано с Департаментом здравоохранения Орловской области. При внесении изменений в течение календарного года переутверждение штатного расписания не проводилось, не требовалось отдельного согласования с учредителем, что подтверждено письмом Департамента здравоохранения Орловской области от 27 ноября 2020 г. №***.

Также указано, что в штатном расписании, вступившем в действие 1 января 2021 г. отсутствуют должности воспитателей.

Витинева С.В. своевременно ознакомлена с приказом от 23 сентября 2020 г. №*** ей вручено уведомление №*** о том, что занимаемая должность воспитателя хирургического отделения будет сокращено 01 декабря 2020 г., она дважды проинформирована об имеющихся вакантных должностях, от замещения которых она письменно отказалась.

28 сентября 2020 г. ответчиком направлена информация о высвобождаемых должностях в КУ Орловской области «Центр занятости населения Советского района г. Орла».

Вититнева С.В. уволена 30 ноября 2020 г. с выплатой выходного пособия в размере среднего заработка согласно статье 178 ТК РФ, в этот же день с ней произведен окончательный расчет и выдана трудовая книжка.

В судебном заседании представитель третьего лица Департамента здравоохранения Орловской области Пензева М.И. поддержала доводы представителя ответчика, также возражала против удовлетворения иска. Согласно письменному отзыву считает требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку при расторжении трудового договора с истцом ответчиком соблюдены порядок и условия, установленные трудовым законодательством. Довод истца о незаконности внесения изменений в штатное расписание и как следствие сокращение численности работников, считает не основанным на действующих правовых нормах, поскольку принятие решения об изменении структуры, штатного расписания относится к исключительной компетенции работодателя в силу требований статьи 22 ТК РФ.

В связи с чем, также просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Вититневой С.В.

Суд, выслушав присутствующих, изучив письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Вититневой С.В. по следующим основаниям.

Согласно части первой статьи 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, иными федеральными законами.

Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлены статьей 81 ТК РФ.

Так, пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ определено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу части 3 статьи 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части 1 названной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Частями 1 и 2 статьи 180 ТК РФ установлено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 данного кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения о том, что в соответствии с частью 3 статьи 81 ТК РФ увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ).

Из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что работодатель, реализуя в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом право принимать необходимые кадровые решения, в том числе об изменении численного состава работников организации, обязан обеспечить в случае принятия таких решений закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

К гарантиям прав работников при принятии работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации относится установленная Трудовым кодексом Российской Федерации обязанность работодателя предложить работнику, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся у работодателя в данной местности вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Данная обязанность работодателя императивно установлена нормами трудового законодательства, которые работодатель должен соблюдать. Являясь элементом правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников, указанная гарантия (наряду с установленным законом порядком увольнения работника) направлена против возможного произвольного увольнения работников в случае принятия работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации. Обязанность работодателя предлагать работнику вакантные должности, отвечающие названным требованиям, означает, что работодателем работнику должны быть предложены все имеющиеся у работодателя в штатном расписании вакантные должности как на день предупреждения работника о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников, так и образовавшиеся в течение периода времени с начала проведения работодателем организационно-штатных мероприятий (предупреждения работника об увольнении) по день увольнения работника включительно. При этом работодатель обязан предлагать все имеющиеся вакантные должности всем сокращаемым работникам, в противном случае нарушается один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - принцип равенства прав и возможностей работников, закрепленный в статье 2 ТК РФ, и запрет на дискриминацию в сфере труда. Неисполнение работодателем такой обязанности в случае спора о законности увольнения работника с работы по названному основанию влечет признание судом увольнения незаконным.

Согласно правой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 2768-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Емельяновой Натальи Михайловны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации», принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, предусмотренных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2011 года № 1164-О-О и № 1165-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1690-О и от 23 декабря 2014 года № 2873-О).

Из материалов дела следует, что 19 апреля 2016 г. приказом Департамента здравоохранения Орловской области утвержден Устав БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой».

В соответствии с разделом 1 Устава «Общие положения» бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» является правопреемником бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи детям им.З.И. Круглой», а также бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Орловский перинатальный центр», реорганизованного путём присоединения к Учреждению на основании распоряжения Правительства Орловской области №*** от 04 февраля 2016 г.

Учредителем учреждения является субъект Российской Федерации – Орловская область.

Функции Учредителя осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области

В соответствии с разделом VI Устава «Управление учреждением» управление Учреждением осуществляется его руководителем – главным врачом.

Руководитель по согласованию с учредителем определяет и утверждает структуру учреждения, его штатный и квалификационный состав, самостоятельно нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников учреждения. Руководитель в пределах своей компетенции издаёт приказы, иные локальные акты и даёт указания, обязательные для всех работников учреждения.

Истец Вититнева С.В. принята в БУЗ Орловской области «НКМЦ им.З.И. Круглой» на должность воспитателя хирургического отделения на основании приказа №*** от 10 января 2000 г.

23 сентября 2020 г. главным врачом БУЗ Орловской области «НКМЦ им.З.И. Круглой» вынесен приказ №*** «О внесении изменений в штатное расписание БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой», на основании которого с 01 декабря 2020 г. из штатного расписания исключены должности воспитателей согласно приложению, внесены соответствующие изменения в штатное расписание учреждения на 2020 г. и дано указание о проведении организационно- штатных мероприятий.

В соответствии с приложением к данному приказу сокращению подлежат 15 единиц воспитателей, в том числе и должность воспитателя хирургического отделения №*** (офтальмологическое), которую занимала Вититнева С.В.

24 сентября 2020 г. и 28 сентября 2020 г. соответственно БУЗ Орловской области «НКМЦ им.З.И. Круглой» уведомило председателя первичной профсоюзной организации работников и КУЗ Орловской области «Центр занятости населения Советского района г. Орла» о предстоящем увольнении работников, что подтверждается имеющимися в материалах дела письменными сведениями.

С приказом №*** «О внесении изменений в штатное расписание БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» истец ознакомлена 25 сентября 2020 г., о чем свидетельствует ее подпись в листе ознакомления.

25 сентября 2020 г. Вититнева С.В. в установленном законом порядке в письменной форме была уведомлена о сокращении 01 декабря 2020 г. занимаемой ею должности и проинформирована о вакантных должностях учреждения- рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений, уборщик служебных помещений, подсобный рабочий, кухонный работник (0.5 ставки), водитель санитарного автомобиля (при наличии водительского удостоверения), оператор стиральных машин, гладильщик (0,5 ставки) (уведомление №***).

От предложенных должностей истец отказалась 23 ноября 2020 г., что также подтверждается ее подписью.

23 ноября 2020 г. уведомлением №*** истец ознакомлена с перечнем вакантных должностей- рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений, уборщик служебных помещений, подсобный рабочий, кухонный работник (0.5 ставки), водитель санитарного автомобиля (при наличии водительского удостоверения), оператор стиральных машин, гладильщик (0,5 ставки), лифтер (при прохождении обучения), садовник, буфетчица (хирургическое отделение, обсервационный блок приемного отделения, инфекционное отделение №***), буфетчица (0.5 ставки) (отделение детской кардиологии и ревматологии), кастелянша (операционное отделение №***, Центр лучевой диагностики, Центр лабораторной диагностики, отделение анестезиологии и реанимации с ПИТ для взрослых ПЦ, приемное отделение ПЦ, отделение перинатальной диагностики ПЦ), кастелянша (0.5 ставки), кладовщик (аптека), администратор (внебюджетное отделение, отделение охраны репродуктивного здоровья ПЦ, приемное отделение ПЦ), диспетчер, оператор, младшая медицинская сестра по уходу за больными (при прохождении обучения по указанной должности), санитарка (при прохождении обучения по указанной должности). От перевода на указанные должности Вититнева С.В. вновь отказалась в письменном виде 27 ноября 2020 г.

Также судом установлено, что 27 ноября 2020 г. ответчиком в адрес Департамента здравоохранения Орловской области направлено обращение о согласовании изменений в штатное расписание учреждения на 2020 г., исключении с 01 декабря 2020 г. из штатного расписания учреждения должностей воспитателей, относящихся к немедицинскому персоналу.

Письмом №*** от 27 декабря 2020 г. Департамент здравоохранения Орловской области разъяснил о том, что действующими нормативными актами Российской Федерации и Орловской области не предусмотрено согласование органами исполнительной и государственной власти в сфере охраны здоровья изменений, которые вносятся в штатные расписания подведомственных государственных медицинских организаций в течение календарного года.

Приказом №***- к от 27 ноября 2020 г. трудовой договор с Вититневой С.В. расторгнут на основании пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ, в связи с сокращением численности или штата работников организации по инициативе работодателя, с 30 ноября 2020 г.

В этот же день истец ознакомилась с приказом о расторжении трудового договора, с ней произведен окончательный расчет и выдана трудовая книжка.

Согласно доводам истца и ее представителя, изменение штатного расписания учреждения, в результате которого исключены должности воспитателя, утверждено руководителем БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» без согласования с Департаментом здравоохранения Орловской области в нарушение Устава учреждения, в связи с чем является незаконным. Суд считает данный довод необоснованным и не принимает его во внимание.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится в том числе установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения.

В силу пункта 4 части 2 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений.

Порядок составления штатного расписания учреждениями здравоохранения утвержден Приказом Минздравмедпрома России от 18 января 1996 г. № 16 (далее - Порядок).

Согласно пунктам 1,2,3,5 Порядка штатное расписание является документом, которым определяется структура учреждения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целом по учреждению. Штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно. Штатное расписание составляется по установленной форме всеми учреждениями здравоохранения и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно. Переутверждение штатного расписания на предстоящий год не обязательно, если в него не вносились изменения или вносились незначительные изменения. В этом случае оформляется перечень изменений. Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения. Примерные формы штатного расписания приведены в Приложениях 1 - 3 к настоящему Порядку.

Кроме того, согласно пункту 29 Примерного устава федерального государственного учреждения системы здравоохранения, направленного Письмом Минздравмедпрома России от 25 июня 1996 г. №***, руководитель учреждения утверждает структуру, штатное расписание и сметы учреждения здравоохранения и его обособленных подразделений.

Из указанных норм следует, что установление штатного расписания отнесено к исключительной компетенции руководителя медицинской организации, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов. Следовательно, положения Устава учреждения, предусматривающие согласование штатного расписания с учредителем, противоречат приведенным выше правовым нормам, и в силу части 2 статьи 11 ГПК РФ, не подлежат применению.

Также суд принимает во внимание, что согласно штатному расписанию на 01 января 2020 г. БУЗ Орловской области «НКМЦ им.З.И. Круглой» штат сотрудников учреждения насчитывал 3077.25 единиц. Как указано выше, оспариваемым приказом учреждения предусмотрено сокращение 15 штатных единиц воспитателей. Следовательно, в соответствии с абзацем 2 пункта 3 Порядка, не требовалось переутверждение штатного расписания на 2020 г.

В связи с чем, суд приходит к выводу о правомерности приказа БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» №*** от 23 сентября 2020 г. «О внесении изменений в штатное расписание БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой».

Суд также учитывает, что согласно Приложению 11 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 г. №*** в штате педиатрического отделения в медицинских организациях не предусмотрена должность воспитателя.

Кроме того, пунктом 4.2 СП ДД.ММ.ГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15, предусмотрено, что эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает в том числе, разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов), профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях.

Таким образом, сокращение должностей воспитателей связано с изменением нормативных актов Минздрава РФ, а также необходимость проведения профилактических мер, направленных на недопущение внутрибольничного распространения респираторных вирусных инфекций, которые, выражались в закрытии игровых комнат лечебных отделений, прекращению учебного процесса, разобщению детей. Осуществление указанных профилактических мер в учреждении стороной истца не оспаривалось.

Данные обстоятельства подтверждаются и планом мероприятий по профилактике внутрибольничного инфицирования на 2020 г., утвержденным главным врачом учреждения 15 сентября 2020 г., письмом главного врача учреждения здравоохранения в адрес МБОУ СОШ «Школа № 36 им. А.С. Бакина» от 11 сентября 2020 г., из которого следует, что учреждение не возражает против пролонгации действия соглашения на безвозмездное оказание услуг по организации учебно- воспитательного процесса с учащимися, находящимися на длительном лечении на 2020-2021 г., при этом проведение педагогическими работниками занятий в очном формате с пациентами больницы не представляется возможным до 01 января 2021 г. в связи с исполнением постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. №*** и от 13 июля 2020 г. №***, предписывающих введение запрета посещений медицинских организаций лицами, не являющимися сотрудниками организаций, использование мер социального разобщения, перевод на дистанционное обучение.

Из материалов дела также следует, что 09 декабря 2020 г. приказом ответчика №***, согласованным руководителем Департамента здравоохранения Орловской области, утверждено штатное расписание учреждения здравоохранения на 2021 г., которое не предусматривает должности воспитателей БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой».

При этом, общее количество штатных сотрудников медицинской организации в соответствии со штатным расписанием на 2021 г. увеличилось с 3077,25 до 3301,25 единиц. Увеличение штатной численности произошло за счет увеличения врачебного персонала и младшего медицинского персонала, штатное количество прочего персонала, к категории которого относилось должность «воспитателя» сократилось с 791 до 784,75 штатных единицы, что свидетельствует о действительном сокращении должности, занимаемой истцом.

В соответствии с доводами истца и ее представителя, ответчиком нарушена процедура увольнения и в связи с не предложением ей таких вакантных должностей как инструктор по трудовой терапии, медицинский регистратор, медицинский регистратор архива, администратор, диспетчер, оператор, и во всех структурных подразделениях учреждения.

Судом отклоняются данные доводы, считая их основанным на неверном понимании правовых норм и опровергающимися материалами дела.

Как следует из материалов дела, истец Вититнева С.В. имеет квалификацию педагога дошкольного и дополнительного образования, что подтверждается представленной копией диплома.

Вакантные должности администратора, диспетчера, оператора, в том числе и в структурных подразделениях (перинатальном центре, инфекционном стационаре) истцу были предложены, что подтверждается уведомлением №*** от 23 ноября 2020 г.

Вакантные должности инструктора по трудовой терапии, медицинского регистратора, медицинского регистратора архива, истцу обоснованно не предлагались, поскольку она не имеет соответствующую квалификацию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

В «Квалификационных характеристиках должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития от 23 июля 2010 г. №*** в разделе IV - должности младшего медицинского и фармацевтического персонала предусмотрены должности со средним медицинским образованием в том числе «инструктор по трудовой терапии», с установленными требованиями к квалификации- наличие среднего профессионального образования по профилю выполняемой работы или среднего профессионального (медицинского) образования без предъявления требований к стажу работы, «медицинский регистратор» с требованиями к квалификации- наличие среднего профессионального образования по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднего (полного) общего образования и дополнительной подготовки по направлению профессиональной деятельности не менее 6 месяцев без предъявления требований к стажу работы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным приказа от 27 ноября 2020 г. об увольнении истца, поскольку факт действительного сокращения занимаемой истцом должности имел место, предусмотренная трудовым законодательством процедура расторжения трудового договора по основанию пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ ответчиком соблюдена.

В силу пункта 1 части 1 статьи 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного увольнения работника.

Согласно статье 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1).

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2).

Поскольку нарушений трудовых прав истца в ходе рассмотрения дела не установлено, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Вититневой С.В. о признании приказа об увольнении незаконным, оснований для удовлетворения ее требований о взыскании компенсации морального вреда и среднего заработка за время вынужденного прогула также не имеется.

Кроме того, Вититневой С.В. заявлены требования о выплате премии по итогам работы за 2020 г.

В силу пункта 3 раздела 3 Порядка и условий осуществления выплат стимулирующего характера работникам БУЗ Орловской области «НКМЦ им.З.И. Круглой» работники, уволившиеся из учреждения по собственному желанию или уволенные по инициативе администрации, теряют право на получение вознаграждения по итогам работы за отчетный период.

Поскольку истец была уволена по инициативе работодателя до истечения календарного года, выплата премии по итогам года не была ей выплачена обоснованно.

Иных доводов, которые повлияли бы на выводы суда, сторонами не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Вититневой С.В. к БУЗ Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» о признании незаконным приказа об увольнении в связи с сокращением штата, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, премии, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда.

Мотивированный текс решения изготовлен 31 марта 2021 г.

Председательствующий Т.Н. Горбачева